Рабочая программа по истории для 6 класса (ФГОС ООО)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Завезёнова Татьяна Григорьевна

рабочая программа составлена для 6-х классов, обучающихся в условиях опережающего введения ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету;

– общая характеристика вводного курса;

– место в учебном плане;

– требования к результатам обучения;

– основное содержание  курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным линиям обучения;

– примерное тематическое планирование с описанием видов учебных действий и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

  • учебно-методическое оснащение учебного процесса.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • примерной программы по истории.(2010 г.)
  • Учебный план МОБУ СОШ № 1 для 6 Б,В классов.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа для 6 класса по истории Средних веков и истории России соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и обеспечена учебными пособиями.

Программа по истории предназначена для 6 Б,В классов, на изучение предмета согласно школьному учебному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю). 

Основу курса истории за 6 класс составляют следующие содержательные линии:

  1. историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества;
  3. Историческое движение:
  • Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства. Техники, изменение характера экономических отношений;
  • Формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных, и др.; динамика социальных движений  в истории;
  • Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  • История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических системи ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями; проблема войны и мира в истории.

Преподавание истории в 6 классе основывается на системно-деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативныхумений.

Требования к результатам изучения предмета история

(личностным, метапредметным, предметным)

Личностными результатами изучения курса истории в 6-м классе являются следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общностей;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих учебных действий:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый  план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих умений:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в стории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  • История. Средние века. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.А. Ведюшкин. В.И. Уколова; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – М. : Просвещение. 2011.
  • История. Россия с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ А.А. Данилов; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2-е изд. -  М. : Просвещение. 2013.
  • Электронное приложение «История. Россия с древнейших времён до конца XVI века.» 6 класс
  • Тетрадь -  экзаменатор по истории Средних веков

Для учителя:

  • История. Средние века. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.А. Ведюшкин. В.И. Уколова; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – М. : Просвещение. 2011.
  • История. Россия с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ А.А. Данилов; Рос. акад. наук,  Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». –2-е изд. -  М. : Просвещение. 2013.
  • Электронное приложение «История. Россия с древнейших времён до конца XVI века.» 6 класс

Дополнительные пособия для учителя:

  • Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
  • Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
  • Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии./С.Г.Зубанова, Н.И. Чеботарев-М.: «Глобус»,2009

Формы организации образовательного процесса:

  • Урок открытия нового знания4
  • Урок рефлексии;
  • Урок контроля.

Формы и виды контроля:

  • практический (составление плана, схем, таблиц, анализ текстов, редактирование текстов);
  • письменный (решение тестов, других заданий);
  • устный (ответы на вопросы, работа с упражнениями учебника, дополнительной литературы)

Содержание курса истории в 6 классе:

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье.

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы европы в раннее Средневековье. Франки6 расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная римская империя. Британия и ирландия в раннее Средневековье. Норманны6 общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV – XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI – XI вв.: расселение. Занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус и образ жизни.

Крестьянство6 феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно – рыцарские ордены. Ереси6 причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII – XV вв. усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Жанна Д,Арк. Германские государства в XII – XV вв. экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. экспансия турок – османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в представлении средневекового человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Ранее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства Доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

Древняя и средневековая Русь.

Что изучает история Отечества. История России –часть всемирной истории. Факторы самобытности Российской истории. История региона – часть истории России.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия. Социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства6 предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

Социально – экономический и политический строй древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись. Иконы. Декоративно – прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.

Русь Удельная в 30-е гг. XII - XIII вв. политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально – политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо – западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго – Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества литовского.

Культура Руси в 30 –е гг. XII – XIII в. Летописание. Каменное строительство. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

Московская Русь в IV – XV вв. причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь6 борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XVв.. ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от золотой орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально – крепостнической системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти. Развитие культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – третий Рим».

Культура и быт Руси в XIV – XV вв. начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества. Расцвет иконописи.

Московское государство в XVI в. Социально – экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550 - х гг и их значение. Стоглавый собор. Опричнина6 причины сущность. Последствия.

Внешняя политика и международные связи московского царства в XVIв. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание. Публицистика. Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Изучение материала

Обобщение, систематизация

Контроль

Раннее средневековье.

11

10

1

Зрелое средневековье

11

10

1

Страны Востока в Средние века

5

4

1

Народы Америки  в Средние века

1

1

Историческое и культурное наследие средневековья

1

1

Древнейшие народы на территории России

1

1

Древняя Русь в VIII – первой половине XIIвека.

10

9

1

Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII вв.

8

7

1

Московская Русь в XIV – XV вв.

11

10

1

Московское государство в XVI в.

9

8

1


Календарно – тематическое планирование по истории 6 класс

дата

Наименование темы

Вид контроля

Форма контроля

Вид учебной деятельности

Формирование УУД

История Средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки

Устный

Ответы на вопросы,

работа с лентой времени

Определять место Средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники. Рассказывающие о  средневековой эпохе

Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, епископ,

римский папа, монарх.

Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.

Составлять характеристику Карла Великого. Используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том. Почему его назвали Великим.разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье

Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать суждение  о них.

Показывать на карте территорию Византийской империи. Называть соседствовавшие с ней народы и государства.

Раскрывать значение понятий василевс. Кодекс, фреска. Мозаика.

Объяснять. Кто и как управлял Византийской империей.

Характеризовать внешнюю политику византии, ее отношения с соседями.

Составить исторический портрет императора Юстиниана.

Рассказывать о культуре Византии. Представлять описание ее выдающихся памятников.

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в мировую культуру.

Раннее Средневековье

Великое переселение народов. Образование варварских королевств

письменный

Составление таблицы «Образование варварских королевств»

Работа с таблицей, с исторической картой

Работа в парах

Христианизация Европы

практический

Создание презентации «Средневековые монастыри»

Работа с дополнительными источниками информации

Работа в группах

Византийская империя в IV – XI вв. Юстиниан.

устный

Ответы на вопросы

Анализ исторического документа

Культура Византии.

Практический

Выполнение проекта «Этапы храмовой архитектуры»

Работа с дополнительными источниками информации

Индивидуальная работа

Иран в VI – VIIвв

устный

Ответы на вопросы

Фронтальная работа

Возникновение  и распространение ислама.

устный

Составление синквейна

Работа в парах

Арабский халифат, его расцвет и распад

практический

Работа с контурной картой

Работа с исторической картой

Высказывание суждений

Держава Каролингов: Карл Великий

Практический

Составление плана «Формирование державы Каролингов»

Сжатие информации для составления плана

Индивидуальная работа

Складывание феодальных отношений в средневековой Европе

письменный

Тестирование

Анализ текста учебника

Умение излагать свою мысль

Ранние славянские государства

Практический

Работа с исторической картой

Фронтальная работа

Урок  контроля по теме «Раннее Средневековье»

письменный

Контрольная работа №1 (тетрадь – экзаменатор)

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество

устный

Составление рассказ (прием «Буриме»)

Работа в группах

Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества.

Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, рыцарь. Сословие. Цех. Гильдия, католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция.

Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе.

Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов.

Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит.

 Централизованных государств.

Объяснять. Какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против.

Представлять характеристики исторических личностей. Объяснять, почему их иена сохранились в истории

Систематизировать материал об образовании в Европе.

Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи.

Показывать на карте направления наступления турок.

Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять. Какое место в их жизни занимала религия.

Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готический стиль, гуманизм, Возрождение.

Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.

Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества

Город и деревня в Средневековье: пути развития

устный

Ответы на вопросы

Индивидуальная работа

Церковь и духовенство

письменный

Тестирование

Фронтальная работа

Работа в парах

Крестовые походы: цели. Участники, результаты

практический

Заполнение таблицы «Крестовые походы»

Работа с исторической картой

Работа в группах

Образование централизованных государств в Англии и Франции

Практический

Заполнение сравнительной таблицы

Анализ текста

Работа в парах

Германские государства в XII-XV вв

устный

Создание синквейна

Индивидуальная работа

Обострение социальных противоречий в XIVв.

устный

Ответы на вопросы

Групповая работа

Столетняя война

практический

Анализ исторических источников

Анализ текста

Фронтальная работа

Экспансия турок – османов и падение Византии

письменный

Тестирование

Индивидуальная работа

Культура средневековой Европы

практический

Создание проекта «Особенности средневековой культуры» (по направлениям)

Работа с дополнительными источниками информации

Работа в группах

Урок контроля по теме «Зрелое Средневековье»

письменный

Контрольная работа №2 (тетрадь – экзаменатор)

Страны Востока в Средние века

Индия: раздробленность индийских княжеств. Вторжение мусульман. Делийский султанат

устный

Ответы на вопросы

Работа в группах

Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок и территории созданных ими государств.

Объяснять значение понятий хан, орда, сёгун, самурай, каста.

Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.

Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока.

Представлять описание. Характеристику памятников культуры народов Востока

Япония в Средние века

письменный

Понятийный диктант

Индивидуальная работа

Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение покоренных народов

практический

Создание схемы «структура государственной власти в османской империи»

Анализ текста учебника

Монгольская держава: общественный строй монгольских племён. Завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями

практический

Составление синквейна

Работа с исторической картой, понятийным аппаратом учебника

Государства Доколумбовой Америки

устный

Ответы на вопросы

Работа с исторической картой, понятийным аппаратом учебника

Показывать на карте древние государства Америки

Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки

Урок контроля «страны Востока в средние века»

письменный

Контрольная работа №3 (тетрадь – экзаменатор)

Урок обобщения «Историческое и культурное наследие Средневековья»

Устный, письменный. практический

Дифференцированные задания

Работа по индивидуальному плану

Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира

История России

Древняя и Средневековая Русь

Что изучает история Отечества

устный

Ответы на вопросы

Актуализация знаний

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природ в жизни общества

Характеризовать источники по российской истории

Древнейшие народы на территории России Дальнего Востока

практический

Составить рассказ о народах. Проживающих на территории ДВ

Работа с дополнительной литературой

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья

Древняя Русь в VIII – первой половине XII века

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство

практический

Работа с контурной картой

Работа с исторической картой

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь, быт и верования славян.

Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье.

Раскрывать причины и называть время образования древнерусского государства.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути. Крупные города, поход князей.

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства.

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X – первой трети XIIвв.

Рассказывать о положении отдельных групп населения древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской правды и «Устава» Владимира Мономаха.

Составлять характеристики Ярослава мудрого и Владимира Мономаха.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно – прикладного искусства.

Осуществлять поиск информации из различных источников .

Систематизировать исторический материал.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Взаимоотношения славян с соседними государствами и народами

письменный

Заполнение таблицы «Соседи восточных славян»

Анализ текста

Индивидуальная работа

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение

устный

Ответы на вопросы

Фронтальная работа

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика

письменный

тестирование

Работа в группах

Владимир Святославич. Крещение Руси: причины и значение

практический

Характеристика правления ВС

Анализ исторических источников

Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха

практический

Сравнительная таблица

Анализ исторических источников

Социально – экономический и политический строй Древней Руси

письменный

Понятийный диктант

Работа  парах

Анализ текста, исторической карты

Древнерусская культура

практический

Создание проекта «Особенности древнерусской культуры» (по направлениям)

Работа с дополнительными источниками информации

Быт и образ жизни разных слоев населения

практический

Инсценировка

Анализ текста

Работа с доп. Источниками информации

Урок контроля «Русь с древности до первой половины XII века»

письменный

Контрольная работа №1 (тетрадь – экзаменатор)

Русь Удельная в 30-е гг. XII- XIII вв

Политическая раздробленность: причины и последствия

практический

Работа с контурной картой

Работа с исторической картой

Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания курса истории средних веков

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Характеризовать особенности географического положения и социально – политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять. В чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды, характеризовать повинности населения.

Рассказывать на уровне информации учебника. Отрывков из летописей. Карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище.

Составлять характеристику Александра Невского.

Систематизировать исторический материал: оценивать основные события и явления истории Удельной Руси

Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально – политического и культурного развития

практический

Анализ развития княжеств (по группам)

Работа с исторической и географическими картами

Нашествие монголов на Русь

практический

Работа с картой

Работа с исторической картой

Анализ текстов

Работа в группах

Борьба Руси против экспансии с Запада

практический

Составление рассказа от лица современника Александра Невского

Работа с дополнительными источниками информации

Русь и Золотая Орда

письменный

Хронологический диктант

Работа в парах

Русь и Литва

устный

Ответы на вопросы

Работа с исторической картой

Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII вв.

Практический

Создание презентаций

Работа с дополнительными источниками информации

Урок контроля по теме «Русь Удельная в 30-е гг. XII- XIII вв»

письменный

Контрольная работа №2 (тетрадь – экзаменатор)

Московская Русь в XIV – XV вв.

Причины и основные этапы объединения русских земель

практический

Составление таблицы

Анализ текста

Сжатие информации

Показывать на исторической карте территорию Северо – Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей. Произведений литературы. Исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Показывать на исторической карте рост территории Московского княжества.

Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять  причины и последствия феодальной войны.

Объяснять смысл понятия централизованное государство.

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Объяснять значение создания единого русского государства.

Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Составлять характеристику Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из судебника 1497 г. И использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение понятий Ересь, «Москва – Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV – XV вв.

Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных с интернете, или непосредственных наблюдений.

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

 

Возвышение Москвы. Московские князья и их политика

устный

Ответы на вопросы

Работа в парах

Куликовская битва, ее значение

практический

Работа со схемой

Работа с исторической картой

Русь при преемниках Дмитрия Донского

письменный

Понятийный диктант

Работа со словарем

Хрестоматией

Завершение объединения русских земель

устный

Ответы на вопросы

Работа с исторической картой

Образование единого Русского государства и его значение

письменный

Сочинение – рассуждение «Как объединение Руси повлияло на ее международное положение»

Анализ текста, умение делать выводы

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв.

письменный

Хронологический диктант

Работа с таблицами, схемами

Религия и церковь в Средневековой Руси

письменный

Составление синквейна

Работа в группах

Начало формирования великорусской культуры

практический

Заполнение таблицы

Работа с дополнительными источниками информации

Важнейшие памятники культуры

практический

Работа по карточкам

Работа с дополнительными источниками информации

Урок контроля «Московская Русь в XIV – XV вв.»

письменный

Контрольная работа №3 (тетрадь – экзаменатор)

Московское государство в XVIвеке

Социально – экономическое и политическое развитие Московского государства

устный

Ответы на вопросы

Работа в парах

Характеризовать социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять значение понятий приказ. Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета.

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси. Политике власти.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов. Отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также обмене мнениями о нем как о человеке и о правителе.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

Объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и Восточных рубежах Московской Руси.

Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного.

Объяснять значение учреждения патриаршества.

Систематизировать материал об основных процессах социально – экономического и политического развития страны в XVI в.

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло назначение их, оценивать их достоинства.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в.

Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. И их создателях.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников.

Реформы 1550-х гг. и их значение

практический

Заполнение таблицы

Работа с историческим источником

Опричнина: причины, сущность, последствия

практический

Составление развернутого плана

Работа в парах

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири

Практический

Работа с контурной картой

Работа с исторической и географической картами

Ливонская война, ее итоги и последствии

практический

Работа с контурной картой

Работа с дополнительными источниками информации

Россия в конце XVI века

устный

Ответы на вопросы

Работа с историческим источником

Культура и быт Московской Руси в XVI веке

практический

Игра «Угадай – ка»

Актуализация знаний

Урок контроля по теме «Московское государство в XVI веке»

письменный

Контрольная работа № 4 (тетрадь – экзаменатор)

Урок обобщения «Историческое и культурное наследие Средневековой Руси»

Устный

Письменный

практический

Дифференцированные задания

Актуализация знаний

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Вид контроля

Форма контроля

Виды учебной деятельности

Формирование УУД

1.

Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

устный

Ответы на вопросы

Слушание

Говорение

Анализ текста

сопоставление

Приводить примеры важности общения в жизни людей

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения

Делать выводы

Отбирать средства общения в зависимости от вида общения Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения

2.

Виды общения. Официальное и неофициальное общение.

устный

Ответы на вопросы, анализ текстов

Слушание, говорение, рассуждение,

3.

устный

Ответы на вопросы, анализ текстов

Слушание

Говорение

Анализ текста

сопоставление

4.

Обращение. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища народ даёт.

устный

Ответы на вопросы

Работа с упражнениями

Работа с текстом

Говорение, сопоставление

Демонстрировать уместное использование речевых формул обращения при решении коммуникативных намерений

5.

устный

6.

устный

7.

8.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать».

Жесты помогают общаться. Жесты однозначные и многозначные. Уместные и неуместные жесты.

устный

Выполнение заданий учителя

Работа с учебником

Выразительное чтение текстов художественных произведений

Уметь управлять своим голосом

Оценка возможностей собственного голоса

9.

Устная речь. Беззвучная речь. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

практический

Работа с упражнениями учебника

Слушание текстов

Сравнение жестов  по иллюстрациям

Разыгрывание ситуаций общения при помощи жестов

Уметь править использовать разные виды жестов в зависимости от ситуации общения

Анализировать используемые жесты

10.

11.

12.

Беседа, ее особенности.

устный

Ответы на вопросы, разыгрывание ситуаций

Говорение, анализирование речи, сопоставление

Использовать  речевые формулы вежливой беседы

Моделировать беседу в различных ситуациях общения

13.

14.

Учимся отвечать.

устный

Работа с упражнениями, составление речи по схеме

Сопоставление, делать выводы, оценка своего слушания

Использовать  разные варианты ответов в зависимости от речевой ситуации

Моделировать использование разных средств развёрнутого ответа

Оценивать себя как ответчика в учебной и внеучебной деятельности

15.

16.

практический

17.

Учимся читать учебную книгу.

устный

Анализирование высказываний, активизирование собственных высказываний

Чтение

Анализирование

Самостоятельная работа

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 5-го класса)

Делать вывод, рассуждать по тексту

Уметь находить главное в учебном тексте

 

18.

устный

Работа с текстом, ответы на вопросы по тексту, предтекстовое задание, послетекстовое задание

Анализирование, осознание текста, понимание текста,

работа в парах

19.

практический

Работа с текстом, иллюстрациями, схемами

20.

Похвальное слово.

устный

Работа с упражнениями учебника, составление правил поведения за столом, восстановление текста

Осмысление текста, комментирование текста

Моделировать речевые ситуации с использованием комплиментов

Конструировать предложения с речевыми формулами похвального слова

21.

практический

Работа с опорной схемой, составление краткого пересказа текста

конструирование текста, индивидуальная работа

22.

Аннотация.

практический

Создание вторичного текста

Работа индивидуальная, осмысление первичного текста

Различать подробный пересказ и текст аннотации

Составлять аннотацию к прочитанной книге

23.

Предисловие.

устный

Анализ текстов, сопоставление текстов

Работа в парах

Различать текст аннотации и предисловия

24.

Отзыв.

практический

Составление текста отзыва

Восприятие устных текстов отзывов

воображение, индивидуальная работа

Распознавать тексты-отзывы

Анализировать тексты отзывов

Создавать письменные и устные отзывы

25.

Личное письмо.

практический

Анализ текстов, работа с упражнениями

Осмысление текста,

Анализировать личное письмо

Различать личное письмо и официальное письмо

Выделять структурные части личного письма

Строить текст личногописьма по заданной схеме

Индивидуальная работа по созданию текста личного письма

26.

Дневниковые записи.

устный

Анализ текстов

Индивидуальная работа

Создавать дневниковые записи

27.

Интервью. Интервью в нашей жизни. Интервью не просто беседа. Особенности жанра (обстановка, роль участников, положение участников, своеобразие языка, речевой этикет).

практический

Работа с упражнениями учебника

Сопоставление

Анализ текстов из газет

Слушание и просмотр видеозаписи интервью

Моделировать речевые ситуации с использованием интервью 

Использовать речевые формулы интервьюера

28.

Притча как речевой жанр. Композиция притчи. Мораль. Речевые ситуации притчи. Языковые особенности притчи. Персонажи притч. Введение притчи в высказывание.

устный

Прослушивание

говорение

Индивидуальная работа

Языковой анализ текстов притч

Конструировать текст притчи

Различать текст притчи и сказки

Использовать (уместно) текст притчи в своём высказывании

29.

устный

30.

практический

31.

Классное собрание как устный речевой жанр. Действия ведущего классного собрания. Речевые реплики ведущего. Типы классных собраний. Задачи классного собрания.

устный

Говорение

слушание

Фронтальная работа

Оценивать действия участников ведущего и других участников классного собрания

Моделировать ситуацию классного собрания в зависимости от коммуникативного намерения

32.

Роль участников классного собрания. Виды рассадки участников собрания. Критерии оценки работы ведущего и участников собрания.

практический

33.

Бывальщины. Автор – рассказчик – герой рассказа. Коммуникативное намерение рассказчика.

устный

Анализ текстов

Индивидуальная работа

34.

Выдуманные истории. Особенности речевого жанра.

устный

Анализ текстов

Работа с упражнениями

Работа в парах

Различать правдивые истории и выдуманные

Составлять тексты выдуманных историй

35.

Небывальщины.

практический

Составление текстов небывалых историй

Слушание текстов

Выразительное чтение текстов

Индивидуальная работа

Составлять тексты выдуманных историй

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного

        

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

____________М.В.Романова

Протокол от _____№___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________Т.М.Приходько

_______2012 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 1

__________А.В.Сторожева

Приказ от ____№_____

        

Рабочая программа

элективного предмета «риторика»

для 6Б,В классов на 2013 -2014 учебный год

Учитель первой квалификационной категории

Приходько Татьяна Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа к учебнику  Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....

Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...