Методика проведения уроков истории
методическая разработка по истории на тему

Методика проведения уроков истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения уроков истории и резервы его качества

История как предмет. Проверка знаний по истории.

  • В чем заключается подготовка по истории учащихся средней школы? Что и как можно проверять на уроках и экзаменах по данному предмету?
    Для ответа на эти вопросы необходимо обратить внимание на особенности исторического знания. С одной стороны, оно включает информацию о конкретных событиях – их времени, вместе, участниках и.т.д., которая «строго и беспристрастно» фиксируется историками. Это относительно объективная часть исторического знания. С другой стороны, в описании и попытках объяснения исторических событий их современниками и потомками проявляется особенности субъективного, часто – пристрастного отношения. Они связаны с мировозрением, определенными индивидуальными и общественными ценностями. Отсюда – разные суждения о причинах и следствиях событий , множественность версий и оценок и т. п. Необходимо учитывать и то, что в отличие от других научных дисциплин история имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с их реконструкцией, значит, всякая информация о прошлом нуждается в тщательном анализе. Все это предопределяет многообразие знаний и умений, приобретаемых школьниками при изучении истории. В состав их подготовки входят, наряду со знанием хронологии, фактов и понятий, владение умениями и навыками описания исторических событий и объектов, критического восприятия анализа информации источников, раскрытия сущности и значения явлений, сопоставления исторических версий и оценок и обоснования своей позиции.
    Нормативным документом, определяющим содержание подготовки школьников по истории в средней школе, являются Обязательный минимум содержания исторического образования.
    Проверке подлежат как знания учащихся, определяемые минимум содержания, так и то, насколько они овладели необходимыми познавательными умениями, навыками работы с исторической информацией. В связи с этим необходимо учитывать следующие требования, отражающие состав элементов исторической подготовки выпускников средней школы:
    1.Хронологические знания и умения
    назвать даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов
    составить хронологические и синхронистические таблицы
    характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий
    2.Знание фактов:
    назвать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
    3.Работа с источниками:
    читать историческую карту с опорой на легенду
    проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
    высказывать суждение о назначении, ценности источника
    характеризовать позиции, взгляды автора(составителя) источника
    сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие
    4.Описание:
    рассказать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках
    на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составить описание исторических объектов, памятников
    составить биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
    5.Анализ, объяснение:
    соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы
    показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений
    называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений
    классифицировать исторические события и явления
    объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
    сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия
    излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий
    объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории
    6.Версии, оценки:
    излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Названные элементы исторической подготовки шк

ольников дают возможность различной вариативности методических приёмов проведения уроков, их разнообразие а также позволяет резервировать качество уроков, что позволяет учителю находиться всегда в творческом потенциале.

2.Вариативность методических приемов проведения уроков истории.

  •   Новации в применении этих приемов с учетом современной школы.

    А) Использование игры в процессе обучения истории

. Новое в методике ролевой игры.
В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует, на мой взгляд, выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становится более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношение между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, «проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно-ценностного содержания, должно, на наш взгляд, являться главным смыслом в постижении истории.
Именно «проживание» истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты «исторической драмы». И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления.
Учитывая особенности истории как углубленного предмета, мне кажется, можно выделить три уровня исторического мышления и соответственно с этими уровнями подбирать виды игр для формирования каждого мышления.
Первый уровень можно определить как структурно-логический, поскольку его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении процедур логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идет через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и отработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделить причинно-следственные связи. Для формирования первого уровня можно использовать игры-тесты, обучающие игры работы с текстом, викторины.
Второй уровень исторического мышления – социально-содержательный – должен включать в себя знания об основных сферах общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), знания истории личностей. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня, чрезвычайно разнообразны. Это и проблемные игры-реконструкции (воссоздание событий или процесса по отдельным фактам), и моделирующие игры (попытки проигрывания социальных процессов), и операционные (отработка какой-либо операции).
Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на «проживании» конкретно-исторических ситуаций.
В традиционном процессе обучения отношения «Учитель – ученик» строятся по принципу «передача знаний – усвоение знаний». В процессе обучения через игру, являющуюся средством формирования и развития исторического мышления, отношения «учитель – ученик» строятся через освоение содержания ролей, принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.
Постижение области фактологических связей (структурно-логический уровень исторического мышления) позволяет ученикам попробовать себя в роли исследователей. Учитель осуществляет инструктирование, проверяет результаты работы.
Область типологических связей требует от учеников освоения некой социальной роли. Учитель моделирует общественные процессы.
В области духовно-смысловых связей и учитель, и ученики выступают в роли субъектов истории. Они смотрят на происходившее в прошлом с одинаковой позиции сопричастности. Отсюда и особая атмосфера на уроках, и обсуждение игры на перемене, и даже спустя некоторое время после её проведения.
В целом, подводя некоторый итог использования игры на собственных уроках  можно сказать следующее:
заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, высказывается личная точка зрения
изменяется микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников
повышается интерес к истории, что проявляется в чтении исторической литературы, обсуждении проблем исторической науки.

Б.) Уроки с использованием видеоматериалов и компьютерных программ.
На современном этапе школьного образования появляется возможность более разнообразить  методические приемы в преподавание уроков истории. Это связано с появившейся возможностью все шире использовать на уроках различный видеоматериал или компьютерные диски. Использование видеоматериала позволяет усилить эмоционально-психологический момент восприятия урока, расширяет рамки  учебного  материала, дает возможность учителю варировать ход урока. Можно показывать видеосюжеты с перерывами для объяснения, можно вставлять видеосюжет по ходу рассказа, а некоторые передачи непосредственно могут и заменять само объяснение учителя. Наличие видеоматериала позволяет заранее планировать уроки, или, в зависимости от обстоятельства, менять план урока.
Имея достаточно большое количество видематериала я могу планировать уроки практически для всех курсов школьной программы. Применение на уроках видеосюжетов, или показ документальных фильмов позволяет более качественно повысить уровень самого урока, дает возможность углубленно а иногда и значительно интересней показать то или иное событие истории. Наличие большой видеотеки позволяем мне как-бы зарезервировать возможность в многообразие методических приемов проведения уроков.
Наряду  с возможностью использования видео на уроках истории также широко можно применять и компьютерные диски с лекционным материалом по школьному курсу или дополнительными заданиями на повторение, закрепление пройденного материала. Так, например,  компьютерная программа истории XX века, позволяет тематический материал по  курсу истории отечества XX века для учащихся 9(11) классов проходить с использованием лекционного материала компьютерной программы. Компьютерная программа дает возможность значительно шире увидеть всю полноту изучаемого материала. И документы, и сылки на персоналии(личности), и определение терминов и понятий, и даже возможность закрепления материала в виде тестов или кроссвордов – все это возможности компьютера и его применение на уроках. Такие возможности также позволяют создавать резервы по повышению качества урока, методически разнообразить его.

  1. 3.Мои умозаключения. Педагогический замысел урока
    Подготовку к преподаванию надо начинать с перспективного планирования. Умение видеть перспективу помогает распределять по этапам обучения формирование у учащихся опорных знаний и выработку умений.
    Отношение к учебнику. В какой степени можно положиться на него. Обязательное хорошее знание учебника. Незнание содержания учебника нередко ведет к фактическим ошибкам, которые подмечают учащиеся. А это подрывает авторитет учителя. Зная хорошо учебник можно отбирать из него главное, мобилизовать свой методический опыт для того, чтобы учащиеся как можно лучше усвоили наиболее важное и существенное. Хорошее знание учебника позволяет творчески подходить и к методическому аппарату учебника.
    Поурочные методические пособия – помощь или вред?
    Учителю нужна помощь в форме поурочных пособий. Но они оказывают на его деятельность и отрицательное воздействие, отучая от самостоятельности. Мне кажется, что учитель должен ориентироваться на курсовое пособие, но применительно лишь только к личным возможностям учителя и конкретного класса.
    Принцип преемственности знаний. Без учета преемственности знаний невозможно осуществлять и историческое и обществоведческое обучение. Обязательно должна быть преемственность как между курсами истории и обществоведения, так и учителями ведущими эти курсы или другие предметы.
    Для проведения уроков с использованием видео материалов обязательно хорошее знание всех сюжетов, или передач. Это позволяет не перегружать урок ненужной информацией, а делать его более динамичным, интересным и познавательным.
    Для успешной творческой работы, возможности разнообразить методические приемы, повышать качество урока большое значение имеет кабинет. Но кабинет не как склад ненужных вещей, или комната только для проведения занятий, а как, помощник, с необходимым инвентарем, пособиями, справочными изданиями, и радующей глаз и душу классной комнатой.
    Обязательно идя на урок, заранее продумать несколько методических вариантов его проведения. Ситуации могут быть разные, поэтому учитель должен быть всегда готов и ним, да и к изменчивости своего настроения или здоровья.
    Профессионализм и демократизм учителя. Учитель всем своим примером должен учить школьников демократии. Исключить из своего педагогического арсенала окрик, запугивание, угрозу, быть честным и справедливым, спокойным и доброжелательным, уважительно относиться к учащимся, уметь убедить их, если они в чем-то не правы, и в то же время не бояться своих ошибок. Это не уронит авторитет учителя, а, наоборот, ещё больше поднимет его в глазах учащихся.
    Глубокие знания формируются прежде всего на уроке при условии его проведения на высоком научно-педагогическом уровне. Процесс это идет по цепочке: урок – тема – курс – историческое образование. Первоначально полученные знания условно можно назвать детализирующими, так как они предусматривают знания с большим или меньшим числом конкретных фактов. На основе детализирующих знаний складывается понимание курса в целом. Учащиеся усваивают ведущие понятия, законы и закономерности исторического развития, но не вообще, а в связи с наиболее значительными событиями(явлениями) Такие знания можно назвать опорными. На них базируются знания, составляющие историческое образование, их условно можно назвать обобщенными. Итак, система знаний, получаемая на разных этапах обучения истории такова: детализирующие знания, опорные и обобщенные.
    Учитель – это актер.  Учитель воздействует на класс, взаимодействует, составляя с ним единое целое
    . Правда в отличие от актера у которого много ролей, у учителя только одна, но «проигрывается» она в разных ситуациях и потому многолика. К тому же учитель и «декоратор», и специалист по техническим средствам.
  2. Учителю важно хорошо представлять класс, в котором предстоит проводить урок. Не менее важно учитывать и уровень умений и мышления учащихся, их способность к самостоятельной работе.

Только на основе анализа перечисленных условий можно решать вопрос о методическом варианте урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по классическому танцу

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...

Методика проведения урока-зачета

Виды уроков -зачетов и технология их проведения...

Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока

В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...

Методика проведения урока по теме "Равнодействующая сила" (из двух частей)

Часть 1: Введение понятия "сила" ...Часть 2: Введение понятия "равнодействующая сила" ......

Методика проведения уроков общения на уроках математики

Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных с...