конспект урока 8 класс "Международные отношения в конце 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок интегрирует материал всеобщей истории и истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnye_otnosheniya_k._19_veka.docx | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 49»
учитель истории
Долженкова Е.В.
УРОК ИСТОРИИ
В 8 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Цели и задачи урока:
- Раскрыть историческое значение международных отношений, актуализировать знания о развитии истории стран Западной Европы на рубеже XIX-XX веков.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, становлению ценностных ориентаций школьников на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров.
- Донести до сознания учащихся мысль, что накопление военного потенциала, всплеск расизма и шовинизма представляют большую угрозу миру, что нет “малых войн”, каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации, сформировать чувство протеста против несправедливых захватнических войн, стремление бороться с проявлениями национализма, шовинизма, расизма как одних из самых опасных проявлений агрессии.
- Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
- Охарактеризовать общее состояние международных отношений.
- Описать формирование блоковой системы.
- Показать нарастание международной напряжённости в конце XIX в начале XX в. , проявившееся в гонке вооружений, росте национализма и шовинизма, создании военных союзов, региональных войнах за раздел мира.
- Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал, оценивать исторические явления, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия:
- модернизация, империализм, империалистические войны,
- колониализм, сферы влияния;
- Антанта; “Союз трёх императоров”,
- “Тройственный союз”, “Франко-русский союз”;
Средства обучения: учебник А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной “Новая история. 1800-1913. 8 класс”, карты “Мир к 1870 г. ,” и “Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг. ,”
Опережающее задание: приготовить сообщения на тему: « Территориальный раздел мира в к. 19 века”, « история общественных движений 19 века. Кадетство»
План урока:
- Причины обострения международных отношений в начале XX века.
- Внешняя политика ведущих стран. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.
- Шаги к войне
- Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
- Начало урока. Командир сдаёт рапорт. Оргмомент.
- Учитель:
- Итак, мы мы заканчиваем изучение эпохи развития индустриального общества в 19 веке в рамках Новой истории.
Тема нашего сегодняшнего урока «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА» Запешите в тетрадь.
- Надо сказать, что осознание сущности качественно нового состояния европейской и мировой истории на рубеже к. 19-н. 20 в. пришло не сразу. Переходный характер эпохи осознавался по-разному политиками, экономистами, философами, деятелями искусства и науки…
3. Перед вами две картины, изображающие лик эпохи
- С одной стороны, молодая любознательная эпоха капитализма, за которой будущее;
- С другой стороны, эпоха страха, мучений, связанных с неминуемой мировой войной.
Кто из художников прав? чей образ исторически верен ? Я думаю, что каждый из вас ответит на эти вопросы сам в конце урока.
- Однако многочисленные книги и статьи определяли новую эпоху общим понятием «империализм» (от латинского — власть, государство, империя). Первое, что было совершенно очевидно и требовало объяснения: почему весь мир именно в конце XIX — начале XX в. был «охвачен невиданной лихорадкой империализма» (по выражению французского историка, современника событий).
4. - Изучение перемен в экономике ведущих индустриальных стран и в мировом хозяйстве позволило подойти нам к экономическому объяснению империализма. Давайте вспомним этот материал.
( графический диктант)
+ проверка себя по слайду № 2 - да
- нет
Верно ли, что»
- Империализм – это этап монополистического капитализма, последняя стадия капитализма;
- Монополия –это одна из форм общественной собственности на средства производства
- Самыми распространёнными видами монополий в 19 веке были концерны, тресты и синдикаты
- Финансовая олигархия – это список самых богатых людей мира
- Метрополия – это страна, занимающая 1 место в мире по протяжённости ж/ дорог
- Одним из признаков империализма является вывоз капиталов в больших объёмах
- Колония –это отсталая страна, попавшая в политико – экономическую зависимость от более развитого государства
- В эпоху империализма создаются крупные международные корпорации, которые делят мир на сферы влияния
- Признаком монополистического капитализма является создание единого мирового рынка
- Все европейские страны развивались одинаковыми темпами и находились на одной стадии капитализма
- В эпоху империализма полностью отсутствуют эксплуатация рабочего класса и угнетение народов колониальных стран
5. Этот график символизирует пульс эпохи «Империализма», он бьётся неравномерно, причём перебои становятся всё резче. В медицине это диагностируется как лихорадка.
В нашем случае –это лихорадка империализма, которой был охвачен весь мир в к. 19- н. 20 века
6. проанализировав, поставьте цели нашей сегодня работы на уроке:
( класс формулирует цели урока)
- Выяснить причины обострения международных отношений в к. 19- н. 20 веков
- Попытаться выработать свой взгляд на лик эпохи
7. Анализ карты мира в к. 19 века
(Ответ учащихся у доски)
8. По мере расширения колониальных захватов предпринимались попытки объяснить мотивы экспансии ( захватов).
Но давайте сами выясним причины этого явления ,проанализировав подборку исторических документов.
Известный писатель и общественный деятель Рамен Роллан говорил
-« Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой... Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком.» ( Р. Роллан)
(самостоятельная работа с документами по группам и их анализ)
- Экономическое развитие стран
- Внешняя политика стран
- Общественные движения в странах
+ слайды с выводами
9. Учитель: рассказ о пацифистском движении + выступление обучающейся об истории кадетского движения
10. Итак итог, которому мы сегодня пришли « Мир в начале 20 века стоял на пороге мировой войны» и главной причиной её был развивающийся в мире монополистический капитализм - или империализм ( высшая и самая передавая по тому времени стадия развития).
Так какой из ликов эпохи является с точки зрения исторического анализа более правдивым?
( учащиеся анализируют изображения)
Аристотель сказал
«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям. [7] Нет ничего страшней войны , ибо когда на земле мир : дети хоронят своих родителей , а когда
на земле война родители хоронят своих детей !»
Рефлексия:
-Наш урок подходит к концу. Давайте ещё раз проверим, что мы сегодня усвоили
(с помощью смайликов определяем уровень усвоения знаний)
На доске:
- Империализм –монополистический капитализм. Признаки империализма.
- Неравномерность экономического развития стран –одна из причин обострения мировых противоречий
- Рост рабочего и национально – освободительного движения
- Общественные движения к. 19-н. 20 века
(каждый из этих этапов получает смайлик)
- почему весь мир именно в конце XIX — начале XX в. был «охвачен невиданной лихорадкой империализма» (по выражению французского историка, современника событий).
Действительно, колониальные захваты территорий, создание империй, грабительская активность торговых компаний известны были многие десятилетия и столетия, но именно в последней четверти XIX в. развернулось ожесточенное соперничество небольшой группы индустриальных капиталистических государств за захват территорий в Азии, Африке и на Тихом океане. Великобритания, Франция, объединенные Германия и Италия, а также Россия, США, Япония, более мелкие государства — Бельгия, Голландия, Португалия, Испания — все приняли участие в вакханалии колониальных захватов и создании колониальных империй.
Больше всех преуспела Англия Еще совсем недавно, в 1852 г английский министр финансов Б Дизраэли заявлял, что «колонии — мельничные жернова на нашей шее». А за 1884—1900 гг. Англия приобрела 3,7 млн. кв. миль с населением в 57 млн. человек. Не намного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн. кв. миль с населением свыше 36 млн. человек. Германии досталось меньше — 1 млн. кв. миль с 16 млн. населения. Другие колониальные державы довольствовались меньшей добычей. В итоге к началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира между горсткой империалистических государств.
Главным объектом колониальной экспансии в это время была Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. В Южной Африке создана колония Родезия. Англия оккупировала Египет и Судан. Франция овладела Тунисом, Западной и частью Центральной Африки, Мадагаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки, Того, Камерун. Италия захватила Ливию и часть Сомали.
Кроме колоний в сферу экспансии капитала, в политическую и экономическую зависимость попали многие формально независимые государства в Азии, Африке и Латинской Америке. Колонизаторы оправдывали свои захваты «цивилизаторской миссией», утверждая, что они несут тяжелое «бремя белого человека» в целях просвещения «диких туземцев». Знаменитый английский поэт Редъярд Киплинг, певец колониализма, по этому поводу писал:
Несите бремя белых —
И лучших сыновей
На тяжкий труд пошлите
За тридевять морей,
На службу к покоренным
Угрюмым племенам,
На службу к полудетям,
А может быть — чертям.
- ИСТОРИЯ КАДЕТСТВА
Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.
В России были закрытые средние военно-учебные заведения для детей.
1-ый Кадетский Корпус открылся в 1732 году и к середине 19 века, было 18 кадетских корпусов. С 1863 по 1882 года вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии.
Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.
Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.
Франция в конце XIX — начале XX в.
Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.
Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 г. Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.
Наполеон III плохо подготовился к боевым действиям, хотя его военный министр уверял: «Мы готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата». На самом деле никто не знал даже точного количества солдат и боеприпасов, в войсках царил хаос.
Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.
На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области — Эльзас и Лотарингию — и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.
Внешняя политика. После поражения в войне 1870— 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX — начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.
С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.
Экономическое развитие. В конце XIX — начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.
С другой стороны, в конце XIX в. во Франции возникают и играют все большую роль могущественные промышленные и финансовые компании. Объединения «Комите де форж» и «Шнейдер-Крезо» господствовали в металлургической промышленности, «Рено» и «Пежо» — в автомобильной. В химической промышленности сильные позиции занимал концерн «Сен-Гобен». Большое развитие получила банковская система.
Рабочее и социалистическое движение. С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 —12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.
Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг — сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.
В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию — Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.
Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок.
Англия во второй половине XIX — начале XX в.
К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.
Экономическое развитие. В 50—70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте — после США и Германии.
Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.
Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.
Внутренняя политика либералов и консерваторов. Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.
Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев.
Внешняя и колониальная политика. Лидеры и консерваторов, и либералов стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).
Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».
В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев — бурами. В результате англо-бурской войны (1899—1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.
Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)
Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».
Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.
Профсоюзы. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.
Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента — принятия законов в пользу рабочих.
В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих — Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.
ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА
В Германскую империю вошли 22 германские монархии и 3 вольных города – Любек, Бремен и Гамбург; столица Пруссии – Берлин стала столицей объединенной Германии. Конституция, принятая в апреле 1871 года предусматривала федеративное устройство Германии. Конституция закрепляла гегемонию Пруссии.
В 1870 г. промышленное развитие Германии резко ускорилось; был проведен ряд мероприятий, создавших благоприятные условия для промышленной и торговой деятельности: введены единая валюта и единая почтовая система, основан имперский банк. Германия получила огромную контрибуцию от Франции и приобрела Восточную Лотарингию, богатую железной рудой. К концу XIX века большое развитие получили новые отрасли промышленности, химическая и электротехническая, создававшиеся на базе новейшей техники. Создание промышленных и банковских монополий началось в Германии раньше, чем в некоторых странах Европы и шло быстрее. В банковском деле в конце XIX века основную массу кредитных операций сосредоточили 6 банков-гигантов, тесно связанных со сформировавшимися промышленными монополиями. На основе сращивания банковского и промышленного капитала шло, особенно в 90-е годы, образование финансового капитала. В процессе формирования монополий выделились крупнейшие магнаты капитала (Кирдорф, Крупп и др.). Крупные промышленные и банковские магнаты сосредоточили в своих руках гигантскую экономическую мощь.
Политический курс правительства Бисмарка был направлен на укрепление юнкерско-буржуазного милитаристского государства и установление гегемонии Германии в Европе
В 70-х годах рабочий класс Германии добился значительных успехов. В 1875 году в результате объединения партий с Всеобщим германским рабочим союзом была создана Социалистическая рабочая партия Германии. Образование партии отвечало насущным потребностям рабочего движения. С помощью Маркса и Энгельса и при поддержке передовых рабочих партия была направлена на путь последовательной борьбы против милитаризма и эксплуатации. В 1877 году на выборах в рейхстаг социал-демократическая партия получила пол миллиона голосов. Ответом на это был проведенный через рейхстаг в 1878 году Исключительный закон против социалистов, чрезвычайно затруднивший всю деятельность партии. Однако партия показала свою жизнеспособность, умножила связи с массами и сумела стать подлинным авангардом германского пролетариата. Влияние партии росло, марксизм одержал в ней победу. Попытки Бисмарка с помощью законов о социальном страховании отвлечь рабочих от классовой борьбы успеха не имели.
В области внешней политики Бисмарк, стремившийся изолировать Францию, умело использовал противоречия между европейскими государствами. В 1873 году был создан «Союз трех императоров» (Россия, Австро-Венгрия, Германия); в 1881 году он из консультативного пакта был превращен в договор о взаимном нейтралитете. В 1879-1882 гг. был заключен Тройственный союз, в который вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия, направленный против Франции и России. Дважды (в1874-1875 и 1887) между Германией и Францией возникала так называемая «военная тревога», вызванная угрозами Германии начать войну против Франции, но планам правящих кругов Германии помешала позиция России, а частично и Великобритании. Бисмарк опасался войны с Россией, как чрезвычайно опасной для Германии, но стремление юнкерства и буржуазии установить гегемонию Германии в Европе, а так же усилившиеся экономические противоречия Германии с Россией вели к обострению русско-германских отношений. «Союз трех императоров» распался. Сближение России с Францией, которое стремился предотвратить Бисмарк, завершилось тем не мнение заключением мира. При этом обострялись и англо-германские отношения.
Австро-Венгрия -"Лоскутная империя"
В отличие от большинства государств Западной Европы Австро-Венгрия была многонациональным государством, и ее часто называли "лоскутной империей". На территории Австро-Венгрии проживало более десятка различных национальностей, и ни одна из них не составляла даже четверти общей численности населения.
Правительство Австро-Венгрии стремилось подавить стремление угнетенных национальностей к независимости. Несколько раз оно распускало местные парламенты и правительства, но не могло покончить с национальными движениями. В империи продолжали действовать многочисленные легальные и нелегальные националистические организации.
Социально-экономическое развитие. В области экономики Австро-Венгрия отставала от великих держав. Наиболее развитыми в промышленном отношении были расположенные в западной части Австро-Венгрии Австрия и чешские зежзмли. Там существовали крупная промышленность и банки. Шесть крупнейших монополий контролировали добычу почти всей железной руды и 92% производства стали. Металлургический концерн "Шкода" в Чехии являлся одним из самых значительных предприятий европейской военной промышленности. В других районах Австро-Венгрии преобладала мелкая и средняя промышленность. Венгрия, Хорватия, Галиция, Трансильвания были аграрными районами с крупным помещичьим землевладением. Около трети всей обрабатываемой земли принадлежало там крупнейшим собственникам, имевшим более 1000 гектаров каждый. Крестьяне находились в зависимости от помещиков, часто вели свое хозяйство устарелыми традиционными способами.
Особенностью экономики Австро-Венгрии была важная роль в ней иностранного капитала. Ведущие отрасли австро-венгерской промышленности: металлургическая, машиностроительная, нефтяная, электротехническая - финансировались немецкими фирмами или были их собственностью. На втором месте находился французский капитал. Ему принадлежали заводы "Шкода", часть железных дорог, шахты и предприятия чугунолитейной промышленности.
В начале XX в. Австро-Венгерская империя переживала глубокий политический кризис, вызванный подъемом рабочего и национально-освободительного движения. После опубликования в России царского манифеста 17 (30) октября 1905 г., обещавшего демократические свободы и созыв Государственной думы, руководство австрийской социал-демократической партии призвало трудящихся к массовым действиям в поддержку всеобщего избирательного права. В начале ноября 1905 г. в Вене и в Праге рабочие вышли на улицы, устраивали демонстрации, организовывали забастовки, строили баррикады, вступали в столкновения с полицией. Правительство Австрии пошло на уступки и 4 ноября 1905 г. объявило о согласии на введение всеобщего избирательного права. В феврале 1907 г. был принят новый избирательный закон, который впервые в истории Австрии предоставил право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет.
Главное место в политической жизни Австро-Венгрии этого времени заняли вопросы внешней политики. Правящие круги, особенно так называемая "военная партия", главой которой был ярый милитарист заместитель главнокомандующего, наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, стремились к экспансии на Балканах. В октябре 1908 г. правительство объявило о присоединении к Австро-Венгрии Боснии и Герцеговины - бывших турецких провинций, населенных, в основном, сербами и хорватами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.
Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...
Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"
Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....
План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс
План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации....
Конспект урока "Социальные отношения". 11 класс
Позволяет систематизировать накопленные знания при подготовке к зачету, ЕГЭ....
Конспект урока "Международные отношения во второй половине XXвека"
Развитие двухполюсной системы международных отношений...
План-конспект урока "Международные отношения в XVI-XVIII вв." по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....