Урок истории в коррекционном пространстве для детей с нарушением интеллекта
статья по истории на тему

Колузанова Ольга Сергеевна

 Коррекционная направленность особо значима в нашей школе. На уроках истории проводится коррекция мышления, памяти, речи учащихся, пространственное восприятие. Урок истории в коррекционной школе должен активно содействовать формированию положительных качеств личности. Необходимой составляющей любого урока является анализ процесса обучения, помогающий учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов. Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. Знания учащихся коррекционной школы оцениваются по тем же параметрам, что и в общеобразовательной школе, но с учетом психофизических особенностей учащихся. Объективная оценка знаний, умений и навыков достигается сочетанием различных видов проверки знаний. На уроках истории оценка играет роль стимулирующего и развивающего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, не следует снижать баллы за помарки, небрежный почерк, неаккуратность ребенку, страдающему нарушением мелкой и крупной моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_korrektsionnom_prostranstve.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  в коррекционном пространстве для детей с нарушением интеллекта

О.С.Колузанова – учитель истории,

 обществознания.

 Коррекционная направленность особо значима в нашей школе. На уроках истории проводится коррекция мышления, памяти, речи учащихся, пространственное восприятие. Урок истории в коррекционной школе должен активно содействовать формированию положительных качеств личности. Необходимой составляющей любого урока является анализ процесса обучения, помогающий учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов. Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. Знания учащихся коррекционной школы оцениваются по тем же параметрам, что и в общеобразовательной школе, но с учетом психофизических особенностей учащихся. Объективная оценка знаний, умений и навыков достигается сочетанием различных видов проверки знаний. На уроках истории оценка играет роль стимулирующего и развивающего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, не следует снижать баллы за помарки, небрежный почерк, неаккуратность ребенку, страдающему нарушением мелкой и крупной моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания.

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Выделяются следующие общие элементы урока:

- организация начала урока занимает несколько минут - от организационного момента  в классе  детей с нарушением интеллекта зависит эффективность последующих частей урока ;

- проверка домашнего задания – учитель проверяет, все ли выполнили домашнее задание, выясняет моменты, вызвавшие затруднения, определяет типичные ошибки, допущенные при выполнении работ;

- подготовка учеников к усвоению нового материала – если не было домашнего задания - эта часть урока ориентируется на воспроизведение знаний, которые будут использованы в процессе объяснения. Смысл этой части урока состоит в проверке знаний и в подготовке к изучению нового материала - постановка цели и задачи урока активизирует внимание учащихся и способствует формированию первоначального интереса к изучаемому предмету;

- объяснение нового материала – важная часть урока - логика научных доказательств должна быть доступной для наших детей, кроме того, она обязана опираться на уже имеющиеся у них знания. Важна простая и убедительная форма изложения, использование при необходимости демонстрационных объектов. В коррекционной школе редко проводятся уроки, которые целиком посвящены объяснению и усвоению нового материала, новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционной школы. Кроме того, эти особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся предполагают, что целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением;

- усвоение нового материала и его закрепление – этап, особенно сложный для детей, учащихся в нашей школе. Познавательная деятельность умственно отсталых детей характеризуется слабостью процессов анализа и обобщения. Им сложно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Очень часто дети запоминают несущественные детали, упуская основное, путают причину и следствие. Поэтому учителю необходимо заранее наметить план повторения материала. Для повышения эффективности процесса повторения необходимо разнообразить его формы;

- подведение итогов урока – в процессе данного этапа учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные и отрицательные моменты в работе учеников;

 - сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе – ответственный этап урока. Домашнее задание помогает детям научиться самостоятельному усвоению знаний, освоить и закрепить полученный на уроке материал. Главная задача этого этапа урока – помочь ученикам организовать свой домашний труд. Необходимо убедиться, что каждый ученик записал задание в дневник, понял способы его выполнения. После сообщения задания рекомендуется спросить нескольких учеников о том, насколько они поняли учителя.

Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части (этапы) урока тесно между собой связаны и обуславливают друг друга. Однако их порядок может меняться, не все они могут входить в один урок. Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность и инертность других, я стараюсь организовать начало урока так, чтобы собрать внимание учащихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Спокойным, но требовательным тоном привлекаю внимание всех к себе, а затем и к тому материалу, который будет изучаться на уроке. Иногда в начале урока следует сообщить план работы на уроке, а в конце урока подвести итог выполнения плана. Такой прием организует учащихся, воспитывает их ответственность. Учащиеся приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени, у них развивается критическое отношение к собственной деятельности и деятельности товарищей по классу. Но сообщение темы и плана работы в начале урока не всегда целесообразно, так как это снимает элемент неожиданности. На отдельных уроках тема объявляется после объяснения нового материала. Можно в начале урока создать определенную жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу и попросить найти ее решение. Это позволит быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность.

Большое место отводится самостоятельной работе. Учитель подбирает виды самостоятельной работы с учетом возможностей каждого ученика класса, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают у них инициативу, смекалку. Учитывая быстрое забывание учащимися знаний, важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала.

Задание на дом целесообразнее всего задавать в конце урока, но можно это делать и раньше. Домашнее задание должно быть небольшим и доступным для самостоятельного выполнения всеми учащимися без исключения. Это требование возможно выполнить при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Домашнее задание надо давать до звонка. Необходимо, чтобы учащиеся не только записали в дневник задание, но и успели посмотреть, что задано на дом. Иногда требуется и дополнительное разъяснение того, как нужно выполнить домашнее задание. При подведении итогов урока важно добиваться от учащихся выделения того главного, что было на данном уроке. Этому помогают вопросы учителя. Он спрашивает, что нового узнали на уроке: какое новое правило, свойство и т.д. Если в начале урока  я  познакомила учащихся с планом урока, то в конце урока  проверяю все ли выполнено, что предусматривалось планом. На этом этапе урока выставляю и поурочный балл отдельным учащимся.

 Включаю в структуру урока использование восстановительных психологических, педагогических задач (игровые моменты в процессе выработки того или иного практического навыка, акцент на коммуникацию, развитие познавательных умений, повышение социальной компетентности.. Например, на уроке истории, вместо скучных, с точки зрения детской психологии слов: «выстроившись КАРЕ войска противника двинулись вперед», можно этот же материал проиграть, выстроив на столах солдатиков, игрушечное войско в том же порядке, объяснив преимущества и недостатки такого способа поведения войска, дать возможность раскрыться детской фантазии, представить, чем все это может закончиться, подправляя ход мыслей учащихся специально подготовленными наводящими вопросами. - Поиск и построение «обходных» путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, с опорой на чувственный опыт ребенка.

Уроки истории, те или иные исторические события запоминаются более четко, если в процессе их прохождения используются  видеофильмы, или  отрывки из художественных фильмов, освещающие эти исторические события. Благодаря такой организации уроков происходит комплексное развитие учащихся, обогащение чувственного познания окружающего мира, ориентировка в нем.

 Использую межпредметные связи: с математикой с целью расширить  и уточнить временные представления учащихся, время для вычисления продолжительности и удаленности исторических событий. Последние приобретают большую конкретность для учащихся, лучше соотносятся с определенным временем; географией – при работе  с картой; с чтением – при изучении эпох, в которых творили великие поэты, писатели, с ИЗО – при изучении творений  иконописцев, художников,  скульпторов,  архитекторов и др.

 Слежу за правильностью речи учащихся.  Поддерживаю контакт с логопедом.

Объяснения нового материала в коррекционной школе не должно быть продолжительным. Новый материал следует разбить на небольшие, логически завершенные порции. На одном уроке излагаю небольшой по объему материал. Изложение  иногда прерываю вопросом, обращенным к учащимся: «А как бы вы поступили на  их месте ?» или « Подскажите мне пожалуйста…» Вопросы ставятся для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Вопросы активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. При работе с умственно отсталыми детьми  следует отдать предпочтение таким методам обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний: «Я предлагаю вам ответить на вопрос, используя имеющийся ваш жизненный опыт. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях. Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.

При ознакомлении с новым материалом в условиях использую метод работы с учебником. Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися. Для первоначального ознакомления с новой темой учащимся, которые могут самостоятельно разобраться в тексте учебника, предлагается тщательно отобранный учителем необходимый материал. Чтобы усвоить ту же тему, более слабые ученики слушают объяснения учителя или более сильного ученика, источником знания для которых служил учебник. Естественно, что этот метод можно применять лишь тогда, когда в учебнике материал изложен достаточно подробно, с правильно подобранными примерами-образцами. Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.

Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения. Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ и сравнивал его с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию. Например, тестовая форма заданий. На карточке записывается программированное задание и несколько возможных ответов к нему. Учащийся должен выбрать правильный ответ из всех возможных ответов. Эта форма контроля требует вмешательства со стороны учителя в случае неверного выполнения, так как здесь нет немедленного подкрепления правильности выполнения задания. Недостаток этой формы – возможность не решения, а угадывания ответа. Наблюдения показывают, что учащиеся с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Этот метод позволяет быстро выявлять затруднения учащихся при выполнении заданий и оказывать им необходимую помощь. Психологические исследования и наблюдения за процессом усвоения знаний учащимися показывают, что новые понятия лучше усваиваются и дифференцируются учащимися, если они изучаются в сопоставлении или противопоставлении.

Если имеется диафильм, соответствующий теме урока, то надо воспользоваться при объяснении демонстрацией фильма и беседой по его содержанию.   Использование ИКТ дает учителю возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а следовательно, и продуктивным. Отличным помощником в этом для учителя является   уроки с использованием  интерактивной доски.  Повышается мотивация учащихся, лучше  усваивается материал урока. Интерактивные средства обучения нового поколения выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Каждый урок – это определенная система знаний, которая ведет ученика к овладению теми или иными понятиями, умениями, навыками. От того, какие задания подбирает учитель для урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение цели, а также степень активности и самостоятельности учащихся в процессе познания. Средства интерактивной доски позволяют адаптировать любой готовый учебный материал под индивидуальные особенности учителя. И это дает возможность придать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя. Использование интерактивной доски на уроках  для учащихся с нарушением интеллекта  позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения  ими основных вопросов курса, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представлений в зрительных образах, кроме того, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, служит развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества. Разнообразие цветов, доступных интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличия и демонстрировать ход размышлений. Интерактивная доска позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаться к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать творчески, становясь увереннее в себе. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса, делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.

Одним из направлений модернизации отечественного образования является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Наличие затруднений в обучении, обусловленных недоразвитием сложных форм деятельности говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в коррекционной школе. Данные по психическим и соматическим заболеваниям детей обуславливают возможность, даже необходимость введения и дальнейшего совершенствования здоровьесберегающих технологий, а также организацию плодотворного взаимодействия работников школы между собой.

Взаимодействие специалистов – необходимое условие успешного внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель-предметник +учитель-логопед+педагог-психолог+дефектолог+медициский работник+соцпедагог», т.е. четко организовать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение с разработкой индивидуальных маршрутов развития для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта»

Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...

Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта

Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта

Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого ...

Современный урок по столярному делу для детей с нарушениями интеллекта.

В статье освещается опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта с использованием интерактивных тренажеров....

Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....