Презентация педагогического опыта по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся"
презентация к уроку по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тюрина Лидия Васильевна

Презентация педагогического опыта учителя по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся" востребована тем, что требования ФГОС сегодня - это задача школы, а важная роль в процессе обучения играет внутренняя и внешняя мотивация, оценка уровня мотивации обучающихся, форма контроля и оценивание деятельности обучающихся, способы проведения мотивации. Основа - компетентностный и системно-деятельностный подхоы. а результатом изучения истории должны стать развитие у обучающихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической и коммуникативной.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_kak_sredstvo_dlya_razvitiya_tvorchestva.pptx701.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИУПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Учитель истории: Тюрина Лидия Васильевна, высшая категория Мастер- класс. Презентация педагогического опыта учителя по теме: «Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся». 64 слайда

Слайд 2

План. 1. Требования ФГОС – главная задача школы 2 . Роль мотивации при выполнении требований ФГОС ( теоретическая часть ): 1) внутренняя мотивация: познавательные мотивы; социальные мотивы; 2)внешняя мотивация 3. Ожидаемые результаты 4. Формы контроля и оценивания результатов деятельности 5. Оценка уровня школьной мотивации обучающихся

Слайд 3

6. Способы проведения мотивации: 1) использование художественной литературы; 2) памятники материальной культуры; 3) события, имеющие широкий общественный резонанс; 4) работа с понятиями; 5)графическое изображение: картина, рисунок, фотография, карикатура; реклама, схема, символика; 6) видеосюжеты; 7) игры (деловые, имитационные, дидактические, ролевые, нетрадиционные, спонтанные, провокационные…); 8) музыкальные произведения (фрагменты); 9) намеренные ошибки; 10) незаконченные фразы; 11 ) необычное поведение; 12) методы подготовки домашнего задания; 13) проектная деятельность обучающихся… 7. Имитационная игра со слушателями «Народы России во времена Ивана IV – братья или инородцы»

Слайд 4

Требования нового ФГОС – главная задача школы Основа – компетентностный и системно-деятельностные подходы Результатом изучения истории должны стать развитие у обучающихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной .

Слайд 5

Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции, ответственному поведению; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Слайд 6

Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - работать с учебной и внешкольной информацией ( анализ и обобщение фактов, составление простого и развёрнутого планов, тезисов, конспектов, формулирование и обоснование выводов), использование современных источников информации, материалов на электронных носителях; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоении основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении…

Слайд 7

Предметные результаты - знание исторических фактов и работа с ними; - знание хронологии, работа с хронологией; - работа с историческими источниками; - описание (реконструкция); - анализ, объяснение; - работа с версиями, оценками; - применение знаний и умений в общении, социальной среде

Слайд 8

2. Роль мотивации при выполнении требований ФГОС (теоретическая часть): Выбор вида мотивации зависит от : темы урока, уровня подготовки и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Мотивация – важный составляющий элемент урока . К ней нужно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, можно сформулировать на ее основе и домашнее задание, она должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется весь смысл.

Слайд 9

1) Внутренняя мотивация - самосовершенствование личности через познание и общение в учебной деятельности, овладение новыми знаниями при развивающемся обучении самостоятельно формулировать вопросы, и искать ответы на них, в 5-7 кл .- комбинированный урок и его разновидность синтетический урок , где изложение нового и закрепление изученного материала проводится нетрадиционными методами: (разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия…) + самостоятельная работа) интегрированные уроки, итоговые в игровой форме.

Слайд 10

Домашнее задание – вид самостоятельной работы, распространенный способ добывания знаний Репродуктивные методы №1и2 : 1 – чтение, пересказ, ответы на вопросы; 2– по плану учителя - ( знания непрочны ); + 3– чтение, пересказ, составление хронологической таблицы; + 4–использование модулей при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов + 5-выделение главного, предпосылок исторических событий, влияние на последующие события - творческий уровень усвоения .

Слайд 11

Модульная технология Высокий уровень индивидуализации, мотивация учения каждого, работают самостоятельно и попарно по технологическим картам, состоящих из учебных элементов Задания разного уровня сложности выбирают по желанию . Ответы на отдельных листах и выдаются по мере выполнения задания. В листе контроля ученик выставляет себе оценку с учетом количества набранных баллов. В зависимости от оценки школьники получают различные домашние задания, что служит хорошим мотивом для учения. Н е хватает времени - модули можно писать на доске .

Слайд 12

Метод пресс – конференции: учитель предоставляет развернутый план изучения нового материала , а учащиеся формулируют и задают учителю вопросы по новому материалу, он отвечает на них, подводит итоги, а потом призывает учащихся к работе над модулем.

Слайд 13

Метод технологии педагогической мастерской : создание эмоционального настроя, личностного отношения к предмету, проблемной ситуации 1.Индукция: а ) самоконструкция – создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта; б) социоконструкция – построение этих элементов. Социализация : а) афиширование – вывешивание «произведений», работ учеников; б) выступление, представление, защита, отчет о работе.

Слайд 14

3. Осознание неполноты старого знания новому, подвигающее к поиску ответов; 4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция , выстраивание новых проблем. 5. Обращение к новой информации и ее обработка . 6. Корректировка , создание нового варианта версии, гипотезы. 7. Социализация. 8. Общая рефлексия и выход на новую проблему.

Слайд 15

Социальные мотивы - осознание своей социальной значимости, образования, статуса, ответственности, долга . Игры - возможность проявить артистизм; попробовать силы и способности в условиях конкуренции; приобрести навыки действия в различных жизненных ситуациях + любопытство, страсть к исследованию, самостоятельность Проблемы : конфликты; трудности с дисциплиной, лимит учащихся, небольшой объем материала, нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе, давления окружающих на отдельного человека, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями.

Слайд 16

Задачи учебных игр: - формирование толерантного отношения к другим мнениям; - применение ранее полученные знания в новой ситуации; - получение дополнительных знаний; - развитие творческих способностей учеников; - обучаются занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать точки зрения в той или иной роли; - развитие навыков участия в дискуссии, сотрудничества в поставленной цели.

Слайд 17

Ролевые игры формируют информационно - правовую компетентность обучающихся Цель - тренинг определённых навыков ( например, в форме судебного процесса: составление иска, кассационной жалобы и т.д .); комментируют «непрофессиональные» действия демонстратора, предлагают пути исправления ошибок, формируют позитивное поведение

Слайд 18

Дидактические игры Результаты зависят от интеллектуальных и творческих способностей участников игры, их дотошности в роли экспертов других проектов… Пользуется популярностью игра-конструктор «Всемирная деревня» по идее Джульетто Кьеза

Слайд 19

Имитационные игры. «Имитация» с латинского «подражание» 1 подготовительный этап: нацеленность на участие. 2 сюжет или сценарий , например, заседание мэрии или правительства по поводу распределения бюджета, судебное заседание по рассмотрению конкретного дела… 3 участники должны иметь ролевые позиции, различающиеся точками зрения на проблемы ( судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, обвиняемого 4 учитель готовит необходимые ресурсы, инструкцию действий. 5 участники представляют итог – результат (судебное решение, оглашение результатов выборов). Необходимым результатом является рефлексия (Что понравилось из того, что вы сделали? Что было полезным? Самым важным во время игры? Чему научились? В чем убедились? Чьи выступления понравились? Почему? и др.)

Слайд 20

Деловая игра: имитируют роль (министра иностранных дел какого-то государства, журналиста, судьи…+выдумка, фантазия), направлена на развитие творческого начала школьников, их мотивации

Слайд 21

Кейс – технологии интерактивные технологии обучения: реальные или вымышленные ситуации, формирование новых качеств и умений обучающихся: познавательных, коммуникативных, практико-ориентированных; вид деятельности – исследование (гипотеза, поиск, и обработка источников, вариантов решения проблемы, оформление, презентация и защита проекта); диалог учащихся и преподавателей.

Слайд 22

Проектная деятельность учащихся на уроках истории формирование устойчивой ценностной ориентации у всех учеников класса вне зависимости от успеваемости, способностей и интересов . Создание учебных презентаций для использования на уроках истории в 10-11 классах + приобретают навыки исследовательской работы: сбор информации, анализ, оформление результатов, организация деятельности для достижения цели. Это - регулятор поведения

Слайд 23

2) Внешняя мотивация связана с принуждением, осознанием вынужденности учения (критика, оценки, вызов родителей в школу …). Оценка - систематический процесс, определяющий достоинства и ценность достигнутого . Отметка - формализованная количественная (бальная) или качественная (уровневая) характеристика оценки. Виды оценки: промежуточная оценка (форматирующие результаты); итоговая оценка ( суммирующие результаты) – по завершении процесса. + рейтинговая оценка + словесные оценки + зачетная система + нетрадиционная шкала оценивания

Слайд 24

Ожидаемые результаты: - связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Слайд 25

4 . Формы контроля и оценивания результатов деятельности: урочные (традиционные): контрольные, самостоятельные, индивидуальные, дифференцированные работы; практические работы; диктанты исторические, терминологические; тестирование; рефераты и их защита. урочные (нетрадиционные): круглые столы, конференции, дидактические и ролевые игры, кроссворды, брейн-ринги , «Своя игра», диспуты, дискуссии, коллоквиумы, пресс-конференции. внеурочные: олимпиады, экскурсии, интеллектуальный марафон, декады, викторины, КВНы , смотры знаний и др…

Слайд 26

Виды контроля : текущий (проверка д/ з), тематическим, итоговым, вспомогательный. Уровни контроля: - узнавания ( обученность составляет 4% уч . материала)} - «3» - воспроизведения ( обученность - 32%+4%=36%} - «3» - применения по образцу ( обученность : 36%+28%=64%) - «4» - творческого применения знаний, сравнения 64%+36%=100% } - «5» Вопрос об уровнях контроля спорный.

Слайд 27

Приёмы опроса и его формы: Проверка фактического материала: работа над текстом с ошибками; составление плана ответа по теме; тестовый контроль; фронтальная аналитическая беседа; контрольный срез знаний; Работа с терминами: определение значений; ранжирование по значимости; распределение т ерминов (по значению, по темам и т.д.); составление рассказа с использованием терминов, индивидуальный ответ у доски… Проверка хронологических знаний : диктант; составление таблиц ; синхронность событий ; соотнесение дат, событий , исторических личностей; работа с текстом с пропущенными датами … Работа с картой и наглядными пособиями: исследование легенды карты и получение информации ; ф ормирование вопросов к карте , картине, иллюстрации ; выполнение заданий по контурной карте

Слайд 28

5. Оценка уровня мотивации обучающихся Анкета Результат 6. Способы проведения мотивации:

Слайд 29

Произведения художественной литературы 1. Сформулировать характеристику личности, эпохи, задач деятельности на основании разных документов, тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления… ( Эпоха Николая I . Реформы Александра I , Короленко о гражданской войне ) 2. Названия художественных произведений : определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. ( стихотворение М.Цветаевой) 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). Определить ист. ошибки, основные идеи 4. Шутки, сказки, притчи : создать эмоциональный настрой, предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. Г.Х.Андерсена «Новое платье короля», шутка Тюрбена 5. Короткие истории, анекдоты, афоризмы: охарактеризовать ситуацию, соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю. Примеры

Слайд 30

«Эпоха Николая I » Изречения Николая I : - «В учении видел одно принуждение, и учился без охоты» - «Послезавтра поутру я или государь или без дыхания» - «Россией я не управляю. Россией управляют столоначальники» - «Революция на пороге, но клянусь, она не проникнет в неё, пока я жив» А.Е.Пресняков : «Это эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии» Ф.И.Тютчев : «Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои и добрые и злые, - Всё было ложь в тебе, все признаки пустые: Ты был не царь, а лицедей»

Слайд 31

«Эпоха Николая I », вопросы: - Что можете сказать на основании документов о личности императора Николая I ? - Как вы думаете, царь осознавал обстановку, сложившуюся в России? - Какую роль царь отводил себе в происходящих событиях? Как оценивал своё положение? - Какие задачи для Николая I были первостепенными? Чем можно объяснить постановку именно этих задач? -Сравните задачи Николая I с задачами Александра I ?

Слайд 32

Стихотворение М.Цветаевой Все рядком лежат – Не развесть межой Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – красным стал Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. - Почему не публиковалось 72 года? На основе стихотворения определите тему урока? Сформулируйте проблему, существующую в обществе? Готово ли наше общество к такому пониманию гражданской войны? Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли вы с автором?

Слайд 33

Анекдот: Воробей идет по полю и ищет хлебные зёрнышки, но их попадается мало… Другой у него спрашивает: «Ты что не местный?» «Да, я из СССР прилетел». «Что, у вас совсем есть нечего?» «Что ты, зернышек у нас много, хоть объешься, да вот только почирикать захотелось…» - Мотивация: Охарактеризуйте продовольственную и политическую ситуацию в СССР? Шутка: «Первую обезьяну, которая в какой-то момент на задних ногах в задумчивости вышла из пещеры, сородичи осудили как подрывной элемент и революционера» Определите цель урока + эмоциональный настрой

Слайд 34

Афоризмы: 1) «Когда говорит история, отдельные личности должны умолкнуть». Г. Бенц , нем. писатель (1886-1956) 2) «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». В.О. Ключевский (1841-1911) 3) «Не бывает мрачных времён, бывают только мрачные люди» Ромен Ролан (1866-1944)

Слайд 35

Афоризмы. Мотивация: 1)Почему «должны умолкнуть отдельные личности», ведь именно они создают историю? Что же тогда история: описание личностей, событий, изложение суждений о прошлом, но опять же личностей (исследователей, политиков, писателей и т.д.)? Как вы думаете? 2)Можно ли сказать, что 2 мир. война, завершившаяся атомными бомбардировками японских городов и Нюрнбергским процессом, наказали мир пренебрежение уроками 1 мировой? Можно ли «холодную войну» и связанное с ней противостояние сверхдержав считать наказанием истории? Какие современные процессы можно отнести к наказанию за незнание истории? Какие современные процессы можно отнести к наказанию за незнание истории, действительно ли они существуют? Подумайте и покажите на фактах. 3 ) В нашей (и всеобщей) истории было много мрачных людей: Малюта Скуратов с Иваном Грозным, И.Сталин с Г.Ягодой и др. Покажите, обращаясь к опыту и воспоминаниям авторитетных старших, не только родственников, прав или не прав знаменитый писатель

Слайд 36

Эпистолярный жанр : письмо министра народного образования С.С.Уварова от 1декабря 1819г в Сибирь ещё опальному М.М.Сперанскому «…Говоря о Сперанском, случилось мне сказать, что история Сибири делится на две эпохи: первая – от Ермака до Пестеля, вторая – от Сперанского до 20 века… Это моя мысль и моё убеждение». Спустя ровно два месяца в письме к дочери прозвучало: «Если не много я здесь сделал: по крайней мере, много осушил слёз, утишил негодования, пресёк всплеск вопиющих насилий и, что может быть ещё и того важнее, открыл Сибирь в истинных её политических отношениях. Один Ермак может спорить со мной в сей чести». Далее следует оговорка: «Все сие – разумеется, я пишу только тебе и для тебя». - Насколько справедливой является аналогия С.С.Уварова , относительно итогов пребывания в Сибири Ермака и Сперанского? - Случайной ли оказалась в письме М.М.Сперанского к дочери уваровская параллель «Ермак – Сперанский» и только ли для глаз Елизаветы Михайловны она предназначалась?

Слайд 37

Событие, имеющее широкий общественный резонанс: - Интервью, статьи в периодической печати политиков или ученых, общественных деятелей: « Внутренняя политика РФ в 2000/08 г.г . В.В. Путин ». -Почему В.В. Путин, появившийся на политической арене как преемник не столь популярного Б.Н. Ельцина, стал самым популярным политиком не только в России, но и в мире? Дать оценку деятельности Путина Выделить основные направления его деятельности Статья «Уроки парламентской этики в США». - Как ведут себя американские парламентарии? - Что бы вы посоветовали нашим парламентариям? Статья « Мусороведение по-американски». - Как решают экологические проблемы в Америке? -Подумайте, что нужно предпринять у нас в России, чтобы экологические проблемы решались быстрее ? -Почему В.В. Путин, появившийся на политической арене как преемник не столь популярного Б.Н. Ельцина, стал самым популярным политиком не только в России, но и в мире?

Слайд 38

Памятники материальной культуры 1. Архитектурные сооружения (здания, дворцы, храмы…). 2. Скульптурные изображения 3. Предметы быта (утварь, одежда, игрушки, мебель, украшения). 4. Орудия труда (и оружие), еда . 5. Картины, фотографии, карикатуры, схемы . 6. Символы эпохи (политические, экономические, этнические, религиозные, социальные), плакаты . 7. Монеты и банкноты (поиск информации ).

Слайд 39

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве на Красной площ ади Почему поставлен памятник К . Минину и Д. Пожарскому? Подумайте , какую надпись на памятнике оставили россияне, почему Кузьма Минин был назван гражданином? Что обозначает слово гражданин? На стене Софийского собора в Киеве осталась надпись о смерти князя Ярослава Мудрого: «В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего… в неделю мученика Феодора». 10 кл .: Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём , т.к. в период его правления переживала расцвет . Что такое расцвет? Примеры расцвета каких государств и при каких правителях вы можете привести? Как вы полагаете, сегодня наше государство переживает расцвет? Противоречие: А) велик вклад Владимира I и других князей в развитие Руси; Б) историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого. Задача: Почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?

Слайд 40

Большой дворец в Петергофе (Растрелли) Дом Пашкова в Москве ( Баженов ) Назовите архитектурные стили этого времени , их характерные черты, к каким стилям относятся известные памятники зодчества? Русская культура I п. 18 в.

Слайд 41

Древние греки изобрели театр. Вы были в театре? Где он находится? Опишите его: кто там играет, когда идут спектакли, кто исполняет мужские и женские роли, какие пьесы могут идти. Постановка учебной задачи, мотивация: - Определите тему урока. Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя уже прошло две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит - это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Но празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почему-то возник именно в Древней Греции. - Почему не Вавилония или Египет стали его родиной, ведь там тоже была высоко развитая культура? Древнегреческий театр

Слайд 42

«Совет четырёх». 1919 г. (Д. Ллойд Джордж, Орландо, Клемансо , Вильсон) Воспроизведите кулуарные разговоры этих политиков о результатах 1 мировой войны, аргументируйте их Проведите «расследование» этого факта («железный занавес» и символы эпохи «холодной войны») Падение Берлинской стены , ноябрь 1989 г. Под каким заголовком в разгар «холодной войны» в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием – в американской прессе?

Слайд 43

У людей довольно бравый вид, открыто смотрят в объектив, отсутствуют на фото конвоиры. А это противоречит документальным описаниям тяжелых оборонительных боев Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Кем сделана фотография ? С какой целью? Какие идеи она внушала читателям советских или немецких газет? Это рабочий момент заседания или некий символ перестроечного движения ? (Проведите расследование, сделайте вывод : критика высшего руководства страны стала невиданным прежде явлением.) Советские военнопленные в 1941 г. На I съезде народных депутатов СССР . А.Д. Сахаров покидает трибуну

Слайд 44

* Что можете сказать о политической ангажированности фотографа? * Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его «герой», а какие политики играют свиту ? * Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере ? * С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, французских, советских и чехословацких газет? Мюнхенское соглашение. 1938 г., 30.09. Н.Чемберлен,Э.Даладье , Б.Муссолини , А. Гитлер, Г.Геринг Мотивация:

Слайд 45

1.Назовите событие и дату, которому посвящено событие 2.Какой аудитории предназначались? 3.Кто из персонажей представлен и с какой целью? 4.Какая символика использована? 5.Чьё это послание и легко ли его прочитать ? - Что объединяет данные изображения, как они связаны с темой урока? - Назовите дату и охарактеризуйте обстоятельства создания СССР. - Почему распался СССР (причины распада разделите на группы): а) внутриполитические ; б) внешнеполитические; в) социально-экономические ; г) духовно-культурные; к каким последствиям привёл его распад? Символика Символика Фонтан на ВДНХ «Дружба народов»

Слайд 46

1.Назовите событие и дату, которому посвящено событие 2.Какой аудитории предназначались? 3.Кто из персонажей представлен и с какой целью? 4.Какая символика использована? 5.Чьё это послание и легко ли его прочитать? Плакаты: «Родина-мать зовёт!» И . Тоидзе «Сталин за рулём СССР». Б. Ефимов. 1933 г.

Слайд 47

С. В. Иванов «На сторожевой границе Московского государства» государства – западная, южная или восточная – изображена художником на картине. 2) Какие опасности угрожали Московскому государству с этой стороны границы в 16-18 веках? 3) Кто изображен на картине. По каким признакам вы определили, кто эти люди и чем они занимаются? 4) Какими художественными средствами автор передает ощущение тревожного, неспокойного положения на этих участках Московского государства ? 5) Используйте новые слова и словосочетания в рассказе о том, что происходит на сторожевой границе: рубежи Московского государства, «сторожи», сторожевые гонцы, засечная черта, « сакма » ( выбитая конскими копытами земля), стежки (запрещенные дороги и тропинки через засеку), «замок» (коней большого засечного звена), «сутки» (место встречи двух засечных звеньев), « подымовные люди» (обязанные в случае опасности зажигать сигнальные костры). 6) Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Московского государства? 7 ) Можно ли к данной картине относиться как к источнику по истории нашей страны в 16-18 веках? Почему так думаете? 1) По пейзажам и теням людей, лошадей и деревьев определите, какая часть границы Московского

Слайд 48

П. А. Федотов «Сватовство майора» 3) Описание того, что происходит часто, строится на толковании знаков и символов и на интерпритации выражений лиц, движений, жестов, расположении людей. 4) Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? 5) Контрасты: застывшие позы, движения вверх, вниз 6) Какие части картины выделены особым светом, контрастами? 7)Композиция. Всё ли гармонично? Если «да», то как это достигнуто? 8) Отношение художника к картине? Входило ли в его намерение в чём-то убедить людей, разочаровать их, произвести впечатление? 9) «Оживите» событие по картине : 1-майор (беспечный франт) 2-сваха (знает как повести дело) 3-отец (угодлив) 4-мать («хозяйка купца») 5-приживалки (волнуются) 6-кухарка (переживает о…) 1 ) Люди, кто они? Охарактеризуйте их. Их отношение друг к другу. 2)Сюжет картины. Что происходит ?

Слайд 49

Россия в п. 16 в. Р оссия во II п. 16 в. Что изменилось в России? Чем можете это объяснить? Сформулируйте тему урока - Задачи внешней политики России во II п. 16 в.? О какой внешнеполитической задаче для России говорят факты (40 нападений крымцев и казанцев – в I п. 16 в.)? - Какие земли вошли в состав России во II п. 16 в.? + Можно ли по карте определить вошли ли новые земли добровольно в состав России или их присоединили силой? + Как происходило увеличение территории России? - Результаты внешнеполитической деятельности? *В США при присоединении новых земель местных жителей индейцев практически уничтожили (осталось 5%): убивали, сгоняли в резервации, где они умирали от голода и болезней. Почему? В России местное и пришлое население мирно продолжало жить и работать дальше… Как вы объясните этот факт? *Почему присоединение ханств на востоке было крупным успехом России? Аргументируйте точку зрения. ( Не менее 4-х аргументов)

Слайд 50

Докажите , что Русь проводила активную внешнюю политику в 9 – 10 в . в .? Древнерусское государство в 9-10 в.в . Съезд князей в Любече , 1097 г. Причины княжеских усобиц? Работа с текстом Ключевского «Лествиница» по вопросам. Сформулируйте тему урока

Слайд 51

Миниатюра Схема Ледовое побоище 05.04. 1242 г. - Пользуясь миниатюрой, схемой и исторической картой составьте рассказ о Ледовом побоище. Опишите участников события. (Кто есть кто?) Как в битве проявился полководческий талант Александра Невского? В чём состоит историческое значение побед русского оружия над немецкими рыцарями? Как вы думаете, почему А.Невского Русская Православная церковь причислила к лику святых? * Опишите событие от лица участника – А. Невского.

Слайд 52

Мотивация: В печати 1880/90-х г. отмечалось, что всё это полотно символизирует беспросветное» время и «всю Русь» идущую в «никуда»… Тема «Общественное движение в 80-90-х г.г . 19 века» , составьте собственное мнение о времени правления Александра III Мотивация : - Какому истор . событию посвящено это событие? - Почему боярыню Морозову увозят из Москвы? - Охарактеризуйте поведение провожающих? - При каком царе произошло это событие? - Как называли сторонников боярыни? - Кто был их лидером? Его судьба? - Какой вывод можно сделать о положении власти в государстве ? + Как расположены фигуры ? Какие художественные средства использованы : цвета, символы ? Время создания картины? Объективно ли изображение ? Какова общественная позиция автора картины это событие ? В чём ценность информации данного произведения? В. Суриков . Боярыня Морозова В.Г . Перов. Крёстный ход на Пасху .

Слайд 53

Видеосюжеты: о построении социализма в 1930-е г. «Иван» А.П.Довженко , 1932г, о крестьянине, очарованном идеей индустриализации, строителе Днепрогэса; -«Комсомольск -на- Амуре» С.А. Герасимова , 1938 г.; - «Трактористы» И.А. Пырьева , 1939 г; - «Светлый путь» Г.В. Александрова , 1940 г.(о деревенской девушки Тани Морозовой, которая на ткацкой фабрике имени Ногина проходит путь от простой уборщицы до передовой ткачихи…)

Слайд 54

Нетрадиционные игры на несколько минут - «историческая зарядка» (термины называет учитель, а ученики дают определение понятий); - «историческая перестрелка» (кто больше назовет исторических терминов по теме); - «вопрос – ответ» по командам; - «здравствуй, ты представляешь » (по кругу говорят о домашнем задании); - « фехтованиие » (один отвечает, а другой выдвигает аргументы). При затруднении находят ответ в учебнике.

Слайд 55

- К какому крылу оппозиции она принадлежит? Главная идея карикатуры ? - Что означают надписи на спине осла «Деспотизм «нового курса» и на воротах «Конституция США »? - Что в антикризисной программе Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура ? - С какой целью могла быть создана карикатура? (политические ошибки, возбудить общественное недовольство, использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании ) - Сторонником какой политической идеологии является художник ? Карикатура на «новый курс» Ф. Д. Рузвельта 1930-е г.г.

Слайд 56

Работа с документом «На улицах объявилось множество экстравагантно одетых людей… Металлисты пугали прохожих чёрной кожей и кучей железных заклёпок. « Брейкеры » фланировали пружинящей походкой во всём спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя «Система»… (Троицкий А, история советского рока. М., 1991) Мотивация: /Определите тему урока (время). /Когда в нашей стране происходили описываемые события? /О каком типе культуры идёт речь?

Слайд 57

Использование понятий или терминов: Опричнина, Земский Собор, патриарх, царь, бояре, Ливонская война Какое понятие лишнее? Чем объединены все эти понятия кроме одного? Что можно сказать о каждом из терминов? * Выявление понятия по данным определениям (на их основе выделение ключевых характеристик, составление собственного определения) * Пропущенные понятия в текстах, предложениях, словосочетаниях, характеристиках 1) Слова, связанные с определёнными направлениями развития культуры. Например: С.Ушаков , барокко, Славяно-греко-латинская академия, «Житие протопопа Аввакума», А.Рублёв - Что объединяет все эти понятия и чем они отличаются? 2) Из перечня терминов исключите лишнее . - Объясните причины исключения . 3) Можно использовать наглядный иллюстративный материал (в количестве равном числу учеников). - Ч то объединяет материалы? Сформулируйте тему урока? Какие вопросы можно рассмотреть в теме урока ? О тветы фиксировать, после изучения темы определить результативность работы .

Слайд 58

Использование понятий или терминов: * Ассоциации или символы, понятия (рисунки, ряд слов, антонимы…): Выберете из антонимов те, которые могут характеризовать труд шахтера, художника, домашней хозяйки, дворника, программиста, раба: постоянный – временный; простой – сложный ; умственный – физический; оплачиваемый – безвозмездный; добровольный – принудительный; ручной – автоматизированный; творческий – традиционный; коллективный - индивидуальный * Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен учащимся для самостоятельного определения темы . * Можно использовать несколько определений одного понятия , попросив выбрать наиболее удачное из всех предложенных вариантов и пояснить свой выбор . Например: труд – а) работа, занятие; б) результат деятельности, произведение; в) усилие. направленное на достижение чего-либо; д) целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

Слайд 59

Пропущенные понятия вставить по смыслу: - Составить ассоциативный ряд к слову правосудие, записать на доске, можно попросить прокомментировать ассоциацию, перейти к объявлению темы урока. Трибуна – место докладчика, лектора, оратора, агитатора. От латинского слова «триба» (объединение патрицианских курий), помимо слова «трибуна» произошли трибун (защитник плебеев) , трибунал (военный суд для тяжких преступников), трибун – человек, обладающий ораторским талантом, пользующийся большим авторитетом, доверием, уважением, любовью Музыка на уроке, посвященном идеологии как средству легитимизации власти, можно дать прослушать г имн Российской империи «Боже царя храни»: Определите исторические ошибки в песне , популярной в 1920-е годы: Белая армия – чёрный барон Снова готовят нам царский трон. Но от тайги до Британских морей Красная Армия всех сильней

Слайд 60

Эпиграф к занятию - цитата из песни: «Ты прими- де Грозный царь, ты поклон от Ермака, Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну, Всю Сибирскую страну, дай прощенья Ермаку!» Мотивация: 1) Кто такой царь и о каком царе идёт речь? 2) Что имеется ввиду под словами «Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну»? 3) За что Ермак просит прощения? - Сформулируйте тему урока? На доске («завоевание?» или «присоединение?» Сибири - спорный вопрос). - Как происходило покорение Сибирского ханства? - Кто являлся организатором похода Ермака в Сибирь? - Как повлияло присоединение Сибири на развитие края и государства? Для решения задач выступите в роли историков, которые на основе изучения летописей и раскрывают тайны похода Ермака и присоединение Сибири. За каждое выполненное задание учащиеся получают жетон. Собравший наибольшее количество жетонов становится обладателем «Ордена Клио» .

Слайд 61

Исправьте ошибки в тексте 28.07.1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Боснии. Россия, поддерживающая славян, начала частичную мобилизацию. Германия в ответ 2 августа объявила войну России, а затем 3 августа – ее союзнице Англии. Вскоре в войну втянулись почти все великие державы. Всего в этой войне участвовало 48 государств. Главными военными фронтами были Западный и Балканский. Германия предполагала действовать по «плану Шлиффена », по которому первоначально предполагалось нанести удар по России, а затем через нейтральную Бельгию ворваться на территорию Франции и заставить ее перейти на сторону Германии. Основным плацдармом военных действий в ходе первой мировой войны стали западноукраинские земли.

Слайд 62

Какие из фактов связаны между собой как причины и следствия : а ) вхождение левых эсеров в СНК; б ) формирование на II съезде Советов чисто большевистского правительства; в ) разгон Учредительного собрания; г ) поддержка большинством крестьян Декрета о земле; д ) уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов; е) получение эсерами большинства мест в Учредительном собрании Дополнить исторический текст: Итоги первой мировой войны подведены (…) подписанием договора в (…). В текст договора был внесен Устав (… …). По этому договору Эльзас и Лотарингия отходили к (…), Силезия к (…), ч. Пруссии, Померании и Познань к (…). Германия утратила свои колонии, имела право на 100-тысячную армию, но не мела права на содержание (…, …, …). 1. Политические режимы в главных странах международной реакции -_______________, ___________ и ___________, ____________ - были уничтожены. 2. Во всех основных странах капитализма были проведены __________ реформы. 3. Возникла мировая система ______________. 4. Произошел распад _______________ империй.

Слайд 63

Составьте исторический портрет Ивана III , используя материал учебника и факты, приведенные в карточке а) Иван III женился на племяннице византийского императора Софье Палеолог. Имел ли этот брак политический смысл? В чем он состоял? б) Грандиозная перестройка Московского Кремля, сохранившегося в основном до наших дней. в) В обращении к иностранцам он называл себя государем «всея Руси». г) Германский император предложил от своего имени Ивану III корону короля и брак своего племянника с его дочерью. Иван III резко отклонил оба предложения. В отношении короля он ответил, что государем на своей земле он изначально благодаря прародителям и от Бога. И, что русскому государю непристойно брать племянника в зятья. Другое дело, если бы сына императора. д) Русскому послу в Турции он запретил, вопреки обычаю, преклонять колени перед султаном. ж) Он завел порядок, при котором все, включая бояр, князей, писали ему как государю «всея Руси», а себя называли его холопами. е) Он изменил обозначение своего титула, перечисляя подчиненные ему земли. - О каких изменениях в Русском государстве говорят эти факты? - Какое они (каждый из них) имели значение для закрепления этих перемен?

Слайд 64

Залог успеха – хорошая мотивация Специфика мотивации состоит в постановке проблемы, создании определённого противоречия, которое будет рассматриваться, показывать различие позиций, обращать внимание на самое главное в занятии. Формулирование проблемы – существенная часть каждого занятия, она даёт направление деятельности. Понимание проблемы определяет общую мотивацию в обучении .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...

Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...

Развитие критического мышления как способ повышения качества и эффективности обучения английскому языку (презентация педагогического опыта)

В данной работе представлено обобщение педагогического опыта и личного вклада учителя в развитие образования (материалы аттестации 2015 года на высшую категорию)...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний»....


 

Комментарии

Тюрина Лидия Васильевна

Презентация педагогического опыта "Мотивация как средство развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся" востребована тем, что требования ФГОС - это задача школы, важная роль в процессе обучения играет мотивация (внутренняя и внешняя), уровень мотивированности обучающихся, способы проведения мотивации.Основа - компетентностный и системно-деятельностный подходы, а результатом изучения истории должны стать развитие у обучающихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической и коммуникативной...