Русская культура первой половины 19 в.
консультация по истории (10 класс) на тему

Аксенова Ирина Анатольевна

 

Русская культура первой половине 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_kultura_v_pervoy_polovine_19_v._2.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

   В 19 в. русская культура достигла своего наивысшего расцвета во многих отраслях и становится неотъемлемой частью европейской культуры.

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. В области просвещения прослеживалось стремление создать единую систему народного образования.      Низшими учебными заведениями были церковно-приходские школы и училища (уездные и городские). Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Среднее образование давали гимназии. Они создавались для детей дворян и чиновников и давали право поступления в университет.

Высшее образование давали  университеты. Был основан ряд (7) новых университетов: Дерптский, Виленский, Петербургский, Киевский, Казанский, Харьковский. Для подготовки высших чиновников были открыты лицеи. Открылся ряд технических высших учебных заведений – институт инженеров путей сообщения, институт гражданских инженеров, лесной институт. В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, позже – Артиллерийская и Инженерная академии. Число учащихся возросло со 120 тысяч в начале века до 450 тысяч в 1850 г. Но процент грамотности оставался низок, около 5% по стране, в деревне - 1-3 %.

    Российская наука вышла на мировой уровень. Н.И. Лобачевский стал создателем “неэвклидовой” геометрии. Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров внесли вклад в становление органической химии. Хирург Н.И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Академики В.В. Петров и Б.С. Якоби сделали открытия в области электротехники. Петров исследовал явление электродуги, Якоби разработал несколько типов телеграфных аппаратов и электродвигатель. В 1839 г. открыта Пулковская обсерватория. Значительный вклад в развитие исторической науки внес Н.М. Карамзин, создавший 12-томную “Историю государства Российского”.

     Ряд важных открытий совершили российские путешественники. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский во время первого в России кругосветного путешествия уточнили карту мира, открыли ряд островов. В январе 1820 г. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду.

В литературе сосуществуют разные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Реализм связан в первую очередь с творчеством А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Начинают свою творческую деятельность И.А. Гончаров, Ф.И. Достоевский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский. Прогрессивные литературные силы объединились вокруг журнала “Современник". Ярким представителем романтизма был поэт В.И. Жуковский. Литература становится единственной трибуной критики существующего режима.

   А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости..."

    Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли "Вечера на хуторе близ Деканьки". Первая печатная форма "Ревизора" появилась в 1836 году.

   В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

   Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение "Смерть Поэта", ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

.

 

   В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Центром театральной жизни был Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. Театры открываются и в провинциальных городах. Так в 1845 г. театр открылся в Ставрополе.

  Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. В музыке под влиянием романтизма появился русский  романс – композиторы А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев, А.А. Алябьев. Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка, автор многочисленных романсов, оперы “Жизнь за царя”, “Руслан и Людмила”. Его последователь - А.С. Даргомыжский - создатель песен, романсов, опер “Русалка”, “Каменный гость”.

    В живописи жизнь крестьян показал А.Г. Венецианов, создавший школу бытового жанра (“Спящий пастушок”, “Жницы”). Всемирно известными стали художники: К.П. Брюллов (“Последний день Помпеи”, “Всадница”), А.А. Иванов (“Явление Христа народу”). В жанре портрета работали О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. П.А. Федотов в духе реализма развил бытовой жанр (“Сватовство майора”, “Свежий кавалер”).

   В скульптуре следует отметить работы И.П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому), Б.И. Козловского (памятник Кутузову), П.К. Клодта (скульптурная группа “Укротитель коней” на Аничковом мосту в Петербурге).

   В архитектуре устанавливается стиль позднего классицизма - ампир. Для него характерны монументальность форм, богатство украшений: А.Д. Захаров - Адмиралтейство, А.Н. Воронихин - Казанский собор, К.И. Росси - Михайловский дворец, здание Генерального штаба, Синода, А.А. Монферран - Исаакиевский собор, О.И. Бове - здание Большого театра.

  Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

    В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

   Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Достижения первой половины 19 в. вошли в сокровищницу мировой культуры и явились основой “золотого века” русской культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская культура первой половины XIX века-урок истории в 10 классе

Урок - презентация в 10 классе ,Русская культура первой половины XIX века". В  презентации рассматриваются оснавные культурные течения в изобразительном искусстве первой половины XIX века; Петерб...

Презентация "Русская культура первой половины XIX века"

Презентация к уроку "Художественная культура первой половины XIX века" по истории России в 8 классе....

«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)

Урок истории по теме:  «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)" - 8 класс...

Тема «Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века».

Презентация подготовлена в качестве дополнительного иллюстративного материала к уроку по историческому краеведению г. Тамбова по теме «Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века». § ...

Русская культура первой половины 19 века

Русская культура первой половины 19 века...

Русская культура первой половины XIX века

Русская культура первой половины XIX века...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...