Научно-исследовательская работа "Письма с фронта"
творческая работа учащихся по краеведению по теме

Суктар Анжела Байыр-ооловна

Цель: ИссВ работе предпринимается попытка отслеживания боевого пути участника Великой Отечественной войны нашего земляка, стрелка-красноармейца Кашкарова Константина Митрофановича. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pisma_s_fronta.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение_________________________________________________________3

 1. Начало боевого пути. Проводы____________________________________4

 2. Письма с фронта________________________________________________5

Заключение______________________________________________________11

Литература______________________________________________________12 

Приложение_____________________________________________13                  

                                                       

Введение

      Историческая память русского народа сохранила память о двух войнах, которым дано  название «отечественная». Это, когда на защиту Отечества  поднимается весь народ. В такие кризисные моменты народ начинает осознавать свое единство, поднимается уровень национального самосознания, мобилизуются душевные силы. Участники таких войн осознают  значимость  ратного  дела   для  Родины: они защищают свою землю, детей, жен, стариков  от смерти, от рабства.

         Мужчина издревле считался  защитником  своей отчизны, это было его священным долгом. На защиту своей Родины – СССР, ТНР, Турана, оставив пятерых малолетних детей, младшему было 10 месяцев, на попечении жены Феклы Матвеевны, отправился на фронт 5 февраля 1942 года житель Турана Кашкаров Константин Митрофанович.

Цель: Исследовать  боевой путь нашего земляка, стрелка-красноармейца Кашкарова Константина Митрофановича.

Задачи:

- изучить письма Кашкарова К.М. из фронта;

- отследить судьбу участника Великой Отечественной войны в период 1942-1943 годов;

- увековечить память о рядовом участнике войны, о нашем земляке Кашкарове К.М.

Актуальность исследования в том, что необходимо сохранить память о защитниках Родины.

Новизна:  Предпринимается попытка отслеживания боевого пути участника Великой Отечественной войны Кашкарова К.М.

Методы: Работа с Интернет-ресурсами, встреча с дочерями Кашкарова К.М. Лазаренко Г.К., Кашкаровой З.К.; работа с письмами фронтовика.

1.Начало боевого пути. Проводы

     Семья Кашкаровых жила в Туране, работали в колхозе имени Тока, позже "Красный пахарь". (приложение 1, 2). Глава семьи Константин Митрофанович был кладовщиком, сын Анатолий    объезжал лошадей, которых позже отправляли в Россию на продажу. Старший сын Михаил уехал в Иркутск, где окончив ФЗУ, работал слесарем на заводе имени Куйбышева. Там же женился, и из Иркутска ушел на фронт.

   Как осуществлялся призыв, дочь Кашкарова К.М. Галина Константиновна не помнит точно. Но знает, что вечером 4 февраля 1942 года всех мужчин собрали на собрание в контору колхоза, объявили о призыве всех, кроме двух трактористов и остававшегося директором Астафьева Петра, предлагали остаться и Кашкарову,  но он отказался. Пришел вечером за лампой "летучая мышь" и сказал:

- Завтра уезжаем, за директора Петька Астафьев остается...[2, с. 198]

   5 февраля 1942 года в лютый мороз семья провожала родных на фронт. Отец Константин и сын Анатолий были призваны в ряды Красной Армии и уехали на автомашинах "полуторках" в Минусинск. Сбор проводился у клуба города Турана,  позже Дом пионеров, ныне "Детско-юношеский центр".

    В Минусинском военкомате, где осуществлялся официальный призыв граждан РСФСР, имеющих еще гражданство ТНР, призывников среди которых были и Носков Дмитрий, Карп Вилькс, Петр Михайлов и братья Рязанцевы и многие другие из Турана распределили по командам. Все они были направлены в город Бийск в учебный полк формировавшейся на Алтае 312 стрелковой дивизии.

   И отец, и оба сына погибли.  Сын Анатолий погиб под Сталинградом. Об отце известно точно, под Воронежем попал в плен, 8 месяцев находился в неволе, бежал, ловили, опять сидел, снова бежал и прятался по лесам вплоть до освобождения нашими войсками. В 1943 году направлен в другую часть.

Погиб при освобождении Донбасса, как называл его командир отделения - "союзной кочегарки".

   Кашкаров Константин Митрофанович и его приемный сын Бутин Анатолий Михайлович на разных автомашинах прибыли в Минусинский райвоенкомат, где были распределены со многими тувинскими призывниками, призванными в период с 1 по 10 февраля 1942 года в учебный полк города Бийска, где шло формирование 232 стрелковой дивизии.[2 Как следует из письма Кашкарова 1 мая 1942 года подразделения дивизии выехали из Бийска на фронт. Бутин Анатолий из-за воспаления легких был снят с состава и направлен в госпиталь города Сарапул Чувашской АССР, так отстал от своих земляков и со многими больше не виделся.

   Кашкаров К. М. и состав дивизии некоторое время находились в городе Горьком на Волге и после этого направлены в Воронеж, где дивизия 30 июня 1942 года получила вооружение и артиллерию, а 3 июля уже была атакована немцами в ходе начавшейся операции "Блау". В течение трех суток дивизия держала оборону на Семилуцкой  переправе через Дон, один из батальонов был выдвинут на левый берег Дона, в нем по всей видимости служил Кашкаров К. М. так как в письме он сообщает, что попал в окружение и плен. После 8 месяцев плена, двух побегов весной 1943 года, после начавшегося наступления советских войск, разгромивших немцев под Сталинградом, он попал вновь в армию и пройдя проверку был направлен в 49 стрелковый полк 50 стрелковой дивизии, откуда и написал последнее письмо 10 июля 1943 года перед наступлением на Донбасс - Всесоюзную кочегарку.

   18 июля 1943 года Кашкаров К. М. в бою погиб и похоронен в селе Пришиб Славянского района Сталинской области Украины. Ныне это Славяногорский район Донецкой области. (Донецкой Народной Республики). По данным же ученицы-поисковика Людмилы Доли, переписывавшейся с дочерями Кашкарова К. М., погиб он при освобождении поселка Банное, ныне Славяногорска. Люда пишет и об открытии памятника погибшим воинам в дни празднования 40-летия Великой Победы (в 1985 году), где на одной из плит увековечено имя Кашкарова К.М. (приложение 3,4 ). Старшая дочь Зинаида Константиновна во времена Советского Союза ездила в Славяногорск почтить память отца.

2.Письма с фронта

    Стоит привести здесь его письма, в каждом их которых беспокойство о судьбе и воспитании дочерей и сыновей, страстное желание отца, чтобы выросли они достойными людьми. Особенно остро отец беспокоится о них в последнем письме от 10 июля 1943 года, чуяло сердце солдата, что недолго ему осталось жить. Переживает он о судьбе и старшего сына Анатолия Бутина, который к этому времени давно уже погиб под Сталинградом.

Вот эти письма. По информации Галины Константиновны отец выучился грамоте в школе рабочей молодежи Турана. Приводим их с сохранением всех стилистических и грамматических особенностей автора. В неграмотности их особенная прелесть, живая душа человека, ушедшего 71 лет назад.

Февраль 1942 г.

" Здравстуйте мои родные Котя, дочки Зина, Оля, Галя, сыны Юрочка и Валя! Мы живем ничего, я и Анатолий. Трудно привыкнуть к жизни нашей, мы ведь привыкли жить семьей. Но навязался гад Гитлер, пришлось подняться всем народом на защиту Родины. Победа будет за нами, но придется еще пролить кровь.

Котя, я учусь в пулеметной роте. Мы сибиряки народ рисковый. Насчет вшей не беспокойся, у нас если найдут сразу ведут в баню. Климат здесь подходящий, тепло."

27 февраля 1942 г.

" Провели день Красной армии 23 февраля и приняли присягу. Видел в Минусинске и Абакане наших, туранских, но в команду я попал один из Турана. Анатолий в другой команде недалеко от меня..."

20 марта 1942 г.

" Я Анатолию отдал свои сапоги, у него его сапоги украли. Он хотел отправить домой костюм, в котором приехал, но не с кем отправить. Учусь с молодыми ребятами в пулеметной роте. Они зовут меня "отцом". Анатолий рядом-в минометной роте, там много туранских. Как у вас идут колхозные дела и домашние. Все о вас думаю. Я дочкам послал трое часов детских и сыновьям звездочки. Анатолий выслал костюм с Поносовым Андреем, еще дал денег 30 рублей на гармонь сыну. Котя что-то у меня болит сердце. Я видел сон нехороший, будто выпало два зуба. Теперь беспокоюсь ладно ли дома."

   Два зуба выпали к потере. Вот и потеряет он двух сыновей, хоть и не родных по крови, но родных по воспитанию. Но это будет позже.

17 мая он направляет письмо из Арзамаса, позже дивизия дислоцируется в Воронеже и там принимает бой, в ходе которого Константин попадает в плен. Вот, что он пишет семье после освобождения. «Здравствуйте, мои родные дочки и сынки, ещё мои  Котя, брат Пётр, шлю вам свой горячий привет, крепко целую, ваш папа…. Я не мог писать письма, потому что был в плену у врага…, где пришлось пережить много. Нас морили голодом, били палками, прикладами и стреляли как собак немецкие изверги…»

В этом же письме упоминается имя В.Хомутова, призванного на фронт из Турана. Кашкаров К.М. пишет: «…в первое время со мной в лагерях был В.Хомутов и сговорились бежать вместе, но он отстал от меня и я не знаю где он сейчас…»

Оригинал письма от 13.02.1943 г.

" Здравствуйте мои родныя дочки и сынки ище мои Котя брат Петр шлю вам свой горячий привет крепко целую ваш папа. Я вам писал писма тому назад 8 месяцав почиму я нимок писат писма потому что я был в плину у врага был взят Воронежем 6 июля попал в окружение гже пришлось пережить много. Нас морили з голоду и били б палками прикладами и стриляли как собак нимецкия изверги. Люди умирали от голода ижидневно несколка человек но я был на той точке но собрал все свои силы и убижал из лагиря и скитался как волк где было возможно подошел близка к фронту хотел пирити фронт апет миня поймали и отправили в лагир где я опят убежал и скитался в плод до тех пор пока пришли наши бойци и освободили миня. Прервая время был со мной в лагирях В.Хамутов и мы зговорилис бижать вместе но он миня и я незнал где он сичас Знаиш Котишка все не опишиш что я пережил за 7 месяцев в плну. Как я натрадался еслив буду жив приду домой тогда расказыват много но Котя и мои родныя детки о бытим ни вам знатис все я приэжил сичас я еду формировочный пункт но не знаю где нас будут формироват и ище придется быт на фронте то я отомщу ниметцким гадам. Сичас наша армия гонит их как зайцав не успевают пятки мазат но пока Котичка Зиночка Оличка Галочка и сыны мои мои гирои Юрочка Валик крепко цилую всех вас низнаите как я соскучился о вас зглину бы хотя одним глазам на вас и тогда бы можна умират сичас охота увидит вас и вы живы и здоровыя. Котя пиридай привет всем колхозникам и знакомым. Когда будет мой адрес то пишите сразу жа ответ или пошлите тилиграмму я буду знат что вы получили писмо я писат часта писма пока жив и здаров ваш папа. К.М. Кашкаров. Писал 13 февраля 1943 г.

Воронежская облас Борисоглебский район Село Колмык. Завтра едим далше."           С февраля 1943 года Кашкаров К.М. видимо проходит проверку особым отделом и в апреле еще не определен в свою часть, так как полевая почтовая станция это не его 49 полка 50 дивизии.

Последнее письмо с фронта.

«Здравствуйте родные жена Фекла Матвеевна дочки Зинаида Оля Галя сынки Юрочка Валик. Шлю вам свой горячий привет и крепка целую. Ище сообщаю, вам о своей жизни. Я пока жив здоров того и вам желаю.  Я нахожусь не далеко от пиридовой 2,3 километра но жизнь такая уже примилкалась летят мима снаряды как бута это так и нада и вниманя не обращаит. Питаня у нас сичас хорошае словам хватает не могу получить не одного писма от вас и мне уже кажится что я уж забытый всем и не кому не нужен. Котя не ужели получаится так как это у тибя бывает что получишь писмо причитаеш ну и ладна а писат ответа не пишеш. Конечна вам жить висилея чем мне у тибя дочки и сыновья а я один и мне бывает очин и нимогу получит писма от вас уже второй год за это время я думаю что у вас нового очен многа есть что писат Котя и дочки поставте сибе задачи писат писма чаще и у миня была жизн висилея опишите все что у вас изминилась за этот год как училис дочки и как растут мои сыны что делают как работает Петка и что работаете вы все ище. Котя провиряла или ружя если нет попроси кого нибуд из мущин почистить и хорошо смазат салидолом и ище как мои Музгар и Пират что делают без хозяина. Котя я получал писмо от Зины из Иркутстка и она писала в нем послала Зины писмо котора она писала из Кызыла в марте и Михаилова писмо послала. Когда я получил тогда я был рад не знаю как но не знаю про Анатолия Где он что та у миня болит сердца о нем. Пока прощаите крепко целую моих родных Котичку дочик и сынов. Привет Пети и Пиридайте всем знакомым колхозникам мои адрес Полевая почта 49861 ваш папочка 10.07.43 г.»

    В этом последнем письме единственный раз он указывает настоящий номер полевой почты, чувствуется тревога и обида на семью за отсутствие писем. Многие тувинские солдаты жалуются родне на то, что не получают писем. Вся волокита была из-за консульского отдела и сложности пересылки писем за границу, ведь Тува во время войны была отдельным государством, не входила в состав СССР.  Заботится он о ружьях, их сохранности, вспоминает охотничьих собак. Болит сердце солдата о сыне. Не знает он о том, что Анатолия уже нет, но чувствует беду и свою тоже. Прощается с семьей.

   Вот письмо командира отделения, неизвестного истории сержанта Кучкина Леонтия Марковича о гибели Кашкарова К.М.

«1943 г. 1 августа. Здрастуй дорогая Фекла Матвеевна сообщаю я тебе скорбную известие твой муж Кашкаров Константин Митрофанович погиб смертью храбрых борцов с немецкими оккупантами. Убит в наступательном бою 18 июля 1943 г.за освобождение Всесоюзной кочегарки. Я сообщаю как командир отделения он меня просил если погибну то сообщиш моей семье.

К сему Кучкин Леонтий Маркович.»

Проверив по электронной базе данных сержанта Кучкина Л.М.  среди потерь его не нашли. Значит повезло солдату, всю войну в пехоте и выжил.

После этого пришло и официальное извещение-похоронка.

          Тувинская Народная республика                              копия

            г. Туран, ул. Тока № 70 Кошкаровой Фекле Матвеевне

ИЗВЕЩЕНИЕ

Ваш муж стрелок кр-ц Кошкаров Константин Митрофанович уроженец Тувинской Народной Республики

г. Туран ул.Тока № 70 в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 19-07-43г., похоронен южнее сел. Пришиб Славянского р-на Сталинской области.

Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (приказ НКО СССР № 220-41)

Командир части                                  (подпись)

Военный комиссар

Копия верна: Зав. Консотделом

Миссии СССР в ТНР-                                     (Смирнов Н.О.)

20\1X-43 г.

Заключение

    Вот такая история военной жизни отца 7-х детей, жителя Турана, кладовщика колхоза «Красный пахарь», навечно оставшегося 39-летним Кашкарова Константина Митрофановича. Остались лишь пожелтевшие письма 70-летней давности, бережно хранимые в семье, в которых высказана неутраченная отцовская любовь, забота о семье, о родных…Выросли дети, не познавшие отцовской ласки: старшей дочери Константина Митрофановича Зинаиде Константиновне сейчас 88 лет, Галине Константиновне – 83 года, младшему сыну, оставшемуся 10-ти месячным, когда отец уходил на фронт, Валерию Константиновичу уже 71 лет.  Фекла Матвеевна заменила мужа на работе, работала не покладая рук, чтобы поднять малолетних детей. Мечты Константина Митрофановича сбылись, дети выросли порядочными людьми, всех подняла Фекла Матвеевна, всех поставила на ноги, выучила.

…. Человек живет, пока его помнят. Пусть память о рядовом участнике войны, отдавшем жизнь за наше светлое будущее живет в памяти людей.

           

Литература

1.Книга памяти Республики Тыва

2.Некрасов Н.Ю. Вот солдаты идут… К.2010

Информаторы:

Лазаренко Г.К., 1931 года рождения., дочь Кашкарова К.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Научно - исследовательская работа "Всё для фронта! Всё для Победы!"

Моя научно-исследовательская работа «Все для фронта! Все для победы!» посвящена участнику, ветерану Великой Отечественной Войны, жителю Гулькевичского района Краснодарского края, моему пра...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...