Для студента
учебно-методический материал по истории (10 класс)

Рахманова Евдокия Александровна

  Методические разработки для организации самостоятельной работы студентов по ОУД.04 История

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_chast_1.docx2.52 МБ
Файл slovar.docx25.25 КБ
Файл oformlenie_referata.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        Предмет «История»

Рабочая тетрадь

(для словарной работы)

обучающегося группы №__________

профессия «_________________________»

Фамилия        ___________________

Имя _____________

Усть-Илимск, 2015

Оглавление

№ темы

Название тем

Оценка

Древнейшая стадия истории человечества

Цивилизации Древнего мира

Цивилизация Запада и Востока в средние века

От Древней Руси к Российскому государству

Россия в ХVI – ХVII вв.: от великого княжества к царству

Страны Запада и Востока в ХVI – ХVIII вв.

Россия в конце ХVII – ХVIII в.: от царства к империи

Становление индустриальной цивилизации

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Россия в XIX веке

От новой истории к новейшей

Между мировыми войнами

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Мир во второй половине XX века

Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.

Россия и мир на рубеже XX –XXI веков.

Тема 1: «Древнейшая стадия истории человечества»

  • цивилизация,
  • антропогенез,
  • социальная жизнь,
  • религия,
  • мировоззрение,
  • искусство,
  • культура
  • неолитическая революция,
  • присваивающее хозяйство,
  • производящее хозяйство,
  • частная собственность,
  • родовой строй,
  • рабство,
  • разделение труда.

Тема 2: «Цивилизация Древнего мира»

  • Древний мир,
  • традиционное общество,
  • аристократия,
  • жречество,
  • государство,
  • закон,
  • материальная и духовная культура,
  • менталитет,
  • политический строй,
  • идеология,
  • каменный век,
  • бронзовый век,
  • железный век,
  • полис,
  • демократия,
  • олигархия,
  • колонизация,
  • эллинизм,
  • республика,
  • монархия,
  • империя,
  • наука,
  • философия,
  • язычество,
  • буддизм,
  • конфуцианство,
  • мировая религия,
  •  христианство,
  • монотеизм,
  • церковь.

Тема 3: «Цивилизация Запада и Востока в средние века»

  • Средние века,
  •  аграрная
  • экономика,
  •  Великое переселение народов,
  •  православие,
  • католицизм,
  •  христианизация,
  •  монастырь,
  •  ереси,
  •  феод,
  • вассальные связи,
  •  сословно-представительная монархия,
  •  дуализм,
  •  аскетизм,
  •  крестовый поход,
  •  кочевники,
  • варварство,
  •  ислам,
  •  исламизация,
  •  мусульманство,
  •  медресе,
  • университет,
  •  традиционные устои.

Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству

  • летопись,
  • подсечно-огневое хозяйство,
  • каганат,
  • Русь,
  • варяг,
  • печенеги,
  • уроки,
  • засеки,
  • Десятинная церковь,
  • удельный князь,
  • дружина,
  • вече,
  • вотчина,
  • смерд,
  • рядовичи,
  • закупы,
  • раздробленность,
  • посадник,
  • тысяцкий,
  • боярская республика,
  • Нестор,
  • баскак,

Тема 5. Россия в ХVI – ХVII вв.:

 от великого княжества к царству

  • Судебник,
  • приказ,
  • герб,
  • опричнина,
  • крепостное право,
  • приказный строй,
  •  Боярская дума,
  •  помещики,
  •  дворяне,
  • иосифляне,
  •  нестяжатели,
  • царь,
  •  опричнина,
  • террор,
  • самодержавие,
  •  казачество,
  •  гражданская война,
  •  раскол,
  • крестьянская война

Тема 6. Страны Запада и Востока в ХVI – ХVIII вв.

  • модернизация
  •  Новое время,
  •  Возрождение,
  • индивидуализм,
  • Реформация,
  • Контрреформация,
  • Великие географические открытия,
  • колониальная экспансия,
  • абсолютизм,
  • революция,
  • коалиция,
  • гражданская война,
  • протекционизм,
  • специализация,
  • внутренний рынок,
  • общественно-политическая мысль,
  •  кризис,
  • урбанизация,
  • научная революция,
  • секуляризация,
  • общественное сознание,
  • толерантность,
  • барокко,
  • классицизм,
  •  Просвещение
  • «общественный договор»,
  • «народный суверенитет»,
  •  прогресс,
  •  сентиментализм,
  •  промышленный переворот,
  • мануфактура,
  • фабрика,
  •  конституция,

Тема 7. Россия в конце ХVII – ХVIII в.: от царства к империи

  • рекрут,
  • Сенат,
  • коллегия,
  • меркантилизм,
  • протекционизм,
  • ревизия,
  • барщина,
  • кондиции,
  • дворцовые перевороты,
  • бироновщина,
  • абсолютизм,

Тема 8. Становление индустриальной цивилизации

  • гражданское общество,
  • индустриальное общество,
  • партия,
  • консерватизм,
  •  либерализм,
  • социализм,
  • «средний класс»,
  •  научная картина мира,
  •  естественнонаучные знания,
  •  дарвинизм,
  • романтизм,
  • реализм,
  • импрессионизм,
  •  художественный стиль.

Тема 8. Процесс модернизации в традиционных

обществах Востока

  • колониальная империя,
  • изоляция,
  • «восточный вопрос»,
  • межцивилизационный диалог.

Тема 9: «РОССИЯ В ХIХ ВЕКА»

  • поликонфессиональность,
  • многонациональность,
  •  аракчеевщина
  • военные поселения,
  • общественное движение,
  • декабристы,
  •  национализм,
  •  космополитизм, бюрократия,
  •  геополитическое положение,
  • легитимизм,
  •  автономия,
  • западники,
  •  славянофилы
  • национально-политическая идентичность,
  •  крестьянская реформа,
  • радикализм,
  • народничество,
  •  репрессии,
  • марксизм,
  • менталитет
  •  теория «официальной народности»

Тема 10: «ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ»

  • монополии,
  • государственно-монополистический капитализм,
  • социал-демократия,
  •  феминизм,
  • правовое государство,
  •  век масс,
  •  информационные потоки,
  •  социальные стереотипы,
  •  военно-политический блок,
  • национальная политика,
  • техносфера,
  • тоталитарная идеология,
  •  Учредительное собрание,
  • «военный коммунизм»,
  • Интервенция,
  •  однопартийная система,
  • декрет,
  • «экспорт революции».

Тема 11: «МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ»

  • догоняющее развитие,
  • маргинализация,
  • тоталитаризм,
  • авторитарный режим,
  •  мировой экономический кризис,
  •  нацизм,
  • кейнсианство
  •  каудильизм,
  •  реваншизм,
  • новая экономическая  политика,
  •  «мировая революция»,
  •  культ личности,
  • индустриализация,
  • коллективизация,
  • традиционализм,
  • «культурная революция

Тема 12: «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

  • блицкриг,
  • антигитлеровская коалиция,
  • биполярный мир,
  • партизанское движение,
  • милитаризация,
  •  героизм,
  • патриотизм

Тема 13: «МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

  • Сверхдержава
  •  локальные конфликты,
  •  «холодная война»,
  • информационная война,
  •  техногенная цивилизация,
  •  научно-технический прогресс,
  • интернационализация,
  • «консервативная волна»,
  •  экуменизм,
  • биотехнология,
  •  экология,
  • модернизм,
  • технократизм,
  • иррационализм
  • антиколониализм,
  • национально-освободительная борьба,
  •  движение неприсоединения

Тема 14: «СССР В 1945–1991 ГОДЫ»

  • наукоемкие технологии,
  •  волюнтаризм,
  • идеологизация,
  • рентабельность,
  • экстенсивное развитие
  • интенсивное развитие,
  • ротация кадров,
  • разрядка.

Тема 15: «Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.»

  • постиндустриальное общество,
  • интеграция,
  • однополярный мир
  • многополярный мир
  •  глобализм,
  •  антиглобализм,
  • терроризм



Предварительный просмотр:

        Методические рекомендации

по подготовке и защите рефератов, творческих работ

по дисциплине «История»

                             для обучающихся по профессиям:              

151013.01.  (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 190631.01 (23.01.03) Автомеханик,

260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер

Рекомендации адресованы обучающимся I - II курсов  ГПБОУ «Усть-Илимского техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг»

для всех профессий и имеют цель помочь в написании и оформлении реферата, как основного вида творческой работы.

Предисловие

Обучение обучающихся в техникуме сопровождается различными видами творческих работ. Основными из них являются реферат, курсовая работа,  и выпускная квалификационная работа.

Контрольные, практические и лабораторные работы, доклады на семинарских занятиях, выполняемые обучающимися  на различных этапах обучения, также могут носить творческий характер.

Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения творческой работы. Он представляет собой исследовательскую работу теоретического характера. Прежде чем проводить собственное  творческое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

        

  1. Содержание реферата

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно  24 страницы, набранные на компьютере 14 шрифтом  TimesNewRoman с полуторным интервалом между строк.

Реферат содержит:

  • название
  • оглавление
  • введение
  • основную часть
  • выводы
  • заключение
  • список использованной литературы
  • приложения:
  1. тезаурус
  2. схемы, таблицы, графики, диаграммы, карты, чертежи и т.д.
  3. выдержки из документов

Название реферата располагается на первом, титульном листе (см. Приложение 1.Образец титульного листа РЕФЕРАТА).

 В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования исторических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Государство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения государства у древних славян. Исторический аспект», «Типы и формы государства» и т.д.

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру.  После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов. На самой странице с оглавлением, как и на титульном листе, номер не проставляется.  

Во введении отражаются следующие основные моменты:

 -    общая формулировка темы;

 -    теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

 -    степень разработанности проблемы;

 -    конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

 -  объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы;

 -      использованные в работе источники информации.

Введение должно быть кратким (1-3 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.

Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Например, во введении может быть сказано, что проблема государственности  относится к социально-правовой  тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому, что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.

При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, [5]; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В Выводах должно быть показано, что цель вашей творческой работы, реферата достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (можно коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе государства  и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью  выработки навыков самостоятельной научной работы обучающегося  и базовой основой любого творческого исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего учебного заведения, в городских библиотеках, на прилавках специализированных отделов книжных магазинов. Не забудьте спросить об интересующих вас книгах у друзей и знакомых. Не обойдите вниманием  такую мощную информационную систему как Интернет. На его сайтах вы можете найти новые, только что изданные книги, статьи (и не только на русском языке).

Просматривая выбранную книгу, статью, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе над источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим руководителем.

Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке.

Принципы составления библиографии.

Например:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002.-  363 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -684 с.

В особых случаях список можно изложить хронологически (по датам опубликования), или по степени важности (от наиболее до наименее значимых для реферата работ). Литературу на иностранных языках принято помещать после литературы на русском языке, тоже в алфавитном порядке.

2. Оформление реферата

Реферат обычно содержит 20 - 25 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников.  

 Формат бумаги А 4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.

Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 1—2 странице.

Первый лист реферата — титульный.  

На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.

Начиная с Введения, номер проставляется в правом нижнем углу страницы.

Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован.

3. Критерии оценки реферата

При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.

Мы изложили основные принципы написания и оформления одного из видов творческой работы – реферата. Следует добавить, что ваш  руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами творческой работы.

Творческая  работа должна быть представлена преподавателю  не позже, чем за 10 дней до защиты. В противном случае обучающийся  может быть не допущен к сдаче экзаменов.

Окончательную оценку работе выносит, по результатам защиты, Государственная аттестационная комиссия. Она состоит из преподавателей лицея, а ее председатель — директор профессионального лицея или один из его заместителей. Членам комиссии предъявляют саму работу и компьютерную презентацию.

Помимо традиционных схем, итоговых таблиц, графиков, во время защиты творческого  проекта желательно использовать современные технические средства – проекторы, аудио- и  видеозаписи,   компьютерные средства презентации. Например, очень профессионально и выигрышно выглядит иллюстративный материал (например, слайд-фильм), представленный с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point.

Выступление автора реферата является очень важной частью защиты. От того, насколько интересно, аргументировано и лаконично будет изложен материал, во многом зависит оценка вашего труда. Поскольку на выступление отводится не более 10 минут, целесообразно написать и прорепетировать его заранее.

Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:

  •  обращение к членам комиссии,
  • название работы, ее цель, задачи;
  • обоснование выбора темы, ее актуальность;
  • обзор и характеристика использованных источников;
  • краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом;
  • выводы и рекомендации

Выступление не должно содержать общие теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, так как они не являются предметом защиты. Актуальность, новизну и некоторую другую дополнительную информацию члены комиссии при желании могут прочитать в вашей работе. Следует помнить, что защита творческой работы — это отличная возможность поделиться  интересной информацией о новых результатах, полученных в собственном исследовании.

После выступления вы отвечаете на вопросы членов комиссии. Затем обучающемуся предоставляют заключительное слово, в котором он благодарит членов комиссии и всех, кто оказывал ему помощь в выполнении творческой работы.

В заключение необходимо отметить, что любая творческая работа, особенно в области истории, обществознания предъявляет к субъекту исследования очень высокие требования. Прежде всего, это — инициативность, организованность, творческая погружённость в проблему. Важна жажда познания научной истины, стремление к личностному и профессиональному развитию.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа

__________________________________________________________________                название учебного учреждения

РЕФЕРАТ

                                        Дисциплина: ___________________

                                       На тему: ________________________

        Выполнил: Ф.И.О. студента, группа

Проверил: Ф.И.О.

преподавателя

город, год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Представление студента на конкурс "Студент года"

Этот материал был использован в 2011году на районном конкурсе "Студен года". Курсант О.Хлопин стал победителем!...

Расшифровка слова "студент" на конкурс "Студент года"

Этот материал был использован в 2011году на районном конкурсе "Студен года". Курсант О.Хлопин стал победителем!...

Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват...

"Если ты в душе студент..." праздничный концерт, посвященный Дню студента

Праздничный концерт, посвященный Дню студента, проведён в ГАПОУ РХ "Саяногорский политехнический техникум"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...