Показательные судебные процессы над главными военными преступниками. Нюрнбергский и Токийский процессы.
статья по истории (9 класс) на тему

Васильева Светлана Викторовна

Статья  по  Новейшей истории на тему " Показательные судебные процессы над главными военными преступниками. Нюрнбергский и Токийский  процессы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazatelnye_sudebnye_protsessy_nad_glavnymi_voennymi.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Показательные судебные процессы над главными военными

преступниками. Нюрнбергский и Токийский процессы.

        Мировая история не знала таких масштабов преступной деятельности и такой концентрации чудовищных злодеяний, как те, которые были совершены германскими фашистами во время второй мировой войны. Процессы над немецкими и японскими военными преступниками после Второй мировой войны ввели в международное право целый ряд новых дефиниций, принципов и процедур. Они определили понятие международного преступления, подлежащего наказанию международным трибуналом. Это были первые в истории судебные процессы, когда отдельные граждане, являющиеся правительственными функционерами или действующие от имени своего государства, были преданы суду и признаны виновными в международных преступлениях, в том числе – ответственными за развязывание и ведение войны.

        С 26 июня по 8 августа в Лондоне проходила конференция представителей СССР, США, Англии и Франции по выработке соглашения о создании международного военного трибунала и его устава. Перед её делегатами лежали два проекта – советский и американский, в ряде пунктов совпадающие друг с другом, но и имеющие существенные,  принципиальные расхождения. Работа конференции как раз и была направлена на то, чтобы в основе этих двух документов разработать единый текст, удовлетворяющий все делегации. Участники конференции были людьми, различными по своему мировоззрению, представлявшими полярно противоположные системы права. И тем не менее им удалось в течение шести недель разрешить ряд сложных проблем, связанных с организацией новой формы интернациональной юстиции – созданием Международного военного трибунала.

        29 августа был опубликован первый список главных военных преступников, включавший имена 24 ведущих нацистских политиков, промышленников, военных дипломатов, идеологов – Геринга, Гесса, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера и других, которые несли главную ответственность за преступления, совершённые гитлеровцами. В начале октября была закончена работа по составлению обвинительного заключения – документа огромной разоблачительной силы, проливавшего свет на кровавую сущность германского фашизма, на его человеконенавистническую идеологию, на преступную политику и практику нацизма.

         18 октября 1945 г. обвинительное заключение было вручено Международному военному трибуналу и через его секретариат передано каждому из обвиняемых. Для обвинения были использованы многие вражеские архивы, захваченные во время продвижения армий союзников в глубь германских территорий. В штаб-квартирах фашистских армий, в правительственных зданиях и резиденциях нацистских главарей, в тайниках было обнаружено огромное количество правительственной, военной, личной и другой документации. Так, во Фленсбурге был захвачен архив штаба оперативного руководства вермахта, в Марбурге - архив МИДа, в Фешенгайме – архив верховного командования вермахта, в Баварских Альпах – важнейшие документы главного командования военно-воздушным флотом, которым руководил Геринг. В Восточной Баварии в одном из старых замков за фальшивыми стенами был найден архив Розенберга, включая его дневники и переписку по делам нацистской партии. В подвалах Платерхофа в Оберзальцбурге был обнаружен архив адъютанта Гитлера Р. Шмундта. Были захвачены также архивы Франка, Папена, Шахта и некоторых других подсудимых. Важные доказательства были собраны и переданы суду также правительствами Польши, Чехословакии и Югославии. Они обратились в кабинет главных обвинителей с предложением направить на процесс по одному своему представителю для предъявления доказательств преступлений, совершённых гитлеровцами на территории этих государств. Главный обвинитель от СССР полностью поддержал это предложение, но ввиду негативной позиции руководителей делегаций США и Великобритании реализовать его не удалось. Итак, менее чем за четыре месяца была проделана колоссальная работа по подготовке международного судебного процесса над главными немецкими военными преступниками.

Нацистским военным преступникам были предъявлеы обвинения в: 1) преступлениях против мира, которые определялись как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий, или участие в совместном планировании или сговоре с целью достижения любого из вышеперечисленного; 2) военных преступлениях, а именно, нарушении законов и обычаев войны. Подобные нарушения включают, в частности, убийства, жестокое обращение или депортацию гражданского населения оккупированной территории с целью принуждения к рабскому труду или с иной целью, убийство военнопленных и жестокое обращение с ними, убийство заложников, разграбление общественной или частной собственности, варварское уничтожение городов, поселков и деревень, а также разрушения, не вызванные военной необходимостью; 3) преступлениях против человечности, а именно, убийствах, принуждении к рабскому труду, депортациях и иных бесчеловечных акциях, совершенных в отношении гражданского населения накануне или во время войны, преследованиях по политическим, расовым, или религиозным мотивам в прямой или косвенной связи с преступлениями, находящимися в юрисдикции Международного военного трибунала, в нарушение или без нарушения законодательства страны, где совершены эти преступления. До Второй мировой войны понятие «военное преступление» имело ограниченное значение. Таким преступлением считалось нарушение законов и обычаев войны, определенных различными конвенциями и соглашениями, которые были приняты на международных форумах. Основные страны-участницы антигитлеровской коалиции предложили расширенное толкование военного преступления, включив в него преступления против мира и преступления против человечности.

Развязав вторую мировую войну при попустительстве империалистических кругов США, Англии и Франции, рассчитывавших направить гитлеровскую агрессию против СССР, фашистский блок на первых порах добился существенных успехов. Захватив полностью или частично 12 европейских стран, агрессоры перекроили политическую карту Европы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Страницы Нюрбергского процесса ( 70 лет со дня начала Нюрбергского процесса 1945 – 1946)

Воспитание патриотизмаа, любви к Родине,непринятие нацизма, фашизма....

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...

Доклад «Воспитание успехом» -одно из главных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса»

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с ребенком, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развива...