История села Шахмайкино
статья по истории на тему
Краткая история села,с XVIII века до сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
История села Шахмайкино.
1.Населенный пункт в древности.
По археологическим материлам известно, что в населении села Шахмайкино уже в середине века проживал народ, ведущий оседлый образ жизни. Напротив северной стороны нынешней деревни, на правом берегу речки Чыгдай, находилось болгарское село площадью 84000 кв м.(в археологических справках Шахмайское поселение). Еще одно болгарское селение, занимающее 12000 кв.м. площади, было расположено в 0,6 км от села на севере – западной стороне (Шахмайкинское поселение).Упоминается, что оба села относится эпохе домонгольского нашествия. Но в тех местах не проводились тщательные исследования. Известно, что в окрестностях города Тубылгытау занимающего шахмайские земли, уже в XVвеке жил народ.
Среди материалов архива существуют два источника, касающихся происхождения села Шахмайкино. Одно из них – переданная в распоряжение Казанского адмиралтейства II ревизионная книга 1745 года, где зафиксированы служилые лесорубы. По данным этого документа, весь народ этого села Шахмайкино состоит из кочевых людей, заселенных между двумя ревизиями : 1719-1723 годы (I ревизия) и 1745(II ревизия) «В деревне Шахмаевой государственные служилые, определенные к корабельной работе татара, перешедшие из разных уездов и жительств.»-говорится в них. В другой книжке, фиксирующей умерших между двумя ревизиями и служилых, ушедших в другие земли, говорится о том, что село было обосновано в1720- 1722 годах.
2.Происхождение названия населенного пункта.
Название селу дано в честь сына основателя Биктимера Шахмая. В ревизионных книгах переписи населения этот человек приводится как «Шахмайка Биктемиров». Известно, что он жил в 1682 – 1750, с 1719 года поселился в деревне Ялтан (нынешняя Тат.Ялтан, а потом переселился в Шахмайкино.У него был брат Исмагиль (1715г.р.), сыновья Ахтимер (1725г.р.) и Абубакир (1738г.р.)
3.Занятия населения и культура в XIII – XVIII веках.
а) Обязанности населения. До октября 1917 года народ принадлежал к разным сословиям в зависимости от обязательств перед государством. За 170 лет после завоевания Казанского ханства татарский народ в основном делился на два сословия – служилый и податной: основатели села и их род были в сословии служилых татар. До начала XVIII века их основным долгом считалось военное дело. Поэтому служилых татар по- другому звали военными. Население в основном занималось земледелием, животноводством и кустарным производством.
В середине XVIII века мишарские села чистопольского уезда приписывают к корабельным лесам, лежащим за Камой. Жители обязаны были отправляться в летнее время без лошадей, а зимой – на лошадях за Каму для работы в корабельных лесах. В экономическом отношении Чистопольского уезда , составленного в конце XVIII века, о населении Шахмайкинского села говорится : «…бывают в рубке корабельного строевого леса и доставления оною в Казанское адмиралтейство…». Они назывались лашманами. От обязанности лашманы освободились лишь в середине XIX века.
б) Религиозная жизнь. Шахмайкино не осталось в стороне от напастей разрушения мечетей, причиненных крестившими каратунами в 1742 – 1743 годах. В документах, касающихся того события, написано о том, что разрушенная мечеть села Шахмайкино была построена лет 40 назад т.е. в 1700 – 1705 годах. Если иметь в виду, что мечети не могут существовать без народа, то выясняется образование села уже в начале XVIII века. В Шахмайкино крещены 4 человека : сыновья Ильмэта Иштирякова Баязит и Байгул, Сулейман Акбирдин и его сын Мансур и сын деда Шахмая Актимер. После женитьбы жены и дети Байгула и Актимера тоже считались крещенными. После ревизии 1762 года в селе Шахмайкино насчитывалось крещенных мужчин и столько же женщин.
В концу 1750 политика крещения против воли смягчается, потому что вызывает недовольство и восстание народа. После этого вместо разрушенных мечетей начинают возрождаться новые. В списке служилых деревень, 1760 годов приводится сведение о том, что в селе Шахмайкино имеется одна мечеть на 182 мужчин. Эта деревянная мечеть зафиксировано и в экономическом описании 1790г.
Первый приход образован во второй половине XVIII века. Существовавщая в начале XX века мечеть была построена в 1879 году. Религиозные деятели села Шахмайкино: мулла Файзулла, мулла Ахметзян Файзуллин(упоминается в 1829, 1836, 1846 годах), мулла Нигматзян Файзуллин (упоминается в 1836 году). 23 декабря 1858 года имам-хатибом был утвержден Ахметвали Ахметзянов, из крестьян д.Шахмайкино (10.31.1888). Вторым имамом 30 июля 1863 года был утвержден Сингатулла Нигматуллин, его в 1876 году сменил Ахмед Курманаев (Курбангалеев(ум.21.9.1908), уроженец д.Шахмайкино, до этого с 1852 года служивший указным муллой в с.Служилая Майна Чистопольского уезда. После смерти имама – хатиба Ахметвалея Ахметзянова 7 февраля 1888 года прихожане избрали имам-хатибом его сына Мухамедвафу Ахметгалеева (р.15.10.1864), который 8 июля 1888 года сдал экзамен в Уфе, а 20 июня 1888 года был утвержден губернским правлением. В 1917 году он был единственным духовным лицом в приходе.
4.Хозяйственное развитие населенного пункта в XIX – начале XX веков.
В списках населенных мест Казанской губернии (по Чистопольскому уезду) по Оренбургскому почтовому тракту 1859 г. д.Шахмайкино упоминается под номером 3177 (при реке Челне). В деревне имелось 245 дворов, в которых проживало 780 мужчин и 758 женщин из государственных (казенных крестьян), действовала магометанская мечеть.
14 марта 1874 года в деревне из 278 домов сгорел 1 дом, выплатили 12 руб. денежное вознаграждение.
В 1875 г. в д. Шахмайкино число жителей достигло 1632 человек в т. ч. 626 муж. и 806 женщин. За год число браков составило 26, родились 40 мальчиков и 28 девочек. Смертность составила: 18 мужчин и 27 женщин, разность для обоих полов + 23 человек, то есть естественное приращение (прирост) + 1,4 %. Деревня находится в составе Каргалинской волости.
В 1880 г. в школе работали 2 учителя (один мужчина и одна женщина) и они обучали 45
мальчиков и 35 девочек. В 1880 годах д. Шахмайкино входила в состав Каргалинской волости. В деревне жители мало занимались кустарным промыслом. Из отчета Чистопольского уездного исправника за 1883 г. видно, что 8 женщин занимались тканьем холста, имея общий доход в 8 руб. Было 5 пчеловодов. Они держали 45 ульев, имели общий доход 620 руб. Еще 6 жителей были плотниками (24 руб.), 3 крестьянина содержали ветряные мельницы и круподерки (21 руб.) Отхожими промыслами были заняты 34 мужчины и 10 женщин (общий доход 45 руб.)
В документах 1883 г. (книга «Волости и важнейшие селения Европейской России. 1883 г.) деревня Шахмайкино идет под номером 1500 и указано, что она расположена при речке Черегань - Баш (в переводе Сгнившая голова). В это время в деревне имелось 268 дворов, 1698 жителей (бывшие государственные крестьяне), действовала мечеть, школа, 2 лавки торговые.
В последние дни мая 1883 года червом истреблено 20 десятин посевов на сумму 332 р.
По сведениям волостного старшины Каримова на 19 мая 1884 г. в деревне имелось 287 дворов (на 19 больше, чем в 1883 г.) жителей -1543 человек (меньше на 155 чел., чем в 1883 г.), в том числе мужчин 861 чел., 682 женщин.
В «Описании второго стана Чистопольского уезда 1892 г.» деревня Шахмайкино оставaлась в составе Каргалинской волости. До Волостного Правления (д.Каргали) было 13 верст расстояния, от становой квартиры - 12 верст, до г.Чистополя -36 верст.
Деревня была отнесена к приставу 2 стана, к 2 судебному следователю, к 2 земскому начальнику. В это время (1892) в деревне уже имелось 344 двора, где проживало 914 мужчин и 913 женщин из бывших государственных крестьян, работали две деревянные мечети.
В 1896 году в деревне Шахмайкино имелось 305 дворов, что на 39 дворов меньше, чем в 1892 г. Что случилось? Пока нет ответа (по поверьям, в деревне был пожар). Жителей было: 912 мужчин, 924 женщин из бывших государственных крестьян. Работали 2 соборные мечети, 4 лавки бакалейных и одна мануфактурная лавка. Деревню обслуживали две ветряные мельницы местных крестьян. Одна принадлежала Абдулле Гузаирову, другая – Гайнулле Хайбуллину и Мусе Мазитову. При мельницах имелись дворы, обитаемые временно.
По переписи населения в 1897 г. в селе проживало 2120 (человек) душ обоего пола. По количеству населения деревня Шахмайкино в Каргалинской волости была на втором
месте, после д.Простые Челны (2391 человек). Жителей обслуживали почтовое и телеграфное отделения, телефонная станция, ветеринарный врач, которые находились в уездном городе Чистополь. Деревня относилась к 2 участку Земского начальника, к второму полицейскому стану. В ней имелись 2 школы, одна пожарная машина.
5.Развитие предпринимательства в крае в XIII-XVIII века.
Как отмечают краеведы, среди татар Чистопольского уезда была распространена мелочная торговля «красным товаром». Татары часто ездили в Соль-Илецкую, что в Оренбуржье, за солью и на Ирбитскую ярмарку, за Урал. Распространенным бизнесом был извоз. Самым распространенным типом торговли была бакалея. Среди лавок преобладали бакалейные лавки. Согласно законодательству Российской империи в сельской бакалейной лавке мог продаваться очень ограниченный набор товаров: чай, сахар, конфеты, пряники, соль, перец и лавровый лист, табак, спички, мыло, уксус. Расширение ассортимента требовало переименования лавки и более высокого налогообложения. Бакалейная лавка находилась в отдельной комнате в избе или в отдельном однокомнатном строении, без склада. По данным Журналов поверки торговых и промышленных предприятий по Новошешминской волости 1911 г. в селе Ситдик Абубакиров, Нурулла Абдулвалеев, Галиулла Фазлуминов, Фердур Абдуллатыйпов держали бакалейные лавки с торговым оборотом в год 80-100 руб. Двухэтажный кирпичный дом Файзуллиных (деда татарского драматурга –писателя Мирхайдара Файзи), построенный в начале XX века, стоит по сей день и служит народу.
6. Культурная жизнь в XIX – начале XX веков.
Муэдзином с 1841 по 1867 гг. служил Багаутдин Фахрутдинов, 24 июля 1867 года его сменил Садык Ишмухаметов (ум.6.10.1884), а его, в свою очередь, Исмагил Тазетдинов не имевший указа. Он был муэдзином и в 1909 году.
Второй приход был образован в 1879 году. Мечеть, построенная в 1870-е годы, через тридцать лет пришла в ветхое состояние и стала слишком мала. В соответствии с решением схода прихожан 8 января 1910 года мечеть была отремонтирована, пристроен третий молельный зал. Первым имам-хатибом 4 сентября 1879 года был утвержден Мухаметзакир Мухаметкамалов (ум.1901). Вторым имамом приговором от 22 ноября 1890 года был избран сын умершего имам-хатиба первого прихода Ахметвалея Ахметзянова Мухаметкашаф Ахметвалеев (р.13.8.1860), который еще 19 сентября 1888 года сдал в Уфе экзамен на звание мударис. 6 июня 1891 года он был утвержден губернским правлением. Приговором прихожан от 2 февраля 1902 года на место умершего Мухаметзакира был избран Нурутдин Ахметзянов (р.2.2.1862), крестьянин из с. Новое Ибрайкино Чистопольского уезда. 16 февраля он сдал экзамен по русскому языку в Казанском городском училище, а 16 марта в Уфе. Утвержден губернским правлением 8 августа 1902 года. Он служил до 1917 года. Муэдзином 29 сентября 1879 года был утвержден Абдулсабир Абдулкабиров (ум. после 1895).
Учебные заведения села того времени относились к типу школы. До сих пор остается неясным начало их деятельности. По данным приходских справок 1865 года все три религиозных деятеля села Шахмайкино признаны педагогами. С образованием в 1879 году второго прихода и там начинает работать школа. Это дает полное основание тому, что шахмайкинские дети с древних пор были образованы. Конечно, обучение в доме муллы отличалось от школьного обучения, потому что это давало возможность вести организованную учебу.
Количество детей, обучающихся в школах села Шахмайкино
Годы | 1875 | 1895 | 1906 | 1911 | |||
Приход | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Мальчики | 58 | 50 | 25 | 110 | 75 | 85 | 65 |
Девочки | ? | 25 | 9 | 70 | 60 | 55 | 35 |
7. В годы революции.
В течение октября и ноября Советская власть установилась почти на всей территории Казанского края. Комитет большевиков посылал в уездные города, села и деревни газеты, листовки, в которых освещалось значение победы Октябрьской социалистической революции. Для разъяснения задач Советской власти на места направлялись представители комитета и агитаторы. В результате осуществления Декрета о земле крестьяне Казанского края получили 788 тыс. десятин земли, ранее принадлежавшей помещикам. Октябрьская революция открывает новую страницу в истории села. Крестьяне села с радостью встретили весть о социалистической революции. Весной 1918 г. вся земля была разделена по едокам. Среди населения начались распространяться революционные идеи. Изменения, происходящие в стране после Октябрьской революции, идут и в селе Шахмайкино. К тому времени насчитывалось 440 хозяйств, 3 мечети. В 1918 году избирается сельский совет, первым председателем назначен Билалов Сайфутдин.
8.В пламени гражданской войны.
В годы гражданской войны через наши поселения несколько раз проходят вооруженные войска чехов и мадъяров, а также части Красной Армии. Известны фамилии ушедших в ряды Красной Армии: Илалов Гайфулла, Нуретдинов Сибгат, Сабирзянов Мирза, Гирфанов Вильдан, Ганиев Шахивали, Исхаков Асадулла, Багаутдинов Гильмутдин и другие. Наши односельчане потерпели огромный убыток во время битвы за власть красных и белых. Старшее поколение еще помнит о вооруженном столкновении на горе Шахмайкино. Обе стороны жестоко обращались с населением. Зимой 1919 года со стороны Уфы и Новошешминска люди вооруженные вилами (вилочное восстание), охотничьими ружьями заходят в деревню. Они преследуют комсомольцев, учителей. К ним приставляются крестьяне под предводительством Гайнуллы бая из Шахмайкино, Чертушкино и Простых Челнов. Под девизом «Завоевать власть!» они направляются к Чистополю. В окрестностях Каргали был убит военком Балакин, были мятежи. Но прибыли посланные из Казани части Красной Армии, открыли по ним огонь и стали отгонять обратно. После того как враг убежал, разъяренные красноармейцы (видимо, среди них мадъяров было больше) вошли в Чертушкино, сожгли первый попавший дом, хозяина – Нуретдина Шарафутдинова закололи саблей. Наверное, это показалось им мало. На другой день этот отряд интернационалистов собрал 36 мужчин села Чертушкино- «врагов советской власти», «контров», привел к берегу реки и застрелил (оставшиеся в живых 1-2 человека ночью приползли домой). Сейчас на этом месте стоит прекрасная стелла. Остальных восставших они прогнали в сторону Новошешминска, дошли до Уфы, победив их, в марте вернулись в Казань. Так жестоко расправились большевики с восставшими крестьянами.
Голод 1921 года тоже не обошел стороной село Шахмайкино. В результате грабительского отбора хлеба красноармейцами под предлогом «продразверстки» весной 1921 года не хватило семян. Наступила еще и засуха, повлиявшая на мор людей и животных. Желая остаться в живых, многие семьи уходили в чужие края. После засухи была напасть саранчи. Только в дальнейшем жизнь в Шахмайкино начинает налаживаться, количество лошадей возросло с 35 до 419.
9.Советские 20-30-е годы.
а)Образование колхоза. В 1929 году жителей села насильно заставляют вступить в колхоз. Однако после публикации статьи Иосифа Сталина «Головокружение от успехов » колхоз закрывают, сельчан от «колхозной повинности» освобождают, а из Казани начинают один за другим приезжать агитаторы, убеждающие шахмаевцев теперь уже на добровольной основе вступить в колхоз. В результате немало хозяйств добровольно вступает в новый колхоз со знаменитым названием «Ирек»(Свобода). На выделенной земле приступают к севу ржи, но напуганные угрозами женщины неожиданно решают распустить коллективное хозяйство. Их бунт повлиял на большую часть сельчан: из 400 шахмаевских крестьянских подворий только 50 остаются в коллективном хозяйстве.
В 1931 году был принят Устав. 50 хозяйств вступили в колхоз. В 1932-33 годах за отказ записаться в колхоз крупные хозяйства Сабирова Гумера, Фатхутдинова Гизляза, Файзуллина Шакирзяна, Рахматуллина Габдуллы, Бакирова Ситдика, Тухватуллина Яруллы, старосты Сабирова Миннебая, Исмагилова Ризвана, Исмагилова Набиуллы были признаны кулаками и высланы в Магнитогорск и Архангельские края.
Аресты на этом не прекращались. Волны репрессии 1933 и 1937 годов тоже коснулись деревни: были арестованы и отправлены в тюрьмы Ситдиков Зарип, Сагутдинов Шайхи, Гафиятуллин Гайфулла, Набиуллин Хамзя Набиулович, Бикмухамметов Шайхулислан Бикмухамметович, Аглямутдинов Тахаутдин, Нуруллин Гали Нуруллович, Гильфанов Вильдан, Нуретдинов Нигмат (Николай) Сибгатович (Семонович). А Гарифуллин Халик Гарифуллович был арестован в 1937 году и приговорен к смертной казни в городе Чистополе.
В военные и послевоенные годы председателем колхоза «Свобода» был Хайруллин Харрас. В годы Великой Отечественной войны русло жизни снова отбрасывает народ на десятки лет. В каждом доме с соломенной крышей, сровненной с землей, были сироты, вся работа выполнялась вручную. Народ мучился от нехватки денег, голода, бедности, обязательных займов, бесплатной сдачи молока, мяса, яйца, масла и шерсти. Годовое обязательство сдачи сельхоз продуктов: 350 литров молока, 40 кг мяса, 100 яйц, 3 ц картошки, 2-3 кг шерсти продолжалось до 1960-х годов. Кроме того, старшее поколение еще помнит издевательства председателя колхоза над населением.
После войны 1945 году, в Шахмайкино была организована МТС, работа полегчала. Некоторое время председателем колхоза работал Салахов Гумер. В 1957 году организовали радиоузел. В 1956 году было построено здание правления колхоза, вокруг посадили деревья и оградили. В результате борьбы Н.С.Хрущева с личными хозяйствами было разрешено иметь 30 сотых огорода, 1 корову, 4 овцы, чтобы больше время трудится в колхозе. Лишнее бесплатно отбирали. Колхоз «Свобода» благополучно просуществовал до 1958 года. К тому времени в окрестностях села были организованы свои колхозы.
б)Становление советской школы. Работу системы образования в советское время в Шахмайкино можно представить по воспоминаниям Рахматуллиной Мукаррамы Мухаметфазыловны, работавшей учителем в 1918-1935 годах. «Я проработала в данной школе учителем начальных классов в 1918-1935 годы. В 1918 году было 3 класса. Во 2 и 3-х классах девочки и мальчики обучались отдельно. Учителями тогда были Фазылов Шайхи, Садыкова Хадича, Мухутдинова Хадича. Население было заинтересовано в обучении детей. В каждом классе было по 55-60 учеников. Чтобы в классе было поменьше детей, за свой счет наняли еще одного учителя. Парт не хватало, писали сидя на полу и положив тетради на скамейках…» Как уже знаем, упомянутое первое здание школы – двухэтажный дом, построенный в 1884-1886 годах, принадлежал богачу Файзуллину Ахметзяну, дедушке классика татарской литературы, известного драматурга Мирхайдара Файзи. Отец М.Файзи Мустафа родился и вырос в этом доме, в 19 лет уехал в Орск. Брат Мустафа, чувствуя революцию, собирает сход и отдает дом в распоряжение народа. На втором этаже находилась школа, на первом – магазин. В 1919 году белогвардейцы разгромили школу. Обучение продолжается в отдельных домах. Мукаррама Мухамметфазыловна вспоминает: В те годы не преподавался русский язык, а другие предметы. Особое внимание уделялось урокам труда. Ученики делали из картона изделия, из соломы плели шляпы.
Изучение продолжаю из воспоминания о Рахматуллине Камиле Мухамметхановиче. Он проработал в Шахмайкинской школе с 1932 по 1957 годы, директором в 1941-1957 годы и был награжден орденом Ленина. Родом Рахматуллин из села Кулмакчы, в 1913 году закончил медресе Малый Сунь Мамадышского уезда. Закончив учительские курсы в городе Чистополе, в 1919 году возвратился в родное село. В 1932 году был направлен в Шахмайкинскую школу Красноармейского района. Ко времен его прихода школа была пятилетней, а потом преобразовалась в семилетнюю. В воспоминаниях Камиля Рахматуллина есть следующие строки: «В 1934 году каменная школа была капитально отремонтирована, в этом году(1957) будет 23 выпуск, заканчивают 477 учеников. С 1932 года обучение велось по программе. В 1933 году начали работать пионерская и комсомольская организации. Ученики помогают колхозу. Например, в 1953 -1954 годах отработали 4287 трудовых дней, 18 выпускников нашей школы погибли на полях Великой Отечественной войны…»
10.В годы Великой Отечественной войны.
В первые же дни войны ушли (около 300 человек) из села на фронт: Галимов Зуфер, Загрутдинов Ахметзян, Гарифуллин Габдулла, Сулейманов Габдрахман, Хабиров Акрам, Шайхутдинов Агляметдин, многие из них дошли до Берлина и принимали участие в штурме Рейхстага.
Хаммадиев Хусаин освобождал Кеннигсберг, Гарифуллин Асадулла- прошел через Чехословакию, Венгрию и участвовал в штурме Берлина; Хабиров Акрам расписался на стене Рейхстага.
Вернулись с войны герои – воины, вернулись с орденами и медалями.
1.Вафин Борхан- орден Красной Звезды 2 степени;
2.Валиев Г.Р.-кавалер ордена Славы;
3.Галимов Ахмадулла- орден Красной Звезды;
4.Гатин Ханафи- орден Красной Звезды;
5.Гатин Мухлис- орден Красной Звезды;
6.Гарифуллин Зайнулла- орден Красной Звезды;
7.Хуснутдинов Гайфутдин- орден Славы 1 степени;
8.Хайбуллин Сибгат- орден Славы 3 степени, кавалер ордена Славы;
9.Хабирова Марьям Г.- орден Отечественной войны 2 степени;
10.Хуснулгатин Х.Х.- кавалер ордена Славы;
11.Лутфуллин Нурулла- орден Красной Звезды;
12.Ганиев Хайдар- орден Отечественной Войны 2 степени;
13.Галяутдинов Гамир Г.- орден Отечественной войны 2 степени;
14.Адиуллин К.- орден Отечественной войны 2 степени;
15.Сулейманов Габдрахман М.- орден Отечественной войны 2 степен; и другие.
Но многие (больше 100 человек) не вернулись: Галяветдинов Гариф, Хикматуллин Асгат, Лотфуллин Ахметзян, Гилячев Аскар, Сафиуллин Сахибулла, Исламов Хусаин, Шакиров Хайдар, Кашапов Кирам, Хайбуллин Асгат, Валиев Харис, Усманов Гариф, Хайдаров Кызям, Шарипов Харис, Зарипов Хусаин, Тагиров Гусман, Шарипов Зариф и многие, многие другие.
11.Тыл - фронту.
Женщины, заменившие ушедших на фронт мужей и братьев, работали на тракторах , объединяясь в бригады. Передовыми трактористками были Вафина Зайнап, Лутфуллина Хадича, Калимуллина Зайнап, Набиуллина Шамсеруй, Нуретдинова Зиган, Шайхутдинова Сажида, Аглямова Сафарза, Гарифуллина Фаима, Садрутдинова Миннахар, Галимова Закия и другие. Ушедших на войну бригадиров заменили Вафина Зайнап, Лотфуллина Хадима, Калимуллина Зайнап, Набиуллина Шамсеруй, Нуретдинова Зиган.
В годы ВОв Шахмайкинская школа продолжает обучение и воспитание, но в то же время помогает колхозу, стране. В газете «Красная Армия» (№18/770) от 9 мая 1944 (типография газеты была расположена в с.Каргали) была размещена статья Камиля Рахматуллина «Мы присоединяемся к коллективу школы Изгара». Там были такие строчки: «Мы, коллектив Шахмайкинской неполной школы, берем на себя конкретные обязательства с целью помощи колхозу «Ирек». Силами учителей и учащихся выполнить следующее: собрать 51ц семян, 3ц золы, 1ц птичьего помета и вынести 20ц навоза. С помощью ручных граблей пробороновать 20га озими, прополоть 100 га пшеницы и овса, 8га проса, 20га обмолотить, 40га связать в снопы, собрать 18га гороха, 100 га скирдовать. Вести среди колхозников примерную агитационную работу. Мы, коллектив учителей Шахмакинской школы, отдаем все силы на выполнение этих обязательств. Силами учителей и учащихся было собрано 51ц семян. Организовали боронование озимых граблями и подвоз корма для скота на ферме». Перед глазами встает голодный и оборванный, не вовремя состарившийся ребенок военной поры… Держа в худых руках орудие труда, уходили они после уроков работать в поле. Пролито столько сил и пота, но, я думаю, что ради Победы эти все обязательства были выполнены. Иначе не могло и быть, потому были трудные и суровые годы.
12.Населенный пункт в 50-90-е годы XX века.
В 1958 году хозяйства четырех сел (Шахмайкино, Простые Челны, Чертушкино и Азеево) объединяются в одно, которому дают название «Татарстан». Первым председателем «Татарстана» избирают Гайфутдина Хуснутдинова. Гайфутдин Тахаутдинович- поистине легендарная личность. В годы его руководства колхозом «Татарстан» слава о хозяйстве гремела на всю республику. Большие обязательства брал на себя колхоз «Татарстан»: в 1967 году- сдать государству 60 тысяч ц зерна, 14800 ц молока, 5570 ц мяса, 150т яиц, 36 ц шерсти, собрать урожай зерновых до 14 ц с гектара. Многие жители села награждены Орденом Ленина: Хуснутдинов Гайфутдин Тахаутдинович - председатель колхоза «Татарстан»; Рахматуллин Камиль –учитель- пенсионер. Орденом Трудового Красного знамени награждены: Куркин Игорь Данилович – агроном колхоза «Татарстан»; Усманов Хафиз Шарипович- тракторист. Орденом «Знак почета»- Гарифуллин Габдрахман Гарифуллович- помощник бригадира; Галиев Вагиз Шакирович- комбайнер; медалью «За трудовые заслуги»- Тухватуллин Касыйм –токарь; Абдуллин Рафкат- животновод ; Ибрагимова Гайща-доярка; Хасаншин Мирза- помощник бригадира. Укрепилась экономика колхоза, улучшились условия жизни колхозников. Доход хозяйства 1668 тыс. рублей, из них роздано на зарплату 847 тыс. рублей. Дневная заработная плата колхозника составляет от 9 до 18 рублей. В 1965 колхоз построил библиотеку, провел водопровод. С каждым днем изменяется вид деревни, растет культура колхозников. В 1967 году колхозники выписывают 445 экземпляров газет и 268 экземпляров журналов, сельская библиотека насчитывает 8314 томов книг. Колхозники имеют 27 мотоциклов, 10 телевизоров, 35 стиральных машин. С 1967 года колхоз становится миллионером. Высокие урожаи, успехи в животноводстве- все это позволило значительно улучшить инфраструктуру села. Были проложены новые дороги , построены новые здания для школ и детских садов. В Шахмайкино и других селах «Татарстана» на 20 лет раньше (в 1979 году), чем в селах окрестных колхозов, был проведен газ. История с трубами для его проведения носит почти детективный характер. Гайфутдин Тахаутдинович как депутат Верховного Совета Татарии имел право на вне очередное приобретение престижной автомашины «Волга», что по тем временам было большим дефицитом. Однажды автомобиль было решено перегнать в один из соседних городов . Председатель обменял дефицитную «Волгу» на не менее дефицитные трубы. «Без машины я обойдусь, а вот «Татарстанцам» без газа жить никак нельзя!» - сказал категорически Гайфутдин абый. После 23 лишним лет руководства хозяйством Гайфутдин Тахаутдинович ушел на пенсию. Его место занял Рашит Лотфуллин. Он возглавлял «Татарстан» с 1982 по 1990 годы. За это время был построен Дом культуры, возведен теплый гараж для тракторов. В 1994 году построили мечеть. Затем с 1990 по 1992 годы председательствовал Фаргат Шайхутдинов. А с 1992 года хозяйством руководит Гумер Сулейманов. Несколько лет назад сельчане приняли решение преобразовать прежнее хозяйство в ООО «Агрофирма Татарстан», которое стало одним из подразделений «Вамина». После разорения «Вамина» в 2013 году хозяйство перешело инвестору «Просто Молоко».
б)Школа в 1950-2000-е годы. В 1957-58 годах при Шахмайкинской семилетней школе был открыт интернат. Об этом пишется №42 газеты «Флаг коммунизма» от 22 мая 1958 года в статье директора школы Камиля Хамматовича Саттарова (директор школы 1957-1964 гг) «Условия учащихся: «В 1957-58 учебном году при школе открылся интернат. Там живет 17 детей из Азеева, Чертушкино и Простых Челнов. Созданы все условия. Постель одного ученика стоит 470 рублей. Живущие в интернате 5 сирот содержаться за счет государства. Открытие интерната положительно повлияло на успеваемость учащихся…». Учеба шла в две смены, начальные классы – в первой смене.
Проработав восьмилетней несколько лет, в 1965 году школа была преобразована в среднюю (с начала 8-10 классы обучались платно в Каргалях и жили там). В 1965-1966 учебном году ученики были приняты в 9 класс. С 1964 по 1998 годы директором школы проработал Шарипов Асхат Зарифович. Вспоминая эти годы, Асхат Зарифович говорит: «Школа, столовая и интернат топились дровами. Все лето заготавливали дрова, пилили выделенную делянку. Учителя снабжались бесплатно. Только в 1977 году стали проводить газ в деревню». Наконец, 30 декабря 1966 года было открыто новое здание школы.
Радостная весть об этом распространилась на всю республику на страницах газеты “Ленинский путь” от 7 января 1966 года в статье Шарипова Асхата “Построена новая школа” “1965 год был годом победы для колхоза “Татарстан” во всех областях. Нынче мы построили за счет колхоза на 100000 рублей Шахмайкинскую среднюю, Чертушкинскую начальную школы. Так же был сооружен пристрой к Просточелнинской школе, построена библиотека в селе Шахмайкино. Полная успеваемость учащихся в первое полугодие, учеба на “4” и “5” 119 учеников из 291-это достойный ответ партии и государству за неустанную заботу. Дети стали обучаться в одну смену. 50 детей из Азеево живут в интернате”... А вот в 1967 году, впервые в истории школы, был выпуск десятиклассников-21 учащихся закончили школу.
В настоящее время школа удачно продолжает учебно-воспитательную работу. Начиная с 1999 года должность директора школы выполняет Хайруллин Камиль Накипович. В 2004 году был проведен капитальный ремонт. Школа закомплектована по современным требованиям, созданы все условия. Компьютерный класс, личные ноутбоки с 2010 года, интерактивные доски, сеть интернета Wi-Fi, электронные журналы и дневники- это уже не новость, а обычная картина в каждой сельской школе. Начиная с 2012 года закончил свое существование бумажные журналы. В 2013 году школу снова отремонтировали: заменили трубы теплоснабжения, крышу и общили снаружи. В 2013 году Шахмайкинская школа выпустила 47 выпуск: за 1967-2013 годы 1420 девушек и юношей получили аттестат об образовании и вступили во взрослую жизнь.
13.Знаменитые земляки.
Несмотря на то что нет уже прежних лесов вокруг села, Шахмайкино и сейчас расположено в довольно живописном месте. Одно из несомненных богатств села-родник с живой водой. Журчанье чистейшей воды напоминает мелодии татарских песен, в лад им звучит стихи местных поэтов. Богато село своими стихотворцами. Шахмайкинская земля воспитала не одно поколение талантливых людей. Одним из таких является Галимов Накип Наилевич (29.11.1957 г.р., генеральный директор мебельной фабрики «Ак Барс» г. Наб.Челны, с 2001 года состоит в Союзе писателей), поэт, автор многочисленных стихов, многие из которых стали словами известных татарских песен.
Несравненной стойкостью души обладала Хабибуллина Зайнап Валиахметовна (29.01.1932-26.12.2005). Несмотря на недуг, всегда с улыбкой на лице и добрым словом встречала она людей. И все свои произведения она посвятила родной земле.
Чем старше становится человек, тем чаще память возвращает его в далекое прошлое. И каким бы оно ни было, оно всегда будет с человеком. И это прошлое легло в основу стихов Гарифуллиной Закии Лотфулловны (5.08.1937 г.р.), уважаемой женщины, которая не смотря на преклонный возраст продолжает принимать активное участие в жизни своего села.
Книга – источник знаний. Именно с таким девизом идет по жизни Абдуллина Резеда Халяфовна (22.04.1970 г.р) , которая выпустила сборник своих стихов. Работая в сельской библиотеке, она считает, что каждый человек может быть полезен своей земле и живущим на ней людям.
Красота родного края нашла отражение в картинах нашего художника Багаутдинова Габдельвахита Гильмутдиновича (23.05.1939 г.р.). Он работал в Государственной Думе первого созыва (1993-1995), (Нижнекамский округ N26:Татарстан. Выдв.избирателями). Избран 13 марта 1994. Фракция: ПРЕС - 1 апреля 1994 - 18 июля 1995; затем вне фракций; НРП - с 11 октября 1995. Член Комитета по организации работы Государственной Думы (подкомитет по финансово-бюджетным вопросам). В данное время на пенсии, живет в Москве.
14. Легенды родного края.
Среди народа нашего края бытует такая замечательная легенда, которую я сама слышала от своих родителей в молодости.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена , прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место». Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем в степь и стали двумя курганами. Такова легенда, созданная народной мудростью.
Хабибуллина Альфина Равилевна, учитель истории и обществознания, 2014 год.
*(В работе были использованы научные статьи Насырова Рафика Г., кандидата исторических наук, директора школы Ниж.Тат.Майна Аксубаевского района. А также материалы директора музея народного творчества и быта села Зиреклы Газымова Мидхата Г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района
Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

История села - история страны
Данный проект разработан с целью исследования и возникновения моей малой Родины, привлечения учащихся к изучению истории родного края. Актуальность темы очевидна. У каждого человека...