Виды односоставных предложений
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Рыбакова Елена Васильевна

Интегративный урок по теме: «Гражданином быть обязан…»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdaninom_byt_obyazan.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

                               Методический комментарий

     Урок в 8 классе по теме «Односоставные предложения» проводится в системе уроков «Главные члены предложения». Желание объединить грамматическую тему с темой социальной появилось по причине интереса ребят к проблемам самоуправления в школе и классе.

     Возраст восьмиклассника - это самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой особый период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Детей данного возраста отличает повышенная творческая и познавательная активность. Они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.

      Для урока была выбрана форма деловой игры, так как игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Игровые формы и методы интегрированного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса;
  •  развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений;
  • взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);
  • изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия  интересов других участников, социальных ролей, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения;
  • развитие разговорной речи, позволяющее проявлять речевые и коммуникативные способности языковой личности ребенка в их взаимосвязи, повышающее его речевую и коммуникативную активность и деятельность;
  • обеспечение взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся.

       Средствами интеграции русского языка, обществознания и литературы на уроке создаются условия адекватные  живому общению.  

8 класс

Интегративный урок по теме: «Гражданином быть обязан…»  (1 час)

Цель:  на материале лингвистических текстов познакомить учащихся с ролью Российской Конституции в жизни каждого гражданина

Образовательные задачи:

-повторить способы связи слов в словосочетаниях

- продолжить развитие умения определять тему  и основную мысль текста, тип и стиль речи;

- выработать умение отличать односоставные предложения от двусоставных;

- использовать определенно-личные и неопределенно-личные предложения в разных стилях речи.

Воспитательные задачи: 

- дать понятие патриотизма;

- воспитание чувства любви к Родине; 

- показать отношение к родной земле в поэтических строчках

Развивающие задачи:

-умение работать в группах и принимать общее решение;

- умение строить логические заключения;

- устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры

Форма урока: деловая игра

Особенность организации деятельности учащихся: Ученики работают по группам.

Эпиграф:   Мой друг, отчизне посвятим

                    Души прекрасные порывы.

1.  Организационный момент

- Как понимаете смысл эпиграфа?

- Какие слова ключевые?

- Подберите синонимы к слову отчизна – родина, отчество, государство.

- Как именуется любой человек, проживающий в государстве? (гражданин)

2.Основная часть урока

 1) Словарная работа.  Как вы назовете человека, гражданина, который готов отчизне посвятить «Души прекрасные порывы»? (ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ упр. 179 с. 83, учебник   русского языка для 8 класса под редакцией Бархударова)

Патриотизм – (от грач. – родина) любовь к родине, бережное отношение к своей стране, к своей истории, внимание к насущным проблемам современности.

2) Работа с текстом. Упр. 179. К какому типу речи принадлежит текст? Почему Д.С.Лихачев выбирает именно этот тип речи? Как вы определите стиль речи? (публицистический).  Выберите словосочетания, соответствующие стилю.

           знакомство с историей (управление)

           культурные достижения (согласование)

           настоящий патриот (согласование)

           путешествовать переезжая (примыкание)

- Выпишите словосочетания различных способов образования.

 3. Групповая работа (3 группы)

3) Закончите знаменитые пушкинские строки:

- Дни поздней осени….. бранят обыкновенно

- Унылая пора! … Очей очарование!

- Люблю тебя, Петра творение!

- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

- Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

4. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите их вид.

- какую роль играют определенно-личные предложения,  что помогают передать?

( Они часто используются в поэтических произведениях, помогают передать состояние души поэта. Сфера использования  их обширна - разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи).

5.  Работа с текстом (объяснение нового материала)

- Как вы считаете, нужна ли была Конституция на острове Робинзона?  Поясните свое мнение.

- Нужна ли Конституция современному человеку?

                                                        Текст

     Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. Вот и пришли к мысли о создании конституции.

    Конституция – это основной закон страны. Именно о его содержании договариваются граждане. По ней определяют общественное и государственное устройство, основные права и обязанности граждан.

     В декабре 1993 года была принята Российская Конституция.

- Подумайте, зачем человеку нужна Конституция?

- Какие виды предложения встретили?

- Как отличить односоставные  предложения от двусоставных?

- Замените двусоставное предложение односоставными. Изменился ли смысл?

                                                     Эксперимент

5) – Как вы понимаете значение слова  эксперимент? Составьте с ним словосочетания (провести эксперимент, удачный эксперимент)

6) Поэкспериментируем…

  6. Групповая работа по проектированию

                           

3 комиссии по подготовке проектов Конституций

1 группа – проект от имени монарха, короля маленького средневекового государства. Он нанял вас как наиболее преданных и умных юристов для написания законов, которые могут предотвратить революцию.

Монарх – единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования.

2 группа – проект современной демократической конституции, основываясь на проблемах класса.

Демократия – форма государства, основанная на признании народа источником власти.

ЗАДАЧА: включить в текст законов односоставные предложения

3 группа – группа экспертов «Парламент» - оценить  предложенные проекты по следующим критериям:1. Соответствие стилю; 2. Историческая лексика эпохи; 3.Этические нормы эпохи; 4. Знание исторического периода развития; 5.Использование в речи односоставных предложений.

   7.Отчёт комиссий по подготовке проектов.

                                        Проект монарха

                            Я, его светлейшее высочество, король Люксембурга, повелеваю!

                  Исполнение сих законов  всеми подданными моего государства:

  1. Разрешить владение частной собственностью, но отчислять налог в пользу монарха в размере  3% от дохода.
  2. Разрешить проживание на территории государства людей разного сословия, но единого  вероисповедания.
  3. Разрешить строительство замков и хозяйственных построек только на частной территории.
  4. Вассалам короля разрешается владение душами крестьян, переданных по наследству, без права покупки и продажи.
  5. Запрещается поднимать бунты  против своих сюзеренов, подбивать к беспорядкам народ.
  6. Запрещается собирать тайные общества свободных граждан, противоречащие законам государственным.
  7. За  нарушение законов грозит смертная казнь, суды Инквизии.

 

                                            

                                            Проект класса

  1. Обязуемся исполнять законы принятые совместно.
  2. Каждый имеет право получить  глубокие знания и использовать их в жизни
  3. Учащиеся класса имеют право объединяться  по интересам, выбрать своё название, девиз, песню, как атрибут единства целей и задач.
  4.  В решении проблем классной компании каждый имеет право голоса.
  5. Создать в классе «Суд чести» для разрешения конфликтных ситуаций
  6. Распределить обязанности каждого члена классного сообщества
  7. Установить график дежурства по классу и следить за выполнением обязанностей

 8. Домашнее  задание по выбору:

-выполнить  упражнение  64 (задание по учебнику)

-написать поздравление другу (пожелание, приглашение), используя определенно-личные и неопределенно-личные предложения;

- написать сочинение-размышление  на любую социально значимую тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 классЗадачи занятия:Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматич...