Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Петрова Алина Анатольевна

Цели и задачи урока:

1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.

2.  Учить выявлять причинно-следственные связи греческой колони­, важные для самих греков и их соседей.

3. Учить давать, объясняя, собственную оценку действиям греческих колонизаторов по отношению к местным жителям, на землях которых  были  образованы колонии.

         

  План урока:

I.                   Проблема урока: почему многие греки покидали родину?

II.                Поиск решения:

 

1.      Причины греческой колонизации и основание колоний.

Примерный вывод по проблеме: из Греции уезжали разорившиеся крестьяне, торговцы и ремесленники, которые стремились найти новые плодородные земли, выгодно продать свои товары, а также те, кто вынуждены были покинуть ее по политическим мотивам.

2.      Жизнь в колониях и единство эллинского мира.

Примерный вывод по проблеме: греческая колонизация способствовала  взаимообогащению разных народов Средиземного и Черного морей.

 

Создание проблемной ситуации.

·         Мы с вами знаем, что в VПI веке до н.э  Греции возникали города-государства. Скажите, они процветали?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира

по теме «Великая греческая колонизация»

  

Тема урока:  Великая греческая колонизация

Цели и задачи урока:

1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодействия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия   в целостную картину мира.

2.  Учить выявлять причинно-следственные связи греческой колони, важные для самих греков и их соседей.

3. Учить давать, объясняя, собственную оценку действиям греческих колонизаторов по отношению к местным жителям, на землях которых  были  образованы колонии.

         

  План урока:

  1. Проблема урока: почему многие греки покидали родину?
  2. Поиск решения:

  1. Причины греческой колонизации и основание колоний.

Примерный вывод по проблеме: из Греции уезжали разорившиеся крестьяне, торговцы и ремесленники, которые стремились найти новые плодородные земли, выгодно продать свои товары, а также те, кто вынуждены были покинуть ее по политическим мотивам.

  1. Жизнь в колониях и единство эллинского мира.

Примерный вывод по проблеме: греческая колонизация способствовала  взаимообогащению разных народов Средиземного и Черного морей.

Создание проблемной ситуации.

  • Мы с вами знаем, что в VПI веке до н.э  Греции возникали города-государства. Скажите, они процветали?
  • У них успешно развивалось хозяйство?

Учитель фиксирует на доске:

 l-й факт:

Греческие города-государства  успешно развивались.

  • Рассмотрите карту на с. 156. Какие знания мы можем получить из этой карты?
  • На каких землях возникли греческие города помимо Балканского полуострова?

Учитель фиксирует на доске:

2-й факт:

Греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли.

  • Сравните два факта. С одной стороны, греческие города-государства были хорошо развиты, с другой стороны, люди уезжали в поисках новых земель, причем многие из них очень страдали - они даже брали с собой огонь из родного очага.
  • Какой у вас возникает вопрос в связи с выявленными противоречиями?

Учитель фиксирует на доске про6лему:

Почему многие греки покидали родину?

Для создания проблемной ситуации также можно использовать разговор Антошки и Археолога (раздаточный материал). Читаем вслух слова Антошки. Выявляем его мнение: «Греки старались держаться подальше от своих соседей, которых они называли варварами».

Читаем слова Археолога, находим представленные им факты: «Обнаружены остатки греческих поселений за много километров от Эллады».

  • О чем говорят эти факты?
  •  Сравниваем мнение Антошки и факты, приведенные археологом.
  • Какой возникает вопрос?

Формулируем проблему:

Почему греки покидали родину?

  • Какие у вас будут версии решения проблемы?

Учитель фиксирует на доске версии:.

1) новые земли;

2) новые рынки сбыта;

3) противоречия между аристократами и демосом (политический мотив).

Актуализация знаний . Планирование деятельности

Чтобы проверить версии, давайте. вспомним, значение слов: полис, колония, аристократия, демократия

  • Какой народ Древнего Востока заслужил славу мореплавателей? Что о нем знаете? /Финикийцы. Основали по берегам Средиземного моря колонии-поселения для торговли. Придумали алфавит. /
  • Чем отличались природные условия занятия населения Греции и Древнего Востока? /Древний Восток: реки, орошаемое земледелие. Древняя Греция: море, ремесло, морская торговля. /
  • Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока? /Причины, по которым греки покидали родину. Как они жили на новых землях. Взаимодействие греков с местным населением. Каково было значение греческой колонизации для самих греков и для местного населения . /

Учитель фиксирует на доске план действий:

 Надо узнать:

  1. Причины греческой колонизации.
  2. Жизнь и быт в греческих колониях.
  3. Значение греческой колонизации для самих  греков и для местного населения.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1.Причины греческой колонизации.

  • Давайте попробуем представить, что могли нам рассказать люди, покидающие  родину.

Учитель предлагает поработать в парах

Группа 1:  рассказ крестьянина.

« Я бедный крестьянин, земля моя и купа и неплодородна ... ».

  • Продолжите рассказ.

Группа 2: рассказ торговца.

«Я - торговец. Мне говорили, что за морем можно выгодно обменять вино, оливковое масло на пшеницу ... ».

Группа 3: рассказ ремесленника.

«Я- ремесленник, делаю красивые  керамические вазы. Говорят, что их 30 выгодно обменять за морем ... ».

Группа 4: знатный гражданин.

« Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе  восстал демос и ... ».

Группа 5: обобщает работу остальных  групп. Подводит итоги.

Класс, в течение нескольких минут самостоятельно выполняет задание в группах.

Представляют свои рассказы, в которых указывается причина, почему греки покидали родину.

Вывод: Из Греции уезжали разорившиеся крестьяне, торговцы и ремесленники, которые стремились найти плодородные земли, выгодно продать  свои товары, а также те, кто вынуждены были покинуть ее по политическим  мотивам .

2. Жизнь и быт в греческих колониях.

Правители городов помогали переселенцам - из казны для них выделяли продовольствие, обеспечивали их парусами, канатами, всем необходимым для обзаведения хозяйством на новом месте.

Почему они так поступали? Ответ найдите в тексте (с. 145). /Греция - страна небольшая: не могла прокормить быстро растущее население. Граждане-правители понимали, что все труднее управлять  населением. Была выгода в том, что  недовольные уезжали, а также имелась заинтересованность в расширении торговых связей с другими народами.

Работа с текстом.

  • Что позволяло грекам достаточно спокойно жить в землях «варваров»?
  • Докажите, используя текст учебника (п. 2), что где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом, противостоящим невежественным «варварам».
  •  По карте на с. 146 определите, где греки основали свои колонии. Какие три основных направления греческой колонизации можно определить по карте? Внимание! Стрелочек много, а назвать надо только три направления.

Учитель помогает сформулировать эти три направления, но назвать их должны сами учащиеся.

1. Западное (Италия, Франция, Испания).

2. Северо-восточное (Причерноморье).

3. Южное (побережье Африки).         

  • С каким народом встретились греки в Северном Причерноморье?
  • Как вы считаете, почему греки и скифы вполне мирно уживались друг с другом?

  1. Значение греческой колонизации для самих греков и для местного населения.

Работа с текстом.

  • Как греки, с одной стороны, изменили жизнь людей в Северном Причерномopьe  в результате колонизации, и  как, с другой стороны, изменилась жизнь греков?
  • Колонизаторов чужих земель часто называют захватчиками, несущими  зло  и рабство местным жителям. Относится ли это, на ваш взгляд, к греческим колониям? Свой ответ . утвердите фактами из текста.

Учащиеся делают вывод о том, что греч: колонизация способствовала обогащению разных народов Средиземного и Черного морей достижениями цивилизации Эллады.

Выражение решения проблемы. Применение знаний.

  • Какой ответ на основной вопрос  урока мы можем дать?

Примерный вывод по проблеме:

Греки покидали родину по многим причинам: кто-то уезжал в поисках новых земель, кто-то старался выгоднее продать или обменять свои изделия, кто-то уезжал по политическим убеждениям, но благополучно жили и те, кто уехали, и те кто остались. Могущество и благосостояние греческих городов-государств умножилось.

  • Подтвердились ли версии, которые выдвинули в начале урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока /По-разному формулируют и записывают тему урока в тетрадь. /

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе- повторить основные понятия главы, основные этапы истории Древней Греции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: «Рим от его возникновения до установления господства над Италией».

Цели урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Древний Рим»;Развитие внимания, умения выявлять логические связи, строить аргументированные умозаключения, развитие памяти учащихся...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему "Афины при Перикле"

Разработка урока включает в себя: презентацию, конспект урока, приложение. Можно использовать на открытый урок....

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...