Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"
статья на тему

Есипова Татьяна Валерьевна

В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Есипова Т. В.

Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы.

Важнейшей задачей творчества школьников является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием.

В современной школе одно из ведущих мест среди разнообразных педагогических технологий отводится проектной деятельности учащихся. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, получаемый при решении той или иной проблемы.  Метод проекта открывает ребенку разнообразие явлений окружающего мира, позволяет удовлетворить детскую любознательность, создает условия для раскрытия и реализации творческого потенциала личности, дает возможность поверить в свои силы. Как указывает известный исследователь школьных технологий Г. К. Селевко, метод проектов – система действий, позволяющая «учебный материал сделать индивидуальным для ребенка, позволяет проявить ему самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».

Возраст детей начальной школы является благоприятным для закладки основ проектной  деятельности и мотивационной ориентации ребенка. Но, в то же время, именно возрастные особенности обусловливают ряд трудностей при создании проекта:

  • недостаточно развитое аналитическое мышление затрудняет анализ литературы;
  • коммуникативные особенности вызывают трудности при представлении материала;
  • эмоциональная незрелость не позволяет конструктивно относиться к критике.

Эффективному решению этих трудностей могут способствовать уроки речевого творчества. О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие отечественные педагоги и методисты. Проблеме развития речи посвящены исследования С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других. Подчеркивая значение слова для формирования мыслительной деятельности ребенка и  для его дальнейшего обучения, К. Д. Ушинский писал: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета".

Речевое творчество обогащает речь учащихся, способствует  расширению и углублению знаний по русскому языку, развитию умения работать с  текстом, создает условия для обращения к другим областям знаний, может помочь разнообразить уроки окружающего мира, ИЗО и технологии. Речевое творчество – это увлекательное путешествие, дающее ребенку возможность почувствовать радость и удовлетворение от получения конкретного конечного результата. Оно настолько универсально, что может выступить в качестве интегратора проектной деятельности учащихся.

Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребенка в школе. Так, в 1 классе можно предложить ребятам вместе  придумать сказку (учитель поможет её записать),  нарисовать к ней иллюстрации и оформить книжку или слепить героев сказки и разыграть с ними представление. А уже в 4 классе ребята будут с удовольствием работать над созданием фантастических рассказов о космосе, отражая в них знания, полученные на уроках окружающего мира о Вселенной, о родной планете,  раскрывая свое видение таких понятий как «дружба», «взаимопомощь», «доброта».

Интересной для учеников 4 класса может стать работа над проектом по созданию  необычной Азбуки для первоклассников. Необычной Азбуку сделают веселые рассказы, ВСЕ слова в которых начинаются с одной буквы (кроме букв Ы, Й, Ь, Ъ).

Написание Азбуки – это долгосрочный проект. Работать над созданием рассказов можно на уроках русского языка, развития речи и дома (такое домашнее задание ребята выполнят с удовольствием). Чтобы Азбука получилась красочной, ребята могут проиллюстрировать ее.

Создание необычных рассказов – интересный вид речевого творчества.  Для создания   рассказов, все слова в которых начинаются с одной буквы, есть два пути.

Первый путь.  Этот путь является эффективным способом активизации познавательной деятельности учеников, дает возможность актуализировать знания по окружающему миру.  

При написании рассказа выбираем букву, сюжет и подбираем подходящие слова, начинающиеся на данную букву.  Помочь ребятам могут наводящие вопросы.

Например:

Какие весенние изменения происходят в природе?

      Вскрылись водоёмы, всюду вода.  Веет  весёлый ветерок.

Какие вы знаете первоцветы?             Выглянули ветреницы.

Назовите первых насекомых.               Вьются в воздухе веснянки.

Вспомните перелётных птиц.              Вскоре вернутся варакушки.

           Что происходит у зверей?                    Волчица впервые вывела волчат.

Весна – какое это время?                      Волнующее, волшебное время.

Весна

Весна вернулась, выгнала вьюгу. Вскрылись водоёмы. Веет весёлый ветерок. Всюду вода. Выглянули ветреницы. Вьются в воздухе веснянки. Вскоре вернутся варакушки. Вот волчица впервые вывела волчат. Волнующее, волшебное время…

Второй путь. Этот путь дает возможность развития эмоциональной сферы учащихся, обретения ими уверенности в своих силах, позволяет закрепить навыки дифференциации частей речи.

Для написания рассказа нужно выписать по столбикам  существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, начинающиеся на выбранную букву. Поиграв со словами, попробовать составить предложения, рассказ. Так на свет могут появиться смешные рассказы, небылицы и даже стихотворения.  

При составлении  текстов ученики  узнают  новые слова, работают со словарями, с лексическим значением слова, с синонимичными рядами и т. п.  Данная  работа способствует расширению и обогащению словарного запаса ребёнка,  развитию умения работать с текстом, редактировать его.

Таким образом, включаясь в проект, ребенок любого возраста получает возможность проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. В процессе работы совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка; развиваются память, внимание, фантазия и воображение; создаются условия для развития творческого мышления ребенка, его эмоционального мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"

В статье проаназизирован опыт организации проектной деятельности учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Интерактивные технологии как средство творческого саморазвития учащихся на уроках математики.

žПрименение на уроках математики интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения позволяет модернизировать процесс обучения, повышать у обучающихся уровень мотивации изучению м...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....