Патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и ИКН РМЭ.
опыты и эксперименты по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Выступление в районном семинаре по патриотическому воспитанию "Час мужества пробил!" Тематика патриотизма на уроках истории, обществознания и ИКН РМЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Районный семинар по патриотическому воспитанию обучающихся «Час мужества пробил»

 Секция №1. Тема: «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках».

 

       Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

       В словаре  С.И. Ожегова патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».  

      Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Но социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации и т.д.

        В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужно современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания», заговорили на государственном уровне.

       5 октября 2010 года правительством РФ утверждена программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 гг.»( уже 3-я), предусматривающая "неотложность решения острейших проблем системы патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства". В декабре 2014г. разработан проект программы на 2016 – 2020 гг.

      Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания – это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

      Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны, но и истории каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.

      Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:

    1.  Изучение истории семьи ребенка (уроки истории 5 класс, обществознания, ИКН)

    2.  Изучение истории родного края (уроки ИКН в 6 – 9 классах)

    3. Изучение истории Отечества (уроки истории в 6 - 11 классах, акцентированное внимание учащихся на героических страницах прошлого страны).

      Задачи патриотического воспитания на уроках истории и обществознания:

  1. Расширить мотивацию изучения истории России;
  2. Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
  3. Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и   интересов детей);
  4. Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.

      Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:

1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.

2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.

3. Использовать невостребованные возможности семьи.

4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.

5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.

      В 5-м классе можно рассмотреть тему "История моих предков"( в начале курса истории или на уроках обществознания – тема «Семья». В среднем и старшем звеньях "Родословное древо"(урок ИКН в 6 классе – тема «Семья. Родство; уроки истории 6 – 11 классах).

      Проанализировав данную деятельность, сделали вывод, у детей она вызывает затруднения, т.к. многие родители не знают своих корней и не могут дать детям достоверной информации. По тем работам, которые были выполнены, видно что многие родители  и дети знают только одно или два поколения своих предков.

Поэтому необходимо продолжать работу по данному направлению, ведь в результате работы над родословной, у детей возрастает мотивация к изучению истории Отечества и успешно усваиваются приемы поисково-исследовательской работы.

       Рассмотрим работу по второму направлению.

       Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".

       Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания обучающихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Изучение истории родного края помогает  осмыслить процесс не разрывной связи с историей страны, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

        При преподавании истории родного края необходимо создать условия, при которых возможна активная познавательная деятельность обучающихся.

        Помогут в этом следующие требования:

  1. Отбор личностно значимых для обучающихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для обучающихся уровне.
  2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

         Изучение героических страниц истории Отечества можно осуществить при изучении отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 6 - 11 классах, также темы патриотизма охватывают уроки обществознания и ИКН.

        6 класс. Уроки истории: «Нашествие с Востока» (Поход Батыя на Русь), «Борьба Руси с западными завоевателями» (Невская битва, Ледовое побоище), «Русь и Золотая Орда в XIII - XIV вв.» (Куликовская битва). Уроки ИКН: «Присоединение Марийского края к Русскому государству», «Черемисские войны» (Мамич Бердей, Болтуш и т.д.), «Моя семья. Родство». Уроки обществознания: «Что значит быть патриотом», «Гражданин – Отечества достойный сын».

        7 класс. Уроки истории: «Начало XVII в.Смута» (2-е ополчение и освобождение России от поляков и шведов), «Преобразования Петра I», «Внешняя политика во II пол. XVIIIв.»,

«Достижения отечественной культуры, образования и науки в XVIII веке». Уроки ИКН: «Марийский край в период Смуты», «Участие жителей края в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина, а затем Е.И. Пугачева». Уроки обществознания: «Защита Отечества», «Что такое дисциплина?».

       8 класс. Уроки истории: «Отечественная война 1812г.», «Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя», «Русско – турецкая война 1877 – 1878гг.», «Достижения в области культуры, образования и науки XIX века». Уроки ИКН: «Участие жителей края в Отечественной войне 1812г., в Крымской и Русско – турецкой войне», «Семейные трудовые традиции», «Первые сельские школы и уездные училища». Уроки обществознания: «Долг и совесть», «Нации и межнациональные отношения».

       9 класс. Уроки истории: «Первая мировая война», «Гражданская война», «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», «Афганская война», «Чеченская война», Герои России»,  «Достижения науки и культуры в XX веке», «Личности в истории». Уроки ИКН: « Марийский край в годы Первой мировой войны», «Марийский край в годы гражданской войны», «Марийский край в годы Великой Отечественной войны». «Участники афганской и чеченских войн», «Моя семья. Родство» (Крепкий род – крепкое поколение).

       10 – 11 классы. По истории все те же темы, только задания сложнее: проблемные вопросы, дискуссии, диспуты, поисковая, исследовательская работа, проектная деятельность и презентации. Уроки обществознания: «Семья и быт», «Нации и межнациональные отношения», «Гражданское общество и правовое государство», «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи», «Гражданин РФ» (диспуты, дискуссии, поисковая и исследовательская работа, проектная деятельность).

        Вспомним слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”.  

         

     

     

     

       На уроках школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, военачальников оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

       Реально переживают обучающиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.  

       Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание проблемных ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание обучающимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках истории или обществознания можно использовать проблемные вопросы, по которым у обучающихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.

       Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы – участники Великой Отечественной войны», «Учителя – участники ВОВ», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».

       Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования. На этих уроках можно предложить детям написать различные эссе, сочинения, или же просто завести различные диспуты на следующие темы: «Мой родной город, село», «Герои России», «Герои моего родного края», «Наши земляки в Великой Отечественной войне», «Герои былых времён» и т.д.  

        Такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать им собственную оценку, не только познавать общие сведения, события, но и искать материал не только краеведческий, но и листать семейный альбом, беседовать не только с близкими людьми, но и порой совсем не знакомыми людьми о событиях, о их жизни.                        

        На уроках обществознания дети могут не только писать эссе, но рисовать различные плакаты, разрабатывать различные проекты по развитие своего села, города, края  и даже страны. Например, «Экологическая ситуация родного села», «Мир вокруг нас» и другие. Это позволит формированию любви к родине, городу, селу, дому.

        Во внеурочное время это можно осуществить во время классных часов на различные темы, такие как «День согласия и примирения», «Моя Россия», «Долг перед Родиной», «Я служу Отечеству», «День национального героя», «Бессмертный полк», «Подвиг народа» и т.д.

         Благодаря патриотизму и героизму народа, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.  

         Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования  гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

         История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

         Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забывают его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к человечеству.”

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.

    Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стра­не стала все более заметной утрата нашим обществом традици­онно российского патриотического сознания, о необходимости возр...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Индивидуальная методическая проблема:     Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...