Школа имени А.М. Горького в годы Великой Отечественной войны
проект по истории на тему

Князькова Светлана Владимировна

Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках мы узнавали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее за основу для моей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О фроловчанах, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы, о родной школе, которая в грозные военные годы продолжала давать ребятам крепкие и прочные знания. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени, о жизни моих земляков в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Научное значение работы - в выявлении условий жизни и работы учителей и учеников школы №1 имени А. М. Горького в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛА ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Князькова Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 1 им. А.М. Горького

городского округа город Фролово Волгоградской области

Вступление

Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.  На уроках мы узнавали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной.   Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее за основу для  моей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О фроловчанах, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы, о родной школе, которая в грозные военные годы продолжала давать ребятам крепкие и прочные знания.  Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени, о жизни моих земляков  в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Научное значение работы - в выявлении условий жизни  и работы учителей и учеников школы №1  имени А. М. Горького в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  Цели работы:

1) поддержание неразрывной связи между поколениями;

2) анализ истории страны через историю школы.

Задачи работы:

1) провести встречи с ветеранами – выпускниками школы;

2) собрать и проанализировать воспоминания ветеранов;

3) привлечь ветеранов к участию в патриотическом воспитании молодежи;

4) пополнить коллекцию школьного кабинета -  музея.

 Методы исследования:

1) интервьюирование ветеранов войны – выпускников школы им. А. М. Горького;

2) анализ архивных документов  и периодической печати;

3) анализ и обобщение результатов.

Основные этапы работы:

1) совместная деятельность с руководителем краеведческого кружка          Князьковой   С. В. по подготовке материалов;

2)    выбор методов исследования;

3) знакомство и встречи с ветеранами – очевидцами событий Великой Отечественной войны;

4)  изучение  архивных документов, периодической печати, работа с материалами школьного  кабинета – музея Великой Отечественной войны;

5)  самостоятельная работа с полученными данными по работе школы имени А. М. Горького  в годы Великой Отечественной войны;

6)   анализ полученных данных, их сопоставление;

7)  работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, изучение творческих работ учащихся по теме «Война», создание электронной презентации.

    В ходе работы я познакомилась с  ветеранами войны – выпускниками школы. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Мне пришлось поработать с архивными документами, которые были мне любезно предоставлены начальником архивного отдела Администрации Фроловского Муниципального района Дырдиной Галиной Васильевной.  Весь материал нужно было систематизировать, анализировать, подбирать документы, письма, фотографии. А самое главное, я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение еще имеет возможность трепетно прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени - выпускников  и учителей школы имени А. М. Горького.

 Это я и хочу показать в исследовательской работе. 

 Трагические итоги и уроки войны     
         Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели   последствия для жизни  целого поколения.

По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.

Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и   для любого нормального человека цифры.

Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но, несмотря ни на что, дети учились в годы войны, жили и работали наравне со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 67-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. [1]  И самое главное, что в это ужасное военное время эти дети продолжали учиться, а учителя старались заменить им и отца, и мать. И мне   захотелось  узнать, как  в годы войны функционировала  наша школа?

    Первый выпуск учащихся, окончивших школу-десятилетку имени А. М. Горького, состоялся в 1940 году.[2](Пр.3) Выпуск 1939 года не состоялся за малочисленностью класса, и около десяти учащихся были переданы в Арчединскую железнодорожную среднюю школу в десятый класс. Второй выпуск, окончивших среднюю школу, состоялся в 1941 году.(Пр.4) В числе учеников были учителя школы имени А. М. Горького  Конькова А. А., Беземский В. А., учительница Гуляевской средней школы Филиппова М. И. и др. Начиная с 1940 года, школа ежегодно выпускала 20-40 хорошо подготовленных юношей и девушек.(Пр.5)

Школа имени А. М. Горького в 1941-1942 годах

После вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну в ряды Красной Армии были призваны в 1941 году выпускники-юноши и молодые учителя школы: математик  А. С.  Грунин, словесник И. Ф. Федоров. Летом 1941  года здание школы имени А. М. Горького было занято беженцами  из западных пограничных областей. Все классные комнаты, залы, коридоры были превращены  в жилые помещения. В школе была масса народа. В течение июля и августа беженцы были направлены для размещения в сельские районы,  для привлечения   их к работе в сельском хозяйстве. А в конце августа 1941 года здание было отведено под военный госпиталь. Мебель, учебное оборудование были перевезены в школу имени Н. К. Крупской по улице Свердловой  № 35.(Пр.2) Таким  образом, в одном здании разместилось две школы: школа имени А. М. Горького, занималась в первую смену, а школа имени Н. К.Крупской - во вторую. Вскоре эти школы были слиты в одну школу имени А. М. Горького, а руководителями новой школы стали  Корнеев   Т. Д. и Беземский А. И.[3]  Так перестроилась и перебазировалась школа имени А. М. Горького, но ненадолго. С 1 октября 1941 года и это здание в срочном порядке было отведено сначала к крупной воинской части, а затем под военный госпиталь. Парты были сложены во дворе школы, а учебное   оборудование, библиотека, архив размещены по частным  домам.  В  частности  учебное  оборудование  и  библиотека  были помещены в подвальном помещении дома на углу  улиц Московской    и Комсомольской. Но занятия в школе не прерывались. В частных домах разных концов города проводились занятия с учащимися. Два десятых класса занимались в доме на углу улиц Московской и Революционной, а девятые классы  по улице Первомайской. Уроки проводились в домах по улицам Международной, Фроловской, Ковалева и даже в поселке Грачи. Это были не постоянные помещения, иногда приходилось перекочевывать с места на место. Учителя не только занимались с учащимися, но и были агитаторами в «десятидворках», посещали занятия в кружках первой помощи и на курсах противовоздушной обороны.(Пр.6) Городским школьникам  часто  приходилось трудиться. После школьных занятий наступали ежедневные, повседневные обязанности: отстоять в очереди, чтобы получить хлеб или другие продукты по карточкам, поработать на строительстве оборонительных укреплений, помочь в подшефном госпитале, подежурить у слуховых окон домов или на крыше во время налётов немецкой авиации и т.п. Обращаясь к воспоминаниям школьников военной поры, хочется привести фрагмент рассказа бывшей ученицы М. Г. Илясовой[4] «я, приходила работать в госпиталь сразу после окончания занятий в школе. Работали на износ, отдых был только ночью. Отказов от выполнения поручений со стороны медперсонала не было никогда. Если было нужно - перетаскивали носилки с ранеными, стирали бинты, заготавливали дрова. Никто из нас 15-16 летних девчонок не жаловался. Мы знали, что на фронте ещё тяжелее».(Пр.10)

В конце октября и ноября 1941 года учащиеся старших  9-го и 10-го классов были мобилизованы вместе с директором Корнеевым Т. Д. на строительство оборонительных сооружений на дальних подступах к Сталинграду.(Пр.7) Директором был назначен Калинин Иван Георгиевич.

В январе 1942 года был мобилизован завуч Беземский А. И., в феврале директор Калинин И. Г. и оба отправлены на фронт. Занятия в 1941-1942 и в 1942-1943 учебных годах проводились в разных местах. День школьника был очень насыщен событиями. Я расспрашивала детей ветеранов педагогического труда, бывших учителей нашей школы Л. Е Исаеву,[5]  Л. И. Силичеву, которые рассказали мне, как выглядел день ученика в возрасте 10-14 лет. День начинался в 5 утра. Распорядок дня: с 5 до 7 часов - личная гигиена и помощь по дому (зимой - принести дрова, протопить печь, помочь приготовить   обед, натаскать воды и т.п.); с 7 до 7-30 часов - дорога в школу, с 7-30 до 13-00 - занятия в школе; с 13-00 до 13-30 -  дорога домой; с 13-30 до 16-00 обед, помощь по дому; с 16-00 до 19-00 общественные работы; с 19-00 до 21-00 - подготовка уроков; с 21-00 до 23-00 работа по дому или в хозяйстве; сон с 23-00 до 5-00 утра. Такой режим был очень напряжённым и физически изматывал даже взрослого человека. Питание было очень скудным.   В семьях   городских школьников редко можно было увидеть на столе свежий хлеб или молоко. Ржаную муку обычно заправляли отваром из берёзовых или липовых листьев или разбавляли древесными опилками.  Из  муки пополам с лебедой пекли лепёшки, щи варили из крапивы, в полях собирали осенью мёрзлую  свеклу, которую тёрли на тёрке  и варили из нее суп.
В 1942 г. было принято постановление, на основании, которого учащимся городских школ и школ, находящихся в рабочих посёлках, выдавалось дополнительно (кроме карточек) 50 граммов ржаного хлеба и 10 граммов сахара.
[6] Внешний вид учащихся времён войны выглядел примерно одинаково. Заштопанная одежда, чаще перешитая из отцовских или материнских вещей, стоптанные рваные башмаки. Причёска: у девочек короткая стрижка, редко косы, мальчишек стригли наголо (боялись вшей). Военная повседневность отражалась даже на лицах детей. Когда рассматриваешь фотографии военных лет, то удивляет, какая серьёзность в детских глазах, как  будто на тебя смотрит взрослый человек, а ведь этому «взрослому» 10-14 лет!
      Таким образом, можно сделать вывод, что война оказала большое негативное влияние на структуру семьи, материальный достаток и здоровье детей. Для многих школьников физические нагрузки, переутомление приводили  к большим проблемам: ухудшению здоровья, а иногда и к смерти.

Я обратила внимание на то, что не разрешено было сокращать количество часов на русский язык и математику, зато по другим предметам наблюдались заметные изменения.   В  программы всех предметов включались патриотические примеры, такие, как: «2 наших истребителя сбили по 6 немецких бомбардировщиков, сколько всего сбили немецких самолётов наши лётчики?» Содержание таких заданий было более понятно детям и вызывало интерес. Как вспоминают учителя и сами бывшие ученики, очень трудно было с учебниками и письменными принадлежностями. Писать приходилось на старых газетах, а вместо чернил использовали сок свеклы или печную золу. Война требовала от школьников настойчивости и сознательной дисциплины. В годы войны при переходе из одного класса в другой дети держали экзамены (начиная с 5-го класса и по 10-й включительно). В старших классах ученики были вынуждены уходить из школы. Основной причиной была не столько успеваемость, а необходимость заменить на производстве ушедших на фронт взрослых. Так, только в 1941-1942 учебном году из старших классов выбыло 15% учащихся, а в 1942-1943 учебном году более 35%. Война заставляла школьников активно заниматься общественно-полезным трудом.[7]

Послевоенная история школы

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом фронт откатился за несколько сот километров, и в городе Фролово, разбитом вражеской авиацией, жизнь постепенно стала восстанавливаться. Здание школы имени А. М. Горького по улице Народной было совершенно разбито, пострадало и здание школы по улице Свердлова.(Пр.1), (Пр.2)

Военный госпиталь освободил здание школы по улице Свердлова, и началось его восстановление. Материалов не было: ни гвоздей, ни стекла. Окна были заделаны на 4/5 кирпичом. Дров и угля для отопления школы не было. В классах было темновато и холодно: замерзали чернила в чернильницах. Учащиеся и учителя занимались в шубах, шапках и перчатках, но занятия не прерывались. В 1944-45 учебном году было несколько легче. Учащимся и учителям выдавали на завтрак по 100 гр. хлеба и чайной ложке сахара. Это было хорошее подкрепление. Директором школы в 1942-1943 г. был Строков Ф. Ф., в 1944-1945 г. - Першин Ефим Андреевич.

Окончилась война. Погибли в Великой Отечественной войне учителя А. М.  Бурков, И. Ф. Федоров, учащиеся Князьков А., Лопатин Н., Семинашева Н., Фомин А., Локтионов Б., Молодцов В., Трушкин М. и многие другие.(Пр.8) Первым вернулся с войны Беземский А. И., который был назначен директором школы имени А. М. Горького, а Першин Е. А.  стал заведующим РайОНО.[8]

В первые два года после войны школа ремонтировалась мало, оставался в оконных проемах кирпич, в школе было холодно и грязновато - все это последствия тяжелой войны.(Пр.9) Школе имени А. М. Горького было отдано здание восьмилетней школы по улице Свердлова, которая носила имя Н. К. Крупской, а филиалом было здание по улице Революционной. Изучив архивные документы, воспоминания, материалы школьного кабинета-музея, я пришла к выводам:

  1. война, как специфическое историческое явление, наложила отпечаток на все стороны жизни человека, как взрослого, так и ребёнка;
  2. школьники, даже младших классов, раньше взрослели и чувствовали свою ответственность за многие дела, которым в мирное время и не придали бы значения;
  3. для меня настоящим открытием стало то, что дети выполняли великое множество обязанностей, которые сейчас, в наши дни, порой не по силам и взрослым. Я имею в виду работу по 10-12 часов, а отдых  всего 5-6 часов. И при этом ещё и хорошо учиться и не требовать к себе повышенного внимания;
  4. дети военной поры были более ответственны за свои дела и поступки;
  5. учителя школы не жалели ни сил, ни здоровья для обучения и воспитания  детей.

Заключение

В годы Великой Отечественной войны смерть унесла миллионы жизней наших соотечественников. По всей великой России нет такой семьи, которую это страшное, ужасное горе не затронуло. Мы, сегодняшние, знаем о героических подвигах наших солдат, партизан, о тех, кто работал в тылу. Мы знаем о подвигах мужественных женщин, вставших на защиту Отчизны. Но в ходе исследования я убедилась в том, как  мало мы знаем о судьбе тех, чье детство опалила война.

Счастливое, веселое их детство нарушили фашисты. И даже не нарушили, а скорее уничтожили, убили, безжалостно, беспощадно истерзали его. Фашисты жестоко издевались над детьми, калечили их, гнали на минные поля, ставили на них бесчеловечные опыты. Но и в тылу было не легче – приходилось тяжело, на износ работать, голодать, терять близких и родных. Однако, как мы видим из  воспоминаний  наших земляков - «детей войны», мужество и стойкость маленьких защитников Родины, их желание учиться  не смогли сломить ни фашисты, ни лишения, ни тяжелая работа.[9] 

Мы, современники, должны помнить, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было много – тех, кто не доучился, не полюбил, не завел семьи, не родил детей, но выстоял, несмотря ни на что.

Работая над этим проектом, общаясь с постаревшими детьми, пережившими все те ужасы, я поняла, как повезло нашему поколению, не знающему, что такое война. Мы не знаем, каково жить в оккупации и эвакуации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса. Нам не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько еще дней. Нам не узнать, что такое «малолетний узник», как написано на карточках в концлагерях. Но мы должны знать, как суровое лихолетье испытывало голодом и холодом тружеников тылового Фролово, делало шершавыми их руки. Но разве кто-то из переживших те годы скажет о черствости души, о равнодушии и жадности? Нет, общая беда сближала, а общее горе делили поровну. И мы благодарны за это  нашим  ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, за незнание грозного слова «война». [10] 

Дальнейшее развитие темы: продолжить поиск информации о судьбе других детей войны- выпускников школы  имени А. М. Горького.

В ходе исследования была проведена следующая работа и достигнуты  практические результаты:

1) проинтервьюированы:  ветераны педагогического труда – выпускники школы имени А. М. Горького Л. Е. Исаева, Л. И. Силичева;

2) организованы встречи-беседы учеников с ветеранами Великой Отечественной войны – выпускниками школы В. П. Шевяковым, Г. А. Симоновым;

3) изучена историческая литература, относящаяся к этому периоду времени, архивные документы, периодическая печать, рукописи воспоминаний учителей и учеников школы, тематические  интернет-порталы;

4)  планируется экскурсия в  Волгоград на Мамаев курган;

5) на основе собранной информации подготовлены сообщения и доклады, организовано выступление с ними перед ветеранами, учащимися школы;

6) пополнена коллекция кабинета – музея Великой Отечественной войны;

7) проведен творческий конкурс стихов о Великой Отечественной войне  и Сталинградской битве: «Стихи, рожденные войной»;

8) планируется использование  исследовательской работы на уроках истории, «Уроках мужества», классных часах и т.д.

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

1) из рассказов ветеранов – выпускников школы  я узнала, о том, как повлияла Великая Отечественная война на их дальнейшую жизнь;

2) свидетельства участников тех событий подтвердили, что героизм проявляли не только солдаты на фронте, но и старики, женщины, дети, оставшиеся в тылу;

3) благодаря встречам с участниками войны,  я еще раз убедилась в том, как важно сохранять память о тех героических событиях.

         В 2015 году наша школа будет отмечать 105-летний юбилей с момента ее основания, а страна - 70-летие Великой Победы. Мне захотелось объединить эти значимые для меня события. Я не случайно выбрала именно эту тему для написания исследовательской работы, по крупицам собирала и восстанавливала материал по истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Для меня эта тема очень актуальна, я планирую продолжить работу над ней, и я хочу, чтобы будущие ученики гордились школой № 1 имени  А. М. Горького и передавали из поколения в поколение славные страницы ее героического прошлого и преумножали будущее.

 


[1] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. т. 1. М. 1983. с.224

[2] Историческая справка архивного отдела Администрации Фроловского муниципального района //                          Фроловский районный архив Волгоградской области. Ф. 19, оп. 1, д.5, л. 34.

[3] Беземский А.И. Воспоминания. Рукопись // Фонды кабинета-музея МКОУ СОШ № 1 им. А.М. Горького, инв. № 3.

[4] Илясова  М.Г. Воспоминания. Рукопись // Фонды кабинета-музея МКОУ СОШ № 1 им. А.М. Горького, инв. № 11.

[5] Исаева Л.Е. Воспоминания. Рукопись // Рабочий архив школьного кабинета истории № 51.

[6] Стародымова Т.И. Дорогами войны // Вперед. 1965 г., № 141 от 23.12. // Фонды библиотеки МКОУ СОШ № 1    им.А. М. Горького, инв. № 87.

[7] Анохина А.А. Воспоминания. Образование во Фролово. Рукопись // Фонды музея народного образования, инв. № 91.

[8] Першин Е.А. Воспоминания. Письма к дочери. Рукопись // Фонды кабинета-музея МКОУ СОШ № 1 им. А.М. Горького, инв. № 8.

[9] Интервью с Силичевой Л.И. 11 декабря 2014 г. Записано С.В. Князьковой // Рабочий архив МКОУ СОШ № 1                     им. А.М. Горького.

[10] Крутова Г. Здравствуй, милый город. Волгоград. 1996. с. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ринг "г. Пермь и школа № 48 в годы Великой Отечественной войны".

материал по краеведению. Игра "г. Пермь и школа № 48 в годы Великой Отечественной войны" посвящена 68-летию Победы в ВОв...

Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"

Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Экскурсия "Милютинская школа в годы Великой Отечественной войны"

Собран материал о Милютинской школе в годы Великой Отечественной войны...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Методическая разработка экскурсии по теме: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны» (Трудовой подвиг работников машиностроительного завода имени Орджоникидзе)

Цель экскурсии: изучить историю малой Родины, сохранить наиболее ценный материал о деятельности  предприятий города Подольска в годы Великой Отечественной войны для последующих поколений. Исследо...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...