А сыновья уходят в бой
методическая разработка по истории (8, 9, 10 класс) на тему

Криворучко Елена Юрьевна

Музыкально-литературная композиция, посвященная войнам в Афганистане и Чечне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Сахалинская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей – интернат №3

«Технологии традиционных промыслов народов Севера» г. Поронайска

Номинация: Методика организации и проведения « уроков мужества»,  

                              торжественных мероприятий, посвящённых памятным

                              событиям Российской истории

Название работы: « А сыновья уходят в бой»

Автор: Криворучко Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей – интернат №3 г. Поронайска»

Адрес: г.Поронайск, ул. Октябрьская, 49, кв.11, телефон: 89621123622

2014 г.

Пояснительная записка

Номинация: Методика организации и проведения « уроков мужества»,  

торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории

Название работы: А сыновья уходят в бой

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего лицея одной из главных задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Уже давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Однако локальные конфликты, «горячие точки», террористические акты за последние полвека забрали жизни многих тысяч молодых парней, граждан нашей страны.

В этом году наша страна с болью вспоминает войну в Афганистане и 25 - годовщину вывода советских войск из республики Афганистан. Именно этим событиям и всем, кто тогда, в этой жестокой мясорубке не вернулся из боя, я решила посвятить разработанное мной мероприятие в форме литературно – музыкальной композиции «А сыновья уходят в бой».

Живое поэтическое слово, музыкальное и песенное сопровождение, инсценировка – все это вместе взятое позволит наполнить мероприятие не только важными смыслами, но и вызовет живое эмоциональное восприятие событий у всех присутствующих.

Данное мероприятие рассчитано   на обучающихся  13-15 лет. 

Молодое подрастающее поколение должно не только помнить, но и уважать,  свято чтить память о тех, кто отдал свои жизни, выполняя воинский интернациональный долг.

Цель:  развитие  патриотического воспитания, образования и просвещения молодежи на основе сохранения и  возрождения традиционных нравственных ценностей.

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; 
  • вызвать у детей душевный отклик, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;

Ожидаемые результаты:

  1. Музыкально – литературная композиция  «А сыновья уходят в бой» способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.
  2. Расширяет знания учащихся в изучении военной истории и воинских традиций.
  3. Повышает уровень активной гражданской позиции и  помогает учащимся осознать свою причастность к жизни России.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи песен, книжно-иллюстративная выставка «На афганской выжженной земле».

Участники: вокальная группа (для исполнения песен) – парадная форма одежды; мать – черная одежда, платок на голове, зажженная свеча; солдаты – одеты в военную форму

Музыкально – литературная композиция  «А сыновья уходят в бой»

«... Имена

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна...»

Школьник 1:

Не браните мое поколение-

Это ваших рядов пополнение.

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Школьник 2:

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали.

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью мое поколенье.

Ведущий:

... На основании Закона Российской Федерации «О всеобщей воинской

обязанности» предлагаю Вам явиться в райвоенкомат для отправки в войска.

Марш «Прощание славянки»

Выходит мать.

Мать:

Провожают в армию ребят,

Словно в 41-м на войну.

И опять, как много лет подряд

Песней рвут мальчишки тишину

И опять, как много лет назад

Матерей не удержать от слез,

Ведь и этих будущих солдат

Ожидает столько бед и гроз.

От того и громче, чем набат,

Заглушая песню и шаги

Губы материнские твердят:

«Помоги им, боже, помоги».

«Молюсь, Россия за тебя»

1-й солдат:

Время выбрало нас,

Закружило в Афганской  метели,

Нас позвали, друзья, в грозный час,

Мы военную форму надели.

2-й солдат:

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы.

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

«Бросок на небеса»

Переход участников. К микрофонам подходят 3-й солдат и Мать.

3 солдат:

Здравствуйте, мои дорогие и горячо любимые родители и братишка! Выпала долгожданная свободная минута, и я сразу беру ручку с бумагой, чтобы поговорить с вами. Наша рота по-прежнему охраняет штаб западной группировки близ города Кимиша. Говорят, что недели через две мы присоединимся к своим. Скорее бы...

 Дорогие мои, не переживайте за меня. Ведь я жив и здоров. Я верю, что вернусь, и мы опять будем вместе. Главное, чтобы вы ждали нас и сильно в это верили. А уж мы постараемся…

Пишите мне чаще… Целую всех и крепко обнимаю. Ваш сын.

«Горячая точка»

Мать:

Дорогой мой сыночек, здравствуй! Мы всей семьей, с тех пор, как ты,  находишься в Чечне, внимательно следим за новостями. Тяжело вам, ребятки, там сейчас. Вот говорят о засадах, обстрелах, смерти таких же, как ты, не познавших жизни, юнцах. Да еще сон мне недавно снился: будто весна уже в самом разгаре, птицы щебечут, еще кое-где снег лежит, и вижу тебя на этой холодной земле. Смотришь ты в голубую высь и будто что-то сказать хочешь… Отчего-то тревожно мне вдруг стало. Сын мой, прошу тебя, береги себя, будь внимательным и осторожным. Мы ждем тебя, сынок. Только ты возвращайся поскорее. Живым возвращайся. Целую тебя, кровинушка моя. Да хранит тебя Бог…

«Закаты алые»

Переход участников. У микрофонов Мать и 4-й солдат.

4 солдат:

Дай мне руку, помоги подняться.

Мне, братишка, вновь не повезло.

Чем с боевиками мне сражаться?

Автомат мой в щепки разнесло.

5 солдат:

Что ты умываешься слезами?

В нашей роте слабых не найти.

Что-то плохо у меня с глазами,

Дай мне руку, я смогу идти.

6 солдат:

Пыльной тучей вертолет садится.

Ну зачем носилки, я и сам бы CMОГ.

Но его несут и прячут лица.

«Осторожней, братцы, он без ног.»

«А вчера не стало Глеба»

Ведущий:

Поронайскому  районному комиссару...

Прошу известить родных, что их сын, выполняя боевое задание, верный Военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб...

Ведущий:

Засеребрились русые виски,

С тех пор, как похоронку принесли.

В дома ворвался 21 век.

Но все еще не тает горя снег.

Пообмелела речка под горой,

Где сын пускал кораблики весной.

Не всех героев знают имена,

И не у всех сверкают ордена!

«Вдовы»

Ведущий:

Есть истории огромный камень,

Мы на нем напишем имена,

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна.

Ведущий:

Всех, кто умер за свою Отчизну,

За ее величье и расцвет

Всех, кто отдал дорогие жизни,

Чтобы ярче лился счастья свет.

 

«Мой дом Россия»

Используемые ресурсы

Интернет-ресурсы

http://www.ed.gov.ru/junior/rub/patriot

Федеральное агентство по образованию. Тематический раздел «Патриотическое воспитание»

 

http://www.armpress.info/patriot.htm

Сайт общероссийского журнала «Патриот Отечества»

 

Литература

Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. М.: Патриот, 1991

 

Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности/Н.В.Мазыкина//Внешкольник. 2002. №5.С.5-8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жестокая мясорубка судеб человеческих, поглотившая за последние годы тысячи жизней, - это Афганистан, Чечня Боль земная

Слайд 2

Что значат понятия «Родина» и «патриотизм» применительно к новой России? Сможет ли наша современная молодёжь проявить такую силу духа, что сродни подвигу?

Слайд 3

Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов. Общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человека. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек Ни один из воинов-интернационалистов не гадал, что погибнет, совершив поступок, о котором скажут потом: подвиг. В лексиконе ребят отсутствовало это слово, заменялось на куда более прозаические: спасение, выручка, помощь, защита. И тем не менее, неосознанно каждый вложил в свой поступок не только всю свою энергию, силу и волю в последний момент, но и страсть будущей жизни - недожитой, недопетой, недолюбленной. Совершая подвиг в таком возрасте, да и в любом другом, человек вкладывает в него свое будущее. И смерть становится последней, ярчайшей вспышкой, освещающей и собственную жизнь, и жизнь поколения, ровесником которого он был. Афганская война

Слайд 4

Афганистан живёт в моей душе. Мне слышатся бессонными ночами Стихи Лоика в гневе и печали И выстрелы на дальнем рубеже, Где завершится наш последний бой, Последний враг ничком на землю ляжет, И чья – то мать слова простые скажет, И те слова услышим мы с тобой. Афганистан болит в моей душе. И все, кого я встретил и не встретил, Пусть долго будут жить на этом свете, Как тишина на дальнем рубеже. А. Дементьев Афганский синдром

Слайд 5

За спиною и горы, и горе: За спиною военный Афган. И строкой автоматною вторит Эхо долгое, прячась в туман. За спиною погибшие души И пропавшие души ребят, И мы с болью ещё будем слушать Эхо долгое, глядя назад. А.Рудович.

Слайд 6

Материнский охрипший беззвучный вой. Залп прощальный и красный шёлк Этот мальчик погиб, выполняя свой Интернациональный долг! Что он думал, в атаку ту поднявшись, Перед тем, как упал и умолк Тьме отдать непочатую в общем – то жизнь – Интернациональный долг! Мы не раз вызволяли народы из тьмы, За полком посылая полк Пол – Европы засеять своими костьми – Интернациональный долг! О страдания чаша! А сколько чаш Мы испили? Мы понимаем в этом толк Наверное, это наш Интернациональный долг… Ю. Поляков Интернациональный долг ?

Слайд 7

Погибли героями Мемориал в честь сахалинцев, погибших в Афганистане и Чечне, установлен в Южно-Сахалинске. Барельеф из 14 плит с именами погибших солдат и скорбящей матерью в центре возвели в сквере восточнее Аллеи Славы. Евтухов Сергей, Еременко Игорь, Марчук Ян, Каплин Константин, Кузьменко Евгений, Абрамкин Виталий, Муртазалиев Тимофей… 42 сахалинских парня погибли при исполнении воинского долга в Афганистане и Чечне. Но память о них свято хранят оставшиеся в живых товарищи по оружию, их семьи и близкие.

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про Гипотенузу и ее сыновей.

Сценарий сказки и презентация в фотографиях  инсценировки сказки участниками сетевого межрегионального конкурса "Дистанционный математический КВН-2010"...

«Подвиги отцов – в наследство сыновьям. Методические материалы по организации деятельности Постов №1»

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего по...

Подвиг матери и сыновей.

Разработка урока "Подвиг матери и сыновей". ...

Презентация "Тарас Бульба и его сыновья"

Повесть Николая Васильевича Гоголя  входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, котора...

Внеклассное мероприятие "Турнир пап и сыновей".(1 класс)

Эта разработка поможет другим педагогам при проведении праздника к 23 февраля....

Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"

Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"...

Сценарий вечера для учащихся 7-9 классов «Сыновья уходят в бой»

Цель вечера:воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к...