Рабочая программа по истории. 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

Липина Юлия Петровна

Рабочая программа для 8 класса, включающая поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass._rabochaya_programma.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                                                                                                       Утверждаю        

                                                                                                                       Директор  школы                                                                                                          ______________ Д.В.Борисов

                                                                                              «____» ________________2015 г.  

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

8 КЛАСС

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

 Липина Юлия Петровна

учитель истории

Апрелевка, 2015

  1. Пояснительная записка

Учебный предмет история в системе школьного исторического образования состоит из учебных курсов: история России и всеобщая история, которые обеспечиваются следующими УМК:

  1. Учебник. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  2. Поурочные разработки. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  3. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс.
  4. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс.
  5. Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы «История России 6—9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006, авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я.Юдовской и Л.М. Ванюшкиной – М.: Просвещение, 2007, федерального закона РФ «Об образовании», базисного плана 2004 г.

Согласно авторским программам на изучение истории России отводится 40 часов, а на изучение всеобщей истории – 28 часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира XIX века в 8 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.

История XIX в. изучается в 8 классе. Этот сложный и интересный период в развитии человечества следует представить во всем многообразии, познакомив учащихся с разными сторонами жизни общества. Главная задача — ярко и убедительно показать формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной мере охватившей многие страны и регионы. Модернизация — это сложный комплексный процесс изменения в соответствии с требованиями современности. Он затрагивает не только сферы экономики и политики, но и демографические проблемы, идеологию, культуру, науку, повседневную жизнь. Процесс модернизации в это время охватил и некоторые традиционные общества. Программа курса позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе и т. д. Эти задачи обусловливают отбор единиц содержания и структуру курса.

Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

  Цель изучения курса в 8 классе: показать становление индустриальной цивилизации, период ее утверждения и расцвета,  периодизацию Нового времени, особенности ментальности человека Нового времени; причины революции и реформы как альтернативный путь развития общества;  знать исторические процессы, факты, явления, существенные черты социально-экономического и политического строя в России в XIX- начале XX вв., положение разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений; отработать на уроке такие умения и навыки как  сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.

Задачи изучения истории в 8 классе:

Обучающие:

  • создать условия для освоения школьниками ключевых исторических понятий;
  • познакомить с основными религиозными системами;
  • сформировать представление у обучающихся об особенностях социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века;
  • раскрыть специфику организации политической власти в  XIX в. в России, странах Европы и Америки, традиционных обществах;
  • сформировать представление о роли выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века;
  • сформировать представление о значении политического и культурного наследия разных цивилизаций. 

Воспитательные:

  • сформировать у обучающихся чувство  гражданственности, национальной идентичности, развить мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развивающие:

  • создать условия для развития у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • создать условия для овладения обучающимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • продолжить формирование у обучающихся  исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

Место предмета «История» в базисном учебном плане

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 часов. На изучение курса истории России отводится 40 часов, на курс всеобщей истории (новое время) – 28 часов.

Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процесс  элементов  таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов,  личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные.

Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инноационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.

Виды контроля:

В ходе реализации программы применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Предварительный контроль проводится для  изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала, установить, что из изученного школьниками в предыдущем учебном году усвоено.  Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.  Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения  курса истории.

        В ходе реализации рабочей программы  по истории на уроках используются следующие формы  контроля:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная,
  • комбинированная,
  • взаимоконтроль,
  • самоконтроль.

        По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.

Формы организации образовательного процесса: 

При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 8 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с  тем необходимо  применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.

Планируемые результаты освоения материала

Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 8 классе:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 8 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

-  на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

  1. Основное содержание курса

Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в.

Тема 1. Россия в первой половине XIX в.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 – 1806 гг. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I. Проект Ф.Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 – 1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия  на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825г. Восстание декабристов. Смерть Александра Iи возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского  полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826 – 1849гг. Россия и революционное движение  в Европе. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 1830 – 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 – 1850 гг. Консервативное движение. Теория официальной народности С.С.Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Петрашевцы. Теория общинного социализма.

Крымская война 1853 – 1856гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов. В.А.Корнилов.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии. Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория.  Математические открытия. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.Ленца. Развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Далневосточные экспедиции Г.И.Невельского и Е.В.Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Повторение и обобщение

Тема II. Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв.  Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870-1880-х гг. Конституция М.Т.Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Народы Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля».

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Внутренняя политика Александра III.  Александр III. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880-1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие российской промышленности.  Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение 1880-1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIXв. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. Русская опера. Мировое значение русской музыки.  Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге ХХ в.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в.
ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX В.

Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Реализм в живописи. Импрессионизм. Скульптура. Постимпрессионизм. Музыка. Архитектура. Рождение кино.

Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

ТЕМА 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ  

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Повторение Части I «Становление индустриального общества в XIX в.»

ЧАСТЬ II «МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

ТЕМА 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВВ.  

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

ТЕМА 4. ДВЕ АМЕРИКИ

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

ТЕМА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА  

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. 

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

ПОВТОРЕНИЕ. «ПОДВЕДЕМ  ИТОГИ» .

  1. Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю), из них 40 часов отводятся на изучение истории России, а 28 – на изучение всеобщей истории.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Тема

Кол-во часов

История России (XIX век)

Введение

1

Россия в первой половине XIX века

18

Россия во второй половине XIX века

20

Повторение

1

Итого:

40

Всеобщая история (Новое время – XIX век)

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

5

Строительство новой Европы

9

Страны Западной Европы на рубеже XIX – начале XX веков. Путем модернизации и социальных реформ

5

Две Америки

3

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма

4

Международные отношения в конце XIX – начале XX веков

1

Повторение

1

Итого:

28

ВСЕГО:

68

  1. Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (основные понятия, знания, умения, навыки и т.д.)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Курс истории России XIX век

Введение – 1 час

1.

Российское государство на рубеже веков

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: капитализм, признаки барщинной системы хозяйства, мануфактуры, расслоение крестьян.

ЗУН: Анализ основных итогов развития России к концу XVIII века. Сопоставить исторические события, процессы определенного периода России и всеобщей истории. Оценить роль и место России в мировой цивилизации, геополитическое положение России, как евроазиатской державы, социо-культурную специфику и уровень развития России на рубеже XVIII-XIX веков.

Опрос

С. 5-6

Россия в первой половине XIX века – 18 часов

2.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Либерализм; самодержавная власть; негласный комитет; амнистия; «вольные хлебопашцы».

ЗУН: Знать годы царствования Александра I. Называть характерные черты внутренней политики Александра I. Выделять общее и особенное. Воссоздавать исторические образы. Делать оценочные суждения.

Опрос, тестирование

§ 1; вопросы и задания

3.

Внешняя политика в 18011812 гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Коалиция; конвенция; сейм.

ЗУН: Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны, уметь показывать их на карте. Давать оценку результативности внешней политики  страны.

Опрос, таблица

§2

4.

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

1

Комбинированный

Основные понятия: Реформа, разделение властей, политические права, избирательное право.

ЗУН: Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского. Знать  причины их неполной реализации и последствия принятых решений; давать оценку реформам.

Тестирование, опрос

§ 3

5.

Отечественная война 1812 г.

1

Комбинированный

Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; партизаны.

ЗУН: Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. Перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны. Называть и показывать по карте основные сражения.

Опрос, таблица

§ 4

6.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Битва народов; восточный вопрос; Венский конгресс; Священный союз.

ЗУН: Объяснять цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг. Называть и показывать по карте основные сражения, основные направления внешней политики страны в новых условиях. Давать оценку результативности внешней политики страны.

Опрос, таблица

§ 5

7.

Внутренняя политика Александра I в1813-1825 гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Гражданские свободы; автономия; мистицизм.

ЗУН: Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг. Давать оценку внутренней политики. Уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 6

8.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Комбинированный

Основные понятия: Тарифный устав; военные поселения.

ЗУН: Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г. Объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

Опрос, тестирование, работа с историческими документами

§ 7

9.

Общественное движение при Александре I

1

Комбинированный

Основные понятия: Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция, масоны.

ЗУН: Называть причины возникновения общественного движения. Знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития движения. Давать общую характеристику программным документам, находить общие и отличительные черты в них.

Опрос, таблица

§ 8

10.

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

1

Комбинированный

Основные понятия: Династический кризис, каре, цензура.

ЗУН: Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов.  Оценивать историческое значение восстания декабристов. Уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 9

11.

Внутренняя политика Николая I

1

Комбинированный

Основные понятия: Свод законов; государственные крестьяне; обязанные крестьяне; жандарм.

ЗУН: Знать годы царствования Николая II. Называть характерные черты внутренней политики Николая I. Уметь делать оценочные суждения, вскрывать причинно-следственные связи. Вести диалог и участвовать в дискуссии.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 10

12.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века

1

Комбинированный

Основные понятия: Кризис крепостной системы; «капиталистые» крестьяне.

ЗУН: Называть характерные черты социально-экономического развития. Знать финансовую политику Е.В. Канкрина. Уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию. Уметь объяснять позицию одноклассников, авторов учебника, политических деятелей XIX века.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 11

13.

Внешняя политика Николая I в 1826-49 гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: «Международный жандарм».

ЗУН: Определять основные направления внешней политики страны. Выделять причины кризиса в международных отношениях со странами Запада. Давать оценку итогам войн России.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 12

14.

Общественное движение в годы правления Николая I

1

Комбинированный

Основные понятия: Западники; славянофилы; общинный социализм.

ЗУН: Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений. Делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов. Уметь высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 13

15.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

1

Комбинированный

Основные понятия: Парижский мир.

ЗУН: Знать дату войны, ее причины и характер. Показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников. Объяснять значение и итоги Парижского мирного договора. Уметь давать общую оценку ходу войны.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 14

16.

Образование и наука.

Русские первооткрыватели и путешественники

1

Комбинированный

Основные понятия: Сословность образования.

Экспедиция.

ЗУН: Называть выдающихся представителей и достижения российской науки. Уметь делать сообщения. Давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям.

Рассказывать  о русских первооткрывателях и путешественниках. Уметь делать сообщения. Давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям.

Опрос, сообщения

§ 15, 16

17.

Художественная культура

1

Комбинированный

Основные понятия: Классицизм; сентиментализм; романтизм; реализм; русский ампир; русско-византийский стиль.

ЗУН: Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме. Уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников.

Опрос, сообщения

§ 17

18.

Быт и обычаи

1

Комбинированный

Основные понятия: Классицизм; сентиментализм; романтизм; реализм; русский ампир; русско-византийский стиль.

ЗУН: Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме. Уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников.

Опрос, сообщения

§ 18

19.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»

1

Урок применения знаний и формирования умений

ЗУН: Сопоставить факты. Работать с документами. Выделить главную мысль. Умение самостоятельно работать с предложенным материалом.

Тестирование. Работа с документами

повторение изученного материала

Россия во второй половине XIX века – 20 часов

20.

Накануне отмены крепостного права

1

Комбинированный

Основные понятия: Недоимки; политический режим.

ЗУН: Называть предпосылки отмены крепостного права. Излагать причины отмены крепостного права. Вести коммуникативный диалог, делать оценочные суждения.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 19

21.

Крестьянская  реформа 1861 года

1

Комбинированный

Основные понятия: Рескрипт; временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.

ЗУН: Называть альтернативные варианты отмены крепостного права. Знать основные положения крестьянской реформы. Объяснять значение отмены крепостного права.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 20

22.

Либеральные реформы 1860-70-х гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Вольнослушатель; апелляция; конституционное правление; правовое государство.

ЗУН: Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ. Знать реформы в области просвещения. Извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов. Называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг. Приводить оценки характера и значения социальных реформ.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 21-22

23.

Либеральные реформы 1860-70-х гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Вольнослушатель; апелляция; конституционное правление; правовое государство.

ЗУН: Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ. Знать реформы в области просвещения. Извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов. Называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг. Приводить оценки характера и значения социальных реформ.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 21-22

24.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

Комбинированный

Основные понятия: Урбанизация; рыночные отношения; издольщина; пореформенная Россия.

ЗУН: Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики.

Знать особенности развития пореформенной промышленности и с/х. Называть основные направления экономической политики государства. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 23

25.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

Комбинированный

Основные понятия: Народное представительство; национализм; публичность; радикальный; устои.

ЗУН: Называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений. Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений.

Опрос, таблица

§ 24

26.

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

Комбинированный

Основные понятия: Народничество; революционеры; разночинцы; анархисты; революционный террор; «хождение в народ».

ЗУН: Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 25

27.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX века

1

Комбинированный

Основные понятия: Рабочее движение; террор; народники; люмпен-пролетариат.

ЗУН: Давать характеристику участников народнического движения. Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать свое отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях.

Опрос, тестирование, таблица

§ 26

28.

Внешняя политика Александра II

1

Комбинированный

Основные понятия: Союз трех императоров; «Священная война».

ЗУН: Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг. Давать характеристику европейской политики России. Характеризовать политику России в Средней Азии. Показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 27

29.

Русско-турецкая война 1877-78 гг.

1

Комбинированный

Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная война.

ЗУН: Называть причины русско-турецкой войны. Выделять особенности этой войны. Используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны. Знать итоги русско-турецкой войны. Оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск.

Опрос, тестирование, дискуссия

§ 28

30.

Внутренняя политика Александра III

1

Комбинированный

Основные понятия: Переселенческая политика; циркуляр; контрреформа; инспектор; крамола; полицейское государство; реакция; сектанты; черта оседлости.

ЗУН: Давать оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III. Выделять основные направления внутренней политики императора. Давать сравнительные  характеристики внутренней политики разных императоров, находить общие и различные черты.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 29-30

31.

Экономическое развитие в годы правления  Александра III

1

Комбинированный

Основные понятия: Акциз; акция; биржа; винная монополия; косвенные налоги.

ЗУН: Называть основные черты экономической политики Александра III. Сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского. Знать экономическую программу С.Ю. Витте. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 31

32.

Положение основных слоев общества

1

Комбинированный

Основные понятия: Меценатство; станица; требник.

ЗУН: Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления.

Опрос

§ 32-33

33.

Положение основных слоев общества

1

Комбинированный

Основные понятия: Меценатство; станица; требник.

ЗУН: Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления. Характеризовать основные сословия и классы российского общества.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 32-33

34.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века

1

Комбинированный

Основные понятия: Подоходный налог; марксизм.

ЗУН: Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Опрос, сообщения, таблица

§ 34

35.

Внешняя политика Александра III

1

Комбинированный

Основные понятия: Сепаратный мир; мобилизация.

ЗУН: Называть цели и основные направления внешней политики Александра III. Характеризовать новые черты внешней политики. Комментировать высказывания историков современников Александра III. Показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

Опрос, составление опорного конспекта

§ 35

36.

Просвещение и наука

1

Комбинированный

Основные понятия: Гуманитарные науки; естественные науки; рецидив.

ЗУН: Понимать особенности системы образования конца XIX века. Указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки. Знать о крупных научных открытиях отечественных ученых.  

Опрос, сообщения

§ 36

37.

Литература и изобразительное искусство.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1

Комбинированный

Основные понятия: Критический реализм.

«Неорусский стиль»; художники-передвижники.

ЗУН: Знать характерные черты русской литературы XIX века. Давать оценку вклада российских писателей и художников XIX века в мировую культуру.

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода. Объяснять причины возрождения народных промыслов. Давать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX века в мировую культуру.

Опрос, сообщения

§ 37, 38

38.

Литература и изобразительное искусство.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1

Комбинированный

Основные понятия: Критический реализм.

«Неорусский стиль»; художники-передвижники.

ЗУН: Знать характерные черты русской литературы XIX века. Давать оценку вклада российских писателей и художников XIX века в мировую культуру.

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода. Объяснять причины возрождения народных промыслов. Давать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX века в мировую культуру.

Опрос, сообщения

§ 37, 38

39.

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Комбинированный

Основные понятия: Армяк; коммунальное хозяйство; поддевка; сюртук; урбанизация; фрак; чуйка.

ЗУН: Называть изменения, произошедшие в образе жизни населения. Понимать суть урбанизации. Указывать особенности образа жизни русского человека конца XIX века.

Опрос, сообщения

§ 39

Повторение – 1 час

40.

Россия в XIX веке

1

Урок повторения и обобщения знаний

ЗУН: Систематизировать и обобщать материал по истории России XIX века. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX века. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX века.

Опрос, тестирование, дискуссия

Курс всеобщей истории (Новое время XIX век)

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху – 5 часов

41.

Индустриальная революция: достижения и проблемы

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия: Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм.

Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции.

ЗУН: Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. Уметь доказывать свою точку зрения.

Эссе: нужен ли обществу НТП, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы?

§ 1-2

42.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире

1

Комбинированный

Основные понятия: Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». Технический прогресс.

Социальная структура общества. Новые условия быта.

ЗУН: Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения.

Понятийный диктант, таблица

§ 3, 4

43.

Наука: создание научной картины мира

1

Комбинированный

Основные понятия: Радиоактивность, микрочастица, пастеризация.

Создание научной картины мира. Развитие образования.

ЗУН: Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки.

Сообщения, таблица

§5; вопросы и задания; таблица

44.

Художественные искания и литература  XIX в. Искусство XIX века в поисках новой картины мира

1

Комбинированный

Основные понятия: Романтизм, критический реализм, натурализм, «литература действия», литературные жанры, поэма, баллада, цикл романов, сатира, гротеск, символ, метафора, антитеза; изобразительное искусство, живопись, гравюра, скульптура, импрессионизм, постимпрессионизм, салон, салонное искусство, пленэр, карикатура, гротеск, деформация, серия, локальный цвет, камерная музыка, ноктюрн, баллада, серенада, архитектура, каркас, небоскреб. Литература Нового времени.

ЗУН: Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры.

Проверка таблиц. Проверка рефератов. Познавательные и проблемные вопросы и задания.

§ 6, 7-8, сообщения

45.

Либералы, консерваторы и социалисты

1

Комбинированный

Основные понятия: Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм.

Консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм.

ЗУН: Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи.

Беседа, составление таблицы, решение логических задач

§ 9-10; вопросы и задания; таблица

Строительство новой Европы – 9 часов

46.

Консульство и образование наполеоновской империи

1

Комбинированный

Основные понятия: Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор.

Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны.

ЗУН: Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом.

Работа с исторической картой, сравнительный анализ

§ 11; вопросы;

задания;

таблица

47.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

1

Комбинированный

Основные понятия: Венский конгресс, Священный союз.

Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс.

ЗУН: Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные

сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу.

Таблица. Опрос

§ 12; вопросы;

задания;

таблица

48.

Англия: сложный путь к величию и процветанию

1

Комбинированный

Основные понятия: Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира».

Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы.

ЗУН: Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом.

Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию?

§ 13; вопросы; задания

49.

Франция Бурбонов и Орлеанов

1

Комбинированный

Основные понятия: Финансовая аристократия, луидор, дублон.

Июльская монархия.

ЗУН: Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания.

Познавательное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет?

§ 14; вопросы; задания

50.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

Комбинированный

Основные понятия: Антиклерикал, сантим, авторитарный режим.

Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи.

ЗУН: Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Проверка домашнего задания по вопросам учебника

§ 15; вопросы; задания

51.

Германия: на пути к единству.

1

Комбинированный

Основные понятия: Канцлер, Северогерманский союз.

Образование Северо-германского союза.

ЗУН: Давать оценку исторических явлений и исторических деятелей. Перенос полученных ранее знаний на изучаемый материал.

Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданни-чества?

§ 16; вопросы; задания

52.

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

Комбинированный

Основные понятия: Карбонарий.

Национальное объединение Италии.

ЗУН: Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей.

Сравнительная таблица

§ 17; вопросы;

задания

53.

Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна

1

Комбинированный

Основные понятия: Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш.

Франко-прусская война. Парижская Коммуна.

ЗУН: Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений.

Беседа с элементами дискуссии. Алгоритм военных действий

§ 18; вопросы; задания; хроника событий

54.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление индустриального общества в XIX веке»

1

Урок применения знаний и формирования умений

ЗУН: Сопоставить факты. Работать с документами. Выделить главную мысль. Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным.

Тестирование. Сочинение-эссе

Повторить изученный ранее материал

Страны Западной Европы на рубеже XIX – начале XX веков. Путем модернизации и социальных реформ – 5 часов

55.

Германская империя в конце XIX – начале XX вв.

1

Комбинированный

Основные понятия: Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм.

Особенности индустриального развития. Либеральные реформы.

ЗУН: Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения.

Тест,

беседа с элементами дискуссии

§ 19; вопросы; задания

56.

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

Комбинированный

Основные понятия: Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта.

Особенности экономического развития. Колониальные захваты.

ЗУН: Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей.

§ 20; вопросы; задания

57.

Франция: Третья республика

1

Комбинированный

Основные понятия: Радикал, коррупция, атташе.

Франция – светское государство. Реваншизм.

ЗУН: Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии.

Экспресс-опрос

§ 21; вопросы; задания

58.

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Комбинированный

Основные понятия: Арбитр.

Конституционная монархия.

ЗУН: Называть особенности развития и характер внешней политики Италии. Уметь составлять таблицы. Называть правителей и государственных деятелей.

Таблица,

беседа с элементами дискуссии

§ 22; вопросы; задания

59.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

Комбинированный

Основные понятия: Национальное возрождение, двуединая монархия, империя.

«Лоскутная империя».

ЗУН: Называть особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей.

Взаимопроверка таблиц

§ 23; вопросы;

задания

Две Америки – 3 часа

60.

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

Комбинированный

Основные понятия: Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм.

Гражданская война. Отмена рабства.

ЗУН: Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений.

Сообщение, беседа

§ 24; вопросы;

задания;

сообщения

61.

США: империализм и вступление в мировую политику

1

Комбинированный

Основные понятия: Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара».

Особенности экономического развития. Внешняя политика.

ЗУН: Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления.

Работа в малых группах

§ 25; вопросы;

задания;

сообщение

62.

Латинская Америка в XIX – начале XX века

1

Комбинированный

Основные понятия: Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котел».

Образование независимых государств.

ЗУН: Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте.

Сообщения

§ 26; вопросы, задания

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма – 4 часа

63.

Япония на пути модернизации: «восточная мораль западная техника»

1

Комбинированный

Основные понятия: Экстерриториальность, сёгун.

Реформы Мэйдзи.

ЗУН: Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики.

Тест

§ 27; вопросы; задания

64.

Китай: сопротивление реформам

1

Комбинированный

Основные понятия: Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления.

«Открытие» Китая.

ЗУН: Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу.

Опрос по домашнему заданию

§ 28; вопросы; задания

65.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

1

Комбинированный

Основные понятия: Индийский национальный конгресс.

Особенности колониального режима в Индии.

ЗУН: Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения. Доказывать, что Индия – «жемчужина Британской короны». Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок.

Эссе: Почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации?

§ 29; вопросы; задания

66.

Африка: континент в эпоху перемен

1

Комбинированный

Основные понятия: Гереро, готтентоты.

Колониальные захваты в Африке.

ЗУН: Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать развитие, культуру стран Африки. Характеризовать особые пути развития африканских стран. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Составить план «Социально-экономические и политические последствия колониального раздела Африки»

§ 30

Международные отношения в конце XIX – начале XX веков – 1 час

67.

Международные отношения

1

Комбинированный

Основные понятия: Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, концентрационный лагерь.

Империалистические войны.

ЗУН: Называть основные международные противоречия.

Беседа; сравнительная таблица

§ 31; вопросы; задания

Повторение – 1 час

68.

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок применения знаний и формирования умений

ЗУН: Сопоставить факты. Работать с документами. Выделить главную мысль. Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным. Объяснять причины частых революций в Европе.

Тестирование. Сочинение-эссе

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век. – М.: Интеллект-Центр, 2000.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век. 8 класс»: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Журавлева О.Н. Тесты по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  5. Игнатов А.В. История России. 8-9 классы. ЕГЭ: шаг за шагом. – М.: Дрофа, 2011.
  6. История России. XIX век. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс»./ Сост. Л.М.Лопатюк. – Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.
  7. История России. XIX век. 8 класс: планы уроков. Опорные конспекты, тексты, схемы, лекции./ авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. История России. XIX век. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной./ авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов. История Нового времени. 8 класс. – Москва: Интеллект-Центр, 2011.
  10. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  11. Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс./ Сост. К.В.Волкова. – М.:ВАКО, 2011.
  12. Максимов Ю.И. Тесты по истории Нового времени: 8 класс: к учебнику А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной «Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1913». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  13. Новая история. 1800-1913. 8 класс: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М./ авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2006.
  14. Поурочные разработки по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс»./ Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  15. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории (1800-1900 годы): 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  16. Юдовская А.Я.; П.А.Баранов; Л.М.Ванюшкина «Всеобщая история. Новая история: 1800 – 1913гг.» - М., «Просвещение», 2007.
  1. Список дополнительной литературы

  1. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.
  2. Гёте И.В. Фауст.
  3. Гюго В. Отверженные.
  4. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. Дэвид Копперфильд.
  5. Дюма А. Граф Монте-Кристо.
  6. Ильин С. В. Витте. – М., 2006.
  7. Киянская О. И. Пестель. - М., 2006.
  8. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. – М., 1995.
  9. Майн Рид. Всадник без головы.
  10. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром
  11. Марк Твен. Приключения Гекльбери Финна. Приключения Тома Сойера.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
  13. Москва в очерках 40-х годов XIX века. – М., 2004.
  14. Москва. Быт XIV - XIX вв. – М., 2005.
  15. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традицияв России. 1783-1883. – М., 1996.
  16. Песков А. М. Павел I. – М., 2003.
  17. Попова Т. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. – М., 2006.
  18. Российские консерваторы. – М., 1997.
  19. Томсинов В. Аракчеев. – М., 2003.
  20. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. – М., 1997.

Согласовано

Зам. по УВР _________________ Е.А.Фомичева

«___» ________________ 2015 г.

Рассмотрено

на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол № ____ от «____» ______________________ 2015 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...