Рабочая программа по истории. 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Липина Юлия Петровна

Рабочая программа по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass._rabochaya_programma.doc106.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                                                                                                       Утверждаю        

                                                                                                                       Директор  школы                                                                                                          ______________ Д.В.Борисов

                                                                                              «____» ________________2015 г.  

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

6 КЛАСС

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

 Липина Юлия Петровна

учитель истории

Апрелевка, 2015

  1. Пояснительная записка

Учебный предмет история в системе школьного исторического образования состоит из учебных курсов: история России и всеобщая история, которые обеспечиваются следующими УМК:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  2. Арасланова О. В., Соловьев К. А. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс.
  3. Данилов А. А., История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник. 6 класс.
  4. Данилов А. А., История России с древнейших времён до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.
  5. Данилов А. А.,. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г., авторской программы Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - М.: Изд. «Просвещение», 2007, авторской программы «История России 6—9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006, базисного плана 2004 г., федерального закона РФ «Об образовании».

Согласно авторским программам на изучение курса всеобщей истории отводится 36 часов, а на изучение истории России – 32 часа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса Всемирной истории (истории Средних веков) в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Программа курса всеобщей истории охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в новой истории мира.

Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историей России.

Программа курса история России включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Программа курса охватывает период с древнейших времен до конца  XVI в.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории России.

Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
  • исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
  • политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
  • роль Ивана IV Грозного в русской истории.  

По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов.  

Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. 

Основная цель изучения истории в 6 классе:

образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности. 

Задачи изучения истории в 6 классе: 

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонацио-нальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; 
  • формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса; 
  • овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; 
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; 
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; 
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; 
  • оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности; 
  • продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории. 

Основными принципами данного курса являются:

  • многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;
  • внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;
  • сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;
  • развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;
  • развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;
  • ориентация на проблемное  изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием  различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  •  умение связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  •  умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  •  умение сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  •  умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  •  умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  •  умение самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
  • умение соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
  • умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • умение показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • умение определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

        

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории в 6 классе 

Изучение истории в 6 классе способствует развитию у обучающихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативнойПри этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; 
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. 

Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.; 
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); 
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. 

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают: 

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; 
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания 
  • умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. 

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки обучащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:

  1. объяснительно-иллюстративный 
  2. проблемный 
  3. частично-поисковый 
  4. наглядный 
  5. беседа 
  6. эвристический 
  7. практический 

В 6 классе обучающиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся. 

Оснащенность учебного процесса по истории Средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века для 6 класса 

Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. В 6 классе будет продолжено формирование умений пользоваться справочной, хрестоматийной, художественной литературой по предмету, пользоваться мультимедийными пособиями и интерактивными задачниками. Внедрение в учебный процесс новых форм уроков потребует от учащихся самостоятельной подготовки к семинарам, дискуссиям, поэтому учащиеся 6 класса должны научиться осваивать Интернет-ресурсы для получения дополнительных знаний. 

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета. 

Для определения уровня усвоения обучающимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут: 

1. Знание хронологии, работа с хронологией: 

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; 
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: 

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; 
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 

3. Работа с историческими источниками: 

  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов; 
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).

4. Описание (реконструкция): 

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; 
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников. 

5. Анализ, объяснение: 

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления; 
  • называть характерные признаки исторических событий и явлений; 
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; 
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 

6. Работа с версиями, оценками: 

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; 
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории. 

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: 

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; 
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры). 

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном  (образовательном) плане 

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 68 часов, по 2 часа в неделю. 

  1. Содержание курса история для 6 класса

Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (36 часов) и курс «История России с древнейших времён до конца XVI века» (32 часа). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Обучающиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс «История России с древнейших времён до конца XVI века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у обучающихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.

Основу курса по истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств

3. Историческое движение: 

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей. 
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этно-национальных, религиозных и др.; 
  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; 
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; 
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории. 

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в средневековье;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей

г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени. 

Основное содержание курса «Всеобщая историяИстория Средних веков» (36 часов) 

Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья.

  1. Западная и Центральная Европа в V -X TTT вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

  1. Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

  1. Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

  1. Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

  1. Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.

Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

  1. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Основное содержание курса «История России с древнейших времён до конца XVI в.» (32 часа) 

Раздел I. Древняя Русь в IX-XI вв.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории. 

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. 

Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения. 

Раздел II. Средневековая Русь. Русские земли в XII - XIII вв. 

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Культура Руси: 30-е гг. XII — XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских землях (храмы, города-крепости). Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. 

Раздел III. Московская Русь в XIV — XV вв.

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куковская битва, ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев) 

Раздел IV. Московское государство в XVI в.

Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись Дионисий Быт, нравы, обычаи. «Домострой». 

  1. Календарно-тематическое планирование курса всеобщей истории

Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю), из них 36 часов отводится на изучение курса всеобщей истории, а 32 часа – на изучение курса истории России.

Таблица тематического распределения количества часов:

п/п

Тема

Кол-во часов

История Средних веков (всеобщая история)

Введение

1

Становление Средневековой Европы

5

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

3

Арабы в VI-XI веках

2

Феодалы и крестьяне

2

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы

3

Образование централизованных государств в Западной Европе в XI – XV вв.

6

Германия и Италия в XII-XV вв.

2

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

Культура Западной Европы в XI-XV вв.

3

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

Повторение

1

Итого:

36

История России (с древнейших времен до конца XVI века)

14.

Введение

1

15.

Русь древняя

8

16.

Политическая раздробленность на Руси

8

17.

Русь Московская

13

18.

Итоговое повторение

2

Итого:

32

Всего:

68

Поурочное планирование

 № п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (основные понятия, знания, умения, навыки и т.д.)

Форма мониторинга

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Курс всеобщей истории (история Средних веков)

Введение – 1 час

1.

Что изучает история Средних веков

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: «Средние века». Место истории Средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

ЗУН: Называть хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока

Учебник

с. 6-10

Становление средневековой Европы – 5 часов

2.

Древние германцы и Римская империя

1

Комбинированный

Основные понятия: Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Римский историй Тацит о древних германцах. Верования древних германцев.

ЗУН: Выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Сравнивать богов древних греков и богов германцев

§ 1

3.

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках

1

Комбинированный

Основные понятия: Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

ЗУН: Выявлять отличия власти короля от власти вождя.

Сравнить власть короля и власть вождя

§ 2

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Комбинированный

Основные понятия: Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

ЗУН: Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

В чем причины распада империи Карла Великого в период феодальной раздробленности

§ 3

5.

Западная Европа в IX – XI веках

1

Комбинированный

Основные понятия: Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

ЗУН: Указывать на  карте завоеванные норманнами земли. Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему

§ 4

6.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

Урок применения знаний (практикум)

Основные понятия: Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

ЗУН: Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе

§ 5

Византийская империя и славяне в VI-XI вв. – 3 часа

7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

ЗУН: Уметь анализировать и сравнивать исторические факты.

Сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого)

§ 6

8.

Культура Византии

1

Комбинированный

Основные понятия: Культура Византии.

ЗУН: Уметь анализировать и сравнивать исторические факты.

Составлять описание произведений искусства

§ 7

9.

Образование славянских государств

1

Урок применения знаний (практикум)

Основные понятия: Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

ЗУН: Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

§ 8

Арабы в VI-XI вв. – 2 часа

10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

Комбинированный

Основные понятия: Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Взаимоотношения между арабами и завоеванными народами.

ЗУН: Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата. Соотносить исторические события с датой.

Установить взаимосвязь природных условий Аравии и занятий населения. Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы

§ 9

11.

Культура стран халифата

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Образование, литература, искусство, медицина.

ЗУН: Рассказывать о развитии культуры в странах халифата.

Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного)

§ 10

Феодалы и крестьяне – 2 часа

12.

В рыцарском замке

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

ЗУН: Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Составить рассказ «День феодала»

§ 11

13.

Средневековая деревня и её обитатели

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

ЗУН: Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба», колонна зависимого крестьянина

§ 12

Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 3 часа

14.

Формирование средневековых городов

1

Комбинированный

Основные понятия: Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

ЗУН: Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). Описывать облик средневекового города.

Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику

§ 13

15.

Горожане и их образ жизни

1

Комбинированный

Основные понятия: Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. Организация ремесленного производства в средневековом городе. Развитее денежного дела и важнейшие пути и центры европейской торговли.

ЗУН: Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века. Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века. 

Сравнить натуральное и товарное хозяйство (общее и особенное). Знать значение возникновение ремесла и торговли для развития средневековых городов

§ 14

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы – 3 часа

16.

Могущество папской власти

1

Комбинированный

Основные понятия: Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Источники богатства церкви.

ЗУН: Рассказывать об источниках могущества католической церкви.

Работать с историческими источниками

§ 15

17.

Католическая церковь и еретики.

1

Комбинированный

Основные понятия: Ереси и преследование еретиков.

ЗУН: Выявлять различия католической и православной церквей.

Давать характеристику историческим событиям

§ 15

18.

Крестовые походы.

1

Комбинированный

Основные понятия: Крестовые походы феодалов и их  последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

ЗУН: Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев

§ 16

Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв. – 6 часов

19.

Как происходило объединение Франции.

1

Комбинированный

Основные понятия: Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.

ЗУН: Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии.

Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Перечислить характерные черты политического устройства во Франции

§  17

20.

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Основные понятия: Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

ЗУН: Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии

§  18

21.

Столетняя война

1

Комбинированный

Основные понятия: Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

ЗУН: Излагать  причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность.

Установить последовательность и длительность Столетней войны

§  19

22.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Комбинированный

Основные понятия: Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

ЗУН: Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступления в Англии и Франции

§  20

23.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии

1

Комбинированный

Основные понятия: Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

ЗУН: Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Англии и Франции

§  21

24.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Комбинированный

Основные понятия: Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

ЗУН: Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия.

Сравнить английский парламент, Генеральные штаты и Кортес

§  22

Германия и Италия в XII-XV вв. – 2 часа

25.

Усиление власти князей в Германии

1

Комбинированный

Основные понятия: Германские государства в XII-XV вв.

ЗУН: Уметь анализировать изученный материал, выделять общее и особенное.

Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства

§ 23

26.

Расцвет итальянских городов

1

Комбинированный

Основные понятия: Расцвет римских городов.

ЗУН: Уметь анализировать изученный материал.

Почему в Италии не возникло централизованного государства

§ 24

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. – 2 часа

27.

Гуситское движение в Чехии

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.

ЗУН: Объяснять понятие национализма в гуситском движении. Рассказывать о ходе и результатах гуситского движения.

Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки

§ 25

28.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

ЗУН: Уметь анализировать исторические факты и события.

Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя

§ 26

Культура Западной Европы в XI-XV вв. – 3 часа

29.

Образование и философия. Средневековое искусство

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование.

Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись.

ЗУН: Уметь работать с историческими источниками. Давать оценку отдельным явлениям культуры.

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи.

Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения.

Знать значение новых исторических понятий

§ 27, 28

30.

Культура раннего Возрождения Италии

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

ЗУН: Уметь работать с различными источниками информации.

Почему это время называется Возрождением

§ 29

31.

Научные открытия и изобретения

1

Урок применения знаний и формирования умений

Основные понятия: Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья.

ЗУН: Уметь работать с различными источниками информации.

Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия

§ 30

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. – 4 часа

32.

Средневековый Китай

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Китай в IV-VII вв. борьба с кочевниками. Всекитайская империя: особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая значимость.

ЗУН: Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости.

Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры

§ 31

33.

Индия. Государство и культура

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы.

ЗУН: Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман. Значение индийской культуры.

Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру

§ 32

34.

Государства и народы доколумбовой Америки

1

Комбинированный

Основные понятия: Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость.

ЗУН: Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.

Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков

§ 33

35.

Африка

1

Комбинированный

Основные понятия: Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки.

ЗУН: Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки.

Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока

Подготовиться к тестированию

Повторение – 1 час

36.

Наследие истории Средних веков в истории человечества

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗУН: Систематизировать и обобщить материал по изученному историческому периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

Выполнение тестов

Курс истории России (история России с древнейших времен до конца XVI века)

Введение – 1 час

1.

Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Краткая характеристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины.

ЗУН: Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Беседа

Учебник с. 4-6

Русь древняя – 8 часов

2.

Восточные славяне и их соседи в древности

1

Комбинированный

Основные понятия: Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, соседская община, князь, дружина, бояре.

ЗУН: Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте.

Блиц-опрос

§ 1, 2, историческая карта, документ с. 13

3.

Формирование Древнерусского государства

1

Комбинированный

Основные понятия: Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства  у восточных славян.

ЗУН: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. Развивать умение составления схем.

Исторические диктанты

§ 3

4.

Первые киевские князья

1

Комбинированный

Основные понятия: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, 862г., 882г., 904г., 945г.

ЗУН: Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

Блиц-опрос. Тестирование

§ 4, составление схемы «Первые русские князья»

5.

Правление князя Владимира и крещение Руси

1

Комбинированный

Основные понятия: Крещение Рус, 988г., христианство.

ЗУН: Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события.

Проверка таблиц. Дать характеристику Владимиру Красное Солнышко

§ 5, выписать причины и значение принятия христианства

6.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный

Основные понятия: Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская Правда».

ЗУН: Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Уметь раскрыть социальную сущность «Русской Правды».

Анализ документа, карточки

§ 6, вопросы

7.

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный

Основные понятия: Былины, миниатюра,  древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись.

ЗУН: Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов.

Сообщения. Блиц-опрос

§ 7, сообщения

8.

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Основные понятия: Вотчина, береста, патриотизм.

ЗУН: Ценностное ориентирование древнерусского общества.

Обсуждение. Сообщения

§ 8

9.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь древняя»

1

Урок применения знаний (практикум)

ЗУН: Знать все понятия по теме «Русь древняя».

Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.

Тестирование. Исторический диктант. Практические задания

Подготовить сообщение по теме «Владимир Мономах»

Политическая раздробленность на Руси – 8 часов

10.

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Комбинированный

Основные понятия: Феодальная раздробленность, удельные княжества.

ЗУН: Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Сводить знания в таблицы.

Блиц-опрос. Проверка таблицы

§ 9, вопросы

11.

Главные политические центры Руси

1

Комбинированный

Основные понятия: Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности.

ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.

Блиц-опрос

§ 10, 11

12.

Монгольское нашествие на Русь

1

Комбинированный

Основные понятия: Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237-1238гг., 1239-1240гг.

ЗУН: Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар.

Тестирование

§ 12, вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»

13.

Борьба русских земель против экспансии Запада

1

Комбинированный

Основные понятия: 1240г., 1242г., Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище.

ЗУН: Уметь работать с текстом учебника, выделять причинно-следственные связи, роль личности.

Блиц-опрос

§ 13, сообщения «Александр Невский»

14.

Русь и Орда

1

Комбинированный

Основные понятия: Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество.

ЗУН: Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами.

Схема на карточках. Тестирование

§ 14, вопросы, таблица «Последствия татаро-монгольского ига»

15.

Русь и Литва

1

Комбинированный

Основные понятия: Уния.

ЗУН: Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, карты.

Интеллектуальная разминка, опрос

§ 15, вопросы

16.

Культура русских земель

1

Комбинированный

Основные понятия: Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школе. «Слово о полку Игореве».

ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Уметь сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы.

Викторина

§ 16, вопросы

17.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Урок применения знаний (практикум)

ЗУН: знать все понятия по теме «Политическая раздробленность на Руси». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.

Тестирование. Исторический диктант. Практические задания

Русь Московская – 13 часов

18.

Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества

1

Комбинированный

Основные понятия: Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещечье и черносошное землевладение.

ЗУН: Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества.

Устный опрос. Сообщение «Иван Калита»

§ 17, характеристика правления Ивана Калиты

19.

Москва – центр борьбы с ордынским игом

1

Комбинированный

Основные понятия: Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать.

ЗУН: Уметь выделять главное. Уметь делать выводы из события. Определять роль личности в истории.

Сообщения, тестирование

§ 18

20.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Комбинированный

Основные понятия: Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны.

ЗУН: Умение излагать исторический материал.

Блиц-опрос. Карточки

§ 19, вопросы

21.

Создание единого русского государства и конец ордынского ига

1

Комбинированный

Основные понятия: Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре».

ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны.

 

Устный опрос. Работа по карте

§ 20, вопросы

22.

Московское государство в конце XV – начале XVI вв., основные социальные слои

1

Комбинированный

Основные понятия: Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, привилегии, служилое казачество, Юрьев день.

ЗУН: Уметь выделять исторические закономерности. Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.

Устный опрос. Карточки

§ 21

23.

Церковь и государство в XV -  начале XVI вв.

2

Комбинированный

Основные понятия: Становление автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

ЗУН: Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси.

Устный опрос. Карточки

§ 22

24.

Экономическое и политическое развитие Московского государства. Реформы Избранной Рады

1

Комбинированный

Основные понятия: Избранная Рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия.

ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории.

Сообщения. Карточки. Устный опрос

§ 23, таблица «Реформа Избранной Рады»

25.

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный

Основные понятия: Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполита

ЗУН: Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Уметь оперировать терминами и понятиями.

Блиц-опрос. Хронологическая таблица «Внешнее положение»

§ 24, хронологическая таблица

26.

Усиление власти Ивана Грозного

1

Комбинированный

Основные понятия: Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие.

ЗУН: Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги, последствия. Давать оценки историческим явлениям.

Блиц-опрос

§ 25, вопросы

27.

Культура и быт Руси XIV-XVI вв.

2

Комбинированный

Основные понятия: Печатник, иконостас.

ЗУН: Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику произведениям искусства.

Сообщения. Блиц-опрос

§ 26, 27

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»

1

Урок применения знаний (практикум)

ЗУН: знать все понятия по теме «Русь Московская».

Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.

Тестирование. Исторический диктант. Практические задания

§ 28

Итоговое повторение – 2 часа

29.

Общее и особенное в развитии Средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

1

Урок применения знаний (практикум)

ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям.

Сообщения. Тестирование. Исторический диктант. Практические задания

Заполнить таблицу.

30.

Общее и особенное в развитии Средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

1

Урок применения знаний (практикум)

ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям.

Сообщения. Тестирование. Исторический диктант. Практические задания

Заполнить таблицу.

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Средних веков.6 класс.- М.: ВАКО, 2007.
  2. Брандт М.Ю. История средних веков. Тесты. 6 класс.- М.:Дрофа,2005.
  3. Годер Г.И. История Средних веков. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков – М.: Экзамен, 2006.
  5. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  7. История Средних веков. 6 класс: поурочные планы к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского./ авт.-составитель Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс./ Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.
  9. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6 класс: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  10.  Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11.  Тесты по истории Средних веков: 6 класс./ Ю.И.Максимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  12.  Учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2008 г.
  13. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  14.  История Росии с древнейших времен до конца XVI века: 6 кл.: поурочные разработки: пособие для учителя./ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2007.
  15.  История России. 6 класс.  Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной/в 2-х частях/  Сост. М.Н.Назаренко. – Волгоград: Учитель, 2003.
  16.  История России: с древнейших времен до конца XVI века: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс/ Авт. – сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  17.  Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов. История России. 6 класс: учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.
  18.  Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. Второе полугодие/ Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
  19.  Рабочая тетрадь А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2010 г.
  20.  Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной./ Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  21.  Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной./ Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  22.  Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочный разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  23.  Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «Истории России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»./ Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  24.  Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.

  1. Список дополнительной литературы

  1. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История. –  М., 2000 г.
  2. Былины.
  3. Житие Александра Невского.
  4. Задонщина.
  5. Ионина Н.А. 100 великих городов мира.  – М., 2001 г.
  6. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1998
  7. Карпов А. Ю. Русь московская. — М., 1998
  8. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. — М., 1998
  9. Костомаров В. Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. — М., 1994
  10. Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996
  11. Моление Даниила Заточника.
  12. Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. – М., 2000 г.
  13. Повесть о разорении Рязани Батыем.
  14.  Рыцари; В средневековом замке. – М., «Олма-Пресс», 2000 г.
  15. Слово о полку Игореве.
  16. Школьная энциклопедия. История Средних веков. – М., 2003 г.
  17.  Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. –  М., 1994 г.
  18. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997
  19. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т.1. – М., «Аванта+», 2000 г.
  20. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Т.15. – М., «Аванта+», 2000 г.
  21. Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. – М., «Аванта+», 1998 г.
  22. Энциклопедия для детей. Техника. Т.14. – М., «Аванта+», 2003 г.
  23.  Я познаю мир. Города мира. Энциклопедия. –  М., 2000 г.
  24. Я познаю мир. История. Энциклопедия.  – М., 2002 г.

Согласовано

Зам. по УВР  _________________  Е.А.Фомичева

«__» ________________________ 2015 г.

Рассмотрено

на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «27»  августа  2015 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...