Великие гуманисты Европы
занимательные факты по истории (10 класс) на тему

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения. 

Начнем с определения понятия гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности. Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение, или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был в первую очередь образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_gumanisty_evropy.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Великие гуманисты Европы

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.

На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения. 

Начнем с определения понятия гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности. Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение, или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был в первую очередь образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.   

Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Витторино де Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Обучаться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное, уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.

Эразм Роттердамский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно. Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого – «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть  его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.      

Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году. В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос – бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.    

Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.

В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет «размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями. Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и Пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.

Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни и общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.

Следующий гуманист, с которым мы познакомимся – это Томас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.

Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.

Во второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно, именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. Помните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.

Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У филархов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.

Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.

В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно.     

Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.

Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.

Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.

В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.

Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.

Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания – Франсуа Рабле. Родился он в маленьком французском городке Шинон в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все его произведения были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

Самым известным его произведением стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги – добрые великаны. События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания, зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.

Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пирохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гумманостью.

В книге встречаются и народные персонажи. Например, Панург. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.

Еще один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».

В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.

Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великий гуманист эпохи просвещения"

Интегрированный урок, посвященный М.В. Ломоносову...

Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история

Урок раскрывает сущность гуманистической мысли на примере творчества Ф.Рабле, Т.Мора, Э.Роттердамского. Материал содержит конспект урока и презентацию....

Тесты по истории, 7 класс Тема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)

Тесты по истории, 7 классТема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)Время проведения 15-20 минут...

Великие гуманисты Европы

Презентация на тему "Великие гуманисты Европы"...

Тестовое задание по теме: "Великие гуманисты Европы"

Тест предназначен для проверки знаний по всеобщей истории 7-классников...

Презентация. Великие гуманисты Европы.

Презентация по истории для 7 классов...

Презентация по истории Нового времени "Великие гуманисты Европы"

Данная презентация выполнена на основе учебника "Новая история. 7 класс»" Юдовской А.Я.. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. ...