"Мой край родной"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кравченко Ирина Владимировна

Конспект урока по истории и культуре родного края

Тема урока: "Мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_ikrk.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Родина. Родной край».

Цели:

        Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;

        способствовать воспитанию любви и Отечеству и родному краю, уважение к истории и культуре народов России;

         познакомить со знаменитыми людьми – односельчанами;

        способствовать расширению  социального опыта ребёнка, осознанию себя частью своей страны.

 

Оборудование:

- учебник истории и культуры родного края, 5 кл.;

- карта России;

- карта Республики Калмыкия;

- книга: Демьяненко В.И.  «Край родной – земля яшалтинская»;

- презентация «История села»;

- песня  «Деревенька моя» и другие (по мере необходимости)

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Родина. Родной край». Эта тема очень близка каждому человеку.  Ведь у каждого человека есть Родина, свой маленький уголок на Земле, где родился и вырос.

  1. Работа с картой

Вначале, ребята,  давайте поработаем с картой:

      - Как называется наша страна? Покажите на карте территорию России.

      - Как называется главный  город нашей страны?  Покажите.  

      - Покажите на карте республику, в которой мы с вами живем. Как она называется?

      - Как называется главный город Республики Калмыкия?

      - Какие ещё города можете назвать, сколько их в нашей республике?

      - Попробуйте на карте найти нашу деревню – Бага - Тугтун.

      - Возле какого озера  находится наше село? Назовите соседние деревни и села.

  1. С чего начинается Родина.

   Слово учителя. Вот так постепенно мы и подошли к теме нашего урока.  /спокойная лирическая мелодия /.

    Родина. Отчизна. Отечество. Скажите, а как звучат эти слова на калмыцком  языке?

Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой    буквы. Ведь ими мы называем свою страну.

          А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например,  пишется, что Родина начинается:

                     С картинки в твоём букваре,

                     С хороших и верных товарищей,

                     Живущих в соседнем дворе…

            Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы.  Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой-то город,  село,  посёлок, кишлак. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.

               Для многих Родина берёт начало с родительского, то есть отчего дома. Отчий – значит отцовский. И слово это происходит от того же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество –   земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.

                Но Родина – это  не только отчий дом. И человек, где бы ни находился,  всё время вспоминает то,  что навсегда осталось в его сердце: родные, с детства знакомые места – свою   Родину, свой родной край.

                В нашей стране много республик, краев и областей. И везде своя природа, свой климат, свой   животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки:  густые  леса и перелески, долины и  реки, степи и горы.

  1. Происхождение названия деревни и соседних деревень и села.

Учитель: Наше село – наша малая Родина, носит название Бага - Тугтун. Но название на калмыцком языке звучит более красиво и певуче «Баhтугтун»  (дословно «краснознамённые»).

           Откуда пришло это название? Кто и почему его так назвал – мы узнаем из сообщения  ученика  Ф.И. (Сообщение ученика (цы) на тему: «История села «Бага - Тугтун»)

                 - Что вы узнали из этого сообщения о происхождении деревни?

(Ответы детей.)

  1. Работа со слайдами презентации «Из истории деревни».

Выборочный показ слайдов и беседа с учащимися.  (Слайды с фотографиями  улиц и достопримечательностей деревни.)

Вопросы:

  • Узнают ли ученики родные места?
  •  Как называется эта улица?
  • Кто из учеников живёт на этой улице?
  • Как называется местность? И пр.
  1. Любишь ли ты свой родной край?

Вопрос учителя. Любите ли вы свой родной край?

      Устные ответы учащихся

Предположительные ответы

            Мне нравится мой родной край. Мне нравятся его широкие степи и луга, лесопосадки.

        Я люблю свое село Бага - Тугтун, потому что возле села находится роща. Летом мы собираем там цветы, осенью – ходим за грибами.

         Летом я люблю ездить с родителями на Маныч. Мы купаемся, загораем. А зимой мы с друзьями катаемся на  коньках, на нашем пруду. И др.

Люблю наш пруд, где  можно посидеть с удочкой. А ещё можно в нем искупаться,  и получить от этого удовольствие.                            

Мне очень нравится мой край! В моём краю есть много интересного, и просто потому, что меня окружают мои соседи, друзья, знакомые люди.

         

«Если скажут слово Родина,

 Сразу в памяти встаёт

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот…

         Или степь, от маков красная,

         Золотая целина…

         Родина бывает разная,

         Но у всех она одна!»

  1. Чем же знаменит наш край?  Что является его  гордостью?

       Своё сообщение на тему «Школа – наша гордость» читает ученик (ца) Ф.И . Текст сообщения.

          Все ребята подготовили хорошие сообщения. Некоторые данные мы узнали из  школьного архива, некоторые – их книг , некоторые – из рассказов старожилов.

        На следующей неделе постараемся съездить в районный музей , и узнать ещё некоторые факты истории села и района.

  1. Наши односельчане

Наш край богат  умными, талантливыми людьми. Здесь родились, выросли, живут и работают другие знаменитые и незнаменитые наши односельчане.

       Работа с книгой Демьяненко В.И.  «Край родной – земля яшалтинская»;

                   Песня  «Деревенька моя».

Деревня моя деревянная дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в лёгком платочке июльского облака
В веснушках черёмух стоишь над рекой.

Родная моя деревенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла.
К тебе моё сердце по-прежнему просится,
А я всё не еду - дела и дела.

Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как век, деревенька моя.
Тебя называю по имени-отчеству,  

 Святая, как хлеб, деревенька моя.                       

 

  1. Итоговая беседа
  • Назовите тему сегодняшнего урока.  
  • Кто сможет назвать почтовый адрес деревни?
  • О ком из знаменитых односельчан мы говорили на уроке?
  • Какой вывод можно сделать из темы урока?     

Предположительные ответы: Любить Родину, беречь природу, уважительно относится к окружающим.

  1.  Домашнее задание:

- Написать небольшой рассказ «Почему я люблю мой родной край» (провести параллель между названием учебника «Родной край» и родиной);

- Написать пословицы и поговорки о родине на калмыцком и русском языке.    

Яшалтинского  района  Республики Калмыкия

МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»

Открытый урок в 5 классе на тему:

Автор-составитель: учитель истории

                                                                         и культуры родного края

                                                                                         МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»

                                                                           Яшалтинского района РК

                                                                                       Кравченко Ирина Владимировна

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

"Мой край родной , мой край степной"

национально-региональный компонент...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Пушкинские места Москвы «Края Москвы, края родные…»

Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о пушкинских местах столицы, с которыми связаны важнейшие события в жизни ...