Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".
Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mezhdunarodnye_otnosheniya_v_18_veke.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 7

Дата, номер урока, время проведения:

Предмет: Всеобщая история

Тема урока: Международные отношения в XVIII в.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в.

Дидактические задачи урока:

  1. Образовательная:
  • Изучить международную ситуация в Европе в начале XVIII в.
  • Рассмотреть причины войны за австрийское и польское наследства
  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о Семилетней войне
  • Сформировать представления  у учащихся о международном соперничестве на востоке Европы
  1. Развивающая:
  • Продолжить формирование умений работать с иллюстративным материалом
  • Продолжить формировать умения работать с историческим источником
  • Продолжить развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной,

деятельности;

  1. Воспитательная:
  • Воспитание мотивации к учению, положительного отношения к знаниям
  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
  • добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Литература:

  1. Всеобщая история: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.В Носков, Т.П. Андреевская. – 3-е изд. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 304с.
  2. Всеобщая история: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / П.А. Баранов. – 2-е изд. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 112с.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. Учащиеся должны овладеть системой знаний о международных отношениях в Европе в XVIIIв.
  2. Учащиеся должны овладеть знаниями об основных исторических деятелях XVIII столетия.
  3. Учащиеся должны овладеть знаниями о Семилетней войне, войнах за польское и австрийское наследства.

Метапредметные:

  1. Учащиеся должны овладеть навыками использования карты как языка международного общения и как средства изучения исторических процессов и явлений.
  2. Учащиеся должны уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения.
  3. Учащиеся должны уметь вырабатывать и применять условные знаки для решения и оформления учебных и познавательных задач.

Личностные:

  1. У учащихся должна быть сформирована мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории.
  2. Учащийся должен сформировать научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники.
  3. Учащийся должен продолжить формировать навыки коммуникативной компетентности.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (1мин)

 Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

Приветствие учителя. Перекличка.

  1. Проверка домашнего задания  (2 мин)

 Итак, ребята, на прошлом уроке вам было задано домашнее задание на листочках. Передаем с последних парт на первые. Я проверю, выставлю оценки и на следующем уроке если будут вопросы, разберем.

Учащиеся сдают выполненное домашнее задание.

  1. Актуализация знаний (6 мин.)
  1. Давайте вспомним с вами, какие военные столкновения начала XVI -  начала XVIII века вы помните?

Отлично. Вы все помните.

С завершением войны за испанское наследство и Северной войны Европа окончательно вступила в XVIIIв.

Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока  - «Международные отношения в XVIIIв.»

Открываем тетради,  записываем число и тему нашего сегодняшнего урока.

Примерные ответы учащихся:

  1. Тридцатилетняя война (1618-1648гг.) - 

Английская революция.

«Славная» революция в Англии.

Англо – голландские войны.

Северная война.

Война за испанское наследство.

  1. Изучение нового материала (25 мин)
  1. Давайте подумаем, какие держава стали ведущими в начале XVIIIв.?

Совершенно верно.

  1. За что боролись эти страны?
  2. Открываем учебник: параграф 20 страница 206 и делаем в тетради таблицу: дата, событие, участники, итоги (начертить на доске).

«Война за польское наследство»

В войне приняли участие, с одной стороны, Россия, Австрия и Саксония, с другой, - Франция, Испания, Сардиния и Бавария. Поводом к войне послужило избрание короля Польши после смерти Августа II. В 1735 г. прекратились военные действия, но конфликт завершился подписанием Венского мирного договора лишь в 1738 г. Франция признала Августа III, за Лещинским пожизненно закрепился королевский титул, и ему передавались Лотарингия и графство Бар (после его смерти эти земли отошли к Франции). Австрия отказалась от Королевства Обеих Сицилий, а Сардиния приобретала часть Миланского герцогства. После войны усилились позиции России в Европе.

«Война за австрийское наследство»

С 1740 по 1748 гг. велась война за австрийское наследство в связи с попыткой раздела владении Дома Австрийских Габсбургов. В начавшейся войне столкнулись две коалиции Франции, Пруссии, Испании и Австрии, Англии и Нидерланды, на стороне которой с 1746 г. выступала Россия. По Ахенскому договору (1748) Габсбургам удалось сохранить большую часть своих владений, за исключением Силезии, отошедших к Пруссии, (Дрезденский мир 1745 г.) и части итальянских земель, полученных Испанией и Сардинией. Эта война ничего не решила в англо-французском споре. Семилетняя война

К Семилетней войне (1756-1763) привели противоречия между Англией и Францией из-за колоний в Северной Америке и Ост-Индии, а также столкновения интересов Австрии, Франции и России с агрессивной политикой прусского короля Фридриха II великого (1712-1786). 

Европейские границы государств остались без изменений: переделу подлежали колонии: Англия захватила у Франции Канаду, Восточную Луизиану, острова в Вест-Индии и ее владения в Индии, а у Испании - Флориду. Франция лишилась всех своих владений на Североамериканском материке. Россия не получила каких-либо территориальных выгод, но Пруссия, один из основных ее врагов, была обессилена.

Русско-турецкая война 1768-1774гг.

В 60-х гг. XVIII в. Наиболее сильные противоречия у России были с Францией и Австрией. Австрия боялась усиления России на Балканах и в Польше. В сентябре 1768 г., подстрекаемая Австрией и Францией, Турция объявила войну России. 

В июле 1774 г. в болгарском селении Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, согласно которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. Торговый флот России получил право свободного плавания через проливы.

Разделы Польши

По первому разделу 1772 г. Пруссии отошли Поморье (Померания), часть Великой Польши, Австрии - Галиция, России - часть белорусских земель.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. в Польше была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов Европы. В 1793 г. Россия и Пруссия совершили второй раздел: Пруссии - отошли польские земли, России - Белоруссия и правобережная Украина. Второй раздел вызвал недовольство патриотов Польши. В 1794 г. началось восстание в Польше во главе с Тадеушем Костюшко (1746-1817). Восстание было подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши (1795 г.): Австрия и Пруссия получили польские земли, Россия - Курляндию, Литву, Западную Белоруссию, Западную Волынь. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Русско-турецкая война 1787-1791гг.

С 1780 г. начинается сближение России с Австрией на почве общих интересов в отношении Турции и Польши.

Между тем в правящих кругах Турции поднялась новая волна антирусских настроений. В 1787 г. Турция предъявила ультиматум с целым рядом неприемлемых требований. Ультиматум был отвергнут, и началась вторая Русско-турецкая война (1787-1791). Она протекала в трудной для России международной обстановке. В это время оформился союз Англии, Пруссии и Голландии, направленный на подрыв позиций России на Балтике. Эти страны спровоцировали Швецию, и война с ней в 1788-1790 гг. ослабила силы России, хотя мирный договор 1790 г. не внес никаких территориальных изменений между Россией и Швецией.

Поддержку России в это время оказывала лишь Австрия, и то незначительными силами. Тем не менее и эта война показала превосходство русской армии.

29 декабря (9 января) 1792 г. – Ясский мирный договор, подтверждающий условия Кючук-Кайнарджийского мира, а также признающий присоединение к России Крыма.

Отлично. Все записали таблицу себе в тетрадь.

  1. А теперь давайте прочтем источник в конце параграфа. О чем в нем говорится?

Да, хорошо.

  1. Англия, Франция, Пруссия, Австрия
  2. Главная сфера борьбы между этими державами - раздробленные Италия и Германия, Польша и страны Балканского полуострова, находившиеся под властью Турции. В течение XVIII в. главными конфликтами между европейскими державами были борьба Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию, Австрии и Пруссии - за преобладание в Германии, России - за выход к Балтийскому и Черному морям, что сталкивало ее прежде всего со Швецией и Османской империей.

  1. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадь.
  2. Учащиеся читают источник и отвечают на вопрос.
  1. Закрепление нового материала (10 мин)

Итак, какой вывод мы можем сделать о международной ситуации в XVIIIв?

Хорошо.

Давайте закрепим пройденный материал. На доске появляются задания, на которые ученикам необходимо ответить.

Учащиеся формулируют свои выводы. Учитель поправляет их в случае неверного ответа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Параграф 20, задание на листочках.

Учащиеся записывают задание в дневник и получают распечатанное задание на дом.