Главные вкладки

    О применении технологии алгоритмизации обучения ( из опыта работы)
    учебно-методический материал по истории на тему

    Украинцева Татьяна Вячеславовна

          Со стороны учителя необходимо осуществлять методически правильное руководство познавательной ( мыслительной)  деятельностью  учащихся таким образом, чтобы у них не возникло  неверного представления о легком достижении видимого успеха: прочитал – пересказал – получил «отлично». Для решения данной задачи использую технологию алгоритмизации обучения и технологию развивающего обучения.

    Самое важное при планировании результатов обучения, чтобы ученик усвоил саму возможность понять и запомнить урок при помощи умения проводить активную мыслительную обработку материала и применения определённых алгоритмов в познавательной деятельности...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                         ДОКЛАД

    учителя истории и обществознания

    МОУ- СОШ с. Староселье Унечского района

    Украинцевой Татьяны Вячеславовны

    О применении технологии алгоритмизации обучения

    ( из опыта работы)

          Со стороны учителя необходимо осуществлять методически правильное руководство познавательной ( мыслительной)  деятельностью  учащихся таким образом, чтобы у них не возникло  неверного представления о легком достижении видимого успеха: прочитал – пересказал – получил «отлично». Для решения данной задачи использую технологию алгоритмизации обучения и технологию развивающего обучения.

    Самое важное при планировании результатов обучения, чтобы ученик усвоил саму возможность понять и запомнить урок при помощи умения проводить активную мыслительную обработку материала и применения определённых алгоритмов в познавательной деятельности. 

    Например, наиболее употребимые приемы умственной работы, с которыми я знакомлю детей по ходу учебной деятельности. 

    1. Смысловая группировка материала. Учитель учит детей, что любой материал можно разделить на части, группы. Везде можно выделить вступление, основную часть, выводы, заключение. Объясняя, какая общая мысль содержится  в объединяемых вместе фразах, и, поощряя ребенка проделать такую работу самостоятельно, учитель постепенно учит ребенка расчленять материал по смыслу. Ученик может предложить и собственную смысловую группировку учебного материала, важно только, чтобы она была оправдана по содержанию. Учитель добивается, чтобы дети уяснили, что каждый учебный параграф можно переосмыслить, представить по другому, более логично и удобнее для запоминания.
    2. Поиск опорного пункта в материале. После того, как ребенок научился более или менее свободно производить смысловую группировку текста, учитель добивается, чтобы он не излагал  подробно содержание отрывка, а только сказал, о чем идет речь, дал краткую формулировку. В качестве опоры для припоминания учитель предлагает в течение урока даты, имена, необычные словосочетания, неожиданный поворот событий, рисунки и т.д.
    3. Классификация информации. Много  внимания следует уделить обучению учащихся данному приему умственной работы.  Объяснить, что основания для классификации информации могут быть самыми разными. Например, выделение знакомых и не знакомых слов, сложного и простого, известных и не известных сведений, понятного и не совсем  понятного учебного материала.
    4. Логическая систематизация.  Часто   применяю этот прием на своих уроках: изображаю или предлагаю схему, по которой детям нетрудно воспроизводить материал урока с нужной степенью подробности. Этот прием облегчает работу учащихся с абстрактной, сложной информацией.
    5. Проведение аналогии. Ученикам разъясняется, как устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов или явлений, в целом различных. Учитель  может подробно объяснить, что означает, например, дать определение. «Это означает, что нужно отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и  отразить только ему присущий признак. Выучив одно определение как образец, остальные можно запоминать, используя выученное по аналогии».
    6. Составление плана.   По моему мнению, этот прием является важным звеном в обучении правильной мыслительной деятельности учащихся. Надо  учитывать, что обычно на первых порах составление плана трудно дается ученику. Поэтому при работе с учебником учителю нужно первоначально использовать тексты, где составление плана сводится или к перечислению, или к указанию последовательности событий, а уже потом постепенно переходит к планам, требующим чисто логической последовательности. По мере овладения нужным умением, учитель приучает детей к сокращенной записи плана, а затем и  к тому, чтобы держать план в голове.

      Таким  образом,  можно осуществлять педагогическое сопровождение учащихся в их познавательной деятельности, помочь детям справиться  с возрастающими учебными требованиями и увеличивающимся объемом материала, подвести  учеников к такому усвоению материала, когда и понимание, и запоминание являются результатом активной мыслительной обработки материала. В ходе организованной учителем познавательной деятельности на основе алгоритмизации обучения  дети усваивают рациональные приемы учения и умственного труда.

       В своей практической деятельности по формированию и развитию универсальных  учебных действий  я использую следующий сложившийся  алгоритм, который прослеживается  на всех уроках.

    1. Объяснение приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
    2. Применение памяток – предписаний о способах деятельности
    3. Использование серии обучающих и тренировочных заданий возрастающей сложности.

    Например, в ходе ряда уроков пятиклассники учатся составлять планы исторических текстов. На подготовительном этапе провожу беседу с детьми о том, зачем необходимо это учебное умение. Они сами могут высказать ряд предположений:

    • чтобы лучше запомнить материал;
    • чтобы выделить самое главное в тексте;
    • чтобы логично излагать материал.

    Далее  перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:

    1. план должен полностью охватывать содержание текста;
    2. в заголовках (пунктах) плана не должны повторяться сходные формулировки;
    3. в заголовках (пунктах) плана глаголы заменяются именами существительными.

      Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тесту», в соответствии с которой начнут выполнять задание под  моим руководством и помощи.

      В последующий период  периодически даю тренировочные задания по составлению плана, чтобы дети имели возможность закрепить уже знакомый им приём действия. Цель  считается достигнутой, если школьники начинают свободно применять умение по критериям его сформированности:

    1. полнота выполняемых действий;
    2. рациональных последовательность их выполнения;
    3. осознанность выполнения действий.

        При формировании УУД высока роль памяток – предписаний, так как они определяют мыслительные шаги, то есть содержат четкие указания на желательный способ деятельности.

       В моей  методическо – дидактической базе  большое место занимает раздаточный материал для учащихся, используемый на уроках для алгоритмизации мыслительных и учебных действий и для формирования УУД.

    Таким образом, стараюсь   делать объектом преподавания и усвоения не только аспекты жизни исторических эпох и цивилизаций, но и развиваю логическое мышление учащихся, прививаю им вкус к рассуждениям, анализу явлений, обобщениям, поиску пояснений тех или иных процессов.

        Сложилась  определенная система  УУД и способов познавательной деятельности, которые следует последовательно формировать и развивать у учащихся.

    Например,

    1. историческое наблюдение или ориентирование в информации;
    2. историческая критика;
    3. исторический анализ и синтез;
    4. объяснение.

    Способы познавательной работы

    вопросы

                           УУД

    Ориентация в информации

    Кто?

    Что?

    Где?

    Когда?

    1. Умение провести активную мыслительную обработку текста (осмысленное чтение текста, карты, таблицы).
    2. Умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую (составление таблиц, схем, планов и т.п.).
    3. Умение точно формировать соответствующие изучаемой информации вопросы.
    4. Умение устанавливать связи между учебными текстами.
    5. Умение ясно выражать свои мысли устно и письменно.
    6. Умение узнавать время, место, авторство.

    Историческая критика

    Так ли это?

    1. Умение сравнивать источники, искать несовпадения.
    2. Умение искать основания для критики.
    3. Умение фиксировать нелогичность, противоречия.
    4. Умение выделять авторские оценки и интерпретации; оценивать чужие воззрения.
    5. Умение делать выводы.
    6. Умение аргументировать высказывания собственную точку зрения.

    Исторический анализ и синтез

    Почему?

    Зачем?

    Каким образом?

    1. Умение устанавливать логическую последовательность событий и явлений.
    2. Умение устанавливать причинно следственные связи.
    3. Умение составлять план анализа.
    4. Умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
    5. Умение расчленять процессы, явления, события на отдельные этапы, факты, эпизоды.
    6. Умение восстанавливать целое по фрагментам, эпизодам, фактам, отдельным частям; обобщать.
    7. Умение логически мыслить.
    8. Умение аргументировать доказывать.
    9. Умение давать оценку явлениям и событиям.
    10. Умение участвовать в диспуте.
    11. Умение написать собственные небольшие исследования – различия.

    Объяснение

    В чем сущность явления, события или процесса?

    1. Умение описывать предметы, факты, явления и т.п., выделяя характерные черты их.
    2. Умение оперировать философско-историческими понятиями: причинность, мотивация действий тех или иных исторических персонажей, случайность и закономерность, личность в истории, социум и т.д.
    3. Умение формулировать сделанные в ходе изучения источников выводы, помещая их в контекст понимания исторического процесса.

     

    Практические и интеллектуальные умения.

    Практические умения

    Интеллектуальные умения (умственные операции)

    1. строить ответ по указанным правилам;
    2. составлять простой план;
    3. составлять сложный план;
    4. составлять план – конспект;
    5. цитировать;
    6. работать с картой;
    7. давать рецензию;
    8. составлять схемы и работать по ним;
    9. составлять таблицы (хронологические, сравнительные, текстовые и т.д.) и работать по ним;
    10. правильно оформлять работу в тетради;
    11. написать сообщение, реферат, доклад.
    1. дать определение научному понятию;
    2. выполнять описание;
    3. выполнить объяснение;
    4. выполнить сравнение;
    5. выполнить доказательство;
    6. анализировать и синтезировать учебный материал;
    7. дать оценку явлению или событию;
    8. делать выводы;
    9. охарактеризовать событие, явление, процесс и т.п.

     

       

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

    В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

    Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

      Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

    Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"

    На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...

    Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучения. Из опыта работы.

    В брощюре обобщен опыт работы по созданию рецензий  на прочитанные художественные произведения....

    "Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

    Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

    Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

    Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

    Обобщение опыта. Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей.

    Статья "Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей" содержит материал по обобщению опыта использования технологии проектного обучения ...