Урок мужества "Сталинградская битва"
методическая разработка по истории на тему

Боцанова Людмила Ивановна

Данный материал предназначен для проведения открытого урока, классного часа в старшей школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества: «Сталинградская битва»

Цель: показать учащимся великий подвиг Сталинграда во время Великой Отечественной войны и во время контрнаступления.

Задачи:  1) Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

                2) Чувства национальной гордости за великий подвиг на Волге.

Оборудование: цветные репродукции памятных мест Волгограда; Мамаев курган, Дом Павлова, Вечный Огонь, площадь Павших борцов. Выставка книг из школьной библиотеки, посвященная Сталинградской битве.

На доске эпиграф:

«Русские не похожи на людей, они не знают

усталости, не ведают страха, не боятся огня,

матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках»

Из дневника гитлеровского. солдата        

На доске написаны даты Сталинградской битвы:

12 июля 1942г. – образован С. фронт

14 сентября 1942г. – гитл. вошли в центр города.

19-20 ноября 1942г. – войска Стал., Донского и Юго-Западного перешли в наступление.

31 января 1943г. – пленник фельдмаршал Паулюс.

2 февраля 1943г. – сдались ф. войска в Тр. зад.

звучит песня: «Священная война». на фоне утихающей музыки

Ученик: Лето. 1942 год. Внимание всего мира было приковано к городу Сталинграду. Советские войска держались в Сталинграде, оттягивая на себя громадные силы лучших фашистских армий. Гитлеровцы во чтобы то ни стало захватить город с именем Сталина.

Ученик: Обстановка складывалась не в пользу советского государства, так как противник не только не оттянул с советского фронта 40 дивизий, но и перебросил туда в течение лета и осени еще 80 дивизий. С 31 июля на Сталинград была перенацелена немцами 4-ая танковая армия, позже подтянуты две румынские и одна итальянская армия.

Ученик:  Гитлеровцы настойчиво рвались к городу, им удалось ворваться в него не только с севера, но и с юга. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону города осуществляли части 62-й (командующий – ген. В.И.Чуйков), 64-й (командующий – ген. М.С.Шумилов) армий.

Учащийся: Генерал Чуйков, описывал впечатления от города: « Неискушенному в боях человеку показалось бы, что в пылающем городе уже нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело, но я знал, что на том берегу продолжается бой, идет титаническая борьба»

Учащийся: В ночь на 15 сентября положение обороняющихся ухудшилось настолько, что свежее подкрепление – дивизию генерала А.И. Родимцева пришлось бросать в бой сразу после переправы. Немцам казалась, что город будет вот-вот захвачен.

Учащийся: Отрывок из дневника немецкого офицера: «1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие… 11 сентября – безрассудное упрямство; 13 сентября – дикие звери; 16 сентября – это не люди, это черти; 27 октября – это не люди, а какие – то железные существа. Они никогда не устают, не боятся огня; 28 октября каждый немецкий солдат считает себя обречённым»

Учащийся: Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских самолётов. Немцы методично сбрасывали то зажигательные, то фугасные бомбы. Кромешный ад. Смерть разила людей всюду, вся центральная часть Сталинграда была объята пламенем.

Учащийся:                                 Вот он, август,

Плодозрелый, сочный,

Утомлённый от избытка сил,

Освежённый временем проточным,

Многое в себе он позабыл.

И прекрасно.

Помнить всё не надо.

Лишь бы не забыто было им

Двадцать третье –

Пепел Сталинграда.

И шестое –

Хиросимы дым.

Учащийся: В начале ноября Гитлер выступил с речью: «Я хотел выйти к Волге в определённом месте, возле определённого города. Случилось так, что этот город носил имя самого Сталина. Не делая преувеличений, я могу сказать вам, что мы его захватим». Но Гитлер поторопился – город устоял.

Звучит песня «На Мамаевом кургане…»

Презентация – «Памятники Мамаева кургана»        

Учащийся:                Зря не сказано в книгах, Мамаев курган,

Что металла в твоём оглушённом нутре больше,

Чем в знаменитой Магнитной горе.

Что хватило его и друзья, и врачам.

Вместо капель росы, как слепое жнивьё,

Проступает железо, кроваво сочась.

Учащийся: В дни Сталинградской битвы на генеральных картах Мамаев курган значился высотой 102. 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и бомб. Здесь стояли насмерть советские солдаты, здесь решалась судьба будущей Победы.

Учащийся: В Сталинградской обороне бойцы и командиры выполняли такие задачи, которые, по словам генерала Чуйкова, «выше человеческих сил».

Учащийся: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь»!

На фоне музыки «С чего начинается Родина?»  рассказывают о подвигах сталинградцев. «В дни битвы гремела слава…»  Ученики перечисляют:

  1. В.Г. Зайцев;
  2. Михаил Паникаха;
  3. Рубен Ибаррури;
  4. Хазу Фаттяхутдинов;
  5. Нуркен Абдиров;
  6. Ханпаша Нурадилов;
  7. Богданова Е.Ф.

   

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Учащийся: 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва, приближали Победу в битве и наши брянцы-земляки:

  1. По нескольку раз днём и ночью вылетал на боевое задание старший лейтенант Ю.Н. Зыков. В боях под Сталинградом он уничтожил 30 танков, 40 машин, сжёг 17 самолётов, уничтожил много другой техники. Он всегда был примером мужества и отваги.
  2. Боевое крещение под Сталинградом получил 20 летний командир взвода 685 стрелкового полка 65й армии Е.Д.Волков.
  3. «Бригада морской пехоты была укомплектована хорошо, личный состав – североморцы был исключительным», - пишет маршал Советского Союза В.И.Чуйков.

- В рядах морских пехотинцев этой бригады сражались и уроженцы Брянщины:

Мл. лейтенанты: М.Соловьев, Александр Сазонов.

Мл. политрук Кузьма Бротасов

Старшина М. Иванин

Сержант П.Лобанов

Разведчик Владимир Несмачный

Пулеметчик Александр Разлагий

Ученик:                Горит на земле Волгограда

                               вечный огонь солдатский

                               Вечная слава тех,

                               кем фашизм, покоривший Европу

                               был оставлен здесь.

Ученица:              На Мамаевом кургане в

                               зале воинской славы

                               высечено имя капитана

                               Василия Никифоренко.             

Ученик: Над Сталинградским небом воевал и наш земляк Москаленко И.Е.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Сталинградская битва"

Презентация к уроку "Сталинградская битва"...

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

Урок мужества. Битва за Москву.

Методическая разработка урока мужества....

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...

Урок "Курская битва"

Интегрированный урок с участием 10-11 классов....

Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...