Древнегреческая гимнастика
статья по истории (5 класс) на тему

Демина Ксения Николаевна

Гимнастика  в древней греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnegrech.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Древнегреческая гимнастика

Древнегреческая гимнастика. Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.

        На Крите археологами найдены остатки обширных сооружений в Кносе и Фесте, представляющие собой комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кносе достаточно велика и составляет 24 тыс. квадратных метров.

        В этот период в Кносе получила развитие физическая культура, подобная древневосточной. Популярны были обряды посвящения в звание, в которых принимали участие несколько общин. Также устраивались ритуальные турниры ради получения хорошего урожая, в которых уже встречаются борьба, бег с оружием, метание копья, кулачный бой и состязания на колесницах.

        Праздники устраивались в пещерах, на вершинах гор, а также и во дворцах, где было специально оборудовано просторное помещение с широкими лестницами по бокам, служившими одновременно и трибунами для публики.

        Сохранились фрагменты фресок с изображением борьбы. Найден сосуд для питья в виде рога (приблизительно 1550-1500 гг. до н.э.), на котором художник изобразил отдельные фазы кулачного боя. Вызывает интерес снаряжение бойцов, состоящее из металлического шлема для защиты головы, полосок переплетенной кожи на запястьях и специальной обуви с ремешками, укрывавшими икры. Уже в наше время в 1970 г. во время новых раскопок на Крите найдена фреска, запечатлевшая фигуры двух мальчиков в натуральную величину, ведущих кулачный бой.

        Одна из находок на Крите представляет собой бронзовый меч с рукояткой, инкрустированной золотом. Возле рукоятки, на диске диаметром 7 см, изображен человек-акробат, который, лежа на животе, касается ногами головы, настолько гибко его тело.

        Особенно на о. Крит в XXV-XX вв. до н.э. популярны были игры с быками. Их появление относится к эпохе матриархата и связано с развитием скотоводства, большая роль в котором принадлежала женщинам. Поэтому первоначально в играх принимали участие только женщины. На настенной росписи в Кносе изображено, как участница хваталась за рога нагнувшего голову животного и бык взмахом головы назад бросал ее над своей спиной. Сделав в воздухе сальто, участница приземлялась сзади быка. Были и более простые прыжки поперек быка. На спине бегущего по кругу животного участницы игр демонстрировали упражнения в равновесии и вольтижировке. Позже (в эпоху патриархата) в играх с быком принимали участие и мужчины, которые, взяв быка за рога или же путем подножек и других приемов, заставляли его ложиться на землю.

        Игры с быком являлись захватывающим зрелищем для зрителей, однако нередко они заканчивались трагически для людей.

        Во время раскопок на юге Греции найдены два золотых кубка, на которых изображена ловля диких быков сетью. На спине одного из быков сидит человек. Эта находка предполагает, что первоосновой акробатических игр с быками на Крите была охота на диких быков с целью их приручения для домашнего хозяйства.

        В XIII в. до н.э. на Балканский полуостров и Малую Азию вторглись враждебные племена из Европы, которые уничтожили большинство коренного населения. После их нашествия на Крите остались лишь разбитые статуи и сожженные здания, а о процветавшей физической культуре напоминали только росписи на стенах и вазах. Почти три века длились упадок экономической и запустение культурной жизни на Пелопоннесе. Лишь с конца X в. до н.э., когда завершилось заселение обезлюдевших территорий дорийцами, начался этап нового расцвета. Установление мира, оживление экономической жизни, торговли вызвали создание греческих городов-государств (полисов) со своей культурой. Города строились на плодородных землях у подножия гор. Центрами их являлись общественные и культовые сооружения. Греческие полисы строились и в колониях, основанных эллинами на побережье Италии, Сицилии, Южной Франции, Испании, на побережье Черного моря. Особенности развития греческого общества в течение архаического периода (VIII-V вв. до н.э.) отразились и на физической культуре. Специфический характер имела физическая культура аристократии, особые черты имелись в Спарте и Афинах.

        

В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.

В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).

К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.

В конце V - начале IV в. до н.э. в греческом обществе наблюдается кризис производственно-экономических отношений, который закономерно отразился и на сфере физической культуры. Связано это было в первую очередь с новыми требованиями воинской подготовки и тактики, а также изменением отношения господствовавшего слоя к труду, массовым использованием физической силы рабов. В военном деле возросла роль легковооруженных воинов и матросов. Наметился переход к профессиональной армии. Утомительные тренировки в беге и борьбе стали не востребованными аристократической верхушкой.

После завоевания Греции Македонией (337 г. до н.э.) греческая культура распространилась в новые города и центры Азии и Африки, подчиненные Александру Македонскому. Там строились гимнасии, стадионы, купальни. Однако система применения физических упражнений изменила свою ценностную сущность. Проведение состязаний носило прежде всего зрелищный, развлекательный характер. В соревнованиях стали принимать участие профессиональные атлеты. Аристократы могли позволить себе выступать лишь в состязаниях конников и других менее трудоемких видах.

Во II веке до н.э. после римских завоеваний проведение эллинских игр широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий. Таким образом, классическая античная гимнастика как средство физического воспитания постепенно утратила свое влияние.

Зарождение элементов научных знаний о физической культуре. Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.

Наиболее полно точку зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».

Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».

Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания. Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье». Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.

Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.

Общеэллинские игры в Древней Греции. Существует множество мифов и легенд об истории возникновения общеэллинских игр. Связаны они чаще всего с какими-то значительными фактами из жизни их устроителей, таких как завоевание трона, победа над врагом, бракосочетание, похороны. Так, например, по одному из мифов, Геракл после того, как убил царя Авгия, устроил шумный праздник и состязания. Второй миф о Пелопсе, пожелавшем жениться на дочери царя Элиды Эномая. Для этого ему пришлось расправиться с Эномаем и занять трон Писы, после чего, завоевав Олимпию, он отметил событие многолюдными состязаниями.

Становление общеэллинских игр произошло от древних обрядов посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.

На территории Древней Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.

Одним из них была Кирренская долина близ города Дельфы у подножия горы легендарного Парнаса (заочно облюбованной поэтами всей Греции), где устраивались Пифийские игры. Первоначально здесь проходили состязания только музыкантов-кифаредов (певцов, исполнявших хвалебные песни). В 590 г. до н.э. к ним добавляются выступления флейтистов, атлетов и наездников. Эта дата считается официальным годом рождения Пифийских игр. Победители здесь награждались венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Его срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Первым победителем этих игр считался бог Аполлон, который был умелым дискоболом и кулачным бойцом.

На Коринфском перешейке раз в два года проводились Истмийские игры, посвященные богу морей Посейдону. Победителей здесь награждали венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмийских игр считается 583 год до н.э.

Также раз в два года праздновались и Немейские игры, в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть древние мифы об их происхождении. Первые записи имен атлетов, победивших в Немейской долине, относятся к 573 г. до н.э.

В Афинах проводились Панафинейские игры, которые первоначально отмечались как местный общинный (т.е. городской) праздник - Афинеи в честь покровительницы города богини Афины. Этот праздник учредил царь Эрихто-ний. Однако позже уже Тесей стал проводить один раз в четыре года Великие Панафинеи, на которые приглашал жителей других городов - соперников Афин. По легенде, Тесей устроил игры после возвращения с о. Крит, где победил чудовище Минотавра - полубыка-получеловека, обитавшего в подземном дворце - Лабиринте, принадлежавшем царю Миносу. Афиняне каждый год посылали дань Миносу - нескольких юношей и девушек, которых он отдавал на съедение Минотавру. Герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.

Раскопки Кносского дворца подтвердили существование Лабиринта.

Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусиче-ские состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.

Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 000 мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь также выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проходили за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.

На о. Делос проводились Делийские игры, куда весной приплывали делегации других греческих полисов.

Наиболее распространенными спортивными соревнованиями в Древней Греции были Гераклеи (в честь любимого героя эллинов - Геракла), которые устраивались в различных местах: в Фивах (на родине Геракла), в Сикионе, на островах Кос и Мендос. Победителей Гераклей награждали венками из плюща или вечнозеленого лавра.

Кроме этого, проводились и другие игры, меньшие по масштабу, но также собиравшие участников из многих эллинских государств. Это Алкотаи - мужские состязания в г. Мегеры, праздники в Спарте в честь Ахилла, состязания для женщин - Гереи в Олимпии и Аргосе, Артемидии в Спарте, состязания для юношей и девушек в Северном Причерноморье в г. Горгипии (ныне г. Анапа Краснодарского края).

Расцвет общеэллинских игр приходится на VI-II вв. до н.э., их организацию можно представить в виде стройной структуры (табл. 1).

Главными считались игры, проводимые в конце лета, состязания же в начале и середине года, за исключением Пифийских, считались подготовительными. Почетной считалась победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали победителей трех соревнований года. Атлеты, побеждавшие на всех четырех главных соревнованиях Олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней Греции - периодоник. В истории Олимпиад их было всего 46 человек.

Наибольший след в истории античности оставили Олимпийские игры, проводившиеся в долине Алфея на берегу Кладея.

По одной из легенд, игры были основаны Гераклом, когда он победил царя Элиды Авгия. Радуясь победе, Геракл устроил состязания в беге между своими четырьмя братьями и, поздравляя победителя, увенчал его оливковой ветвью. Геракл сам выбрал дорожку для бега и определил ее длину в 600 ступней (192, 27 м - один стадий).

Другая легенда рассказывает, как в начале IX в. до н.э. по совету дельфийского оракула, чтобы прекратить внутренние междуусобные войны эллинских племен, цари Ифит из Элиды, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты заключили договор о возобновлении празднеств в Олимпии, которую объявляли священным местом, а месяц проведения состязаний - месяцем священной «экехе-рии» (перемирия).

Подготовка к играм занимала длительное время. Сперва назначались судьи, которые определяли сроки проведения игр. После этого специальные вестники, называемые «теорами» (священными посланниками Зевса), отправлялись из Олимпии по греческим городам и приглашали их посетить состязания. Поначалу в играх принимали участие только дорийские племена Пелопоннеса, но с течением времени в них стали участвовать и остальные греческие племена, а еще позже и жители Крита, Родоса, Сицилии, затем греки Нижней Италии, ионяне Малой Азии, Лидии, представители греческих городов у Черного моря, а затем Египет и киренейцы.

Прибывали участники игр по-разному: кто пешком, кто морем, кто на повозках. Спали под открытым небом. На Олимпийских играх присутствовали только мужчины. Женщинам под страхом смерти запрещалось появляться на празднике. Игры занимали три из пяти дней праздника. За расписанием следили судьи, называвшиеся «элленодиками» («элладониками») и назначавшиеся из числа аристократических семей Элиды.

Элленодики следили, чтобы строго выполнялись правила игр, которые предписывали невозможность участия в играх рабам, негрекам и осужденным когда-либо судом, а также уличенным в аморальном поведении и нечестных поступках. Каждый участник должен был пройти 30-дневную тренировку и дать клятву, что он будет честно соблюдать правила соревнований. Опоздавших не допускали на игры. Запрещалось убивать своего соперника, а также применять незаконные приемы и спорить с судьями. За подкуп судей наказывали плетью. Всякое нарушение правил наказывалось штрафом, который должны были выплатить семья или город нарушителя.

Точка отсчета Олимпийских игр ведется с 776 г. до н.э., когда было зафиксировано имя победителя в беге на один стадий - Кореба. Первый день игр состоял из торжественного шествия, клятвы спортсменов и судей, а также жеребьевки.

Спортивные состязания начинались на второй день после представления атлетов зрителям. Программа соревнований на первых тридцати играх состояла из бега на один стадий. Постепенно она расширяется. Вводятся новые дистанции бега: на расстояние в два стадия - диаулос (724 г. до н.э.), 24 стадия - долихос (720 г. до н.э.). Затем появляются пентатлон (пятиборье) и борьба (708 г. до н.э.), кулачный бой (688 г. до н.э.), состязания колесниц (680 г. до н.э.), панкратион (648 г. до н.э.).

С 632 г. до н.э. вводят состязания среди мальчиков. Большое место в программе Олимпийских игр занимали различные состязания среди животных, поклонение которым у древних греков было особенно велико. Награждали за победу владельцев животных. Скачки на колесницах были самым опасным видом состязаний. Например, в 462 г. до н.э. из сорока участников уцелел лишь один.

Любимым зрелищем у греков был пентатлон, включавший в себя бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьбу. Борьбой заканчивалась программа второго дня Олимпийских игр.

Третий день посвящался соревнованиям юношей (старше 17 лет и моложе 20). Для них дистанцию бега уменьшали наполовину, при борьбе и кулачных боях уши и головы юношей защищались наушниками из мягкой кожи или плотно прилегающими шапочками. В программу четвертого дня входили бег мужчин, кулачный бой, панкратион и бег в вооружении.

Кулачный бой был самым популярным видом во все периоды древнегреческой истории игр. Бой проводился на широкой площадке, без ограничения времени (до победы одного из бойцов), не было разделения по весовым категориям. Нередки были случаи серьезных увечий.

Бег в вооружении был заключительным зрелищем Олимпийских игр. Требовалось пробежать два стадия в военном вооружении гоплита (тяжеловооруженного воина), состоявшем из щита, шлема, копья и наколенников. Постепенно правила изменялись, облегчая бег. В IV в. до н.э. участники состязаний бежали только с одним шлемом.

В последний день (пятый) праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Жрецы Олимпии и должностные лица Элиды чествовали победителей, их имена вносились в специальные списки олимпиоников, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии. Дома в честь олимпиоников воздвигали каменные столбы, статуи на городской площади или в храме, иногда давали и денежное вознаграждение. Олимпионикам предоставлялось преимущественное право на занятие почетных должностей, для них оставлялись почетные места в театре и на праздниках.

Известны слова поэта Пиндара (конец VI-V в. до н.э.): «Победитель всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ, - высший предел желаний каждого смертного».

Многие спортивные подвиги олимпиоников вошли в историю. Георг из Элиды, который шесть раз был олимпиоником, Полит, победивший в один день по трем разным видам спорта, Леонид Родосский, не имевший соперников четыре Олимпиады подряд (164-152 гг. до н.э.) и получивший 12 призов за бег на 1 стадий, 2 стадия и в беге вооруженных воинов - вызывали восторг у современников и потомков.

Астилос из Кротона в 73-76 Играх (488-476 гг. до н.э.) добился восьми побед в тех же видах состязаний. Его земляк Милон, сначала в юношеских соревнованиях, а позднее взрослым в 60, 62-66 Олимпийских играх (540, 532-516 гг. до н.э.) шесть раз выходил победителем в состязаниях по борьбе.

 

Прославленным атлетом был также кулачный боец и панкратионист Феаген. На Олимпиадах он победил только дважды (480-476 гг. до н.э.), однако в различных других соревнованиях он 1400 раз украшал свою голову венком победителя. Достоин упоминания и Полидамант из города Скотоессы, победитель в панкратионе на 93-х Играх (408 г. до н.э.), который однажды голыми руками схватил и задушил льва. Ростом он превышал всех своих современников.

Спартанец Филомброт три раза подряд (676-668 гг. до н.э.) добился победы в пентатлоне.

Были и несчастные случаи на Играх. Спартанец Лалас добился победы на 85-х играх (440 г. до н.э.) в беге на длинную дистанцию, но вслед за тем от перенапряжения, упал мертвым. Во время состязаний в панкратионе на 54-х играх (564 г. до н.э.) тоже упал мертвым Аррахион, победитель предыдущих двух Олимпиад.

Войны и стихийные бедствия также не обошли стороной землю древней Эллады. В 420 г. до н.э. спартанцы, обидевшись, что их атлетов не допустили к участию в Олимпийских играх из-за нарушения «правила экехерии» (священного перемирия), ввели свои фаланги в Элиду. Они оккупировали половину страны и лишь через 50 лет, потерпев поражение под Левктрами, дорийцы ушли из Элиды.

Спустя шесть лет Олимпию захватили аркадийцы. Чтобы уплатить жалованье наемным войскам, их вожди приказали взломать сокровищницы. Это было первое крупное ограбление Альтиды, но не последнее. В 313 г. до н.э. Олимпия подверглась разграблению войсками одного из полководцев Александра Македонского, в 210 г. до н.э. - спартанским тираном Маханидом.

В 146 г. до н.э. Греция становится римской провинцией, потеряв независимость. Теперь к играм допускались представители всех подвластных Риму территорий.

Диктатор Сулла в 86 г. до н.э. распорядился реквизировать хранившиеся в сокровищницах Альтиды ценности, а в 80 г. до н.э. приказал отправить в Рим участников 175-й Олимпиады для выступления на Римских играх.

 

Постепенно культура проведения эллинских соревнований падала. Полностью прекратились Пифийские, Немейские, Истмийские и Делийские игры, утратили свое общегреческое значение Гераклеи, лишь изредка, как местный праздник, проводились Панафинеи.

К середине III в. н.э. физическое воспитание в эллинских государствах приходит в упадок. С 281 по 365 г. Олимпийские игры проводились на таком низком уровне, что даже не сохранились имена победителей. В 385 г. в списки олимпиоников было занесено имя армянского царевича Вараздата (Фаразде-та) - победителя в кулачном бою. После этого состязания в Олимпии проводились еще два раза: в 389 и 393 гг., но победители их неизвестны.

В 394 г. в связи с провозглашением римским императором Феодосием I христианства единственной религией всей Римской империи Олимпийские игры были запрещены, так как в них усматривали проявление языческих обрядов. Храмы Альтиды были разорены, статуи богов и олимпиоников сброшены с пьедесталов, бронзовые скульптуры вывезены и переплавлены.

Спустя год Греция подверглась готскому нашествию. Готы продолжили разорение Олимпии. В 426 г. император Феодосий II приказал полностью выжечь Олимпию и разрушить ее каменные строения. Альтида и стадион превратились в развалины, заросли травой и кустарником.

В 522 и 555 гг. в долине Алфея произошли сильные землетрясения. Оползни с холма Крона и наносы разлившегося Кладеоса покрыли Альтиду шестиметровым слоем земли. Территория священной Олимпии на долгие годы оказалась в запустении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории на тему: "Древнегреческий театр"

Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, решать непростые задачи. Я считаю, что ...

Древнегреческий театр.Разработка урока

Урок для учащихся 5 класса по Истории Древнего мира.Используется технология развивающего обучения.Сравнение древнегреческого и современного театра....

Гомер. "Илиада". Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса.

Методическая разработка помогает закрепить знания о мифологии Древней Греции, знакомит учащихся с поэмой Гомера "Илиада"....

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Презентация "История древнегреческого костюма"

материал предназначен для изучентя темы "Культура Древней Греции"...