Проектная деятельность как средство актуализации познавательных способностей учащихся.
статья по истории (10, 11 класс) на тему

Гребнев Дмитрий Васильевич

Проектная деятельность как средство актуализации  познавательных способностей учащихся.

В работе раскрывается суть, содержание и методические рекомендации по применениию пректного метода работы с одаренными обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_aktualizatsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Гребнев Д. В.,

учитель истории высшей категории

гимназии № 4 им. А. С. Пушкина

 г. Йошкар-Олы

Проектная деятельность как средство актуализации

познавательных способностей учащихся.

        В современных условиях активного развития информационного общества происходят значительные изменения в образовательной сфере. Учитель более не является для ученика единственным источником знаний и информации. Дети черпают материал не только, и даже не столько, из книг, журналов, справочных пособий, но и активно используют возможности электронных библиотек, учебный материал, содержащийся в компьютерных тематических энциклопедиях, задействуют ресурсы сети Интернет.

         Информатизация образовательной сферы предъявляет к учителю новые требования, заставляет выполнять иные, ранее мало свойственные ему задачи. Даже в этой быстро меняющейся обстановке слово учителя продолжает играть важную определяющую роль. В процессе изложения учебного материала учитель расставляет акценты, проводит селекцию ранее воспринятой учениками их иных источников информации с точки зрения ее научности и объективности.

        Важность такой работы подтверждается необходимостью строгой выдержанности учебного материала в рамках методических требований, что далеко не всегда характеризует электронные тематические энциклопедии или информацию Интернет-сайтов.

        Велика воспитательная, ценностно-ориентационная роль педагога. Оценки, содержащиеся в источниках, нередко радикальны и нетерпимы. Учитель должен способствовать формированию у учащихся более адекватной, взвешенной и научно обоснованной точки зрения.

        Учитель призван организовать учебный процесс не только на уроке, но и работу учеников по самостоятельному добыванию знаний. В этой связи огромное значение принадлежит приобщению учащихся к проектной деятельности.

        Использование подобной формы педагогической деятельности позволяет решить ряд задач:

  • Повышение учебной мотивации учащихся
  • Популяризация учебных дисциплин
  • Обобщение и углубление знаний учащихся по предмету
  • Формирование навыков самостоятельной учебно-поисковой деятельности и самообразования
  • Формирование у учеников умения критически анализировать материал по предмету, выстраивать логические причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Во многом успешность работы над проектом определяется глубокой заинтересованностью ученика в проблеме исследования. В достижении этой цели большая роль принадлежит учителю. Предлагая ученику тему реферативной или исследовательской работы, необходимо подвести ученика к осознанию  научной, учебной и социальной актуальности темы его проекта.

Целесообразно с самого начала работы над   проектом составить хронологический план, а который включить следующие пункты:

  • Составление плана реферата и списка литературы
  • Анализ и отбор литературы для реферата
  • Совместное с учеником определение цели, задач работы, актуальности темы исследования
  • Написание реферата и его редактирование
  • Оформление проекта
  • Подготовка к защите реферата, изготовление компьютерной презентации.

На следующем этапе работы ученику предлагается определить план реферата и составить список литературы. Необходимо сориентировать ученика на работу в библиотечном каталоге, указать конкретные разделы каталога, в которых находятся данные необходимых при разработке темы книгах и журнальных статьях.

Составление плана работы, как и подбор литературы, традиционно вызывает у учеников немалые сложности. Однако этот, часто малоудачный, опыт нельзя признать негативным. Знакомясь с литературой и информацией, содержащейся на Интернет-сайтах, ученик получает возможность представить степень изученности его темы, массив литературы и разнообразие оценок, высказываемых авторами, а главное – многогранность исследуемой проблемы.

Опираясь на полученный учеником  опыт, учитель должен оказать ему помощь в подборе литературы и составлении окончательного плана. При этом необходимо провести ревизию представленного учеником материала, исключив литературу необъективного, ненаучного характера. Предоставленные самим учителем книги способны определить главное направление и содержание будущей работы.

При составлении плана обращается внимание ученика на важность этой работы с точки зрения успешности реализации проекта, определения цели, задач исследования, четкости структуры, логичности и последовательности изложении темы. В плане работы обязательно выделяются: введение, основная часть, логически разделенная на главы и параграфы, заключение, содержащее основные выводы по работе.

На основании составленного плана с привлечением отобранной литературы ученик самостоятельно работает над проектом. Крайне важной частью работы являются периодические консультации ученика с учителем. Это позволяет проводить редактирование текста реферата, акцентировать внимание ученика на рассмотрение  определенных проблем и вопросов, корректировать оценки. В ходе подобной совместной работы важно поощрять ученика, отмечая сильные стороны  его реферата, удачные находки, что повлияет на усиление мотивации ученика к работе и повысит его самооценку.

После написания реферата необходимо его правильно оформить. На титульном листе указывается не только тема, но и название образовательного учреждения, фамилия, имя, отчество автора и руководителя проекта. Оформляются сноски, список литературы в соответствии с существующими требованиями и стандартами. По возможности работа дополняется иллюстрациями, схемами и картографическим материалом.

Готовясь к защите проекта, целесообразно подготовить компьютерную презентацию с использованием редактора Power Point. Эта работа поможет ученику при выступлении, сделав его более ярким, зрелищным и запоминающимся, выполнит функцию опорного конспекта реферата. Подготавливая презентацию, ученик сможет еще раз обобщить материал, выделить ключевые моменты работы, по-новому взглянуть на свой труд.

В процессе работы над презентацией учитель должен организовывать, направлять его деятельность, оказывать помощь ученику. Следует помнить, что к презентации предъявляются определенные методико-психологические требования. Она не должна быть зеркальным отображением реферата. Нужно соблюсти баланс между информационной насыщенностью и иллюстративным наполнением презентации. Наибольшую сложность в процессе работы над презентацией у детей вызывает необходимость сокращения текстового материала при сохранении общей идеи работы и структурирование текста в логические схемы и таблицы. На этом этапе участие учителя, его помощь ученику способны сыграть решающую роль.

В гимназии № 4 имени А. С. Пушкина проектной деятельности учащихся традиционно уделяется большое внимание. С организацией в 2000 году кадетского корпуса имени генерала от кавалерии А. А. Брусилова эта работа получила дополнительный импульс и дальнейшее развитие. Одной из форм  итоговой аттестации кадетов является обязательное написание ими выпускного реферата по военной истории или основам военной службы и его последующая защита. В кадетских работах рассматривается широкий комплекс проблем, связанных с историей войн, военных операций, совершенствованием боевой техники, стратегии, тактики и оперативного искусства применения вооруженных сил, исторической биографией полководцев, флотоводцев, их вкладом в развитие военного искусства, а также международных отношений в мире в различные периоды истории. Были подготовлены и успешно защищены рефераты «Создание и развитие военного флота в России при Петре I», «А. В. Суворов и его вклад в развитие военного искусства», «Советское стрелковое оружие периода Великой Отечественной войны», «Советско-финская война», «Советские бронетанковые войска в Курской битве», «Ордена и медали Российского государства» и многие другие.

С открытием в гимназии классов гуманитарно-правового направления проектная деятельность стала одной из ведущих форм работы с учениками по углублению их профильной подготовки, привитию необходимых исследовательских навыков. В рамках преподавания авторского специального курса «Вспомогательные исторические дисциплины» учащиеся активно работают над написанием реферата по выбранной ими теме. К этому времени завершена работа над проектами по теме «Чернобыльская трагедия», «Новая экономическая политика: реформы и противоречия», «1917 – от февраля к октябрю (истоки большевистской революции) ».

Огромный и неоценимый опыт приобретается учениками в ходе их участия в конкурсах проектных работ. В 2001 году Сепеев С. занял II место на конкурсе в рамках Слета кадетских классов Поволжья с рефератом  на тему «Участие СССР в гражданской войне в Испании, 1936-1939 гг.»,  в 2003 году Блинов Д. стал лауреатом конкурса ученических проектов по истории с работой «партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной войны». В год 60-й годовщины Победы Гладышев Д. с рефератом на тему «Десантные операции периода второй мировой войны» стал победителем в номинации «Историческое исследование» III республиканского форума «Открытый мир», а Эшплатов А., представивший работу «Роль и значение ленд-лиза в победах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны», стал обладателем диплома участника. В том же году Ступин Е. и Скворцов Е., представившие электронную мини-энциклопедию «Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.», были награждены дипломом II степени на  конкурсе, проводимом МГПИ им. Н. К. Крупской.  В 2006 году Лебедев К., Вишнякова М. и Халтурин К. стали лауреатами конкурса «Молодежные рождественские чтения» с работами, посвященными жизни и деятельности Сергия Радонежского, Александра Невского и Ф. Ф. Ушакова.

В заключении хочется отметить, что успех такой формы работы, как проектная деятельность, является результатом исключительно совместных творческих усилий ученика и педагога. Подготовка проекта способствует актуализации учебной деятельности ученика, росту его самооценки, создает условия для максимально раскрытия его талантов и способностей, повышает  конкурентоспособность личности ученика, что представляется крайне важным в современных социальных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"

В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы...

Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"

В статье проаназизирован опыт организации проектной деятельности учащихся начальной школы...

Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

В статье рассматривается  проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...