"Мой край родной"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока по истории и культуре родного края
Тема урока: "Мой край родной"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Родина. Родной край».
Цели:
∙ Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;
∙ способствовать воспитанию любви и Отечеству и родному краю, уважение к истории и культуре народов России;
∙ познакомить со знаменитыми людьми – односельчанами;
∙ способствовать расширению социального опыта ребёнка, осознанию себя частью своей страны.
Оборудование:
- учебник истории и культуры родного края, 5 кл.;
- карта России;
- карта Республики Калмыкия;
- книга: Демьяненко В.И. «Край родной – земля яшалтинская»;
- презентация «История села»;
- песня «Деревенька моя» и другие (по мере необходимости)
- Организационный момент.
Тема нашего урока «Родина. Родной край». Эта тема очень близка каждому человеку. Ведь у каждого человека есть Родина, свой маленький уголок на Земле, где родился и вырос.
- Работа с картой
Вначале, ребята, давайте поработаем с картой:
- Как называется наша страна? Покажите на карте территорию России.
- Как называется главный город нашей страны? Покажите.
- Покажите на карте республику, в которой мы с вами живем. Как она называется?
- Как называется главный город Республики Калмыкия?
- Какие ещё города можете назвать, сколько их в нашей республике?
- Попробуйте на карте найти нашу деревню – Бага - Тугтун.
- Возле какого озера находится наше село? Назовите соседние деревни и села.
- С чего начинается Родина.
Слово учителя. Вот так постепенно мы и подошли к теме нашего урока. /спокойная лирическая мелодия /.
Родина. Отчизна. Отечество. Скажите, а как звучат эти слова на калмыцком языке?
Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну.
А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например, пишется, что Родина начинается:
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой-то город, село, посёлок, кишлак. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с родительского, то есть отчего дома. Отчий – значит отцовский. И слово это происходит от того же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.
Но Родина – это не только отчий дом. И человек, где бы ни находился, всё время вспоминает то, что навсегда осталось в его сердце: родные, с детства знакомые места – свою Родину, свой родной край.
В нашей стране много республик, краев и областей. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки: густые леса и перелески, долины и реки, степи и горы.
- Происхождение названия деревни и соседних деревень и села.
Учитель: Наше село – наша малая Родина, носит название Бага - Тугтун. Но название на калмыцком языке звучит более красиво и певуче «Баhтугтун» (дословно «краснознамённые»).
Откуда пришло это название? Кто и почему его так назвал – мы узнаем из сообщения ученика Ф.И. (Сообщение ученика (цы) на тему: «История села «Бага - Тугтун»)
- Что вы узнали из этого сообщения о происхождении деревни?
(Ответы детей.)
- Работа со слайдами презентации «Из истории деревни».
Выборочный показ слайдов и беседа с учащимися. (Слайды с фотографиями улиц и достопримечательностей деревни.)
Вопросы:
- Узнают ли ученики родные места?
- Как называется эта улица?
- Кто из учеников живёт на этой улице?
- Как называется местность? И пр.
- Любишь ли ты свой родной край?
Вопрос учителя. Любите ли вы свой родной край?
Устные ответы учащихся
Предположительные ответы
Мне нравится мой родной край. Мне нравятся его широкие степи и луга, лесопосадки.
Я люблю свое село Бага - Тугтун, потому что возле села находится роща. Летом мы собираем там цветы, осенью – ходим за грибами.
Летом я люблю ездить с родителями на Маныч. Мы купаемся, загораем. А зимой мы с друзьями катаемся на коньках, на нашем пруду. И др.
Люблю наш пруд, где можно посидеть с удочкой. А ещё можно в нем искупаться, и получить от этого удовольствие.
Мне очень нравится мой край! В моём краю есть много интересного, и просто потому, что меня окружают мои соседи, друзья, знакомые люди.
«Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!»
- Чем же знаменит наш край? Что является его гордостью?
Своё сообщение на тему «Школа – наша гордость» читает ученик (ца) Ф.И . Текст сообщения.
Все ребята подготовили хорошие сообщения. Некоторые данные мы узнали из школьного архива, некоторые – их книг , некоторые – из рассказов старожилов.
На следующей неделе постараемся съездить в районный музей , и узнать ещё некоторые факты истории села и района.
- Наши односельчане
Наш край богат умными, талантливыми людьми. Здесь родились, выросли, живут и работают другие знаменитые и незнаменитые наши односельчане.
Работа с книгой Демьяненко В.И. «Край родной – земля яшалтинская»;
Песня «Деревенька моя».
Деревня моя деревянная дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в лёгком платочке июльского облака
В веснушках черёмух стоишь над рекой.
Родная моя деревенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла.
К тебе моё сердце по-прежнему просится,
А я всё не еду - дела и дела.
Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как век, деревенька моя.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как хлеб, деревенька моя.
- Итоговая беседа
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Кто сможет назвать почтовый адрес деревни?
- О ком из знаменитых односельчан мы говорили на уроке?
- Какой вывод можно сделать из темы урока?
Предположительные ответы: Любить Родину, беречь природу, уважительно относится к окружающим.
- Домашнее задание:
- Написать небольшой рассказ «Почему я люблю мой родной край» (провести параллель между названием учебника «Родной край» и родиной);
- Написать пословицы и поговорки о родине на калмыцком и русском языке.
Яшалтинского района Республики Калмыкия
МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»
Открытый урок в 5 классе на тему:
Автор-составитель: учитель истории
и культуры родного края
МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»
Яшалтинского района РК
Кравченко Ирина Владимировна
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."
Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....
Пушкинские места Москвы «Края Москвы, края родные…»
Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о пушкинских местах столицы, с которыми связаны важнейшие события в жизни ...

