Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.
статья по теме

Попова Наталия Владимировна

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутришкольный  мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся.

Модель мониторинга МКОУ СОШ № 14.

 «Новые условия требуют новых путей решения»

 Н.Рерих

       По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Цель мониторинга:

проанализировать и оценить результативность обучения;

оценить эффективность учебного процесса с точки зрения ФГОС;

проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей;

обобщить опыт учителей.

         Мониторинг - это регулярное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

           Важнейшим условием реализации предлагаемой модели мониторинга является интеграция деятельности всех структурных подразделений учебного заведения и активное участие каждого педагога, учащегося в достижении наивысшего уровня качества образования в   школе.

        Объектом мониторинга является   интеграция, включающая учащихся и педагогов, нормативное и процессуальное сопровождение, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством   обучения.

        Целью предлагаемой модели мониторинга является отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса  образования в соответствии с требованиями ФГОС.  

     Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Система показателей педагогического мониторинга может включать в себя следующие группы:
•  сформированность  общеучебных умений и навыков;
•  успеваемость и качество обучения  по отдельным предметам;
•  удовлетворение образовательных потребностей;
•  воспитанность учащихся;
•  состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
•  системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой и т. д.
 

Педагогический мониторинг
•  предназначен для обеспечения педагога и администрации качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
•  должен определять насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе;
•  предполагает анализ причин несоответствия качества образования обучающихся определенным нормам;
•  осуществляет поиск резервов повышения эффективности учебного процесса.

Цель и задачи деятельности:

Целью данной модели мониторинга является прогноз и обеспечение повышения успеваемости и качества знаний учащихся.

Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:
•  разработать   технологию сбора информации;
•  организовать  сбор информации;
•  разработать  основу для обобщения, классификации и первичного анализа информации в электронном виде;
•  организовать обработку и ввод информации в базы данных;
•  создать информационный банк данных фактического состояния педагогического процесса в школе;
•  создать аналитические, справочные материалы и прогнозировать процесс успеваемости  и качества знаний учащихся;
•  разработать систему действий в школе, предупреждающих развитие негативных явлений в ее образовательной среде;
•  совершенствовать технологию мониторинга системы образования в образовательном учреждении;
•  привлекать к активному сотрудничеству всех участников модели мониторинга.

Организация деятельности в модели мониторинга предполагает:
•  координацию деятельности всех объектов мониторинга, обеспечивающих образовательный процесс ОУ;
•  сбор и накопление информации об успеваемости и качестве знаний учащихся, создание банка данных, обеспечение индивидуальной поддержки учащихся и педагогов;
•  определение уровня профессиональной компетентности учителей, уровня готовности притязаний и возможностей каждого педагога работать в режиме личного развития и в режиме развития конкретного обучающегося;
•  организацию анализа, обобщения и распространения результатов мониторинга, обеспечение гласности результатов мониторинга через информационные педагогические советы, заседания МО, родительские собрания, индивидуальные беседы с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями.

Введение модели мониторинга осуществляется в три этапа:

1-й этап. Подготовительный - осуществляется постановка цели, определение задач;

2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации (административные контрольные работы, успеваемость и качество знаний по четвертям и за год, качество итоговой аттестации выпускников);

3-й этап. Аналитический - осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы;

Объекты мониторинга

Объектами модели педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, классные руководители, учителя, ученики.
•  для
ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам, начиная с 4 класса до выпуска; составляется долгосрочная индивидуальная карта успешности;
•  для
учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик; осуществляется сопоставление результатов срезовых работ с четвертными, годовыми, экзаменационными оценками (т.е. оценивается уровень преподавания предмета);
•  для
классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;
•  для
администрации определяется общая успеваемость по школе в течение исследуемого периода; индивидуально-дифференцированно диагностируется успешность обучения каждого ученика; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости по школе.

Методы сбора и обработки информации: моделирование; экспертный опрос; наблюдение;

изучение и анализ документов; тестирование; анкетирование; контрольные срезы знаний; самооценка. Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга.

Процесс педагогического мониторинга предполагает:
•  организацию педагогического мониторинга заместителем директора по учебной работе согласно его функциональным обязанностям и в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения;
•  проведение мониторинговых наблюдений строго по утвержденной программе, которая отвечает требованиям актуальности (соответствие образовательным потребностям), реалистичности (соответствие имеющимся возможностям школы) и системности (полнота компонентов и скоординированность связей между ними);
•  набор и форма показателей мониторинга ограниченны и постоянны в течение установленного периода времени;

Предполагаемый результат  мониторинга:
•  сохранение успеваемости по школе на оптимальном уровне - 100% (по результатам года);
•  поддержание качества успеваемости по школе до 50 % и выше;

Этапы работы

Постоянными ежегодными этапами работы на весь период мониторинга являются:
•  сбор информации по результатам четвертей и срезовых контрольных работ;
•  преобразование информации в разработанную форму;
•  принятие управленческого решения (вырабатываются предложения и рекомендации, создающие основу для дальнейшего совершенствования работы педагогического коллектива или отдельных учителей по формированию у учащихся системы качества знаний);
•  контроль за выполнением решения.

Сроки проведения долгосрочного мониторинга : с 2010 по 2014 год.

II.  Организация работы по мониторингу 

Школьная программа «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся» - это долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, составная часть программы развития школы.

У каждого классного руководителя есть электронная таблица, выполненная в программе MS Excel , где по вертикали приведен список класса, в горизонтальных рядах – названия предметов. В электронный вариант таблицы по окончанию четверти (полугодия) заносится полная ведомость успеваемости учащихся за четверть. Информация обрабатывается определенным образом и по ней комплектуется единый электронный банк данных по школе.

Бумажный вариант данной электронной формы по классам оформляется в папки, с которыми работают администрация, классный руководитель, учителя – предметники, руководители МО и родители.

Индивидуальные папки сформированы с 1 по 11 классы и представляют собой «Портфолио  учащихся», в котором отражена учебная отчетность за четверть (полугодие) по классам и результаты сравнения срезовых контрольных работ с итоговыми отметками.

III.  Результаты мониторинга.

Мониторинг  результативности

в 6 а классе по русскому языку   за 2011 – 2012 учебный год.

     По каждой четверти (полугодию) отслеживается индивидуальная успеваемость по предмету каждого ученика, его средний балл и рейтинг ученика по среднему баллу в классе.

Диаграмма контрольных работ   по математике   в 3 Б классе  за 2011 – 2012 учебный год    

Аналогичные диаграммы выполняются по всем предметам.

Диаграмма успеваемости в 5б

По каждому предмету высчитывается процент качества и процент успеваемости, кроме этого ведется статистика неудовлетворительных оценок в процентном соотношении.

«Сопоставление результатов административных контрольных работ с итогами года» состоит из таблицы сравнения. 

Процент обученности и качества знаний

Классы

2009-2010 уч.г

2010-2011 уч.г

2011-2012уч. г полугодие

1-е

100%

65%

100%

67%

100%

70%

2-е

100%

64%

100%

65,5%

100%

68%

3-и

100%

74%

100%

78%

100%

78,5%

4-е

100%

67%

100%

69%

100%

71%

Итого:

100%

62%

100%

64%

100%

65,5%

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ IX, XI КЛАССОВ

Познавательная активность

9 класс

11 класс

Высокая

48%

36%

Средняя

47%

58%

Низкая

4%

6%

По данной форме оценивается уровень преподавания предмета:
•  оптимальный – результаты административных контрольных работ полностью совпадают с годовыми оценками;
• 
удовлетворительный – результаты административных контрольных работ в большинстве случаев подтверждают годовые оценки;
• 
критический - результаты административных контрольных работ частично подтверждают годовые оценки;
• 
неудовлетворительный - результаты административных контрольных работ не подтверждают годовые оценки.

IV.  Заключение

        В результате мониторинга эффективность учебного процесса улучшилась. Школа стремится реализовать индивидуально-дифференцированный подход в управлении успеваемостью и качеством обучения наших учеников. Реальность запланированных мониторинговых результатов подтверждается снижением количества неуспевающих по школе  и повышением качества знаний учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе

Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся

Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство ко...

Презентация педагогического опыта по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся"

Презентация педагогического опыта учителя по теме: "Мотивация как средство для развития творчества учителя на уроках истории и как результат повышения уровня и качества обученности учащихся" востребов...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОШ» НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Сопровождение предметов, требующих совершенствования уровня качества обученности;  Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др....

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....