Метро времени
методическая разработка по истории на тему

Лебедева Татьяна Владимировна

Интерактивная интеллектуальная игра «Метро времени» представляет собой сценарий и презентацию в программе Power Point игры для школьников 14-16 лет.

Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metro_vremeni.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Интерактивная интеллектуальная игра «Метро времени» представляет собой сценарий и презентацию в программе Power Point игры для школьников 14-16 лет.

Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов.

Цель -  привлечь внимание детей к этой теме,  приобщить к чтению литературы по истории, мифологии, расширить их кругозор.

Подготовка к игре требует погружения в данную тему. Этому способствует чтение специальной литературы (список прилагается). Необходимо также использовать творческий потенциал школьников, обязательный  при подготовке домашнего задания, оформлении помещения, где будет проходить игра.

В ходе игры дети показывают знания по данному вопросу, проявляют эрудицию, творческие и логические способности.

Используется краеведческий материал Ивановской области.

Правила игры.

I . В игре участвуют от 3 до 9 команд по 3 человека. (Возможно индивидуальное участие – 3 - 9 игрока)

  1. Игра состоит из двух туров. В первом туре каждой команде задаются 10 вопросов по истории Ивановской области с вариантами ответов (Приложение № 1) , (цена вопроса 1 балл)

Вариант 1. На карточках в течение 5 минут ответить на вопросы (если участников больше 3).

Вариант 2. Ведущий задает вопросы, команды поднимают карточки с правильными ответами (1,2,3,4).

Жюри подсчитывает и объявляет результаты.

  1. Второй тур.
  1. Каждая команда выбирает свою «ветку метро». Первой  выбирает та, которая набрала большее количество очков – «жетонов». Последняя – меньшее. Если очки совпадают, задаётся дополнительный вопрос.
  2. Задаются вопросы от станций  А до Д (цена вопроса 5 баллов). Команда, которая первой «приехала» на Кольцевую линию, выбирает «станцию»  на дополнительной «ветке». Если команд 9 по количеству «веток метро», она имеет право выбрать любую «станцию» у противников или вопрос на «реке Вето», где цена вопроса 10 баллов.
  3. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры.

Тур I.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!  Для вас загадка.

Там много станций интересных:
Известных мне и неизвестных.
Хоть под землёй все глубоко,
На них попасть совсем легко.
Зашёл туда и - через миг
Громадной глубины достиг.
Я помню, как когда-то, в детстве,
Мечтал я о его соседстве.
Возьмёшь бутылочку ситро –
Весь день катаешься в …

Участники : МЕТРО

Ведущий:  Правильно. «Сила сводов, толща стен - это метрополитен».

Метро – это рельсовый внеуличный общественный транспорт на электрической тяге. Это одновременно музей, архив, иллюстрированный альбом, справочник и энциклопедия.

Мы  с вами сегодня совершим удивительную поездку на необычном метро – «метро времени». Отправимся мы с вами в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. В мир древних славян, которые расселялись на территории нашего Ивановского края  8 - 12 века. И поможет нам в этом хроновёрт – прибор, который перенесёт нас в те времена. За временем будет следить Хранитель времени.

(На экране презентации – песочные часы. Звуки поезда)

Итак, мы едем на метро.

Это в прошлое  полотно,

Вентиляция свистит

Поезд едет и стучит.

Ведущий: Итак, вперёд в прошлое.

Для того чтобы попасть в метро необходимы специальные жетоны. Получить их вам помогут правильные ответы на мои вопросы по истории Ивановского края. Я буду задавать вопросы с вариантами ответов (см. Приложение)  и в течение 5 секунд вы должны поднять карточку с номером правильного ответа. За каждый правильный ответ команда получит жетон – пропуск в «метро времени». Кто наберёт больше жетонов, тот и будет первый выбирать направление – «ветку».

Тур II.

Ведущий:  Пока Хранитель времени подсчитывает жетоны, предлагаю вам заработать дополнительные. Вы должны расшифровать, что обозначают древнеславянские имена. Например: Любослав - любящий славу. Кто первый готов отвечать поднимает карточку.

Рада – радость.

Радимир - заботящийся о мире.

Мирослав - прославляющий мир.

Людмил - милый людям.

Милан- милый.

Красимир - прекрасный и мирный

Примечание: список имён в приложении № 2

Перед вами названия «веток» метро».

  1. «Кто в доме хозяин?». На этой ветке вопросы, связанные с жилищем древних славян – избой.
  2. «Во поле берёза стояла». На этой ветке вопросы, связанные с деревьями, которым поклонялись древние славяне.
  3. «Веселье земли русской – праздники славян». На этой ветке вопросы о праздниках и обычаях наших предков.
  4. «Народный костюм – красота из глубины веков». На этой ветке вопросы,  связанные с одеждой древних славян.
  5. «Добрые и злые духи древних славян». На этой ветке вопросы,  связанные с самыми древними верованиями славян.
  6. «Животные – тотемы».  На этой ветке вопросы,  о священных животных.
  7. «Лишь бы пилось и елось». На этой ветке всё о русской кухне.
  8. «Славянские боги». На этой ветке вопросы об языческих  богах, в которых верили славяне.
  9. «Быт древних славян». На этой ветке все вопросы о том, что окружало в быту наших предков.

Право выбрать первым предоставляется команде …(называется команда или игрок)

Ветка метро времени № 1. Ведущий:  «Кто в доме хозяин?» На этой ветке «метро времени» вопросы, связанные с жилищем древних славян – избой.

Ведущий:  Изба для славянина была не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья, она представлялась ему таинственным капищем (святилищем), в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого духа.

Станция Г. Ведущий:  1.Универсальный предмет мебели в русской избе.

(Ответ : Скамья.)

Станция В . Ведущий:  2. Какой бог оберегал жилище у славян?

(Ответ : Дому покровительствовал "скотий бог" – Beлес)

Хранитель времени: С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, а с развитием у славян земледелия становится богом урожая. Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В Древней Руси Велес был покровителем купцов. Изображался Велес в обличье бородатого пастуха.

Станция Б. Ведущий:  3. Какие мифические существа - обязательные атрибуты любого дома? 

(Ответ : Духом дома был Домовой, которого звали "дедушка", "соседушка", "доброхот")

Станция А. Ведущий:  4. Почему считалось, что нехорошо строить новый дом под старость?

(Ответ: Хозяин будущего дома может умереть, не достроив его)

Кольцевая 1. Ведущий:  5. Как называлось холодная половина избы или сруб около дома для хранения имущества? 

(Ответ: Клеть)

Ведущий:  Вера всех первобытных народов в сверхъестественные возможности различных неодушевлённых  предметов выразилась у славян  в поклонении  камням, рекам, земле, огню, деревьям.

Ветка метро времени № 2. Ведущий:  Название этой ветки слова из русской народной песни «Во поле берёза стояла». Здесь вопросы, о деревьях, которым поклонялись древние славяне.

Станция Г. Ведущий:  1.  Какое дерево по верованиям древних славян "уничтожает" нечить? (Ответ: Осина, горькое дерево)

Хранитель времени: Оберег из осины ограждает от злых сил, в первую очередь от нежити, вампиров, упырей, особенно в сочетании с чесноком и серебром. Дерево поглощает боль, избыточные эмоции.

Станция В. Ведущий:   2. Почему купола церквей на Руси часто делали из осины? (Ответ: Осина, отсырев от дождей приобретала цвет серебра. Осиновые купола не портились и выглядели серебряными)

Станция Б. Хранитель времени: Ветви рябины с ягодами славяне втыкали на озимых полях как символ хорошего урожая. Это дерево бережливых, запасливых людей. Пучки веток рябины с ягодами связывают в виде креста красной ниткой, чтобы защитить двери и окна.

Ведущий:  3. Почему древние славяне боялись ломать рябину?

(Ответ: Рябина - дерево мстительное. Если его сломать - на семью повалятся беды и несчастья)

Станция А.  Ведущий:  4. В некоторых русских деревнях сохранился обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Ответ: Береза - от слова "беречь". Считалось, что березовое полено предохранит дом от нечисти и от названных гостей. Ее почитали как символ берегинь. На её бересте писали прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь).


 Кольцевая 2. Ведущий:  5. Какое дерево особенно почиталось славянами?
Хранитель времени: Оно обладает огромной энергетикой - дает силы, способствует заживлению ран, выздоровлению, символизирует мудрость, долголетие, могущество.(Ответ: Дуб)

Ведущий:  Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор. Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования  различным обычаям и правилам.

Ветка метро времени № 3. Ведущий:  Название этой ветки «метро времени» - «Славянские праздники и обряды». Здесь вам нужно ответить на вопросы о праздниках и обычаях наших предков.

Хранитель времени: Этот праздник связан с древним славянским культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы.

Станция Г. Ведущий:  Символом этого праздника была молодая березка. Какой праздник имеется в виду?

( Ответ: В честь русской березы и покровительницы девушек Лели, устраивали на Руси праздник – ляльник, потом он стал называться Троицей)

Станция В.  Ведущий:    Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Ответ: Тризна)

Хранитель времени: Тризна - погребальный воинский обряд у древних славян, который состоит из: игр, плясок и состязаний в честь покойного; оплакивания умершего; поминального пиршества. Изначально тризнище состояло из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок и ристаний в честь покойного, оплакивания, причитаний и поминального пиршества как до, так и после сожжения.

Хранитель времени: Это поверье существует у всех славянских народов. Вот как оно пересказывается в польской сказке: «Ночь Иванова коротка, цветок в лесу – один-единственный, и прячется он в глуши, в зарослях непроходимых. Говорят, на пути к цветку опасности да препятствия поджидают, и стерегут его страшилища, а сорвет его лишь тот, кто не струсит, не оробеет. Толкуют еще, будто цветок невзрачен, неприметен и мал, и только как сорвешь его превращается в диво дивное, красоты невиданной и неслыханной.»

Станция Б.  Ведущий:  3. Когда бывает такая ночь? И что это за цветок? Когда, по народным преданиям, цветет папоротник?

(Ответ: В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)

Хранитель времени: Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

Станция А.  Ведущий:  Как называются зимние языческие праздники славян?  

(Ответ: Святки)

 Кольцевая 3.  Свадебный обряд. На второй день свадьбы все приглашались на завтрак,  за один большой стол. Молодая жена обносила всех угощениями.

  1. В чём смысл этого обряда?

 Хранитель времени: В этом простом обряде кроется следующий смысл: молодая выражает покорность и смирение не только перед мужем , но и перед всеми родственниками.

Ведущий. Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения,  которых много обнаружено и исследовано учёными на  территории Ивановского края.

Ветка метро времени № 4. Название этой ветки метро времени  «Народный костюм – красота из глубины веков»

В славянской одежде отражены все традиции, культура и особая энергетика нашего великого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было еще, и проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лён, собрать его, обработать, а затем соткать из нити ткань и лишь только, потом сшить рубаху

Хранитель времени:  «По одёжке встречают, а провожают по уму». Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Ведущий. На этой ветке «метро времени»  вопросы об одежде наших предков.

Хранитель времени:  Для того чтобы показать красоту своих волос, своих кос «до пят», девушки носили венец. Замужние женщины должны были волосы спрятать, в их случае считалось обидой и грехом указать хотя бы краешек волос. Они надевали кокошник или платок.
Кокошник - праздничный головной убор.

Станция Г. Ведущий. 1.Почему этот головной убор назвали именно «КОКОШНИК»? Какова история этого слова? (Ответ: Кокошник от слова «кокош» - петух. Кокошник – это гребень петуха)

Хранитель времени:  Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок» Станция В. Ведущий. 2. Какую магическую роль играла рубашка? Что означает вышивка на рубашке? Вспомните фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с рубашкой.(Ответ: вышивка – это оберег от нечистой силы)

Хранитель времени:  Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ. Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одеже, в доме. 

Хранитель времени:  По мнению археологов, детская, мужская и женская обувь древних славян имела примерно одинаковый фасон, различаясь в зависимости от пола и возраста в основном размерами и особенностями отделки.

Станция Б.  Ведущий. Какая самая распространенная на Руси обувь?

(Ответ: Лапти.)

Хранитель времени: Во все времена наши предки охотно обувались в лапти— «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков.

Станция А.  Ведущий. 4.Что символизировало белое платье у невест в Древней Руси? (Ответ: Траур)

Хранитель времени: Для современных людей белый цвет символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения..

Кольцевая 4.Ведущий: 5. Какой предмет мужской одежды считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. (Ответ: Пояс)

Хранитель времени: С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: "А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом не может действовать никакое колдовство". 

Ведущий: Древние славяне по-своему объясняли явления окружающей природы. Они населяли свой мир множеством богов и духов. Одни из них управляли движением солнца, другие властвовали над водами, дарили удачу на охоте, охраняли домашний очаг. Среди богов были старшие и младшие, мужчины и женщины, добрые и злые.

Ветка метро времени № 5. Ведущий: Название этой ветки метро времени  «Добрые и злые духи древних славян».

Станция Г. Хранитель времени: Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень. В эту пору она загадывает встречным загадки и, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да и сами природа требует делать перерыв, полудница наказывает. Видеть её удается редко кому — кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом.

Ведущий:1.  Как могла наказать полудница того, кто не соблюдает обычая? (Ответ : Полудница — воплощение солнечного удара)

Станция В. Хранитель времени: Древние славяне верили, что есть дух бани – Банник. Он очень  опасен.. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника- шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить.

Ведущий: 2. В дар Баннику люди оставляли
хороший пар, свежий веничек. Что ещё оставляли в дар Баннику древние славяне?
(Ответ: Чистую воду)

Хранитель времени: Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани - Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Это настраивание данной среды на определённый Лад. Такое настраивание так же может происходить как по заранее заготовленному заговору - приветствию, так и по рождённому спонтанно прямо при входе в парную

Станция Б.  Ведущий: 3. Почему знающие люди, опасаясь лешего, выходят из леса задом наперед? (Ответ : Человек, выходя из леса, кланялся лешему. Говорил«Спасибо».)

Станция А.  Хранитель времени: Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-
Полевик исчезал. Этот дух связан с основным занятием славян – земледелием.
 

Ведущий: 4. Почему Полевик помогал людям, которые не брезговали дотронуться до него?

(Ответ: Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Мать Сыра- Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.)

 Кольцевая 5. Ведущий: Это дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет.  (Ответ:  Русалка)

Хранитель времени: Прохожего дева вод может
защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками
становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные
мачехами. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда
неудачен.

Ведущий: Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем.

Ветка метро времени № 6. Ведущий: Название этой ветки метро времени «Животные – тотемы».  Вы ответите на вопросы о животных, которых древние славяне считали своими предками.

Станция Г.  Хранитель времени: Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому говорили «лютый». По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

 Ведущий: 1. Какой зверь был тотемом этого племени? (Ответ : Волк.)

Станция В.  Хранитель времени: По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

Ведущий: 2. Какой лесной зверь был тотемом этого племени? (Ответ : Медведь.)

Хранитель времени: Медведя древние славяне считали хозяином языческого леса. Он считался защитником от всякого зла и богом плодородия, а потому именно с весенним пробуждением медведя связывали наступление весны

Станция Б.  Ведущий:3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Ответ: Кот, кошка.)

Станция А.  Ведущий: 4.Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.  

(Ответ:  Пес, собака.)

Кольцевая 6. Ведущий: Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал.  (Ответ : Лиса.)

Хранитель времени: Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей.

Ведущий: «Лишь бы пилось и елось». Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

Ветка метро времени № 7.  Ведущий: Название ветки метро времени «Лишь бы пилось и елось». Здесь вопросы о блюдах, которыми славится русская кухня.

Хранитель времени: Главные черты русской кухни и русского национального стола можно определить следующим образом: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д.

Станция Г.  Ведущий: Какое блюдо солят трижды?

(Ответ : Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Станция В.  Ведущий: Что такое кулебяка?  (Ответ: Пирог с рыбой.)

Станция Б.  Ведущий: На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало?

(Ответ : Приглашение на праздник.)

Станция А.  Ведущий: Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом?

(Ответ: Сбитень.)

Кольцевая 7. Ведущий: Без какого блюда невозможен обед на Руси?

(Ответ : Хлеб.)

Хранитель времени:  Славяне верили сразу во множество богов. Самыми главными и почитаемыми были бог Род, Сварог, Перун, Ярило, богини Лада, Жива, Леля. В их честь устраивали праздники, им дарили подарки и приносили в жертву животных. Эти верования впоследствии стали называть языческими. Слово «язычество» произошло от слова «языки» в значении «народы», «племена». Язычеством стали называть народную веру в церковной среде, подразумевая под этим все дохристианское и нехристианское.

Ветка метро времени № 9. Ведущий: Название ветки метро времени «Славянские боги». Здесь вопросы связанные с пантеоном богов древних славян.

Станция Г.  Ведущий: Кто из богов славянской мифологии создал землю?(Ответ:  Сварог)

Станция В.  Ведущий: После создания, мир был разделен на три части: мир, где живут боги,  мир, где живут люди,  мир прошлого, куда уходили предки. Как был назван мир людей?

(Ответ : Явь)

Хранитель времени: Там где обитают боги назывался  Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны.

Станция Б. Ведущий: Кто из богов подарил людям идею священного календаря? (Ответ: Коляда)

Хранитель времени: Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца

Станция А. Ведущий: Кто из славянских богинь соответствовал греческой Афродите - богине любви и красоты? (Ответ : Лада)

Хранитель времени: Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой.

Кольцевая 9. Ведущий: Древнейший славянский бог – творец, родитель всего сущего, считался единым  предком всех славянских племен? (Ответ : Род)

Ветка метро времени № 8. Ведущий: Название ветки метро времени «Быт древних славян». 

Многие из вас были в краеведческих музеях. Во многих школах также есть экспозиции, которые рассказывают о быте наших предков. На этой ветке вопросы по этой теме.

Станция Г.  Ведущий: Назовите русский сосуд для питья вкруговую.

(Ответ: Братина.)

Станция В.  Ведущий: Чем определялась длина полотенца в русских семьях?  (Ответ : Количеством членов семьи и достатком.)

Станция Б Ведущий: Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его.  (Ответ:  Ковш.)

Станция А. Ведущий: Как наши предки называли ветряные мельницы? (Ответ : Ветрак)

Кольцевая 8. Ведущий: Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство.

(Ответ:  Лучина.)

Вопросы на реке ВЕТО.

Хранитель времени: Эта птица  считалась у славян вещей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

  1. Какая птица считалась у славян вещей? (Ответ : Кукушка.)

Хранитель времени: 2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ответ : Ворон.)

Хранитель времени: 3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

(Ответ:  Петух.)

 Хранитель времени: 4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.  (Ответ :Сова.)

Хранитель времени:.5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

(Ответ: Орел.)

 Хранитель времени: 6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей.  (Ответ :Сокол.)

Ведущий:

А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Остановка фольклорная», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл.

А теперь слово жюри…

Жюри подводит общие итоги игры.

        Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда…. Прошу капитана получить грамоту.

Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого до конца так и не была изучена, а значит, постепенно происходит ее утрата. И чтобы до конца не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно почаще обращаться к народным обычаям и традициям, изучать их. И в этом могут помочь книги, в которых авторы пытаются — именно пытаются — объединить все богатство народное и донести его до читателя. Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!

Литература:

1. Мифы и былины. - М. : Дрофа-Плюс, 2005.

2. Мифы и предания древних славян. - М. : Дрофа- Плюс, 2005.

3. Науменко, Г. Вся славянская мифология / Г. М. Науменко; худож. Г. Алимов. – М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2006. – 191 с. – (Хрестоматия школьника).

4. Языческие боги, былинные герои, русские святые : хрестоматия "Отечество". – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 303 с. - (Отечество).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

33 квадратных метра

Конкурсно-игровая программа для учащихся IX– XIклассов...

Конспект урока по Лыжной подготовке "Обучение стойкам спуска, прохождение дистанции 2000 метров."

Конспект урока пофизической культуре № 36для учащихся 10-х классов (девушки)раздел программы «Лыжная подготовка»   Тема урока: Обучение стойкам спуска, прохождение дистанции 2000 метров...

Использование горных пород в облицовке метро (9 класс)

Статья представляет собой один из вариантов внеклассной творечкой работы по географии.Может использзоваться как вариант исследовательской деятельности учащихся....

План-конспект урока в 6 классе по теме “Городской транспорт: метро”.

Подробный план конспект-урока в сопровождении красочной презентации и приложений "Мини-тест" и  "Диалог"....

История лондонского метро

Интересный материал об истории лондонского метро....

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....