Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

  Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок – игра «Штурм крепости»

( Повторительно – обобщающий урок по теме «История средних

веков».)

Цели урока:

  1. Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по характерным чертам Средневековья.
  2. Повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей этой эпохи.
  3. Продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализируя их и делая выводы.

Оборудование: карта, раздаточный материал, изображение средневековой

                          крепости с укреплениями(лес, болото, вал, частокол), три

                         флажка для команд.

Ход урока.

Слово учителя.

  Прежде, чем мы начнем вспоминать, я хочу рассказать о правилах сегодняшней игры. Вы поделены на три команды, каждая из которых должна придумать название команды, связанное со Средневековьем  и выбрать капитана. Название напишите на табличках, которые у вас на столах. Мои помощники будут зорко следить за тем, кто из вас быстрее отвечает, как вы работаете, и кто получит заветный балл. Та команда, которая наберет большее количество баллов, станет победительницей всей нашей игры, а члены команды будут названы знатоками Средневековья.

Итак, начнем.

Первый этап на подходе к крепости лес. Чтобы его пройти, нужно быстро отвечать на задаваемые вопросы. Каждой команде будет задано по семь вопросов. Если команда не знает ответ, то у её соперников есть шанс заработать дополнительный балл. За правильный ответ засчитывается один балл. Будьте внимательны!

Лес.

  1. Как называется курс, который мы изучили?(средние века)
  2. Какой период охватывает история средних веков?(V-XVвека)
  3. Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин?(феод)
  4. Что такое феод?
  5. Кто такой сеньор?(человек, который выдает землю)
  6. Кто такой вассал?(человек, который получал землю)
  7. Отношения между сеньорами и феодалами представляли собой феодальную лестницу. Что это?
  8. Кто такие рыцари?(мелкие феодалы, который несли военную службу)
  9. Что такое рыцарский турнир? (состязание рыцарей за свою честь, достоинство и сердце прекрасной дамы)
  10. Как мы помним, рыцари были участниками крестовых походов. Как называли таких рыцарей и почему? (крестоносцы)
  11. Дайте определение понятию «Крестовый поход».(военно-религиозная экспедиция западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест)
  12. Кто являлся организатором крестовых походов?(папа Римский)
  13. Кто такой папа римский?(Глава Римской католической церкви)
  14. Но у папы было много других забот, кроме крестовых походов, например, еретики. Кто они такие?
  15. Как назывался церковный суд над еретиками?(инквизиция)
  16. Главные церковные храмы находились в городах. Кто ещё жил в городе?(купцы, ремесленники, торговцы, феодалы)
  17. Как назывались союзы ремесленников одной специальности?(цехи)
  18. В ходе изучения истории средних веков мы с вами усвоили такие понятия, как «монархия», «республика», «парламент». Что такое монархия?(форма правления, при которой власть передаётся по наследству от отца к сыну)
  19. Что такое республика?(форма правления, при которой органы власти избираются народом)
  20. Одним из выборных органов власти являлся парламент. Где и когда он был впервые избран?(Англия, 1265г)
  21. А какой выборный орган власти был во Франции и когда он впервые был собран?(1302г, Генеральные штаты)

Подсчитаем количество баллов у каждой команды .Можно отметить, что каждая из них преодолела лесополосу с успехом.

Следующее испытание не менее сложное: нужно пройти через топкое болото. Здесь будет многое зависеть от капитанов, которые будут вытягивать свою команду на сушу.

Итак, начнем.

Болото.

Соотнесите даты и события.

500г                                  Разделение христианской церкви на  

                                         Западную и Восточную

800г.                                 Возникновение государства у

                                          франков.

1054г.                               Карл Великий становится императором

1096г-1291г                     Столетняя война

1265г                                Созыв Генеральных штатов во

                                          Франции.

1302г.                               Возникновение английского

                                          Парламента

1337-1453г                       Крестовые походы

1381г                                Восстание Уота Тайлера

Конкурс капитанов.

Противниками или союзниками были эти люди.(игра «Кто быстрее?») и почему.

Иннокентий III – крестоносцы (союзники)

Ришелье – французские крестьяне (противники)

Уот Тайлер – король и английская знать (противники)

Жанна д'Арк – английские феодалы (противники)

Крестоносцы – турки – сельджуки (противники)

Инквизиторы – папа римский (союзники)

Ну, что же .подведем итоги. Посмотрим, кто же преодолел болото без потерь.(подведение итогов)

Следующий этап – преодоление частокола.

Я читаю задание, а вы ,если знаете ответ, должны поднять руку. Кто быстрее это сделает и правильно ответит, зарабатывает один балл. Начнем.

Частокол.

  1. Религия, начало которой было положено Мухаммедом. (ислам)
  2. Государство, во главе которого стоит один человек.(монархия)
  3. Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы разных городов и стран.(ярмарка)
  4. Лженаука, целью которой было получение золота путем химических соединений различных веществ.(алхимия)
  5. Снаряд для стрельбы.(ядро)
  6. Вид повинности крепостных крестьян в пользу феодала.(оброк)
  7. Человек, занимающийся обработкой земли.(крестьянин)
  8. Сбор в пользу государства.(налог).
  9. Назвать три титула представителей класса феодалов по возрастающей.(Барон, граф, маркиз, герцог, король)
  10. Крупный феодал, управляющий частью государства в империи Карла Великого.(граф)
  11. Земля, которой владел феодал. (феод)
  12. Повинность в пользу церкви.(десятина)
  13. Представитель знатного рода.(аристократ)
  14. Военное состязание рыцарей.(турнир).
  15. Человек, профессионально занимающийся изготовлением различных изделий.(ремесленник)

Итак, мы подошли к финальному рубежу со следующими результатами….

Штурм крепости- это очень ответственный маневр. С ним справится только та команда, которая будет сплочена, в которой решения принимаются вместе и единодушно. Чей же флажок будет развеваться над крепостью, кто же станет знатоком Средневековья? Штурм крепости принесет победу и пять баллов. Итак, задание.

Штурм крепости.

  1. О каком событии идет речь?

Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините её себе, земля та течет молоком и мёдом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай…»

(призыв папы Урбана 2 к крестовым походам)

  1. О каком государстве и о месте идет речь

В 6 веке Бодхидхарма поселился в монастыре….и разработал для его монахов особую систему боя для обороны от разбойников, варваров и воинов-грабителей. Так, по преданию, зародились боевые искусства этой страны. Впоследствии они стали пониматься как путь духовного развития, контроль над скрытой силой своего тела.

(Китай, монастырь Шаолинь)

  1. Кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь?

«Дорогой дофин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение, дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам… ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского престола.»

(Жанна д'Арк, Столетняя война)

  1. В глубинах азиатских степей в семье вождя 1155 году родился мальчик. Младенец, по преданию, сжимал в своем кулачке сгусток крови  (Темучин- Чингисхан)

Ну что же, над крепостью взвился флаг……команды. Они вправе назвать себя Знатоками Средневековья. Мы поздравляем всех, кто  сегодня участвовал в нашей игре с тем, что знания о Средневековье помогли им преодолеть многие препятствия, что они сплотили участников и сдружили их. Мне хочется наградить всех участников сегодняшней игры и пожелать удачи в дальнейшем изучении истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

Конспект урока в 6 классе по истории средних веков

В данном конспекте я объединила две темы: "Католическая церковь" и "Крестовые походы"....

Конспект урока с презентацией по истории средних веков "Поднебесная держава"

Конспект урока по истории средних веков с презентацией....

Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему: «Здоровое питание в Средневековье»

Цели и задачи:Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия.Работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и здоро...

Урок в 6 классе по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Разработка урока в форме рыцарского турнира. Каждый рыцарь представлял свой костюм, замок, защищал герб, представлял даму сердца, показывал свои навыки в искусстве танца. В конце урока ребята отвечали...

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков. Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»....

Урок-игра в 6 классе (по истории средних веков) "Рыцарский турнир"

Разработка поможет в развлекательной форме повторить учебный материал, внеся элемент соревновательности в учебный процесс. Сценарий снабжён авторскими стихами, разнообразными заданиями....