внеклассное мероприятие "Умники и Умницы", посвящённое 70-летию Победы.
классный час по истории (9 класс) на тему

для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл к 70-летию Победы.52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра, посвящённая 70-летию Победы в

Великой Отечественной Войне:

«Чем дальше мы уходим от войны...»

(аудитория 9-11 класс)

Цели:

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

- развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

- воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Ученик читатет стих:

Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

 Огнем войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны,

 Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины,

Чем полнозвучней голос тишины,

Тем все понятней, что мы совершили..

Выходят ведущие.

1 ведущий: Более полувека мы живём без войны и столько лет  помним её, каждый день от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.

2 ведущий: ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ???? Это не просто дань славному прошлому. Память – это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. 

1 ведущий: Время успело запахать траншеи на полях былых сражений,

2 ведущий: …однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Учитель:  Здравствуйте, участники и гости нашего мероприятия.  Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

 

Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей игры – викторины.

  1. знакомство с условиями конкурса

В каждом туре  участвуют по 3 игрока  среди учеников  9-11 классов. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам 2 конкурсов «Пролога»: «конкурса русского языка» и «конкурса красноречия», на подготовку к выступлению в котором даётся 10 минут:

  • Зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • Жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • Красная — из двух, но ошибаться нельзя

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем.

Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

Также существуют обычные зрители, которые имеют право ответить, только если теоретики не готовы отвечать. За правильный ответ они получают медаль.

  1. Знакомство с жюри

НАЧАЛО ИГРЫ:

  1.  КОНКУРС: конкурс «Русского языка» (1 минута)
  2.  КОНКУРС: «Красноречие», заранее подготовленное мини-сочинение на тему «ПИСЬМО С ФРОНТА» (читается вслух)
  3. Жюри подводит итоги. Выбор дорожек.
  4. КОНКУРС: викторина ВОПРОС-ОТВЕТ

Заключение:

1 ученик.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.    

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

2 ученик:

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

3 ученик:

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Подведение итогов.

Слово жюри. Награждение победителей.

                                                                                                     приложение

1. Как назвался фашистский  чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии? ("Ост" - "Восток". Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал.)

2. Сколько дней продолжалась решающая битва за Сталинград?

(200 дней (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны. Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу) 

3.  Гитлер решил лично возглавить военные операции на восточном фронте. В директиве сообщалось, что Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть её, планировалось затопление и превращение города в огромное море. Какое кодовое название получила эта операция? («Тайфун» -  Би́тва за Москву́ (Моско́вская битваБитва под Москво́й30 сентября 1941 — 20 апреля1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7–10 января — 20 апреля 1942).

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории битва известна как «Операция „Тайфун“».

                                               

4. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?    (Иосиф Сталин.)

  1.  Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)?  («Папашей».)
  2.  Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152)  «зверобоем». За что? (За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)
  3.  На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано? (Инструкция по применению.)
  4.  Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что? (Тревога, появился  вражеский самолёт.)
  5. В глубоком тылу врага сложилась свободная зона - партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? (Новости с фронта писали на школьной доске мелом)
  6.  Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? (Челябинск, Южный Урал.  Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)
  7.  Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое? («Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова.) Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой. В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека. Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

  1.  Все знают, что военный парад        это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска проходили по площади  и  в этот же день вступали в бой с фашистами. Назовите дату этого парада. Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса?
    (7 ноября 1941 года. Его участники прямо с этого парада шли в бой,  защищая Москву.)военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, проведенный во время Московской битвы, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города. Этот парад по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны, показав всему миру, что Москва не сдаётся, и боевой дух армии не сломлен. Многие военные подразделения после окончания парада отправились прямиком на фронт
  2.  Этот российский город-герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. Назовите его. (Смоленск.)
  3.  Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом? (Сталинград. Площадь Сталинградской битвы)
  4.  Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?  (Дом Павлова.)

«Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым А. П., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября-ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф.3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Тургунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Чернышенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.» 

4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов

  1.  «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле? (Прохоровское, Белгородская область РФ.) сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в районе станции Прохоровка ). Некоторыми представителями Генштаба ВС СССР считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил.

Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника.

  1.  Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя.  (Зоя Космодемьянская  «Таня», партизанка, разведчица.)
  2.  Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

8 сентября 1941 - 27 января 1944)

  1.  Маршал авиации. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Участвовал в 120 воздушных боях, в которых сбил 62 вражеских самолёта. Кто он??? (Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой советского Союза)
  2.  Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна? (Колонна военнопленных немцев.)
  3.  При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника?   (На Берлин.)
  4.  День 9 мая ознаменован освобождением Праги. А это важнейшее событие произошло на день раньше, в пригороде Берлина Карлсхорсте. Какое? (Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 8 мая 1945 года: время:23.01)
  5.  В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? (В Болгарии, в Пловдиве. Прообразом памятника считается рядовой  Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении)
  6.  Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом? (Перчатки.)
  7.  Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы  за время Великой Отечественной войны? (Три. 7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года проведён Парад Победы.)
  8.  У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. (Космодемьянские)
  9.  В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг. Нюрнбергский процесс в Международном военном трибунале. Международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия). Всего было проведено 403
  10.  Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как? (Пик Победы, 7439 м.)
  11. В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит ... Закончите описание памятника (Девочку.  «И в Берлине в памятную дату. Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».)
  12.  Когда в нашей стране День Победы – 9 мая – стал выходным днём?  (С 1965 года.) Поскольку в тяжелые послевоенные годы страна не могла позволить себе лишнего нерабочего дня, выходным этот день стал лишь в ознаменование 20-й годовщины Победы.
  13.  К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?  (Союзническую армию. Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат.)
  14.  Дважды Героям России (а ранее Советского Союза) положено прижизненно возводить памятники на их Родине. А что положено устанавливать единожды Героям России?  (Им положено устанавливать мемориальные доски плита, обычно из мраморагранита или металлического сплава (бронзачугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие..)

 33. В честь какого полководца немецкие захватчики назвали один из своих захватнических планов?  (План «Барбаросса» был разработан в 1940 году. Предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее рек Днепр и Зап. Двина, а затем выход на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Войну предполагалось выиграть в течение 2-3 месяцев. Осуществление плана «Барбаросса»  было сорвано героической борьбой народов СССР.) короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса) — план вторжения Германии в СССР

 34.  Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? ( Брестская крепость. 22 июня – 15 августа 1941 года)                                        

 35.  По плану Гитлера на месте столицы советского народа Москвы должно было возникнуть это. Что? (Море)
36.  Кем во время Великой Отечественной войны был Михаил Калашников, знаменитый конструктор автоматического стрелкового оружия? (Командир танка)                                      

37.  Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной и Второй мировой войны произошло в ходе:   (Курской битвы. В районе посёлка Прохоровка Белгородской области, 12 июля 1943 г. С обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий.)

 38.  В столице Монголии Улан-Баторе находится государственный музей Героя Монголии и четырежды Героя Советского Союза. Монголы талант этого полководца ставят не ниже, чем талант самого Чингисхана. И по заслугам. В 1939 году он освободил от японских оккупантов Монголию, а потом спас от фашистов родную землю – нашу Россию. Кто этот полководец? (Жуков. В 1939 году на реке Халхин-Гол в полной мере раскрылся полководческий талант Г.К. Жукова.Четырежды Герой Советского Союза.)

 39.  Над эскизами какого нового ордена для военачальников работал художник А.И. Кузнецов в 1943 году? (Всего было изготовлено 30 орденов.  На их изготовление ушло  5400  бриллиантов и 9 кг платины.) (Орден "Победа")

 40.  Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения.  Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?
(Рокоссовский К.К)  советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза, маршал Польши. Командовал Парадом Победы. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны 

 41.  В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?  (Волгоград)                                                  

 42.  Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и признание. Назовите его.  А. Тухманов.                                               

  1. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? (Егоров и Кантария)
  2.  Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это. Что? (Сбить вражеский самолет)
  3. По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска)
  4. Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь?   ( Севастополь)
  5. В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)
  6. «А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде... Чего? (Награды)

 

 

 

 

                                                   

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."

Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...

сценарий митинга, посвящённого 70-летию Победы "День нашей Славы, день Победы!"

Школой проведён митинг в честь 70-летия Победы. Непосредственные участники -учителя и учащиеся школы. Этому митингу предшествовала большая подготовительная работа совместно с Администрацией сельского ...

Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне

75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...