Открытый урок по теме "Екатерина Великая"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Макарова Елена Николаевна

Урок посвященный эпохе Екатерины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_velikaya.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема  урока «Великая Екатерина»
  2. Тип урока: изучение нового материала, деятельностный подход
  3. Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая
  4. Цель урока: 

     Дать характеристику исторической личности Екатерине Великой, иметь представление о ее внутренней и внешней политики.

     задачи: 

образовательные:

  • познакомить учащихся с эпохой Екатерины великой;
  • дать представление об основных событиях и явлениях общественной жизни России в XXIII в.;
  • продолжить развивать анализ карт, схем;
  • активизировать познавательную активность обучающихся на уроке.

воспитательные: 

  • воспитание чувства любви к Родине;
  •  прививать интерес к предмету история.
  • способствовать формированию у школьников гражданских,   патриотических чувств.

 развивающие: 

  • продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
  • приводить примеры, формировать умения работы с исторической литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
  1. Оборудование: Проектор, презентация, рабочие листы, памятки, историческая  

                            карта «Российская империя во второй половине XVIII века»,

                            распечатанные исторические источники, Энциклопедия истории  

                            России 862-1917. Интерактивный мир. АО Коминфо. 1998-2001.

      11. Ход урока

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок истории. .Попрошу вас быть активными, внимательными и настроиться на плодотворную работу вместе со мной. Обратите внимание что у вас на столах находятся тексты с историческими источниками, рабочие листы и памятка по составлению синквейна. Все это пригодится нам с вами для работы на уроке.

  1. «Волнующее» начало.

    После смерти Петра I .В течение 37 лет страной правили не лица, занимавшие трон, а те, кто находился у его подножия, - вельможи и фавориты.

Как вы думаете каком периоде в истории России идет речь?

    Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном политическом лидере, который пришел к власти в результате государственного переворота. Дадим характеристику его личности, а также охарактеризуем его внутреннюю и внешнюю политику.

(Учитель умышленно не произносит имя исторической личности).

  1. Постановка проблемы и решение проблемы.        (слайд №1)

    Когда я готовилась к уроку, у меня возникла проблема – я не смогла сформулировать тему урока. И я очень надеюсь, что вы мне поможете в разрешении этой проблемы  к концу занятия.

  1. Решение проблемы, изучение  материала.

     На ваших столах лежат тексты исторических источников, где рассказывается о характерных чертах исторического деятеля, о котором мы с вами сегодня будем говорить, которые в той или иной мере проявлялись на протяжении его жизни.

     Познакомьтесь с содержанием исторических источников и  попробуйте дать характеристику этого человека. Попробуйте определить, о ком идет речь?

Работа  с историческими источниками (7-10 минут).

           По истечении времени учитель просит дать ответ.

      Если я покажу вам галерею современников, это поможет вам узнать историческую личность?                                                                                           (слайд №2)

 

МЫ  В ОТВЕТЕ ЗА ИМЯ РОССИИ.

                                    Мы - Россияне! В этом слове все:

                                    ПАТРИОТИЗМ – мы  часто слышим  с вами…

                                    Историю  не повернуть нам  вспять,

                                    Но символ Родины мы можем выбрать сами.

Ткачев в газете интервью дает.

Усталый взгляд улыбка озаряет,

И нашей он   поддержки очень ждет,

Когда свою идею  продвигает.

                                   Идея нам доступна и проста:

                                   Имя женское должно быть у России.

                                   На Кубани оно у всех на устах:

                                  « ЕКАТЕРИНА достойна быть нашей миссией».

Она  укрепляла державу свою,

Сама не начав ни разу войну.

                                  В Европу  дверь распахнула открыто,

                                  Мечтала, чтоб жили все  мирно и сыто.

Строила церкви , соборы, дома,

Успехов всегда добивалась сама.

Не важно, где ты родился ,живешь,

Важно, какую ты песню поешь!...

Мы - Россияне! И скажем  спокойно:

«Екатерины Великой - мы ИМЯ достойны!»

     Как вы думаете, каких поступков, действий можно ожидать от личности, которая обладает подобными качествами?

Рассуждения обучающихся.                                                                    (слайд №3)

     Историк В.О.Ключевский писал: «…она была последней случайностью на русском престоле, она все время «твердым, хотя и неслышным шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу». В итоге незаконно и при этом дважды захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну».

     В 1762 году 28 июня в результате государственного переворота Екатерина II взошла на российский престол.

Работа с рабочими листами. Давайте обратимся к нашим рабочим листам . А теперь записываем годы правления Екатерины II.

    34 года правила Екатерина, считала себя преемницей Петра Великого и многого достигла. Давайте с вами охарактеризуем ее внутреннюю и внешнюю политику.

     Годы правления Екатерины II вошли в историю как время «просвещенного абсолютизма». Характеристику «просвещенного абсолютизма» вы видите на экране перенесите  их в рабочие листы.

(слайд №4)

     Н.М.Карамзин писал: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений».

    Екатерина была умеренным просветителем, считала первоочередной задачей распространение среди народа просвещения и даже в 1786 году попыталась ввести всеобщее начальное образование.

    Начало правления Екатерины ознаменовалось созданием Вольного экономического общества и созывом Уложенной комиссии.

Работа с рабочими листами (таблица 1).

 (слайд 5, слайд 6)

    Екатерина II стремилась привести органы власти в соответствие с потребностями времени. Она провела целый ряд реформ: это и реформы центрального и местного управления, экономические реформы, сословные реформы.

Работа с рабочими листами (таблица 2,3,).                    (слайд 7)

    Вместе с ребятами заполняем таблицу          (слайд 8,9)

                                                     

    Физкульт  минутка

Встали с места потянулись

пару раз друг другу повернулись,

Руки сжали раз два, три в замок

А теперь все сели, продолжаем наш урок.

   Говоря о внешней политике Екатерины, мы можем сказать ,что  она считала, что продолжает дело Петра. И если Петр I завоевал выход в Балтийское море, то ее делом чести – завоевание выхода к Черному морю. Это было одно из основных направлений ее внешней политики. В борьбе за выход к Черному морю интересы Российской империи пересеклись с интересами Османской империи. Началась русско-турецкая война. Внимание на карту.

Анимационная карта. Заполняем таблицу 5 (первая русско-турецкая война) в рабочих листах. (слайд 10,1,12).

   

  Другое направление внешней политики – участие в разделах Речи Посполитой.                                                                                                 (слайд 13,14)

Работа с  картой «Разделы Речи Посполитлой» и данными таблицы 6 в рабочих листах.

Каковы итоги правления Екатерины II? (обучающиеся подводят итоги).

  1. Решение проблемы. Рефлексия.

    Ребята, возвратимся к проблеме, которую я обозначила в начале урока. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Ту тему, которая вам понравилась, внесите в рабочие листы.

    Насколько личность Екатерины II вам показалась привлекательной?

Составление синквейна в группах, затем их представление.            (слайд 15,16,17)

  1. Домашнее задание.

закончить таблицу 4.

 (слайд 18)

Приложения

- презентация

- рабочий лист

- памятка «Как составить синквейн?»

- памятка «Характеристика исторической личности»

- исторические источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"

конспект   урока  в 11  классе по теме "ВОв"...

Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"

В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород....

Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс

Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны.

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны...