Урок повторения "Эпоха Брежнева".
план-конспект урока по истории на тему

Урок повторения "Эпоха Брежнева". Материал можно использовать в 9, 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_epoha_brezhneva.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения: Эпоха Брежнева

Цель:  1. Выявить уровень усвоения системы знаний по теме и владения умениями выполнять самостоятельную работу разной степени сложности.

2.Продолжить формирование умений анализировать и оценивать события и определять своё отношение к ним.

3. Усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию, способствовать обогащению их социального опыта.

Оборудование: учебник, компьютер.

Ход урока.

1. Орг. момент.      2.Вступительное слово учителя.

3. Проблемный вопрос.

Эпоха Брежнева неоднозначная, противоречивая. Историки дают различные

характеристики режима. Какую характеристику вы считаете наиболее точной, почему? ( на доске записаны точки зрения историков, ответ учащиеся дают в конце урока)

1т.з. При Брежневе происходит консервация тоталитарного политического режима. Это поздний тоталитаризм, без реального культа личности. (А.Данилов)

2т.з. Режим был, безусловно, репрессивный. (Политическая история. Россия-СССР-РФ)

3т.з. Обманутые надежды на демократизацию, реставрация сталинизма.                                                                        (Л. Мартюшов)

4т.з. Внешне система функционировала, но престиж власти падал по мере увеличения признаков застоя и распада .(Н.Романовский)

4. 18 лет бессменным лидером государства и партии был Л.И.Брежнев.

(на мультимедийном экране портрет Брежнева, один из учащихся дает ему характеристику)

5. Знаете ли вы?

  1. Когда была принята так называемая «брежневская» конституция?
  2. Кого из ближайшего окружения Брежнева в руководстве КПСС называли «серым кардиналом»?
  3. Сколько лет советские войска участвовали в войне в Афганистане?
  4. Кто назвал СССР «империей зла»?
  5. Ю.Визбор, Ю.Ким, Б.Окуджава, А.Галич- что объединяет эти имена?
  6. Кто в 1970 году получил Нобелевскую премию мира?
  7. Духовный лидер правозащитного движения?
  8. Комитет прав человека, комитет защиты верующих, Хельсинские группы- что объединяет эти организации?

6. Теоретический вопрос. Смещение Хрущёва в 1964 году не изменило направления политического развития страны, но в экономике сер.60г. были предприняты попытки серьёзных изменений.

Охарактеризовать экономические реформы, итоги, последствия (ответ учащихся) .

7. Узнай политического деятеля.

1.Единственный из первых лиц страны всесторонне образован, писал прекрасные стихи, был весьма жёстким и принципиальным человеком, с 1967 по 1983 год возглавлял КГБ СССР, 15 месяцев руководил страной.(Ю.В.Андропов)

2. Один из наиболее влиятельных политиков эпохи Брежнева, получил прозвище «господин нет» за свою жёсткость и неуступчивость на переговорах, в течение почти 30 лет занимал пост министра иностранных дел.(А.А.Громыко)

3. Типичный чиновник-канцелярист, являлся помощником Брежнева со времени его работы в Молдавии, затем всюду следовал за свом патроном. Его кратковременное правление ускорило агонию системы.(К.У.Черненко)

8. Озвучить увиденные кадры (события внешней политики).

На мультимедийном экране сменяются события внешней политики, звук выключен, нужно рассказать об этом событии.

1.Война во Вьетнаме

2.Ввод войск в Чехословакию

3.Хельсинские события

4.Война в Афганистане

9.Сравнить эпоху Брежнева с эпохой Хрущёва, Сталина, взяв за основу признаки тоталитарного государства (дом.задание, ответ уч-ся).

10. Назвать 5 фамилий деятелей науки, культуры, учёных, политических, государственных деятелей, оставивших заметный след в истории в эпоху Брежнева. Обоснуйте свой выбор.

11.Учитель: Брежневские времена помнят ваши родители, бабушки, дедушки. Сейчас мы подведём итоги социологического опроса, проведённого уч-ся:

«Чем памятны для вас брежневские времена»? (во время ответа уч-ся на экране сменяются кадры «уровень жизни», эконом. интерактив и др.)

12.Возвращение к проблемному вопросу. Учащиеся высказывают своё мнение, какая характеристика режима наиболее точная.

13.Словарный диктант.

Учитель даёт определения терминов, учащиеся должны написать сам термин или наоборот  определение термина.

1. диссидент (инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию)

2. доктрина Брежнева (доктрина ограниченного суверенитета, т.е. вмешательство в дела соц.стран путём заключения различных договоров)

3. паритет (равенство)

4. номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось партийными органами)

5. теневая экономика (система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально)

6. самиздат (запрещённая  в СССР литература, размноженная кустарным способом)

7. десталинизация

8. неосталинизм

9. коррупция (использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения)

10. ротация (перемещение руководящих кадров)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическая политика Л.И. Брежнева

Презентация к урокам политики Брежнева Л.И. для 9 класса...

Внутренняя политика Л. И. Брежнева

План урока: "Внутренняя политика Л. И. Брежнева"...

Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы Брежневой Светланы Анатольевны

Здравствуйте уважаемые коллеги, представители общественности и гости. Брежнева Светлана Анатольевна, учитель биологии МКОУ СОШ №4. Проблема, над которой на протяжении четырех лет я работаю – это внедр...

Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это..."

Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это ...."...

Задания по истории России к теме правление Л.И. Брежнева

Тест составлен  на основе заданий ФИПИ для подготовки ЕГЭ по истории России...