Главные вкладки

    интеллектуальная игра "Знаем русский!"
    учебно-методический материал (8 класс) на тему

    Комарова Инна Васильевна

    Эту игру я проводила в рамках недели русского языка и литературы. Получилось интересно, познавательно и весело. Игра состояла из нескольких туров, в каждом из которых участники выбирали либо область знаний, либо степень сложности вопроса. Домашнее задание было подготовлено заранее, а басня для инсценировки выбрана методом жеребьевки, все остальное - творчество детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_intellektualnoy_igry.docx28.29 КБ
    Файл voprosy.docx25.51 КБ
    Файл prezentatsiya1.pptx1.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий интеллектуальной игры «Знаем русский!»

    Вступительное слово

    «И орел не взмахивал крылами,

    Звезды жались в ужасе к луне

    Если, точно розовое пламя,

    Слово проносилось в вышине»,

    - эти строки найдут отклик в душе каждого, кто любит и ценит русскую культуру и русское слово.

    Представление команд.

    I тур «Состязание капитанов»

    Задача: забросить как можно больше колец на мишень, правильно ответить на все вопросы по орфографии

    И или Ы

    ЦИРК, ГОНЦЫ, АКАЦИЯ, ФЕДЕРАЦИЯ, ДИССЕРТАЦИЯ, ЦЫГАН, ЦИРКУЛЬ, ЦИНОВКА, ЦЫПЛЕНОК, СЕКЦИЯ, СИНИЦЫН, ПАНЦИРЬ, У ЯЩЕРИЦЫ, ХРАБРЕЦЫ, УМНИЦЫ, РАЗУМНИЦЫ, ДИКЦИЯ, У ГОСТИНИЦЫ, КОНФЕРЕНЦИЯ, ЦИТАТА, ЭКСПЕДИЦИЯ, КОЛЛЕКЦИЯ, ЦИТРУСОВЫЕ.

    Кого в старину называли «колодником», что означает «рыдван» и что такое «вече»? на эти и другие вопросы можно ответить, изучая историю русского языка. Я объявляют второй тур

    II тур «История русского языка» (степень сложности)

    1. Какое значение было в древности у слова живот?

    – Жизнь, ср. биться не на живот, а на смерть.

    2. В латинском языке есть слово «gleba»  - глыба или ком земли. Какое слово, связанное с географией, от него произошло?

    глобус

    3. Почему на Руси после слова «спасибо» говорили «вас», а не «вам», как в современном русском языке?

    Спасибо произошло от словосочетания Спаси Бог, при слиянии со временем последняя буква перестала произносится.

    1. Что такое лукоморье?

    – Лука (излучина) моря, старинное народное название морского залива, бухты.

    2. В словаре В.И. Даля есть слово «карамазый», употребленное при описании внешности. Что обозначает это слово?

    Черный, смуглый.

    3.Что в древнерусском языке означало слово изумляться?

    – Сходить с ума, выходить из ума.

    1. От названия какого знаменитого города образовано слово бедлам?

    – Вифлеем.

    1. Как образовано слово тунеядец?

    – Тот, кто ест хлеб даром (втуне), дармоед

    1.  Что означало слово мекать в древнерусском языке?

    – Думать, понимать, ср. смекать, кумекать, намекать и т.д. 

     

    «Нет магии сильнее, чем магия слов», - говорил французский писатель Анатоль Франс. Объявляю третий тур.

    III тур «Загадки русской словесности» (желтый – фразеология, зеленый – грамматика, синий – литература).

    Фразеология.

    1.Какие фразеологические обороты имеют библейское происхождение, а какие восходят к античной мифологии? Ноев ковчег. Сизифов труд. Зарыть талант в землю.

    Ноев ковчег – библ. Сизифов труд – миф. Зарыть талант в землю – библ.

    2. Что обозначает в современном русском языке выражение «пришел к шапочному разбору», и каково его происхождение.

    Выражение к шапочному разбору  имеет интересное происхождение.

    Означает оно: прийти к тому моменту, когда все уже закончилось или заканчивается. А при чем тут разбор шапок? Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с церковью и церковными канонами. Как известно, православная традиция запрещает мужчинам находиться в храме с покрытой головой. Зимой же все ходят в шапках, и при входе в храм мужчины были обязаны шапки снимать. Чтобы не держать головной убор в руках во время долгой, например, воскресной службы,  шапки складывали при входе в церковь в специально отведенном месте. По окончании службы, покидая церковь, прихожане  разбирали  свои шапки  и выходили, надевая шапки уже на улице.

    Если же человек приходил к самому концу богослужения, когда все уже закончилось, то он заставал не службу, а собственно процесс разбора своих шапок верующими на выходе из церкви. Вот отсюда и пошло выражение к шапочному разбору , то есть к самому концу, когда все уже закончилось

    .

    3. Что обозначает выражение «очертя голову», и каково его происхождение.

    Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

    В нашем языке слова "очертя голову" равносильны словам "безрассудно, с отчаянной решимостью".

    Грамматика

    1. Сколько твердых согласных звуков в словах цирк, тушь, чаша?

    – Цирк – три твердых; тушь – два твердых; чаша – один твердый (ш).

    1. Какое слово лишнее  в ряду: вкус(?)но, прелес(?)ный, небес(?)ный, чудес(?)ный.

    Прелестный, в нем пишется непроизносимая согласная.

    1. Расшифруйте слова СНГ; ЗАГС; СССР. Как они называются в науке о языке?

    Содружество Независимых Государств; запись актов гражданского состояния, Союз Советских Социалистических Республик.

    Это аббревиатура, а способ словообразования называется аббревиация.

    Литература

    1. «- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

    Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси».

    Что обозначает выражение «в бурсе березой потчевали»?

    бурса - это духовное учебное заведение.

    берёза - берёзовые розги - средство воспитания непослушных учеников.

    1. «Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди!»

    Что обозначает выражение «волостной писарь»?

     Во́лость — нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности. Образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян, после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.

    В СССР волости были упразднены в ходе административно-территориальной реформы 1923—1929 годов, уездно-волостное деление было заменено районным. Районный писарь, низший чин. Секретарь.

    1. «- Мы на буреметр,- говорят,-  смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное море».

    Что обозначает слово буреметр? Как называется произведение? Какой способ образования для данного слова использовал герой?

    Барометр

    Способ образования сложение: буря + метр.

    «Определите значение слова, и вы избавите свет от половины его заблуждений», - полагал А.С. Пушкин. Объявляю четвертый тур.

    IV тур

    Блиц-эрудит

    1. Какого рода «кресло-качалка»? (ср.р)
    2. Являются ли синонимами слова «монитор» и «экран»? (да)
    3. Назовите имя и отчество Гоголя?(Н.В.)
    4. Назовите удвоенный согласный в слове «терраса».(р)
    5. Как называется короткая шутливая русская народная песня?(частушка)
    6. Подберите современный синоним к слову «зерцало». (зеркало)
    7. Есть ли удвоенный согласный в слове «рассказ»? (да)
    8. Замените фразеологизм «стреляный воробей» одним словом.(опытный, бывалый)
    9. Какого рода слово «мозоль»? (ж.р.)
    10. Замените фразеологизм «с гулькин нос» одним словом (мало).
    11. Являются ли слова «скорбь» и «покой» антонимами?(нет)
    12. Поставьте слово «торт» в форму множественного числа.
    13. Подберите синоним к устаревшему слову «вседневно».(постоянно)
    14. О или Ё пишется в слове Ч..ЛКА?(Ё)
    15. Закончите пословицу «Не ошибается тот, кто…».(кто ничего не делает)
    16. Нужен ли мягкий знак в слове ГОРЯЧ?(нет)
    17. Назовите рассказ, в котором дети всю ночь рассказывают страшные истории.(«Бежин луг)
    18. О или Ё пишется в слове Ш..КОЛАД? (О)
    19. Есть ли удвоенный согласный в слове ТРЕН..ИРОВАТЬСЯ?(нет_
    20. Имя какого поэта связано с Царскосельским лицеем?(А.С. Пушкина)
    21. Какая приставка пишется в слове ПР..КРАСНЫЙ?(ПРЕ)

    «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждения», - так писал академик Станислав Струмилин. Объявляю пятый тур.

    V тур (степень сложности)

    «Язык художественной литературы»

    1. «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе может, и женишься и совсем останешься».

    - Как называется произведение?

    -Кто автор?

    Какой прием использует автор при изображении двух главных героев?

    («Кавказский пленник», Л.Н.Толстой, контраст)

    1. «Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Что это было за «злодейство»? Чего боялся главный герой?

    («Конь с розовой гривой», В.П. Астафьев, вместо ягод насыпал траву в туесок и прикрыл ягодами, наказания)

    1. «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

    Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Что неоднозначный поступок совершила учительница? С вашей точки зрения, положительный это поступок или отрицательный? («Уроки французского», В.Г. Распутин, играла на деньги с учеником, положительный)

    1. «Так   много   возникает   воспоминаний  прошедшего,   когда стараешься воскресить в  воображении черты  любимого существа, что сквозь эти воспоминания,  как сквозь слезы,  смутно видишь их.  Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою,  какою она была в это время,  мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее,  немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Почему герой смутно помнит матушку?

    («детство», Л.Н. Толстой, она умерла)

    1. «- Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички, - что барин?..

    - Нет дома, - прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и потом, спустя минуту, прибавила: - А что вам нужно?

    - Есть дело!

    - Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Какой персонаж изображен здесь? Как его называет автор?

    («Мертвые души», Н.В. Гоголь, Плюшкин, «прорехой на человечестве»)

    1. «Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми -- и со мною, грешным, -- сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству -- чем молодость не тешится! -- и поселился в З».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Какой прием использует автор во фразе «был поражен в сердце одной молодой вдовой»?

    («Ася», И.С. Тургенев, ирония)

    1. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще   смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые   лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.   Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза

     в землю».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Как звали сыновей?

    («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь, Остап и Андрий)

    1.  «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -На каком приеме построен рассказ?

    («После бала», Л.Н. Толстой, контраст)

    «С самого раннего детства я  больше  всего  на  свете  любил  море.  

    1. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее  плавание.  По  целым часам я простаивал на  морском  берегу  и  не  отрывая  глаз  рассматривал корабли, проходившие мимо.     Моим родителям это очень не нравилось. Отец, старый, больной человек,

    хотел, чтобы я сделался важным чиновником, служил  в  королевском  суде  и получал большое  жалованье.  Но  я  мечтал  о  морских  путешествиях.  Мне казалось величайшим счастьем скитаться по морям и океанам».

    -Что это за произведение?

    -Кто автор?

    - Какой случай, связанный с морским путешествием, произошел с героем в зрелом возрасте?

    («Робинзон Крузо», Даниэль Дефо, попал на необитаемый остров)

    Задания для зрителей.

    От какого слова образовано название Елоховской улицы?

    – От названия дерева ольха (елоха, елха).

    Имя какого исторического персонажа превратилось в слово король?

    – Карл Великий, франкский король (742–814).

    Как в древнерусском языке называлась правая рука?

    – Десница.

    Что обозначает выражение «дойти до ручки», каково его происхождение.

    «Солнце останавливали словом,

    Словом разрушали города», - писал Н. Гумилев.

    Объявляю шестой тур.

    VI тур «Мастерская слова».

    Инсценировки басен Михалкова. Домашнее задание.

    Слово жюри, оценки, победители, призеры.



    Предварительный просмотр:

    II тур «История русского языка» (степень сложности)

    1. Что такое лукоморье?

    – Лука (излучина) моря, старинное народное название морского залива, бухты.

    2. Что означало слово мекать в древнерусском языке?

    – Думать, понимать, ср. смекать, кумекать, намекать и т.д.

    3. Как образовано слово тунеядец?

    – Тот, кто ест хлеб даром (втуне), дармоед.

    4. Какое значение было в древности у слова живот?

    – Жизнь, ср. биться не на живот, а на смерть.

    5. От названия какого знаменитого города образовано слово бедлам?

    – Вифлеем.

    6. Что в древнерусском языке означало слово изумляться?

    – Сходить с ума, выходить из ума.

    7. От какого слова образовано название Елоховской улицы?

    – От названия дерева ольха (елоха, елха).

    8. Имя какого исторического персонажа превратилось в слово король?

    – Карл Великий, франкский король (742–814).

    9. Как в древнерусском языке называлась правая рука?

    – Десница.

    10. В словаре В.И. Даля есть слово «карамазый», употребленное при описании внешности. Что обозначает это слово?

    11. В латинском языке есть слово «gleba»  - глыба или ком земли. Какое слово, связанное с географией, от него произошло?

    12. Почему на Руси после слова «спасибо» говорили «вас», а не «вам», как в современном русском языке?


    III тур «Загадки русской словесности» (желтый – фразеология, зеленый – грамматика, синий – литература).

    Фразеология.

    1.Какие фразеологические обороты имеют библейское происхождение, а какие восходят к античной мифологии? Ноев ковчег. Сизифов труд. Зарыть талант в землю.

    Ноев ковчег – библ. Сизифов труд – миф. Зарыть талант в землю – библ.

    2. Что обозначает в современном русском языке выражение «пришел к шапочному разбору», и каково его происхождение.

    Выражение к шапочному разбору  имеет интересное происхождение.

    Означает оно: прийти к тому моменту, когда все уже закончилось или заканчивается. А при чем тут разбор шапок? Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с церковью и церковными канонами. Как известно, православная традиция запрещает мужчинам находиться в храме с покрытой головой. Зимой же все ходят в шапках, и при входе в храм мужчины были обязаны шапки снимать. Чтобы не держать головной убор в руках во время долгой, например, воскресной службы,  шапки складывали при входе в церковь в специально отведенном месте. По окончании службы, покидая церковь, прихожане  разбирали  свои шапки  и выходили, надевая шапки уже на улице.

    Если же человек приходил к самому концу богослужения, когда все уже закончилось, то он заставал не службу, а собственно процесс разбора своих шапок верующими на выходе из церкви. Вот отсюда и пошло выражение к шапочному разбору , то есть к самому концу, когда все уже закончилось

    .

    3. Что обозначает выражение «очертя голову», и каково его происхождение.

    Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

    В нашем языке слова "очертя голову" равносильны словам "безрассудно, с отчаянной решимостью".


    Грамматика

    1. Сколько твердых согласных звуков в словах цирк, тушь, чаша?

    – Цирк – три твердых; тушь – два твердых; чаша – один твердый (ш).

    1. Какое слово лишнее  в ряду: вкус(?)но, прелес(?)ный, небес(?)ный, чудес(?)ный.

    1. Расшифруйте слова СНГ; ЗАГС; СССР. Как они называются в науке о языке?

    Содружество Независимых Государств; запись актов гражданского состояния, Союз Советских Социалистических Республик.

    Литература

    1. «- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

    Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси».

    Что обозначает выражение «в бурсе березой потчевали»?

    бурса - это духовное учебное заведение.

    берёза - берёзовые розги - средство воспитания непослушных учеников.

    1. «Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди!»

    Что обозначает выражение «волостной писарь»?

     Во́лость — нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности. Образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян, после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.

    В СССР волости были упразднены в ходе административно-территориальной реформы 1923—1929 годов, уездно-волостное деление было заменено районным.

    1. «- Мы на буреметр,- говорят,-  смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное море».

    Что обозначает слово буреметр? Как называется произведение? Какой способ образования для данного слова использовал герой?


    IV тур

    Блиц-эрудит

    1. Какого рода «кресло-качалка»?
    2. Являются ли синонимами слова «монитор» и «экран»?
    3. Назовите имя и отчество Гоголя?
    4. Назовите удвоенный согласный в слове «терраса».
    5. Как называется короткая шутливая русская народная песня?
    6. Подберите современный синоним к слову «зерцало».
    7. Есть ли удвоенный согласный в слове «рассказ»?
    8. Замените фразеологизм «стреляный воробей» одним словом.
    9. Какого рода слово «мозоль»?
    10. Замените фразеологизм «с гулькин нос» одним словом.
    11. Являются ли слова «скорбь» и «покой» антонимами?
    12. Поставьте слово «торт» в форму множественного числа.
    13. Подберите синоним к устаревшему слову «вседневно».
    14. О или Ё пишется в слове Ч..ЛКА?
    15. Закончите пословицу «Не ошибается тот, кто…».
    16. Нужен ли мягкий знак в слове ГОРЯЧ?
    17. Назовите рассказ, в котором дети всю ночь рассказывают страшные истории.
    18. О или Ё пишется в слове Ш..КОЛАД?
    19. Есть ли удвоенный согласный в слове ТРЕН..РОВАТЬСЯ?
    20. Имя какого поэта связано с Царскосельским лицеем?
    21. Какая приставка пишется в слове ПР..КРАСНЫЙ?

    V тур

    «Язык художественной литературы»

    1. «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе может, и женишься и совсем останешься».

    - Как называется произведение?

    -Кто автор?

    Какой прием использует автор при изображении двух главных героев?

    1. «Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Что это было за «злодейство»? Чего боялся главный герой?

    1. «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

    Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Что неоднозначный поступок совершила учительница? С вашей точки зрения, положительный это поступок или отрицательный?

    1. «С самого раннего детства я  больше  всего  на  свете  любил  море.  Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее  плавание.  По  целым часам я простаивал на  морском  берегу  и,  не  отрывая  глаз,  рассматривал корабли, проходившие мимо.     Моим родителям это очень не нравилось. Отец, старый, больной человек,

    хотел, чтобы я сделался важным чиновником, служил  в  королевском  суде  и получал большое  жалованье.  Но  я  мечтал  о  морских  путешествиях.  Мне казалось величайшим счастьем скитаться по морям и океанам».

    -Что это за произведение?

    -Кто автор?

    - Какой случай, связанный с морским путешествием, произошел с героем в зрелом возрасте?

    1.  «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще   смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые   лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.   Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза

     в землю».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Как звали сыновей?

    1. «Так   много   возникает   воспоминаний  прошедшего,   когда стараешься воскресить в  воображении черты  любимого существа, что сквозь эти воспоминания,  как сквозь слезы,  смутно видишь их.  Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою,  какою она была в это время,  мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее,  немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    - Почему герой смутно помнит матушку?

    1. «- Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички, - что барин?..

    - Нет дома, - прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и потом, спустя минуту, прибавила: - А что вам нужно?

    - Есть дело!

    - Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Какой персонаж изображен здесь? Как его называет автор?

    1. «Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми -- и со мною, грешным, -- сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству -- чем молодость не тешится! -- и поселился в З».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -Какой прием использует автор во фразе «был поражен в сердце одной молодой вдовой»?

    1. «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

    -Как называется произведение?

    -Кто автор?

    -На каком приеме построен рассказ?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Игра «Знаем русский!» Для всех, любящих русское слово.

    Слайд 2

    I тур « Состязание капитанов»

    Слайд 3

    II тур «История русского языка»

    Слайд 4

    Какое значение было в древности у слова «живот»?

    Слайд 5

    В латинском языке есть слово « gleba » - глыба или ком земли. Какое слово, связанное с географией, от него произошло?

    Слайд 6

    Почему на Руси после слова «спасибо» говорили «вас», а не «вам», как в современном русском языке?

    Слайд 7

    Что такое «лукоморье»?

    Слайд 8

    В словаре В.И. Даля есть слово « карамазый », употребленное при описании внешности. Что обозначает это слово?

    Слайд 9

    Что в древнерусском языке означало слово «изумляться»?

    Слайд 10

    От названия какого знаменитого города образовано слово «бедлам»?

    Слайд 11

    Как образовано слово «тунеядец»?

    Слайд 12

    Что означало слово «мекать» в древнерусском языке?

    Слайд 13

    III тур « Загадки русской словесности »

    Слайд 14

    Какие фразеологические обороты имеют библейское происхождение, а какие восходят к античной мифологии? Ноев ковчег. Сизифов труд. Зарыть талант в землю.

    Слайд 15

    Что обозначает в современном русском языке выражение «пришел к шапочному разбору», и каково его происхождение.

    Слайд 16

    Что обозначает выражение «очертя голову», и каково его происхождение.

    Слайд 17

    Сколько твердых согласных звуков в словах цирк, тушь, чаша ?

    Слайд 18

    Какое слово лишнее в ряду и почему: вкус(?)но, прелес (?) ный , небес(?) ный , чудес(?) ный .

    Слайд 19

    Расшифруйте слова СНГ; ЗАГС; СССР. Как они называются в науке о языке? Как называется способ образования, которым они образованы?

    Слайд 20

    «- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч , в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!» Что обозначает выражение «в бурсе березой потчевали»?

    Слайд 21

    «Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди!» Кто такой «волостной писарь»? Каково происхождение этого словосочетания?

    Слайд 22

    «- Мы на буреметр ,- говорят,- смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное море». Что обозначает слово буреметр ? Как называется произведение? Какой способ образования для данного слова использовал герой?

    Слайд 23

    IV тур Блиц-эрудит

    Слайд 24

    Какого рода слово «кресло-качалка»? Являются ли синонимами слова «монитор» и «экран»? Назовите имя и отчество Гоголя? Назовите удвоенный согласный в слове «те( р / рр )а(с/ сс )а». Как называется короткая шутливая русская народная песня?

    Слайд 25

    Подберите современный синоним к слову «зерцало» Есть ли удвоенный согласный в слове «рас(?) каз »? Замените фразеологизм «стреляный воробей» одним словом. Какого рода слово «мозоль»? Замените фразеологизм «с гулькин нос» одним словом Являются ли слова «скорбь» и «покой» антонимами?

    Слайд 26

    Поставьте слово «торт» в форму множественного числа Подберите синоним к устаревшему слову «вседневно» О или Ё пишется в слове Ч..ЛКА? Закончите пословицу «Не ошибается тот, кто…» Нужен ли мягкий знак в слове ГОРЯЧ? Назовите рассказ, в котором дети всю ночь рассказывают страшные истории .

    Слайд 27

    О или Ё пишется в слове Ш..КОЛАД? Есть ли удвоенный согласный в слове ТРЕН..РОВАТЬСЯ? Имя какого поэта связано с Царскосельским лицеем? Какая приставка пишется в слове ПР..КРАСНЫЙ?

    Слайд 28

    V тур « Язык художественной литературы»

    Слайд 29

    «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе может, и женишься и совсем останешься». - Как называется произведение? -Кто автор? -Какой прием использует автор при изображении двух главных героев?

    Слайд 30

    «Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа». - Как называется произведение? -Кто автор? -Что это было за «злодейство»? Чего боялся главный герой?

    Слайд 31

    «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». -Как называется произведение? -Кто автор? - Что за поступок совершила учительница? С вашей точки зрения, положительный это поступок или отрицательный?

    Слайд 32

    «Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня». -Как называется произведение? -Кто автор? - Почему герой смутно помнит матушку?

    Слайд 33

    «- Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички, - что барин?.. - Нет дома, - прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и потом, спустя минуту, прибавила: - А что вам нужно? - Есть дело! - Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже». -Как называется произведение? -Кто автор? -Какой персонаж изображен здесь? Как его называет автор?

    Слайд 34

    «Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми -- и со мною, грешным, -- сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству -- чем молодость не тешится! -- и поселился в З». -Как называется произведение? -Кто автор? -Какой прием использует автор во фразе «был поражен в сердце одной молодой вдовой»?

    Слайд 35

    «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». -Как называется произведение? -Кто автор? - Как звали сыновей ?

    Слайд 36

    «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». -Как называется произведение? -Кто автор? -На каком приеме построен рассказ?

    Слайд 37

    «С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и, не отрывая глаз, рассматривал корабли, проходившие мимо. Моим родителям это очень не нравилось. Отец, старый, больной человек, хотел, чтобы я сделался важным чиновником, служил в королевском суде и получал большое жалованье. Но я мечтал о морских путешествиях. Мне казалось величайшим счастьем скитаться по морям и океанам». -Что это за произведение? -Кто автор? - Какой случай, связанный с морским путешествием, произошел с героем в зрелом возрасте?

    Слайд 38

    VI тур « Мастерская слова»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

    "Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

    "Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

    "Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

    "ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

    "ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по русскому языку" 6 класс.

    Внеклассная работа по русскому языку и литературе в форме познавательной игры....

    Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

    интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

    игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...