Конкурсный урок "Европейский переворот в культуре России при Петре I"
план-конспект урока по истории по теме

Кириллова Лида Дамировна

Европейский переворот в культуре России при Петре I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Европейский переворот в культуре России при Петре I.

 Цели урока:

 Обучающие:

  1. Сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта.
  2. Воссоздать картину культурной жизни, занятий и быта различных слоев российского общества.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений анализировать исторические источники
  2. Раскрывать причинно-следственные связи
  3. Анализировать и сопоставлять исторические понятия
  4. Развивать образную речь, артистические способности

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию уважения к историческому прошлому, достижениям культуры
  2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся
  3. Способствовать развитию взаимопомощи, доброжелательности, чувства коллективизма

Оборудование:

  1.  Учебник по истории России 7 класс
  2. Раздаточный материал (карточки с заданиями, понятия, тексты исторических документов)
  3. Эмблемы команд
  4. Оформление кабинета: музыкальное, наглядное.

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Работа со справочной литературой

Формы организации урока:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Коллективная

Ход урока

  1. Организационный момент урока
  2. Повторение

(звучит музыка XVIII века), Учитель читает стихотворение о Петре I

Он великий русский царь

Православный Государь

Был он смел, красив, умен

И Европой покорен.

Ездил он туда учиться

И, конечно, поделиться

Жаждал знанием с народом.

Тот не знал такого сроду,

Чтоб рядиться в парики.

Ох, ворчали старики!

Флот отстроил он отличный

Много делал сам он лично.

Вел в Европу он Россию

Чтоб была страна красивей.

У историков – вопрос:

Он стране добро принес?

Как всегда и плюс и минус

В каждом деле поселились.

  1. Новая тема. Определение цели урока

О ком это стихотворение? Значит о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? А сейчас внимание на экран.(слайд 1- портреты царей) Кто из них ПетрI? Назовите других царей? Годы их правления? Сколько лет правил ПетрI?

(2 слайд- отрывок из речи ПетраI при спуске корабля в Ревеле (Таллине в 1714г) стр213 учеб.

О чем говорит ПетрI в своем выступлении? Каким, судя по этим высказываниям, было отношение Петра к русской самобытной культуре, сложившейся до его преобразований? Какую цель в культурном развитии России ставил ПетрI? (Великое стремление преодолеть культурную отсталость) О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

(3 слайд)- проблемные вопросы урока

 Сегодня мы проводим необычный урок. Мы попробуем перенестись в 18век. Поработаем в группах, разыграем конкурсные задания. В конце урока жюри определит лучшую группу. У каждой группы листы с фрагментами из эпохи ПетрI, вспомним их.

1задание: Назови событие:

 1 группа- Бородовой знак (в 1698-1700г ПетрI приступил к реформам быта, указ запрещавший носить бороды, кроме крестьянства и духовенства, кто отказывался должны были заплатить налог и получить бородовой знак;

 2 группа- Орден Святого апостола Андрея Первозванного, учрежден ПетромI за верность отечеству и проявленную в бою отвагу.

 3 группа- русские, боевые галеры, рождение российского флота 1696г

  4 группа- монеты XVIIIв. Денежная реформа (из серебра и меди) 1724г

2 задание: Дай определение

 Итак, я хочу пригласить вас в гости. А куда? Вы должны будете догадаться дав определение этим терминам. Итак, представители каких групп ответят больше? (поднимаем листы) На доске написаны термины, учащиеся дают определение, и появляется ключевое слово: Ассамблея.

  Что такое ассамблея? (4слайд)

Барабанная дробь.( 1 ученик читает приглашение на ассамблею)

Так на городских площадях глашатаи приглашали на ассамблеи. Гости наши приглашены, давайте аплодисментами поприветствуем друг друга.

3 задание: Узнай цель ассамблеи?

 С какой целью ПетрI стал устраивать ассамблеи? Перед вами документ. Выделите в тексте самое главное. Чем занимались на ассамблеях?( делаем выводы) Специально для молодежи с немецкого языка была переведена книга «Юности честное зерцало», рассказывающая о правилах поведения в обществе.

 4 задание: Узнай гостя.

Кого приглашали на ассамблеи? Какие сословия?(Учащиеся читают диалоги по ролям, самые артистичные получают высокие баллы)купцы, дворяне, ремесленники, духовенство)

Выводы: на ассамблеи приглашали всех прилично одетых людей кроме слуг и крестьян. С женами и старшими дочерями. Молодежь с удовольствием принимало это новшество.

  Всю жизнь Петр Великий стремился к новым знаниям. Владел 14 профессиями, знал 3 иностранных языка( голландский, немецкий, польский) постоянно занимался самообразованием, интересовался всеми новшествами.

   Принимая как-то экзамен у дворян, обучавшихся навигации в Венеции, ПетрI сказал одному из них:«Видишь братец, я и царь, да у меня на руках мозоли, а все для того, чтобы показать вам пример и хотя бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечества.» Задачу науки Петр видел прежде всего в том, чтобы готовить специалистов нужных государству профессий. Для получения высшего образования дворянских юношей отправляли за границу. Но широко распространить образование в русском обществе было невозможно без создания за казенный счет общеобразовательных школ.

 Давайте узнаем какие учебные заведения были открыты при ПетреI?(5 слайд- кластер с неполной схемой) В группах, по учебнику на стр205-207 заполняем схему.(Ответы учащихся) 6 слайд- кластер с полной схемой.

 Выводы учителя: Чтобы принудить родителей посылать сыновей на учебу, был издан указ запрещавший дворянам жениться без «свидетельственного письма» которое являлось удостоверением об окончании школы. Тех, кто пытались убежать из школы, ловили иногда даже сажали на цепь. Петровская сеть учебных заведений давала светское практическое образование по отдельным профессиям необходимым государству.

  Пришло время танцев. На ассамблеях играл духовой оркестр из труб, фаготов, гобоев, валторн. Непривычную к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы, осваивалось танцевальное искусство медленно. Танцевали: полонез, менуэт, англез, альманд. 7 слайд

 Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер, благородство, знатность.

Физминутка (Танец экспромтом)

Встали парами в один ряд, друг против друга, кавалеры низко кланялись в права, в лево, дамы приседали в права, в лево. Делаем 2 круга, на 3 круге разделяемся и делаем реверанс.

Конкурс: Покажи на карте

Вспомним географию. Как на контурной карте обозначают нефть? Каменный уголь? Железную руду?(на листочках показывает учитель обозначения)

(8 слайд-карта) Давайте по карте определим, где же в 18в были обнаружены эти полезные ископаемые. (учащиеся показывают и называют районы добычи: Урал- желез. руда, р-н Дона- каменный уголь, на Кавказе- нефть)

ПетрI стремился поставить на службу России и европейскую науку. Берг-Мануфактур коллегии приглашали иностранных ученых и организовывали научные экспедиции по изучению природных богатств России. В этих районах особенно на Урале возникла целая сеть заводов, где впоследствии появились города. В ходе экспедиции впервые были составлены географические карты российских земель с масштабом, градусной сеткой.  ПетрI прислал эти карты со своими пометками в Английскую академию наук, за что был избран ее почетным академиком. (9слайд- Санкт-Петербург) Узнали город? В каком году он был построен? 1703г

  Петр Великий мечтал превратить свою столицу в красивый и величественный европейский город. Планировкой территории Нового города и проектированием отдельных здании ведало специальное учреждение- Канцелярия от строений. В ней трудились и прибывшие из-за границы архитекторы, русские зодчие, художники, скульпторы, резчики. Возглавлял канцелярию швейцарский архитектор Доменико Трезини. Жители Петербурга селились слободами по профессиональному, социальному  или национальному признаку: Пушкарская, Ружейная, Монетная, Посадская, Купеческая, Офицерская, Татарская, Французская и др.

  Европейским новведением стали диктуемые властями принципы застройки. Места для городских усадеб отмерялись линейно. Улицы выпрямляли, даже если требовало сноса только что построенных здании.

 (10-слайд) Главным украшением города стали Петропавловский собор, Летний дворец I, Петергоф, театр на реке Мойке.

 Петр Алексеевич был не только царем-преобразователем, выдающимся полководцем, но и коллекционером. Всю жизнь он собирал книги, всевозможные диковинки и редкости повелел царь собирать в специальном кабинете редкостей, так появилась кунсткамера- первый Российский музей, который существует и поныне. Среди экспонатов хранится полотняный мешочек, в нем коллекции зубов, которые император собственноручно удалил у своих подданных, чтобы избавить от боли. Чучела, скелеты, высушенные змеи, рыбы, в специальных растворах хранятся уродцы.

 (11 слайд – текст про архитектуру, стр 210-211 учеб)

Конкурс: Назови стиль

Определите из текста, какой стиль господствовал в архитектуре XVIIIвека?

(12 слайд) Барокко- стиль в европейском искусстве XVI-XVIII веков, для которого характерна вычурность, пышность ассиметрия и динамичность.

Конкурс: Задай свой вопрос

А теперь ваши вопросы друг другу( Жюри оценивает правильные, четко сформулированные вопросы и правильные ответы)

Закрепление. Игра-фант

(Учитель задает вопросы, помощник выбирает фанта и спрашивает какой вопрос этому фанту?)

Вопросы:

  1. Что такое ассамблеи?
  2. Кого приглашали на ассамблеи?
  3. С какой целью устраивали ассамблеи?
  4. Какие школы были открыты при ПетреI?
  5. Какой стиль господствовал в архитектуре России XVIII?

Возвращаемся к проблемным вопросам которые мы ставили в начале урока.(13 слайд с вопросами)

Выводы: Петровские преобразования вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. Россия превратилась в одну из могущественных империй. Петр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал все от него зависевшее, чтобы Россия стала европейской страной.

В конце ассамблеи, хозяин дома выбирал царицу бала и дарил ей розу, она вручала его кавалеру, что означало, в следующий раз ассамблея состоится у него.

Слово жюри. Дети встают в круг, слова благодарности(вручение календариков, фейрверк)

Д/З  Написать мини-сочинение от лица участника ассамблеи.(14 слайд)

 

 

 Дворяне

   -Многоуважаемый! Слышал указ Петра Алексеевича, отныне мы должны будем начать службу рядовыми солдатами в гвардейских полках?

  -Слышал! Как не слышать? Лучше уж рядовым солдатом, чем учиться за границей или в артиллерийской военной школе!  Так уж не хочу я учиться, мочи нет!!!

  -А как же твоя красавица Наталья? Не получив образования ты не сможешь на ней жениться!!

Купцы

  -Слышал, многоуважаемый, ты открыл суконный двор в Москве? Значит будешь расширять заморскую торговлю?

  -Да, батюшка приказал одеть армию. Суконные дворы открываются в Ярославле, Воронеже, в Казани и на Украине. Сам государь носит мундир из нашего русского сукна!

  -Оденем армию и в Западную Европу торговать!

Ремесленники

  -В городе появляется много мануфактур, но основное производство за нашими мастерскими. Одного не могу понять, почему нас объединяют в цеха?

  -Так государству удобно требовать от нас исполнения срочных казенных заказов. Мы совместно будем отвечать за уплату податей!

Духовенство

  - Ой свят, свят стыд- то какой?! (крестясь!) Богохульство!

  - Где это видано? Что бы на Руси женщины с мужчинами вместе толковали о делах страны, в открытых рубашках, да скопали по залу?!

 

Внимание! Внимание!

          во дворце

генерал-губернатора Александра Даниловича Меншикова

состоится ассамблея.

Начало в 5 часов дня.

Милости просим, господа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс

Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....

Культура России во времена Петра Первого. Презентация.

Презентация о преобразованиях в области культуры и быта во времена петра Первого. составлена в соответствии с ФГОС...

Презентация по теме "Культура России при Петре I"

Презентация по теме "Культура России при Петре I"...

Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"

Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....

История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I" 7 класс

Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....

История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс

История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс...