Методическая система учителя истории
учебно-методический материал по истории на тему

Дана краткая характеристика методической системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание методической системы

учителя истории, обществознания и ОПК

МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

Лисиной Натальи Александровны.

                                                                                                           Путешественник увидел трёх рабочих, которые

                                                   толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил                          

                                                    у каждого, что он делает.

                                                    Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,

                                                    будь она проклята».

                                                    Второй сказал: «Зарабатываю хлеб для своей

                                                    семьи».

                                                     А третий гордо произнёс:

                                                     «Я СТРОЮ  ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».

      Вот так и учителя в своей работе: для одних – это тяжелый неблагодарный труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи - строят собор, собор знаний, духовности, нравственности.

      Мне понадобилось достаточно много лет, чтобы пройдя все эти этапы, понять, что моя работа – самая прекрасная на земле. Она дает возможность участвовать в «постройке» храма души ребенка, в формировании его личности и мировоззрения.

     Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы, активизируя индивидуальные умственные процессы обучающихся, используя их социальный опыт, подготовить компетентного  гражданина, готового жить в обществе, участвовать в его развитии. И самая главная задача – научить ребенка отвечать за свои поступки, совершать нравственный выбор при любых обстоятельствах, любить людей и свою страну.

      Неоценимую помощь в решении поставленных задач оказали нравственные идеи, заложенные в православии. Поэтому моя методическая система сформирована не только на основе  исторического подхода, но и на православных традициях.                                                                                                                                                                                   Проблема, над которой я работаю – определение оптимального сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий для развития ключевых компетенций, выстраивания индивидуальных траекторий обучения и воспитания учащихся, повышения мотивации к изучению истории и традиций своей страны.

       Целью методической системы является создание условий для образования, воспитания и развития личности школьника средствами истории, обществознания и православия, формирования у учащихся таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в жизни, помогли сформировать гражданскую идентичность и нравственную шкалу ценностей.

         Задачи: оптимизация процесса обучения через компетентностно - ориентированный подход, придание ему исследовательского, творческого характера; формирование общеучебных умений и навыков, ключевых и предметных компетенций; достижение высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся; создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.

        В целом, любая методическая система учителя включает три основные составляющие: целевой раздел; формы, методы и средства обучения; а также анализ (мониторинг) результативности работы.

Компоненты методической системы

Характеристики
методической системы

Самохарактеристика методической системы

1.

Цели

Учебные, воспитательные, развивающие

Методическая система предполагает достижение следующих целей:

Учебные:

Освоение знаний о событиях мировой и отечественной истории, о законах развития общества, о традициях народов, о становлении цивилизации;

Овладение умением анализировать исторические факты, высказывать о них собственное суждение, отслеживать причинно-следственные связи;

Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, своей гражданской позиции.

Воспитательные:

Воспитание уважения к культурным традициям народов России и других стран мира, к историческому прошлому своей страны;

Воспитание потребности в освоении и сохранении ценностей мировой культуры;

Воспитание нравственно зрелой личности, умеющей делать моральный выбор и нести за него ответственность

Развивающие:

Развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного и критического мышления:

Развитие навыков сотрудничества, умений работать в группе, навыков оценивания своей деятельности;

Развитие навыков  использования полученных знаний в повседневной жизни

2.

Содержание

  • Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.
  • Компьютерные обучающие программы.
  • Программы, представленные через видео-, информационные и телекоммуникационные средства.
  • Интеграция основного (стандарт) и дополнительного образования  

Содержание учебного материала по истории и обществознанию определяется стандартом общего образования, на основе которого разработаны программы учебных курсов.

Программы:

1. Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию.   Стандарт основного общего образования по истории.  

2. Программы общеобразовательных учреждений. История. М., «Просвещение», 2011г  

3. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание.

 М., «Просвещение», 2010 г

        Учебники:

1. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. А. В. Вигасин, Г.И. Гордер. М.: «Просвещение», 2013

2. История средних веков. Учебник для 6 класса Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. «Просвещение», 2014

3. История России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина., М.: «Просвещение», 2014

4. История России: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина., М.: «Просвещение», 2011

5. Новая история, 1500-1800 гг.: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: «Просвещение», 2011

6. Новая история, 1800-1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: «Просвещение», 2011 г.

7. История России XIX век. 8 кл.: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г век", М., «Просвещение», 2014

8. Новейшая история зарубежных стран XX - н. XXI века. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа О. А. М., «Просвещение», 2013 г.

9. История России XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М., «Просвещение» 2013 г.

10. Учебники обществознания с 5 по 9 класс Боголюбов Н.И. Просвещение 2014

11. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение» 2012

   Электронные пособия:

1. CD-диск «Основы православной культуры»

2. Энциклопедия истории России 862-1917 (CD-диск)

3. Россия на рубеже третьего тысячелетия (CD-диск)

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск)

5. История России 7-8 класс (4 CD-диска)

6. Вторая мировая (CD-диск)

    В качестве дополнительных учебных пособий применяются хрестоматии по истории России, которые раскрывают события истории и культуры с разных сторон, дают документальную информацию о событиях, помогают взглянуть на исторические события глазами очевидцев.

          В изучении курсов важная роль отводится ИКТ как в рамках аудиторной работы, так и в самостоятельной работе детей. Во время изучения русской культуры активно применяется комплекс электронных учебных пособий, также активно применяются возможности, которые дают виртуальные музеи (Например, Art Project - так называется проект и интернет-страница, разработанная в рамках Google и дающая возможность осмотреть более тысячи произведений мирового искусства из собраний 17 крупнейших музеев и галерей по всему свету и другие).

Дополнительное наполнение содержания курса происходит за счет использования информационных и телекоммуникационных средств.

3.

Формы обучения

  • Урок, занятие, игра, экскурсия.
  • Лекции, семинары, практические работы.
  • Проектная деятельность

Система включает разнообразные формы учебной деятельности. В основе методической системы – учебное занятие, которое проводится в разных формах  - беседы, лекции,  игры, экскурсии, семинара, которые позволяют организовать активную деятельность учащихся. Именно такие формы позволяют использовать предметные составляющие для достижения учебных результатов.  Вступление в  «диалог» с историческими персонажами способствует пониманию  происходивших событий, позволяет  увидеть мир как многовековой культурный слой, и «присвоить»  себе его частицу, т.е. стать соучастником исторического процесса.

Творческие способности формируются в самостоятельной деятельности учащихся, которая может быть организована как во время урока, так и при подготовке к нему. Самостоятельная работа осуществляется через выполнение заданий по анализу документов, при подготовке докладов и сообщений, по выполнению индивидуальных и коллективных проектов.

4.

Формы организации деятельности учащихся

  • Фронтальные
  • Индивидуальные
  • Парные
  • Коллективные
  • Групповые

В системе используются различные формы организации деятельности учащихся. Фронтальная форма позволяет передать основные элементы содержания, а урок- семинар, дискуссия, работа парами или  в группах с различными историческими источниками позволяют не только составить собственное мнение, представить его, но и скорректировать его с учетом мнения других. Подобные формы работы стимулируют  позицию ученика как активного участника познавательной деятельности,  обогащают его  эмоционально и духовно, ведь в данном случае выражаются эмоции, впечатления, без которых невозможно становление личности.

5.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.
  • Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
  • Эвристический, моделирующий, проектный.
  • Другие

В большой степени система предполагает частично-поисковый метод обучения, но для того, чтобы заниматься исследованием ребенок должен иметь базовые знания, которые формируются в процессе объяснения с использованием иллюстративного материала. Исследования детей направлены на изучение основных событий и фактов, их анализ и преобразование, что способствует развитию мыслительных способностей. В курсе истории, обществознания и основ православной культуры дети занимаются проектной деятельностью. Данный вид работы требует от ученика  проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать информацию и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета. Результаты создания и реализации проектов отражаются  в портфолио.

6.

Педагогические технологии

  • Педагогические технологии
  • Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

     Сквозной линией проходят педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса                    (по Селевко Г.).

 Гуманистическая направленность образования выражается идеями:

  1. Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с конкретными ценностями социокультурных сообществ;
  2. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность её ценностей;
  3. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
  4. Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;
  5. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии решений уважается и поощряется;
  6. Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

 Дополнительными составляющими системы являются элементы ИКТ, проблемной технологии, они позволяют формировать умения самоанализа результатов деятельности и осуществлять мониторинг личностных результатов обучения. Использование данных технологий позволило  не только познакомить обучающихся  с предметным содержанием,  но  для некоторых  преодолеть барьер негативного отношения к истории и религии. При взаимодействии  мира личности и мира  истории происходит накопление жизненного опыта учащихся, становление личности.        

На уроках предусмотрена система творческих заданий разного уровня, в которой каждый ребенок может проявить свои творческие способности на доступном ему уровне. Например, после изучения архитектуры Древней Руси ребятам предлагается выполнить ряд заданий по выбору: подготовить доклад о любом памятнике архитектуры Древней Руси, сравнить особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры, написать рассказ о памятнике или храме, сочинить стихотворение-гимн в честь красоты древнерусской архитектуры, нарисовать рисунок. Этот набор заданий показывает, что каждый ребенок сможет выполнить то, что его заинтересует, и на том уровне, который он имеет.

7.

Средства обучения

  • Информационные (вербальные, учебно-наглядные).
  • ИКТ
  • Дидактические средства

В соответствии с современными требованиями к  образовательному процессу на первое место выходят технические средства обучения, которые позволяют использовать статичную наглядность, видеосюжеты, аудиозаписи. Важно, чтобы ребенок умел не только воспринимать изображения, но и анализировать увиденное. Тем не менее, важное место  на моих уроках отводится слову учителя, так как невозможно техническими средствами передать эмоции, чувства, отношение к событиям и людям.

8.

Результат

  • Мониторинг
  • Педагогическая диагностика
  • КИМ

Результат работы по данной системе отслеживается в процессе мониторинга учебных умений и личностного анализа на основе проводимых исследований, а также портфолио. Результатами системы можно считать достижения учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. За последние три года значительно увеличилось количество участников олимпиад по истории ( с 12% до 26%) и особенно по православию ( с 14% до 56% от общего количества обучающихся). В 2014-2015 учебном году сразу несколько человек стали победителями в школьных этапах всероссийской олимпиады по православию и в олимпиаде, посвященной Великой Отечественной войне.

9.

Авторская составляющая методической системы

На основе использования вышеуказанных технологий складывалась педагогическая система, которая привела к разработке программы по гражданско-патриотическому воспитанию. (Приложение № 1) Также, используя накопленный опыт, был разработан ряд уроков, где наглядно показаны возможности использования педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса. Представлены два урока: по истории России, 9 класс по теме    

« История страны через историю моей семьи » ( СД - диск) и по основам православной культуры, 4 класс по теме «Подвиг» (Приложение № 2) Также можно ознакомиться с проектом, подготовленным к празднику Пасхи. Проект является результатом интеграции истории, православия и технологии, в нем задействован помимо меня учитель технологии нашей школы Петрова Т.Е.  (Сайт «Прошколу», моя личная страница)            

     В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно- нравственное его совершенствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат....

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"

Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...

Методическая система учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ № 5" г. Калуги Артёмовой Ю.С.

Современному обществу необходима активная, творчески мыслящая, разносторонне развитая личность, готовая решать сложные проблемы, анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Для успеш...

Методическая система учителя истории и обществознания

Предметы история и обществознание ставят перед учителем цель - формирование предметных знаний, умений и навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению этой цели лежит ч...