Программа по истории 5 класс по ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

РАбочая программа по истории древнего мира по учебнику Вигасина для 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5aklass_-_novyj.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Факт. адрес 242033 Брянская область Жирятинский  район с. Воробейня ул. Школьная д.11 тел.(48344)3-27-60  e-mail Worobeynja-shkola. ru

НОРИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Факт. адрес 242033 Брянская область Жирятинский  район  с. Норино  ул. Набережная д.56 а  тел.(48344)3-25-24  e-mail shkola-norino@yandex. ru

рассмотрено                     согласовано                     утверждаю

на заседании ШМО                Зам директора по УР              Директор школы

_________________                ________Галкина Т.С.           ________Сахарова Г.Л.

«____»_______2015 г.            «____»________2015 г.         «____»________2015 г.

протокол №  _______

от   _______________

Программа по

всеобщей истории для 5 класса

( наименование предмета, курса)

средняя ступень образования

( уровень, ступень образования)

                                                       Учитель:

Палеева Марина Алексеевна

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Всеобщая история»  составлена для 5  класса 2015-2016 учебного года в соответствии:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897

Данная программа разработана на основе авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира. 5 класс» (Всеобщая история.  Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. –М.:Просвещение, 2014 г. – 144 с.).

Цель изучения истории – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Задачи изучения истории в современной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Рабочая программа по истории в 5 классе ориентирована на УМК – предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: 1)История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2015. 2) Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. -  М.: Просвещение, 2015. 3) История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2015

            Основными формами организации учебных занятий являются:  познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Контроль реализации программы: а) стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя; б) текущий контроль – после изучения большой темы- тест; в) итоговый контроль – в конце года: итоговый тест.

                                          Общая характеристика курса

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой Древнего мира, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программ соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа по всеобщей истории  нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации: цивилизации Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.  Содержание программы выстроено по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия – человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Рабочая программа предполагает использование в учебнике по всеобщей истории «История Древнего мира» цивилизационно-гуманитарного подхода, нацеленного на выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Содержание рабочей программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различны факторов, приоритетное значение одного из них в период Древнего мира, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание данной рабочей программы по истории, наиболее актуальными для выполнения задач ФГОС являются:

- деятельностный подход;

- компетентностный подход;

- дифференцированный подход;

- личностно ориентированный;

- проблемный подход.

Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:

- принцип историзма;

- принцип объективности;

- принцип социального подхода;

- принцип альтернативности.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам, что обеспечивает, научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

  Место курса в учебном плане

Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями (историческими т социологическими), объяснить им элементы исторической жизни.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе – 68 ч (2 часа в неделю).  Соответственно, на изучение всеобщей истории в 5 классе отводится 68 часов. В I четверти  - 18 часов, во II четверти - 14 часов, в 3 четверти - 20 часов, в 4 четверти - 18 часов. В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, повторению всего изученного за курс «История Древнего мира», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

 Ценностные ориентиры содержания курса

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории. Изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств  и качеств у школьников. Как целеполагание, интерес к познанию. Готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальную активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

    Результаты изучения курса

            Личностными результатами изучения предмета «История Древнего мира» являются:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

            - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

            - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

            Метапредметными результами изучения предмета являются:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной  и внешкольной информацией (анализировать и обобщать очевидные факты, составлять простой план );

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни.

             Предметными результами изучения предмета истории являются:

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения, относящиеся к эпохе Древнего мира;

- овладение навыками соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве Древнего мира;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

   - проявлять готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира: составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание курса ( 68 часов)

Введение ( 1 час)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология — наука об измерении времени.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ( 6 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники ( 3 часа)

Древнейшие люди. Представление о понятии первобытные люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы ( 3 часа)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории ( 1 час)

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК ( 19 часов)

Тема 4. Древний Египет ( 7 часов)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности ( 7 часов)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ( 21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция ( 5 часов)

          Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием ( 7 часов)

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии ( 5 часов)

         Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. ( 4 часа)

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ ( 17 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией ( 3 часа)

            Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья ( 3 часа)

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме ( 4 часа)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях.Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи ( 2 часа)

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение (2 часа). Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.


 Тематическое планирование по истории  5 класс (2 часа  в неделю, всего 68 часов)

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Дата

Примечание

 план

факт

Введение (1 ч)

1

Введение.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывают значение терминов история, век, исторический источник.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники ( 3 часа)

2

Древнейшие люди.

Показывают на карте места расселения древнейших людей. Устно описывают первые орудия труда. Сравнивают первобытного и современного человека. Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментируют  и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. Называют и характеризуют новые изобретения человека для охоты. Характеризуют новые способы охоты. Исследуют на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Осваивают общемировое культурное наследие. Характеризуют первобытные верования людей.

Рассказывают о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объясняют, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа )

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовывают изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделяют и комментируют последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризуют религиозные верования древнего человека.

Исследуют географию районов первичного земледелия на  исторической карте. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем.

6

Появление неравенства и знати.

Находят на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделяют и сравнивают признаки родовой и соседской общин.  Ориентируются в особенностях социальных отношений древних людей Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением знати.

7

Значение эпохи первобытности для человечества.

Исследуют электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решают проблемные и развивающие задачи с помощью мультимедиаресурсов.

Тема 3. Счёт лет в истории. (1 час)

8

Измерение времени по годам. «Линия времени»

Определяют историческое время по «ленте времени». Понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы счёта времени. Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмысливают различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

Тема 4. Древний Египет. (8 часов)

9

Государство на берегах Нила.

Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних людей. Самостоятельно готовят тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывают значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, Нил, рельеф, фараон. Устанавливают место исторического события на линии времени.

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивают достижения культуры. Экологическое сознание. Комментируют понятия: вельможи, писцы, налоги. шадуф, и самостоятельно формулируют их.

11

Жизнь египетского вельможи.

Характеризуют особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учаться работать в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему.

12

Военные походы фараонов.

Анализируют завоевания египтян и дают им соответствующую оценку. Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием  исторического  персонажа в инсценировке. Показывают на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. Готовят сообщение о военных походах Тутмоса III. Устанавливают принадлежность события к веку.

13

Религия древних египтян.

Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Характеризуют религию древних египтян, объясняют в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.:

14

Искусство Древнего Египта.

Описывают предметы материальной культуры и древнеегипетского искусства, высказывают суждения об их художественных достоинствах. Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды.  Ищут в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Осваиваиют общекультурное наследие древних египтян. Готовят презентацию в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют познавательную рефлексию.

16

Достижения древних Египтян.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Анализируют достижения в земледелии. Сравнивают образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)

Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17

Древнее Двуречье.

Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья. Используют электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Комментируют письменность Двуречья и выделяют её особенные признаки. Проявляют экологическое сознание через признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Устанавливают место исторического события на ленте времени.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Объясняют почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Работают в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением его значения. Выделяют основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризуют свод законов Хаммурапи. Ориентируются в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и её достоинствам. Доброжелательное отношение к оружающим.

19

Финикийские мореплаватели

Использовают историческую карту, определяют причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливают короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Формируют уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

20

Библейские сказания.

Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Проводят аналогию и устанавливают какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объясняют значение принятие единобожия древнееврейским и племенами

21

Древнееврейское царство.

Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Дают оценку поступков Давиду и Самсону. Умеют обобщать информацию и делают выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

22

Ассирийская держава.

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Умеют самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Определяют причины падения Ассирийской Державы. Формируют отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

23

Персидская держава «царя царей».

Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей. Устанавливают причины возникновения Персидской державы. Составляют своё личное отношение к изучаемым событиям, рассказывают кратко легенды о персидских царях.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

24

Природа и люди Древней Индии.

Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии Выясниют, каких животных почитали индийцы и почему(работа

в группах) Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру Формируют уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

25

Индийские касты.

Дают собственную оценку буддисткой религии; составляют простой план пунктов параграфа по плану Готовят сообщение о жизни Будды Доказывают, что брахманы – хранители знаний, сравнивают основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Работают по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая Определяют и формируют особенности китайской религии Формируют уважение к истории Китая, культурным и историческим памятникам китайского народа

27

Первый властелин единого Китая.

Рассказывают об отношениях Китая с соседями, объясняют причины возведения Великой Китайской стены Дают собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Составляют кроссворды по тематике урока

28

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполняют заданий на понимание, осмысление изученного материала по группам. Перечисляют наиболее известные сооружения, называют материалы для письма в Египте, Индии, Китае. Ищут дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета. Формируют уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29

Греки и критяне.

Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявляют его нравственный контекст (работа в группах). Называют отличительные признаки критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради. Формируют уважение к истории древней Греции, культурным и историческим памятникам греческого народа.

30

Микены и Троя.

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначают разные события и даты. Показывают по карте местоположение Микен. Определяют вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации. Выделяют различия между микенской и критской культурой.

31

Поэма Гомера «Илиада».

Раскрывают кратко суть поэмы Гомера. Характеризуют образы основных героев «Илиады». Принимают участие в ролевой игре. Развивают интерес к истории Древнего мира , к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Читают текст, выделяя основные понятия, определения и события. Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея и составляют план его путешествия. В группах соотносят по карте путь Одиссея домой в Итаку, выделяя основные вехи пути. Воспитывают уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея».

33

Религия древних греков.

Объясняют связь с явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов (групповая работа). Выполняют задание по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Дают оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

 (7 часов)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Выделяют признаки греческого полиса, характеризуют греческий демос, общество в целом. Дают собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. Перечисляют преимущества греческого алфавита  по сравнению с финикийским (работа в группах). Формируют личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.

35

Зарождение демократии в Афинах.

Показывают на примере реформ Соломона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы населения. Дают собственную оценку поступкам Соломона. Ведут диалог с товарищем по заданию учителя. Выражают своё собственное отношение к демократическим процессам в Древней Греции.

36

Древняя Спарта.

Показывают на карте расположение Спарты. Составляют рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализируют ответы одноклассников. Сравнивают общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Определяют роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определяют своё отношение к спартанскому воспитанию.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и

Черного морей.

Описывают места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Объясняют причины и значение возникновения колоний. Составляют план «Причины переселения греков» .Осознают принадлежность греков к единой культуре.

38

Олимпийские игры в древности.

 Осознавают положительное влияние спорта на человека. Описывают основные правила проведения Олимпийских игр. С опорой на текст учебника составляют рассказ от имени участника или зрителя. Раскрывают значение Олимпийских игр в жизни греков.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Описывают ход боевых действий между персами и греками.  Объясняют причины победы греков в Марафонской битве. Делают выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Понимают причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Доказывают сложность положения греков, используя текст учебника. Составляют рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражений. Объясняют причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Описывают чувства человека – защитника своего государства.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Сравнивают положение различных слоёв афинского общества на основе анализа документа (работа в группах). Устно описывают торговый порт Афины. Делают выводы о роли Афин в истории Древней Греции. Высказывают собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».

42

В городе богини Афины

Описывают произведения древнегреческой архитектуры.. Характеризуют особенности городской застройки, основные занятия жителей. Объясняют в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Объясняют за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

43

В афинских школах и гимнасиях.

Описывают особенности древнегреческого воспитания. Рассказывают о развитии наук и образования в Древней Греции. Сравнивают воспитание в Афинах и Спарте. Описывают собственные представления о важности образования.

44

В афинском театре.

Высказывают суждения о роли театра в жизни греков. Объясняют отличия трагедий и комедий. Сравнивают современный театр и древнегреческий. Рассказывают о развитии древнегреческого театра.

45

Афинская демократия при Перикле.

Рассказывают об особенностях развития демократии при Перикле. Характеризуют афинскую демократию при Перикле. Сравнивают различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Объясняюь значение участия граждан в управлении государством.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Описывают значение потери Грецией независимости. Показывают на карте места сражений. Характеризуют македонское войско. Объясняют причины подчинения городов Эллады Македонии.

47

Поход Александра Македонского на Восток

Показывают на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составляют исторический портрет (характеристику) А. Македонского. (работа в группах) Объясняют причины гибели персидского царства и образование державы А. Македонского. Рассказывают о важности личных качеств для достижения поставленных целей.

48

В Александрии Египетской.

Составляют рассказ-описание города Александрия. Объясняют причины распада державы А. Македонского. Определяют сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. Описывают значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока.

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Называют самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

Объясняют значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Характеризуют основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел IV. Древний Рим (17 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления

Господства над Италией (3 часа)

50

Древнейший Рим.

Планируют последовательность действий. Участвуют в обсуждении проблем и сотрудничестве со сверстниками. Сравнивают природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщают факты. Характеризуют общественный строй, занятия. Формируют готовность к саморазвитию и самообразованию.

51

Завоевание Римом Италии.

Организуют и планируют работу в группе. Исследуют по карте территории, завоёванные Римом. Характеризуют Римскую республику и причины её возникновения.

52

Устройство Римской республики.

Сравнивают устройство Римской республики с греческим полисом. Составляют последовательное описание устройства Римской республики. Высказывают свои оценочные суждения по устройству Римской республики.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Называют причины и характер карфагенских войн.

Отмечают цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментируют поход Ганнибала. Характеризуют цели и поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Следят по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья – работают с картой в процессе изучения событий. Делают попытки обобщать отдельные события, формулируют выводы по теме.

55

Рабство в Древнем Риме.

Составляют план и последовательностб действий. Определяют цели, функции участников и способы взаимодействия в группах. Формируют умения работать с историческими источниками, текстом учебника.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56

Земельный закон братьев Гракхов.

Работают с датами. Пытаются анализировать исторические факты: распознают существенные признаки и интересы различных групп. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

57

Восстание Спартака.

Дают характеристику событиям и их участникам. Характеризуют личность Спартака. Объясняют причины восстания Спартака, Красса. Составляют рассказ от имени Спартака, Красса .Участвуют в ролевых играх.

58

Единовластие Цезаря.

Объясняют своими словами понятия ветеран, диктатор. Работают с документами в группах – делают выводы о личности римских консулов. Анализируют поступки Ю. Цезаря.  Понимают характер власти, установленной Цезарем в Риме.

59

Установление империи.

Самостоятельно строят рассказ о судьбах знаменитых римлян, правильно употребляют исторические термины. Организовывают и планируют работу в группе.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

60

Соседи Римской империи.

Изучают особенности правления Октавиана Августа. Перерабатывают  и структурируют информацию. Самостоятельно составляют простой план. Обмениваются в группе результатами поиска.

61

Рим при императоре Нероне.

Самостоятельно составляют рассказ, находят важную информацию в тексте учебника, дают оценку государственному деятелю Нерону. Развивают морально сознание и компетентности в решении моральных проблем.

62

Первые христиане и их учение.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан.

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщают отдельные факты. Умеют слушать и вступать в диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельно создают способы решения творческого характера.

64

Вечный город и его жители.

Умеют составлять рассказ, делают самостоятельные выводы. Анализируют ответы одноклассников. Инсценируют виртуальную экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучают культурную жизнь в Древнем Риме. Развивают эстетическое сознание.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2часа)

65

Римская империя при Константине

Осознают , что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Умеют выражать и отстаивать свою позицию. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.

66

Взятие Рима варварами.

Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Организация самоконтроля и самооценивания. Интегрируются в группу и продуктивно взаимодействуют со сверстниками и учителем. Умеют структурировать знания, строить речевые высказывания.

Итоговое повторение (2часа)

67

Признаки цивилизации Греции и Рима.

Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводят примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни. Решают кроссворды, выполняют проблемно-развивающие задания, инсценируют сюжеты античной истории.

68

Итоговый повторительно-обобщающий урок за год по  теме «Древний мир»

Осознают  качество и уровень усвоения знаний по предмету. Планируют учебные действия.Рефлексия способов и условий действий. Устанавливают у связь между целью учебной деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).


 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2012.

УМК по истории Древнего мира составляют:

• Раздел рабочей программы «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасин, Г.И. Годер.

• Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2014 – 303 с.: ил., карт.

• Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2014.

• Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.

• Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.

История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2014

Настенные исторические карты

1. Древние государства мира.

2. Рост территории государств в древности.

3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

5. Древняя Греция (до середины VB. до н. Э.).

6. Древняя Греция (VB. до н.э.).

7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

8. Древняя Италия.

9. Рост Римского государства в период республики и империи.

10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

11.Римская республика в III—I вв. до н. э.

12. Римская империя в I—III вв. н. э.

13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Технические средства обучения

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

Список литературы для учителя

Документы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

Научная литература

1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.

2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.

3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.

4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А.Стратановский. — М, 2008.

5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

6.Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

7. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.

2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.

3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.

4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.

5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М.

Перро. — СПб., 2005.

6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. —СПб., 2003.

7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.

8.Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.

9.Мифы Древней Греции. — М., 2001.

10.НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.

11.Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.

12.Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.

13.Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб., 2000.

14.Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидорина. - М., 2001.

15.Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

16.ЦиркинЮ. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.

Список литературы для учащихся.

  1. Вавилонская башня и другие библейские предания / под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
  2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М., 1998
  3. Древний мир: книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. – М., 2006
  4. Замарина Н.А. История Древнего мира. 5 класс. Экспресс-опрос. – Саратов: Лицей, 2013. – 64 с
  5. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/под ред. А.А. Вигасина. – М., 2008.
  6. Ливий Т. Война с Ганнибалом / Т. Ливий; пересказ с лат. С. Маркиша. – М., 1993.
  7. Лурье С. Я. Заговорившие таблички/С.Я. Лурье. – М., 1960.
  8. Матье М. Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника, М.Э. Матье. – М., 2002.
  9. Немировский А. И. Слоны Ганнибала / А. И. Немировский. – М. 2010.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в рамках ФГОС с 5-9 классы

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов разработана на основе:- федеральных образовательных стандартов;- примерной программы основного общего образования по истории России;- авторс...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Рабочая программа по истории древнего мира (ФГОС) 5 класс

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основного общего образования , примерной программы по  предмету "истории"...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 5 класс

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. О...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 6 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают ист...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 7 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...