Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это..."
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это ...."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока  по истории для 11 класса по теме: «Эпоха Брежнева – это  …».

Цели урока:

  1. Образовательные.

Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи; добывать новые знания из различных источников; обобщать и систематизировать знания по теме «Эпоха Брежнева» в результате которого учащиеся должны сделать выводы об эпохе Л. И. Брежнева.

  1. Воспитательные.

Формировать интереса у учащихся к изучению родной истории;

воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

  1. Развивающие.

Поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;  развивать навыки самостоятельной работы; расширять кругозор учащихся; развивать коммуникативные способности; способствовать развитию познавательного интереса, воображения, творческой активности учащихся, а также внимания, логического мышления; умению анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретических работ исследовательского типа.

 

Метод и приём обучения – исследовательский метод.

Оборудование.

Персональный компьютер с мультимедийным проектором.

Карточки с  заданиями по ЕГЭ.

Презентация по теме: «Эпоха Брежнева».

Карта.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

Начало урока.

- Здравствуйте! Присаживайтесь!

- Устали? К работе готовы?

- Тогда давайте вздохнём и выдохнем и скажем «хорошо».

- А что хорошего? (ответы учеников).

  1. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

Я хочу вам рассказать маленькую притчу:

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни, и ты узнаешь что – то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимание на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты заешь, ты не обращаешь в действие».

- О чём притча? (о знаниях).

- К чему призывает мудрость? (повторять и пользоваться теми, знаниями, которые мы уже знаем).

И так, наша задача: опираясь на старые знания, доказать, что мы умеем ими пользоваться.

На доске эпиграф: «Повторение – мать учения».

- Какие мы перед собой поставим цели (закрепить, повторить, систематизированные знания).

На доске учитель рисует линию времени, а также рядом располагает разноцветные магниты. Учитель объясняет, что обозначают цвета:

Белый цвет – положительные результаты.

Чёрный цвет – отрицательные результаты.

Учитель объясняет, чтобы узнать тему сегодняшнего урока – надо выполнить задание на карточках под номером №1.  

 Задание.

  1.  Прочитайте отрывок из труда современного историка и укажите фамилию политического лидера, о котором идёт речь.                                          «В период нахождения у власти этого политического лидера не было поворота к репрессиям, но успешно расправлялись с инакомыслящими; сложилась традиция ужасающего словоблудия; падал уровень жизни народа и одновременно процветала теневая экономика.                                      Сильной стороной был особый интерес к кадрам. Он и Хрущёв в кадровых вопросах были в известном смысле антиподами. Хрущёв считал необходимым постоянно переставлять людей с одного места на другое, часто создавая тем самым хаотическое положение на отдельных участках работы. А …. наоборот, даже тех работников, которых в интересах дела, в интересах страны нужно было освободить и заменить новыми, оставлял на своих местах».  

                

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название периода отечественной истории, в нём описанного.

«Страна тогда закупала за рубежом много промышленного оборудования. С его освоением наша промышленность не справлялась… Пролежав годы, оно устарело с точки зрения технологии и становилось фактически непригодным … Почти систематически страна закупала и зерно…                                 Некоторые          члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжёлая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления… находятся в загоне.                  - Не пора ли внести коррективы в наши планы? – спрашивали мы.        Он  был против. Планы оставались без изменений».

После выполнения работы ученики узнают, что сегодняшняя тема урока  - это «Эпоха Брежнева - …»; то есть после проделанной работы на уроке ученики должны ответить на вопрос  - на самом деле это время было «эпохой застоя» или это определение всё таки неверно отражает этот период.        

 - А какой промежуток времени мы должны отразить на линии времени? Конечно, это время правления Л. И. Брежнева (1964-1982года). Вот этот период мы и должны с вами проанализировать( ученики смотрят презентацию – кадры №1- 4).  А чтобы суметь дать точную оценку времени его правления мы должны рассмотреть экономику, внутреннюю политику и внешнюю политику. В начале ученики получают задания по теме «Экономика» в виде заданий по ЕГЭ.

«Экономика».         

1.Что из названного относится к причинам кризиса советской экономики, проявившегося в годы «застоя»:

А) низкие цены на нефть в мире во второй половине 1970-хгг.

Б) слабая заинтересованность работников в результатах своего труда!

В) недостаток природных ресурсов для нужд растущей промышленности

Г) зависимость советской промышленности от иностранных капиталовложений.

2.К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-х-первой половине 1980-х гг. относилось:

А) материальное стимулирование труда

Б) введение частной собственности

В) господство командно-административной системы

Г) проведение экономических реформ середины 1960-х гг.

3. Для советской экономики конца 1970-х гг. был(о) характерен(но):

А) развитие хозрасчёта на государственных предприятиях

Б) резкое сокращение военно-промышленного комплекса

В) хронический дефицит товаров

Г) быстрое внедрение в промышленности и сельском хозяйстве достижений НТР.

3.Прочтите отрывок из документа о ходе экономической реформы и определите государственного деятеля, с чьим именем связана эта реформа:        

«На Щекинском химическом комбинате с 1 августа 1967 года …  в порядке эксперимента внедряется новая система организации труда и заработной платы по усилению материальной заинтересованности рабочих, инженерно- технически х работников и служащих в увеличении объёма производства, повышении производительности труда и уменьшении численности персонала … От высвобождения персонала ежемесячная экономия фонда заработной платы составляет 44,8 тыс. рублей, за счёт которой образован централизованный фонд экономии зарплаты».                                                 А) Н. С. Хрущёв                                                                                         Б) А. Н. Косыгин                                                                                          В) Ю. В. Андропов                                                                                   Г) Н. И. Рыжков.

5. Результатом проводимых в конце 1960-х гг. реформ стал(о):                         А) создание на селе фермерских хозяйств                                                  Б) отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю                           В) восстановление централизованного управления экономикой, отказ от территориальной системы                                                                         Г) резкое сокращение военно – промышленного комплекса.        

                                        

 6. Экономическое развитие СССР в годы «застоя» характеризуется:                 А) преимущественно экстенсивным способом решения экономических задач Б) преимущественно интенсивным способом решения экономических задач В) вступлением страны в стадию постиндустриального развития                         Г) сокращением расходов на военно-промышленный комплекс

7. Что явилось одной из причин отставания СССР от стран Запада в экономической, общественно-политической и социальной сферах?                    А)  сверхцентрализованность советской экономики, отсутствие предпринимательства и личной         инициативы работников, монополия КПСС                                                                                                          Б) преимущественное внедрение новых технологий только в сельском хозяйстве                                                                                                  В) образование класса собственников средств производства                              Г) приватизация государственной собственности, многопартийность.

- Обсудив ответы и посмотрев презентацию (кадры № 6 - 14) ученики приходят к выводу, что на линии времени «Экономику» эпохи Брежнева отмечаем чёрным магнитом.

А теперь обратимся к внутренней политике Л. И. Брежнева.

Внутренняя политика.

1. Что из названного характеризует кадровую политику в КПСС в 1970-е – начале 1980-х гг.?

А) альтернативность при выборах партийного руководства                                 Б) запрет на занятие руководящих постов в партии лицам старше 70 лет         В) преимущественное назначение русских на должности первых секретарей в союзных республиках                                                                                 Г) длительное пребывание руководителей на своих постах.        

2. Следствием развития диссидентского движения в СССР в период «застоя» стало:                                                                                                 А) внесение в Конституцию СССР 1977 г. статей о гражданских свободах         Б) усиление партийного контроля над творческой интеллигенцией                 В) возрастание числа рабочих забастовок                                                         Г) ограничение функций, компетенции КГБ.

3. Какое из названных событий произошло в период с 1975 по 1980г.?                 А) избрание Ю. В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС                   Б) начало политики «ускорения»                                                                  В) принятие новой четвёртой советской Конституции                                           Г) первый выход советских космонавтов в открытый космос.

4. Какие три события и явления из перечисленных ниже относятся к правлению Л. И. Брежнева?                                                                          А) принятие новой советской Конституции                                                  Б) развенчание культа личности Сталина                                                          В) освоение целины                                                                                   Г) запуск первого советского спутника Земли                                                  Д) заключение с США договоров о ПРО и ОСВ-1                                                   Е) развитие диссидентского движения.                

5. Какие черты из перечисленных характеризовали политическую систему СССР в 1970-середине 1980-х гг.?                                                                 А) отказ от критики культа личности И. В. Сталина                                          Б) отсутствие оппозиционных настроений в обществе                                 В) рост и укрепление партийного аппарата                                                 Г) ослабление руководящей роли КПСС в обществе                                          Д) стремление сохранить политическую стабильность                                  Е) отказ  от жесткого идеологического контроля в сфере культуры                                          1) БВГ    2) БГЕ     3) АВД   4) ГДЕ        

6. Участниками диссидентского движения в СССР были:                                 А) А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Амальрик                                                 Б) Г. Товстоногов,  А. Эфрос, М. Захаров

В) Ю. Андропов, К. Черненко, М. Горбачёв                                                 Г) В. Павлов, Г. Янаев, В. Крючков.        

7. Прочитайте отрывок из Конституции СССР и укажите год её принятия.         « В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом  этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, всё полнее раскрываются созидательные силы нового строя…  Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза …».                                                          А) 1918г.    Б) 1977г.   В) 1936г.    Г) 1924г.                

- Ответив на эти задания и обсудив ответы по внутренней политике Л. И. Брежнева  ученики пришли к выводу, что и во внутренней политике наблюдаются отрицательные последствия и поэтому на линию времени  ставим чёрный магнит.

И теперь перейдём к изучению общественного движения более подробно.

        Задание.                                                  

Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС.

«Совершенно секретно.                                                                                Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик Сахаров, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно - политических системах.                                                                                                         В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии даёт право на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.                                                На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определённая консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.                         Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро,  именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих. Не принимая чёткой формы организации, ставит себе определённые цели и избирает определённую тактику, добивается легальности».                                                                                             Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путём выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка».

С 1. Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх  общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения.

С.3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением.        

- Ответив на вопросы и найдя правильные ответы, посмотрев презентацию ( кадры № 15 – 21) ученики решили, что и общественное движение несёт в себе отрицательные последствия  и поэтому на линии времени ставим чёрный магнит. А теперь перейдём  к изучению внешней политики Л. И. Брежнева.        

«Внешняя политика».

                                                         

  1. Для советской внешней политики конца 1960-х – начала 1970-х гг. был(о) характерен(но):                                                                                          А) отказ от поддержки антиколониальных движений                                  Б) признание возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической                                                         В) предоставление максимальной самостоятельности странам Восточной Европы                                                                                                  Г) отказ от переговоров с США об ограничении вооружений.

         

  1. Установите соответствие между событиями внешней политики СССР и их датами:                                                                                                   1) начало Афганской войны

2) подписание в Москве советско – американского договора об ограничении систем противоракетной обороны                

3) введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию

4) подписание в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

А) 1975г.                Б) 1968г.          В) 1972г.         Г) 1989г.     Д) 1979г.

  1. Что было одним из последствий ввода войск ОВД в Чехословакию?

А) улучшение отношений со странами –членами НАТО                                        Б) осложнение отношений внутри социалистического лагеря                                                                 В) роспуск ОВД                                                                                                   Г) укрепление содружества социалистических стран

 4. Военное вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии произошло в:                                                                                          А) 1954г.     Б) 1968г.     В) 1983г.   Г) 1984г.                                                                                        

5. Какие три из перечисленных явлений на рубеже 1960-1970-х гг. привели к возникновению курса «разрядки международной напряжённости»?

  А) военно-промышленный комплекс СССР добился паритета стратегических вооружений с США                                                                                 Б) начало реализации программы «звёздные войны» США                                  В) размещение советских ядерных ракет на Кубе                                           Г) страны Запада оказались заинтересованы в поставках энергоносителей из СССР                                                                                                          Д) строительство бетонной стены вокруг Западного Берлина                          Е) СССР оказался заинтересован в доступе к передовым технологиям стран Запада.

- Обсудив полученные ответы на задания и посмотрев кадры из презентации (кадры № 21 – 33) ученики приходят к выводу, что на линии времени внешнюю политику Л. И. Брежнева отмечаем чёрным магнитом.

А теперь более подробно решим задание по Афганской войне.                                         

«Война в Афганистане».

В целом для Вооружённых Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 – 6,5 млн. рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн. рублей.        Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооружённых Сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тыс. человек, увеличенной затем до 108 тыс. … Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое – кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…».

С 1. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором          она началась.

С 2. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Укажите не менее трёх последствий.          

- В начале ученики после обсуждения их ответов пришли к правильным ответа они решили, что для СССР это война принесла только отрицательные последствия и поэтому на линии времени появляется ещё один чёрный магнит.                                                                        А теперь посмотрите на линию времени и мы видим, что вся линия времени эпохи Брежнева отмечена отрицательными событиями и поэтому на самом деле время Л. И. Брежнева неслучайно называют «эпохой застоя».  

И в конце урока ученики получают задание: составить синквейн по теме «Эпоха Брежнева».





«Внешняя политика».

                                                         

  1. Для советской внешней политики конца 1960-х – начала 1970-х гг. был(о) характерен(но):                                                                                          А) отказ от поддержки антиколониальных движений                                  Б) признание возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической                                                         В) предоставление максимальной самостоятельности странам Восточной Европы                                                                                                  Г) отказ от переговоров с США об ограничении вооружений.

         

  1. Установите соответствие между событиями внешней политики СССР и их датами:                                                                                                   1) начало Афганской войны

2) подписание в Москве советско – американского договора об ограничении систем противоракетной обороны                

3) введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию

4) подписание в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

А) 1975г.                Б) 1968г.          В) 1972г.         Г) 1989г.     Д) 1979г.

  1. Что было одним из последствий ввода войск ОВД в Чехословакию?

А) улучшение отношений со странами –членами НАТО                                        Б) осложнение отношений внутри социалистического лагеря                                                                 В) роспуск ОВД                                                                                                   Г) укрепление содружества социалистических стран

 4. Военное вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии произошло в:                                                                                          А) 1954г.     Б) 1968г.     В) 1983г.   Г) 1984г.                                                                                        

5. Какие три из перечисленных явлений на рубеже 1960-1970-х гг. привели к возникновению курса «разрядки международной напряжённости»?

  А) военно-промышленный комплекс СССР добился паритета стратегических вооружений с США                                                                                 Б) начало реализации программы «звёздные войны» США                                  В) размещение советских ядерных ракет на Кубе                                           Г) страны Запада оказались заинтересованы в поставках энергоносителей из СССР                                                                                                          Д) строительство бетонной стены вокруг Западного Берлина                          Е) СССР оказался заинтересован в доступе к передовым технологиям стран Запада.

- Обсудив полученные ответы на задания и посмотрев кадры из презентации ученики приходят к выводу, что на линии времени внешнюю политику Л. И. Брежнева отмечаем чёрным магнитом.

А теперь более подробно решим задание по Афганской войне.                                         

«Война в Афганистане».

В целом для Вооружённых Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 – 6,5 млн. рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн. рублей.        Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооружённых Сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тыс. человек, увеличенной затем до 108 тыс. … Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое – кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…».

С 1. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором          она началась.

С 2. Какие последствия с точки зрения автора имела данная война для СССР? Укажите не менее трёх последствий.          

- В начале ученики после обсуждения их ответов пришли к правильным ответам и посмотрев презентацию они решили, что для СССР это война принесла только отрицательные последствия и поэтому на линии времени появляется ещё один чёрный магнит.

Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС.

«Совершенно секретно.                                                                                        Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик Сахаров, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно - политических системах.                                                                                                         В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии даёт право на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.                                                                На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определённая консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.                                                                                         Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро,  именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих. Не принимая чёткой формы организации, ставит себе определённые цели и избирает определённую тактику, добивается легальности».                                                  Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путём выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка».

С 1. Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх  общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения.

С.3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением.                 




   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

итоговый урок по теме "Эпоха Рюриковичей"

Данный урок проводится с использованием интернета, дополняется презентацией позволяет обобщить знания и формировать умения самостоятельной работы с различными источниками....

Итоговый урок по теме "Эпоха Петра" в 7 классе

Урок в форме аукциона проходит всегда в хорошем темпе, ребятам нравится зарабатывать на своих знаниях, а для учителя конечно это большая подготовка...

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС

Заключительный урок по главе "Эпоха Петра I" в 10 классе. Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС. Дана технологическая карта урока....

План - конспект урока на тему "Эпоха Великих географических открытий"

Урок в 5 классе на тему "Эпоха Великих географических открытий" проводиться с целью преобретения новых знаний. Данный урок позволяет развивать критическое мышление и  способствует решению проблем...

План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»

Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...