"Мой край родной"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока по истории и культуре родного края
Тема урока: "Мой край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ikrk.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Родина. Родной край».
Цели:
∙ Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;
∙ способствовать воспитанию любви и Отечеству и родному краю, уважение к истории и культуре народов России;
∙ познакомить со знаменитыми людьми – односельчанами;
∙ способствовать расширению социального опыта ребёнка, осознанию себя частью своей страны.
Оборудование:
- учебник истории и культуры родного края, 5 кл.;
- карта России;
- карта Республики Калмыкия;
- книга: Демьяненко В.И. «Край родной – земля яшалтинская»;
- презентация «История села»;
- песня «Деревенька моя» и другие (по мере необходимости)
- Организационный момент.
Тема нашего урока «Родина. Родной край». Эта тема очень близка каждому человеку. Ведь у каждого человека есть Родина, свой маленький уголок на Земле, где родился и вырос.
- Работа с картой
Вначале, ребята, давайте поработаем с картой:
- Как называется наша страна? Покажите на карте территорию России.
- Как называется главный город нашей страны? Покажите.
- Покажите на карте республику, в которой мы с вами живем. Как она называется?
- Как называется главный город Республики Калмыкия?
- Какие ещё города можете назвать, сколько их в нашей республике?
- Попробуйте на карте найти нашу деревню – Бага - Тугтун.
- Возле какого озера находится наше село? Назовите соседние деревни и села.
- С чего начинается Родина.
Слово учителя. Вот так постепенно мы и подошли к теме нашего урока. /спокойная лирическая мелодия /.
Родина. Отчизна. Отечество. Скажите, а как звучат эти слова на калмыцком языке?
Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну.
А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например, пишется, что Родина начинается:
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой-то город, село, посёлок, кишлак. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с родительского, то есть отчего дома. Отчий – значит отцовский. И слово это происходит от того же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.
Но Родина – это не только отчий дом. И человек, где бы ни находился, всё время вспоминает то, что навсегда осталось в его сердце: родные, с детства знакомые места – свою Родину, свой родной край.
В нашей стране много республик, краев и областей. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки: густые леса и перелески, долины и реки, степи и горы.
- Происхождение названия деревни и соседних деревень и села.
Учитель: Наше село – наша малая Родина, носит название Бага - Тугтун. Но название на калмыцком языке звучит более красиво и певуче «Баhтугтун» (дословно «краснознамённые»).
Откуда пришло это название? Кто и почему его так назвал – мы узнаем из сообщения ученика Ф.И. (Сообщение ученика (цы) на тему: «История села «Бага - Тугтун»)
- Что вы узнали из этого сообщения о происхождении деревни?
(Ответы детей.)
- Работа со слайдами презентации «Из истории деревни».
Выборочный показ слайдов и беседа с учащимися. (Слайды с фотографиями улиц и достопримечательностей деревни.)
Вопросы:
- Узнают ли ученики родные места?
- Как называется эта улица?
- Кто из учеников живёт на этой улице?
- Как называется местность? И пр.
- Любишь ли ты свой родной край?
Вопрос учителя. Любите ли вы свой родной край?
Устные ответы учащихся
Предположительные ответы
Мне нравится мой родной край. Мне нравятся его широкие степи и луга, лесопосадки.
Я люблю свое село Бага - Тугтун, потому что возле села находится роща. Летом мы собираем там цветы, осенью – ходим за грибами.
Летом я люблю ездить с родителями на Маныч. Мы купаемся, загораем. А зимой мы с друзьями катаемся на коньках, на нашем пруду. И др.
Люблю наш пруд, где можно посидеть с удочкой. А ещё можно в нем искупаться, и получить от этого удовольствие.
Мне очень нравится мой край! В моём краю есть много интересного, и просто потому, что меня окружают мои соседи, друзья, знакомые люди.
«Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!»
- Чем же знаменит наш край? Что является его гордостью?
Своё сообщение на тему «Школа – наша гордость» читает ученик (ца) Ф.И . Текст сообщения.
Все ребята подготовили хорошие сообщения. Некоторые данные мы узнали из школьного архива, некоторые – их книг , некоторые – из рассказов старожилов.
На следующей неделе постараемся съездить в районный музей , и узнать ещё некоторые факты истории села и района.
- Наши односельчане
Наш край богат умными, талантливыми людьми. Здесь родились, выросли, живут и работают другие знаменитые и незнаменитые наши односельчане.
Работа с книгой Демьяненко В.И. «Край родной – земля яшалтинская»;
Песня «Деревенька моя».
Деревня моя деревянная дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в лёгком платочке июльского облака
В веснушках черёмух стоишь над рекой.
Родная моя деревенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла.
К тебе моё сердце по-прежнему просится,
А я всё не еду - дела и дела.
Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как век, деревенька моя.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как хлеб, деревенька моя.
- Итоговая беседа
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Кто сможет назвать почтовый адрес деревни?
- О ком из знаменитых односельчан мы говорили на уроке?
- Какой вывод можно сделать из темы урока?
Предположительные ответы: Любить Родину, беречь природу, уважительно относится к окружающим.
- Домашнее задание:
- Написать небольшой рассказ «Почему я люблю мой родной край» (провести параллель между названием учебника «Родной край» и родиной);
- Написать пословицы и поговорки о родине на калмыцком и русском языке.
Яшалтинского района Республики Калмыкия
МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»
Открытый урок в 5 классе на тему:
Автор-составитель: учитель истории
и культуры родного края
МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»
Яшалтинского района РК
Кравченко Ирина Владимировна
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
"Мой край родной , мой край степной"
национально-региональный компонент...
Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."
Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....
Пушкинские места Москвы «Края Москвы, края родные…»
Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о пушкинских местах столицы, с которыми связаны важнейшие события в жизни ...