Конспект урока "Персидская держава царя царей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Абраменкова Елена Петровна

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persidskaya_derzhava_tsarya_tsarey.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Персидская держава «царя царей»

Цели урока:

сформировать у школьников представления о географическом положении и основных событиях в истории Персии периода ее расцвета;

Изучение нового материала.

1. Возвышение Персии

Изучение новой темы начинается с работы по карте. Школьники определяют, какие государства располагались между Черным, Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом к VI в. до н. э., какое из них было наиболее крупным (К).

Учитель кратко характеризует Мидийское и Лидийское государства.

Справка для учителя: Мидия в переводе на русский язык (с санскрита) означает «средина земли». Известна ее столица – Экбатана. Предками мидийцев, вероятно, были кочевные племена, которые переселились из степей Причерноморья на очень плодородные земли в Азии. Жители Мидии славились как храбрые воины и искусные ремесленники. В VII в. до н. э. Мидия оказалась в зависимости от Ассирии и платила ей дань. Но затем в союзе с Вавилонией она приняла участие в походе на Ассирию, в штурме и разрушении Ниневии. К VI в. до н. э. в состав Мидии входили территории, населенные персами. После завоевания Мидии Киром жители страны сохранили привилегированное положение в составе Персидской державы.

Лидия была государством в Малой Азии со столицей в г. Сарды. В VI в. до н. э. она считалась самым богатым государством, так как располагала огромными запасами золота. Ученые считают, что именно лидийцы с VII в. до н. э. первыми начали чеканить монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя Креза вошло в поговорку. Лидия играла значительную роль в своем регионе: под ее власть перешли прибрежные греческие города-государства Малой Азии. Союза с нею добивались правители Египта, Вавилонии, Афин. Последним правителем страны был легендарный царь Крез (см. о нем в Военно-историческом словаре и легенду о нем в словаре «Исторические личности» (Солон)).

Далее ученики вспоминают факты из истории Нововавилонского царства и подводятся к выводу, что на территории Западной Азии к VI в. до н. э. существовали богатые и процветающие государства, но им было суждено вскоре оказаться под властью персов, в то время находившихся на более низком уровне развития.

Далее ученики сами по карте устанавливают места расселения персидских племен в Мидии (К), узнают об их восстании под предводительством Кира. Легенду, связанную с происхождением Кира, рассказывает сам учитель, либо заслушивается сообщение ученика.

Далее, опираясь на текст источника (речь Кира), школьники объясняют, почему будущему царю удалось поднять персов на борьбу против Мидии (Б).

После этого ученикам предлагается сформулировать первый пункт плана и записать его в рабочую книгу. Следует здесь и далее обращать внимание на то, чтобы ученики отражали в плане главное содержание, формулировали пункты плана в назывной форме. Целесообразно выписать на доске несколько вариантов формулировок пункта плана, предложенных учениками, и объяснить, какие из них и почему наиболее удачны.

2. Завоевания Персии при Кире

Школьники заслушивают сообщения об армии Кира или сами дают описание внешнего вида персидских воинов, видов вооружения персов на основе иллюстраций презентации (К), учитель дополняет их ответы сведениями из Военно-исторического словаря.

Затем ученики, опираясь на сведения презентации, узнают о ходе событий, связанных с завоеванием Киром Лидии (546 г. до н. э.). Затем настала очередь Вавилона. Лишенный союзников город пал (538 г. до н. э.). Ученики объясняют трудности, связанные со взятием Вавилона, знакомятся с легендой о Валтасаре (гиперссылка), изучают версию о взятии города, описанную Геродотом.

Учитель сообщает, что, по свидетельству самого Кира, войска персов «мирно вступили в Вавилон». Кир выступил покровителем вавилонской религии и культуры, смог добиться расположения жречества, поощрял торговлю. Известна клинописная надпись на так называемом «цилиндре Кира», увековечивающая победу персов над Вавилоном. В ней приводится титул завоевателя «царь мира, великий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран». На покоренных землях Кир проводил порой созидательную политику. Он восстановил Иерусалим, позволил иудеям вернуться на родину из вавилонского плена.

При демонстрации гробницы великого завоевателя можно рассказать легенду о его гибели.

Справка для учителя: Согласно легенде, изложенной Геродотом, Кир погиб в 530 г. до н. э. во время войны с кочевым племенем массагетов за рекой Амударья, у северо-восточных границ своей грандиозной державы. Царица массагетов Томирис повелела отыскать на поле битвы тело Кира и погрузить голову убитого царя в наполненный кровью кожаный мех, чтобы жаждавший новых завоеваний владыка Персии наконец мог насытиться кровью.

Школьники, опираясь на уже известные им сведения и данные карты Персидской державы, обсуждают, почему Кира назвали «Великим» (Б). Учитель обращает внимание на то, чтобы ученики приводили аргументы для обоснования своей точки зрения. Затем отрабатывается запись второго пункта плана урока.

3. Персидское государство при Дарии I

Учитель сообщает, что завоевания были продолжены сыном Кира – Камбизом. Этот царь, опираясь на армию и сильный финикийский флот, подчинил Египет (526–525 гг. до н. э.), сжег Мемфис и другие города, разрушил египетские храмы. Геродот называл его «безрассудным и сумасшедшим человеком». Далее пятиклассники работают с рельефным изображением Дария I, узнают о приходе его к власти, о том, что на покоренных территориях началось восстание против персов.

Затем пятиклассникам предлагается самим создать версию дальнейшего развития событий на основе данных Бехистунской надписи (на скале) и сопровождающих ее изображений (П).

Справка для учителя: Дарий I неоднократно увековечивал свои деяния. Например, в районе Суэцкого канала сохранилась надпись с переводом на древнеегипетский, в которой говорится о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем, после чего «корабли пошли по этому каналу в Персию». О своих строительных заслугах он создал надпись в Сузах. Бехистунская надпись на скале (по дороге из Багдада в Тегеран) написана на трех языках. Она содержит списки областей и стран, входивших в состав Персидского государства, повествует о том, что после смерти Камбиза начались волнения в Эламе, Вавилонии, Мидии, Ассирии, Египте, Парфии, Маргиане, Саттагидии, Скифии. Внутри самой Персии появились самозванцы, претендовавшие на трон.

При выполнении этого задания учитель отрабатывает умение учеников давать ответ на основе комплексного использования двух источников. С этой целью важно заслушать только одного сильного ученика, остальным предложить оценить, как он смог включить в ответ текст и информацию, полученную из рельефа, и при необходимости показать правильный образец ответа на вопрос при изложении материала из ряда источников с отсылкой к самим источникам информации.

Образец ответа. По свидетельству самого Дария I, можно предположить, что против Персии подняли восстание не менее 9 покоренных царств. Дарий направил против восставших войска и в течение года, дав 19 сражений, подавил выступление непокорного населения. На древнеперсидском рельефе перед Дарием стоят 9 плененных царей, сам персидский царь попирает ногой еще одного побежденного врага, лежащего у его ног.

Далее ученики, опираясь на анимированную карту, должны доказать, что Дарий I пытался продолжить завоевания Кира и Камбиза (Б), определить, что нового было в военных действиях Дария I (походы в Европу) (П). Целесообразно конкретизировать завоевательную политику Дария I сообщением ученика о скифских походах царя или изложением этого вопроса учителем (См. Военно-исторический словарь).

Далее ученики по карте знакомятся с введением Дарием I административно-территориального деления страны, со строительством дорог. Учитель объясняет, что в покоренные области назначались наместники, их называли сатрапами, что в переводе с древнеперсидского означало «хранитель области». Сатрапы возглавляли управление областями (сатрапиями), занимались чеканкой монет (серебряных, медных), отвечали за сбор налогов, контролировали действия местных чиновников. Школьникам предлагается объяснить, чем было вызвано проведение этих мер (П).

По анимированной схеме Персидского царства пятиклассникам предлагается доказать, что в Персии существовало государство (К), и объяснить, в чем заключалось его могущество (П).

Завершая изучение темы, учитель сообщает, что в V–IV вв. до н. э. прошлое Персии связано с историей Древней Греции, страна прекратит свое существование под ударами войска царя Александра Македонского в IV в. до н. э. Сейчас значительная часть Древней Персии – это территория Ирана (запад и юго-запад страны).

В заключение урока ученикам демонстрируется план занятия, им предлагается сравнить его с их собственными планами, составленными в процессе урока. Учитель поощряет удачное выполнение задания в случаях, когда школьники успешно выделили три основные части урока и их грамотно озаглавили, даже если они не во всем соотносятся с формулировками плана в презентации. Школьникам предлагается проанализировать свои ошибки в выполнении задания, а при благоприятной атмосфере в классе – дать рецензии друг на друга.

Домашнее задание.