Интеллектуальная игра « Знай своё Отечество» 9-11 класс
материал по истории (9 класс) по теме

Интеллектуальная игра « Знай своё Отечество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_znay_svoyo_otechestvo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

9-11 классы                                     Интеллектуальная игра « Знай своё Отечество»

( В игре участвуют две команды)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать всех. Кто собрался в этом зале на интеллектуальной игре « Знай своё Отечество»

Ведущий 1: Команды, которые проявят свои знания…(называет команды)

Ведущий 2: Представляем вам компетентное жюри, которое оценит ваши знания

Ведущий 1. Какие б трудности в пути вам не встречались. Мы вам желаем, чтоб вы их не испугались

Ведущий 2. Пройти все эти трудности сумели. И без потерь достичь могли б заветной цели!

Вместе: Желаем всем: « Ни пуха, ни пера!»

1-й конкурс « Разминка»

Ведущий 1: Каждой команде будут даны по 10 вопросов и 2 минуты. На вопросы надо отвечать быстро. Если команда не знает ответа, то нужно отвечать на следующие вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Вопросы первой команде

1. Назовите столицу Древнерусского государства ( Киев)

2. Назовите имя князя, крестившего Русь (Владимир красное солнышко)

3. Где происходило сражение в 1380г ? ( На Куликовом поле)

4. Назовите имя первого русского царя.( Иван 4)

5. Назовите имя первого правителя из династии Романовых.(Михаил Фёдорович)

6.Период правления, какого правителя называют «золотым веком дворянства»?( Екатерины 2)

7. Назовите главнокомандующего русских войск в Бородинском сражении.( Кутузов)

8. Назовите имя последнего императора из династии Романовых(Николай2)

9. Какая битва ознаменовала собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. ( Под Москвой)

10. Кто из военачальников носил почётное звание « Маршал Победы»?( Жуков)

Вопросы второй команде.

  1. Назовите династию, правившую на Руси с 9 века.(Рюриковичи)
  2. Назовите имя первой правительницы на Руси.( Ольга)
  3. Где происходило сражение в 1242г?.(Чудское озеро)
  4. Назовите последнего царя из династии Рюриковичей. ( Фёдор Иванович)
  5. Назовите имя первого императора России.(Пётр1)
  6. Политику « просвещённого абсолютизма» проводила  …(Екатерина 2)..
  7. Кто из правителей России получил прозвище «Освободитель»(Александр 2)
  8. С именем, какого правителя связаны понятия « хутор», « отруб» (Николай 2)
  9. Какая битва ознаменовала собой завершение коренного перелома в великой Отечественной войне.(Курская битва)

10. Кто руководил обороной Москвы?( Жуков)

2 конкурс « Тёмная лошадка»( жеребьёвка)

Ведущий 1:Я загадала имя человека, сыгравшего в истории важную роль. Ваша задача отгадать его. О каждом человеке есть семь подсказок. Если вы отгадаете, о ком идёт речь после первой подсказки, то вы получите 7 баллов, после второй – 6 баллов  и тд.

1. Он знал восемь языков.

2. Он был одним из первых альпинистов. Он покорил Альпы.

3. У него одна из скромных могил в мире при огромных заслугах перед отечеством

4. Он вёл спартанский образ жизни

5. Отец у него был денщиком у одного из императоров

6. Памятник ему в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом.

7. Он не проиграл ни одного сражения и был удостоен высшего воинского звания.

Ответ Суворов

1.Ещё в детстве он занимался индивидуальной трудовой деятельностью

2. Был удостоен высших наград Отечества

3. Президент Военной коллегии

3. Самый богатый человек своего времени

4. Обласкан двумя императрицами, но кончил жизнь в Сибири

6. Он вдохновил художника Сурикова на создание знаменитой картины «…в Берёзове»

7. Соратник и друг Петра 1, только ему разрешалось называть государя Мин Херц.

Ответ: А. Меньшиков.

1.Он рано научился читать , страстно хотел учиться

2..Годы упорного труда на пути к знаниям – и он становится крупнейшим учёным.

3. Он очень много сделал для науки, при чём в разных областях знания. Даже один французский историк считал, что в России есть два человека с таким именем и фамилией – поэт и химик.

4. Он родился в семье архангельского рыбака

5. Чтобы поступить в Славяно - греко – латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянина

6. Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звёздами и планетами

7. Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне Московский университет носит его имя.

Ответ М. Ломоносов

1.На своей личной печати он вырезал следующее: « Я ученик и нуждаюсь в учителях»

2. Он учился сам и заставлял учиться своих подданных. Отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам вместо того, чтобы учиться.

3. Он работал в голландском городке Заандаме на верфи. Простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна.

4. Во время его царствования нелегко жилось народу, ведь в это время строилось много городов, фабрик, требовалось много денег, рабочей силы.

5. При нём Россия сделала большой шаг вперёд

6. Он «прорубил окно в Европу».

7. Им была построена новая столица России – Санкт – Петербург.

Ответ: Пётр 1

3 конкурс «Неотосланные депеши»

Кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в своё время.(Оценивание: каждая депеша по три балла)

1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.( Наполеон . осенью 1812г. из пылающей Москвы)

2. Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия  - черноморская держава. ( Суворов 1790г после взятия штурмом Измаила)

3. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса.

( Батый перед осадой Киева 1240г.)

4. Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику. ( Степан Разин в 1669г после персидского похода)

5. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом. (А. Невский. 1240 г. поход против шведов)

6. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши.( Иван 4 1552г после взятия Казани)

7. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят. ( Пётр 1 в 1696г)

8. Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Москву. ( Пожарский в 1612г.)

9. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.( Пётр1. 1709г полтавская битва)

10. Ныне пришло к нам подкрепление доброе: привезли работные люди пушки, ядра. Подоспела славная быстрая конница.( Е Пугачёв. В начале 1774г, когда на сторону восставших перешли работные люди уральских заводов)

11. Войска вышли на площадь. Где Трубецкой?.( Декабристы 14 декабря 1825г, озабоченные тем , что диктатор восстания не пришёл на площадь).)

12. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.( Александр 2, опасавшийся крестьянских восстаний в связи  Манифестом 19 февраля 1861г. об отмене крепостного права.)

4 конкурс « Викторина» 1 команда

Хронология

Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события.( Куликовская битва 1380г, Стояние на р. Угре 1480г.)

Метрология

Две самые распространённые единицы измерения на Руси  - пядь и сажень. Покажите, как выглядели пядь и сажень.( Расстояние между кончиками вытянутых большого и указательного пальца, а сажень равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека).

Живопись

Как называется новый жанр портрета, появившийся в начале 17 века, для которого характерны светское содержание и приёмы иконописи?( Парсуна)

Дом

Какой угол в доме называли красным? ( Ту часть комнаты, где висели иконы)

Архитектура

Этот храм построен в честь праздника Покрова Божьей Матери, но больше известен по имени юродивого. Как его звали? ( Василий Блаженный)

Быт и нравы

В своё время это был самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли. Варили, парили, сушили и растирали в муку. Ели с мёдом или солью. Его название даже вошло в поговорку и многочисленные сказки. Что это за овощ? ( репа)

4 конкурс « Викторина» 2 команда

Хронология

В этот год молодой князь Александр разбил отряд шведов и получил своё прозвище, а к стенам Киева подошли войска хана Батыя. В каком году происходили эти события? (1240г).

Метрология

Эта единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по известной поговорке, невозможно укусить.( Локоть)

Живопись

Как называется направление в искусстве начала 20 века, для которого характерен разрыв с культурными традициями прошлого, а художники считают себя творцами нового?( Авангард)

Дом

А.С. Пушкин часто упоминает девичью, уда он любил захаживать. Что такое девичья? ( Это помещение для женской прислуги)

Архитектура

Назовите первый в истории нашей страны город, который строился по заранее разработанному плану.

( Санкт-Петербург)

Быт и нравы

Этот продукт стоил дорого и на столе стоял отдельно, в красивой посуде и только возле почётных гостей.

(соль)

5 конкурс « Ах, эти старые слова»

Все предметы, действия, признаки имеют своё название. К сожалению. Многие названия, употребляемые на Руси утрачены для нас. Вот, например, волка в старину называли «бирюк», огонь называли « теплина», а паутину – «мережка». Вот сейчас вам предстоит вспомнить старинные названия. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны по моей команде поднять карточку с номером правильного варианта ответа. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1.Трапезная

а) капризная девушка         б) место для принятия пищи                          в) хороводная песня.

2. Зыбенька

А) люлька                           б) корзина из берестяных полос                          в) булочка

3. Матурник

А) парен-гуляка б) маленький топорик    в) красный суконный сарафан, на широких проймах, с длинными рукавами.

4. Братина

А) близкий родственник               б) чаша для питья                                        в) необработанная шерсть

5. Поставец

А) почтальон                                   б) блюститель порядка                              в) шкаф

6. Гулючки

А) массовые гулянья                      б) игра в прятки                                           в)крючки

7. Пряжить

А) прясть                                          б) нести тяжесть                                          в) жарить в масле

8. Устьице

А) отверстие в печи                       б) маленькая речка                                        в) кружечка

9. Босовики

А) гуляющие дети                          б) домашние туфли                                        в) гвозди

10. Сусек

А) ларь для хранения муки            б) маленький зверёк                                       в) дровосек

11 Морда

А) рыболовная снасть                     б) купец                                                            в) болезнь.

6 конкурс « Русский быт»

 (О старинных предметах русского быта)

Ведущий 2: Этот конкурс, на мой взгляд, самый интересный. Сейчас каждая команда получит предмет русского народного быта. Пожалуйста, будьте аккуратны, так как все предметы, которые вы получите старинные и поэтому очень хрупкие. Ваша задача вспомнить название этого предмета, а также рассказать, для чего он предназначен и как им пользовались. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.

1. Рубель - приспособление для глажения белья. Белье наматывалось на скалку, с помощью рубеля - раскатывалось.

2. Гребень - приспособление для расчесывания шерсти перед прядением. Шерсть протягивалась между зубьями гребня, таким образом она очищалась от сора и комочков, образовывалась кудель, из которой потом пряли.

3. Пахталка - приспособление для сбивания масла. В горшок наливалась сметана, крышка пахталки плотно закрывала
горлышко горшка и вертикальными движениями подвижной части пахталки сметана сбивалась в масло.

4. Веретено - палочка, с помощью которой пряли и затем наматывали шерстяные нити.

5.Безмен - приспособление для взвешивания. Это металлический прут, на одном конце которого груз, на другом крюк, на который подвешивалось то, что необходимо взвесить. На самом пруте нанесены деления, обозначающие вес. Грузы уравновешиваются и таким образом определяется вес продукта.

7 конкурс « Почётные титулы»

В России (по древнеримской практике) стали давать военачальникам почётные титулы, связанные с названиями мест или стран, где ими были одержаны победы. Вспомните победы, одержанные изображёнными лицами и пожалованные им почётные титулы.  На доске портреты , на листочках титулы. Необходимо привести их в соответствие. (2 балла за правильное соединение.)

7-й конкурс «Киноэнциклопедия»

(Творческая биография российских актеров)

Ведущий 2: Вы любите кино? Наверное, все любят. А знаете ли вы российских актеров? Сейчас мы попробуем создать небольшую кино-энциклопедию. Конкурс будет проходить по правилам «Брейн-ринга». Я читаю факты из творческой биографии актеров, а вы должны отгадать, о ком идет речь. На обсуждение вам дается 30 сек. Начинать обсуждение можно только после моей команды «Время». Как только команда будет готова дать ответ, капитан поднимает руку. Жюри будет следить за тем, кто был первым. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

1. Замечательный советский актер, который создал на экране сатирические образы приспособленцев, бюрократов, обывателей. Однако талант  актера позволил ему открыть новую сторону актерского дарования и сыграть серьезные драматические роли, например, генерал Серпилин в фильме «Живые и мертвые», профессор Аникеев в к/ф «Иду на грозу», Дубинскин в к/ф «Белорусский вокзал». Кроме того, он играл в экранизациях классических произведений: по Чехову, «Ионыч», «В городе С.» Городничий, «Инкогнито из Петербурга». Кто этот артист? (А.Д. Папанов.)

2. Народный артист СССР. С первого появления на экране проявил себя как самобытный комедийный актер, используя опыт работы на арене, ведь он еще замечательный цирковой артист, клоун. Вместе с тем, ему присуще дарование драматического актера. Среди его работ роль военного журналиста Лопатина (к/ф «Двадцать дней без войны»), Монах Патрикей (к/ф «Андрей Рублев»), Некрасов (к/ф «Они сражались
за Родину»). В 1984 году снялся в фильме Р. Быкова «Чучело». В 1970 году был удостоен Государственной премии за участие в создании ряда кинокомедий.
(Ю.В. Никулин.)

3. Актер, режиссер, сын известного поэта и писателя. Одна из первых его ролей в кино принесла ему известность (к/ф «Я шагаю по Москве»). Он также снимался в фильмах «Красная палатка, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Станционный смотритель», «Бесприданница», «Вокзал для двоих». Режиссерский дебют - короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», также он снял фильмы «Раба любви», «Свой среди чужих...», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и др. Последний его фильм принес ему премию американской киноакадемии «Оскар». (Н.С. Михалков.)

4. Окончил театральное училище им. Щукина, работал в Московском театре Сатиры. Сын известных эстрадных актеров. Снимался во многих
фильмах, которые полюбились зрителям. Ему свойственны особая комедийная грация, музыкальность, виртуозное интонационное мастерство.
Он известен вам по фильмам «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Достояние республики», «Соломенная шляпка»,«12 стульев», «Сказка
странствий», «Обыкновенное чудо» и др.
(А.А. Миронов.)

 (Подведение итогов, вручение призов.)

3 конкурс «Неотосланные депеши»

1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

2. Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия  - черноморская держава.

3. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса.

4. Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику

5. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.

6. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши

7. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят.

8. Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Москву

9. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен

10. Ныне пришло к нам подкрепление доброе: привезли работные люди пушки, ядра. Подоспела славная быстрая конница

11. Войска вышли на площадь. Где Трубецкой?.

12. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.

4 конкурс « Викторина» 1 команда

Хронология

Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события

Метрология

Две самые распространённые единицы измерения на Руси  - пядь и сажень. Покажите, как выглядели пядь и сажень

Живопись

Как называется новый жанр портрета, появившийся в начале 17 века, для которого характерны светское содержание и приёмы иконописи?

Дом

Какой угол в доме называли красным?

Архитектура

Этот храм построен в честь праздника Покрова Божьей Матери, но больше известен по имени юродивого. Как его звали?

Быт и нравы

В своё время это был самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли. Варили, парили, сушили и растирали в муку. Ели с мёдом или солью. Его название даже вошло в поговорку и многочисленные сказки. Что это за овощ?

4 конкурс « Викторина» 2 команда

Хронология

В этот год молодой князь Александр разбил отряд шведов и получил своё прозвище, а к стенам Киева подошли войска хана Батыя. В каком году происходили эти события?

Метрология

Эта единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по известной поговорке, невозможно укусить.

Живопись

Как называется направление в искусстве начала 20 века, для которого характерен разрыв с культурными традициями прошлого, а художники считают себя творцами нового?

Дом

А.С. Пушкин часто упоминает девичью, уда он любил захаживать. Что такое девичья?

Архитектура

Назовите первый в истории нашей страны город, который строился по заранее разработанному плану.

Быт и нравы

Этот продукт стоил дорого и на столе стоял отдельно, в красивой посуде и только возле почётных гостей.

1.Трапезная

а) капризная девушка         б) место для принятия пищи                          в) хороводная песня.

2. Зыбенька

А) люлька                           б) корзина из берестяных полос                          в) булочка

3. Матурник

А) парен-гуляка б) маленький топорик    в) красный суконный сарафан, на широких проймах, с длинными рукавами.

4. Братина

А) близкий родственник               б) чаша для питья                                        в) необработанная шерсть

5. Поставец

А) почтальон                                   б) блюститель порядка                              в) шкаф

6. Гулючки

А) массовые гулянья                      б) игра в прятки                                           в)крючки

7. Пряжить

А) прясть                                          б) нести тяжесть                                          в) жарить в масле

8. Устьице

А) отверстие в печи                       б) маленькая речка                                        в) кружечка

9. Босовики

А) гуляющие дети                          б) домашние туфли                                        в) гвозди

10. Сусек

А) ларь для хранения муки            б) маленький зверёк                                       в) дровосек

11 Морда

А) рыболовная снасть                     б) купец                                                            в) болезнь.

РУБЕЛЬ ГРЕБЕНЬ

РУБЕЛЬ ГРЕБЕНЬ

ПАХТАЛКА

ПАХТАЛКА

ВЕРЕТЕНО

ВЕРЕТЕНО

БЕЗМЕН

БЕЗМЕН

1.Трапезная

а) капризная девушка         б) место для принятия пищи                          в) хороводная песня.

2. Зыбенька

А) люлька                           б) корзина из берестяных полос                          в) булочка

3. Матурник

А) парен-гуляка б) маленький топорик    в) красный суконный сарафан, на широких проймах, с длинными рукавами.

4. Братина

А) близкий родственник               б) чаша для питья                                        в) необработанная шерсть

5. Поставец

А) почтальон                                   б) блюститель порядка                              в) шкаф

6. Гулючки

А) массовые гулянья                      б) игра в прятки                                           в)крючки

7. Пряжить

А) прясть                                          б) нести тяжесть                                          в) жарить в масле

8. Устьице

А) отверстие в печи                       б) маленькая речка                                        в) кружечка

9. Босовики

А) гуляющие дети                          б) домашние туфли                                        в) гвозди

10. Сусек

А) ларь для хранения муки            б) маленький зверёк                                       в) дровосек

11 Морда

А) рыболовная снасть                     б) купец                                                            в) болезнь.

РЫМНИКСКИЙ

Граф ИТАЛИЙСКИЙ

ЗАДУНАЙСКИЙ

ЧЕСМЕНСКИЙ

ТАВРИЧЕСКИЙ

СМОЛЕНСКИЙ

РЫМНИКСКИЙ

Граф ИТАЛИЙСКИЙ

ЗАДУНАЙСКИЙ

ЧЕСМЕНСКИЙ

ТАВРИЧЕСКИЙ

СМОЛЕНСКИЙ

А.В.СУВОРОВ

П.А.РУМЯНЦЕВ

А.Г.ОРЛОВ

Г.А.ПОТЁМКИН

М.И.КУТУЗОВ

А.В.СУВОРОВ

П.А.РУМЯНЦЕВ

А.Г.ОРЛОВ

Г.А.ПОТЁМКИН

М.И.КУТУЗОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Знаем правила движения, как таблицу умножения"

Игра "Знаем правила движения, как таблицу умножения" разработана для учеников 2-3 классовЦель:- обобщить знания детей в поведении на дорогах, в умении ориентироваться по знакам, в умении применять сво...

Познавательная игра «Знай своё Отечество»

Час воспитателя .Внеклассное мероприятие...

Интеллектуальная игра "Знай и люби свой город"

Данная разработка может быть использована для организации  досуа или мероприятия  к Дню рождения города....

интеллектуальная игра "Знаем русский!"

Эту игру я проводила в рамках недели русского языка и литературы. Получилось интересно, познавательно и весело. Игра состояла из нескольких туров, в каждом из которых участники выбирали либо область з...

Интеллектуальная игра "Знай наших!"

Данная игра развивает познавательную деятельность обучающихся, формирует умения играть в команде, воспитывает любовь к природе и бережному отношению к птицам....

ПОЛОЖЕНИЕ об интерактивной игре «Знай своё Отечество»

Интеллектуальная игра для школьников «Знай своё Отечество» предлагается как одна из форм патриотического  воспитания, способствующая систематизации и закреплению знаний о Великой Отечественной во...

Интеллектуальная игра по истории Отечества для учащихся 10-11 классов. Исторический марафон.

Командная игра для учащихся 10-11 классов содержит задания для учащихся по истории древней и средневековой Руси, истории Отечества 19-20 века. Может использоваться на уроках по итоговому повторению уч...