Рабочая программа по курсу «История средних веков» 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

        Рабочая программа составлена на основе:

-              федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

В   соответствии с:

-              Законом Российской Федерации «Об образовании»,

-              приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,

-              авторской программой А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,

-              авторской программой по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.

        Программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

-              учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2014;

-              рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_istoriya_srednih_vekov_6_skorohodaa.docx110.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

 муниципального района «Агинский район» Забайкальского края

«Согласовано»

Руководитель МО

______________________/_______________

ФИО                         подпись

Протокол №___ от  «___»__________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __________________/____________

             ФИО                 подпись

«___» _______________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Новоорловская СОШ»

________________/__________________

ФИО                    подпись

«___» _______________________ 2015 г.

Рабочая программа

по курсу «История Средних веков»

6 класс

Составитель:

Скороход А.А.

учитель истории и обществознания

2015-2016 учебный год

Рабочая программа 6 класс

Структура программы

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса.
  3. Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
  4. Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
  5. Планируемые образовательные результаты
  6. Контроль уровня обучения
  7. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
  9. Приложение. Варианты контрольно-измерительных материалов по теме

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

В   соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
  • авторской программой А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,
  • авторской программой по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.

        Программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

  • учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2014;
  • рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2014;

Актуальность. 

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Цели:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения:

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  
  • формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
  • владеть историческими знаниями в рамках курса и применять их в различных ситуациях.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

 

Общая характеристика учебного курса.

Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца  V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые, так или иначе, вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 –м классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и история России – 40 часов (согласно авторской программе). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)

№ п/п

Раздел, учебная тема

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Всего часов

В том числе на:

Творческие  работы, проекты

уроки

лабораторно-практические работы

к/работы зачеты, мониторинги

1

Введение. Живое средневековье

Входной мониторинг

Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

Раскрывать значение терминов история, век,   исторический  источник.   Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

1

1

0,5

Тема 1. Становление средневековой Европы (4 часа)

2

Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков

Понятия: варвары, готы,  кельты,  германцы,  гунны, родовая община, род племя, династия, король, ополчение, граф, феодал, сборник законов, штраф

1

1

Информационный проект «Средневековый монастырь»

3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. 

Понятия: император, империя, феодализм, феодал, феодальная лестница, междоусобные войны, вассалы, сеньоры

1

1

4

Феодальная раздробленность в Западной  Европе в IX – XI вв.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание. 

Понятия:  англы, саксы, норманны, викинги «круглый стол»

1

1

5

Англия в раннее Средневековье

Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство. Прекращение норманнских завоевательных походов 

Понятия: книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы

1

1

Историческая реконструкция «Путешествие викингов»

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках.  (2 часа)

6

Византия при Юстиниане. Культура Византии

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Понятия: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта

1

1

Творческий проект «Византийская мозаика»

Эссе «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?»

Сочинение-описание «Храм Святой Софии» по плану

Презентация «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси»

7

Образование славянских государств

Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир. Понятия: праславяне, славянская письменность

1

1

Информационный проект «Создание славянской азбуки»

Тема 3. Арабы в 6-11 веках (1 час)

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата

Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов

 Понятия: ислам, Коран, мусульмане, халиф, халифат, экспансия, Арабески, Медресе  Мечеть Минарет

1

1

Групповой творческий проект «Дворец халифа»

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник»  

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

9

Средневековая деревня и ее обитатели

Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община.

Понятия: повинности, оброк, барщина

1

1

10

В рыцарском замке

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство.

Феодальная  знать. Жизнь и быт феодалов. Понятия: сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феод

1

1

рассказ «Праздничный день феодала»

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центрально Европе (2 часа)

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли,  ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки

Понятия: гильдии, цехи

1

1

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»

12

Торговля в Средние века

 Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам

Понятия: ярмарка, торговля, банки, ростовщики

1

1

Учебная игра «На ярмарку в Шампань

Тема 6. Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы (2 часа)

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Понятия: ереси, еретики, инквизиция

1

1

14

Крестовые походы.

Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков.

1

1

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века)  (6 часов)

15

Как происходило объединение Франции.

Усиление королевской власти. Сословно – представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства.

1

1

Информационный проект «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы»

16

Что англичане считают началом своих свобод 

Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ.

1

1

17

Столетняя война

Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д Арк.

1

1

Сочинение о жизни и подвиге Жанны д’ Арк

18

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии

Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии.

Последствия процесса централизации.

1

1

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата

1

1

20

Государства оставшиеся раздробленным:   Германия и Италия в 12 – 15 веках

Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Гор. респ. в Ит.;

1

1

Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках (2 часа)

21

Гуситское движение в Чехии.

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение.

1

1

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Балк. страны перед завоев.;

Завоевания турок-османов;

Битва на Косовом поле;

Гибель Византии;

Осман. Империя 

1

1

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа)

23

Образование, философия, литература  в  XI-XV вв 

Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись. Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения.

1

1

Информационный проект «Непростая история простых предметов»

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

Античное наследия;

Новое учение о человеке;

Гуманизм;

Искусство раннего Возрождения

1

1

25

Научные открытия и изобретения

Развитие науки и техники;

Изобретение книгопечатания 

1

1

Аналитическое сочинение-диалог

Тема 10. Народы Азии, Африки и Америки в Средние века (2 часа)

26

Средневековая Азия: Индия,  Китай, Япония 

Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

1

1

Информационный проект «Живые традиции Востока»

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Неравномерность развития народов Африки. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки. Сохранение родо-племенных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки 

1

1

Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари»

28

Итоговое повторение

Наследие средних веков в истории человечества.

Выходной контроль

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

1

1

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)

Тема урока

(кол-во часов)

Дата проведения урока

Основные

понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Задания для совм.работы с родителя ми /домашнее задание

Предметные

Метапредметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

Познавательные

Введение. Живое средневековье

(1час)

Входной мониторинг

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа

Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

Понятия: исторические

источники; средние века; феодализм;

традиционное общество;

цивилизация

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником

осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Рисунок Средневековый замок.

Вопрос стр.10 (?!)

стр12 «Вспомни»

Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века) -4 часа

Информационный проект «Средневековый монастырь» стр46

Историческая реконструкция «Путешествие викингов» стр 47

Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

§1, §2

(1час)

Урок изучения нового материал

Беседа

Великое переселение народов. Германские племена. Падение Запад. Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков

Понятия: варвары, готы,  кельты,  германцы,  гунны, родовая община, род племя, династия, король, ополчение, граф, феодал, сборник законов, штраф Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Соборные школы при монастырях.

научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

стр.20 №1 (?)

№2 «Подумайте»

стр21 «Вспомни»

стр26 №3 (?) и №4 «Подумайте»

стр27 «Вспомните»

Возникновение и распад империи Карла Великого.

§3

(1час)

Комбинированный урок.

Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. 

Понятия: император, империя, феодализм, феодал, феодальная лестница, междоусобные войны, вассалы, сеньоры

Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

стр32 №4 (?)

№3 «Подумайте»

стр33 «Вспомни»

Феодальная раздробленность в Западной  Европе в IX – XI вв.

§4

(1час)

Комбинированный урок

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Англосаксы и норманнское завоевание. 

Понятия:  англы, саксы, норманны, викинги «круглый стол»

Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.

Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре

 Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

стр39 №5 (?)

№5 «Подумайте»

Стр40 «Вспомни»

Англия в раннее Средневековье

§5

(1час)

Комбинированный урок

Урок - путешествие

Англия в 9-11 веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Объединение в единое государство. Прекращение норманнских завоевательных походов 

Понятия: книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы

Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные  войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

 Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

 принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

стр32 №5,6 (?)

№2, №4 «Подумайте»

Стр47 «Вспомни»

Тема 2.Византийская империя и славяне в 6-11 веках  - 2 часа

Творческий проект «Византийская мозаика» стр 67

стр 67

Информационный проект «Создание славянской азбуки»

Византия при Юстиниане. Культура Византии

§6, §7

(1час)

 

Комбинированный урок

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Понятия: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта

Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

cтр53 №3 «Подумайте» Эссе «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?»

cтр59 №5,  №4 (?)  Сочинение-описание «Храм Святой Софии» по плану

cтр59 «Подумайте» №3, №4 (презентация «Влияние византийской культуры на культуру Древней Руси»)

cтр60 «Вспомните»

Образование славянских государств

§ 8

(1час)

Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств Славянские государства Византия и славянский мир. Понятия: праславяне, славянская письменность

Научатся определять термины: вече

Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

стр66 №6 (?) (развёрнутый план параграфа)

Рубрика «Подумайте» cтр66 №4 составить рассказ I-В «а», II-В «б»

стр68 «Вспомните»

Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 1 час

Групповой творческий проект «Дворец халифа»

Исследование проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник»  

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата

§9, §10

(1час)

Комбинированный урок

Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Сев. Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов

 Понятия: ислам, Коран, мусульмане, халиф, халифат, экспансия, Арабески, Медресе  Мечеть Минарет

Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности  

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

стр85

«Подумайте»

 стр77 №2

(исследование: Чем отличались мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни от христианских),

№3 (исследование мусульманского и христианского календарей)

стр83 №5 (?) Описать архитектурные особенности и внутреннее убранство мечети

стр84 №5 «Подумайте»

стр86 и стр87 -«Вспомните»

Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа

Средневековая деревня и ее обитатели  §11

(1час)

Комбинированный урок

Урок – путешествие

Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община.

Понятия: повинности, оброк, барщина

Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

стр93 №4 и №7 (?)

стр93 №1, №6 «Подумайте»

стр94 «Вспомните»

В рыцарском замке

§12

(1час) Урок изучения нового материала

Урок - путешествие

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство.

Феодальная  знать. Жизнь и быт феодалов. Понятия: сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феод

Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

стр99 (?) –д/з девочкам «Идеальная знатная дама»

стр100 «Подумайте №5» - д/з мальчикам

стр100 №7 рассказ «Праздничный день феодала»

стр102 «Вспомните»

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной  Европе – 2 часа

Учебная игра «На ярмарку в Шампань»

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

§13, §15

(1час)

Комбинированный урок

Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли,  ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки

Понятия: гильдии, цехи

Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

стр110 (?) №6,7

стр110 «Подумайте» №4, №5, №6 выполняем д/з по рядам

стр125 (?) №7

стр125 «Подумайте» №2, №5, №6

Торговля в Средние века

§14

(1час)

Урок – путешествие

 Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам

Понятия: ярмарка, торговля, банки, ростовщики

С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

стр117 «Подумайте» №2, №6

стр127 «Вспомните»

Тема 6. Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы – 2 часа

Образное сочинение

I-В под номером 1)

II-В под номером 2)

Информационный проект «История духовно-рыцарского ордена»

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

§16

(1час)

Комбинированный урок

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства.

Понятия: ереси, еретики, инквизиция

Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена

Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

стр135 (?) №8

стр135 №6«Подумайте»

стр135 «Вспомните»  

Крестовые походы.

§17

 

(1час)

Комбинированный урок

Крестовые походы и их последствия. Ересь и преследование еретиков.

Понятия: крестовый поход, крестоносцы

Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

стр149 (?) №9 (таблица)

«Подумайте»

стр150 (?) №9, №10

стр151 «Вспомните»

Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) – 6 часов

Информационный проект «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы»

Сочинение о жизни и подвиге Жанны д’ Арк

Как происходило объединение Франции.

§18

(1час)

Комбинированный урок

Усиление королевской власти. Сословно – представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства.

Генеральные штаты

Сословная монархия

Парламент

Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия.

Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

стр158 (?) №1,

№5 (в конце тетради)

стр158 «Вспомните»

Что англичане считают началом своих свобод 

§19

(1час)

Комбинированный урок

Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда».Историческое значение реформ. Парламент

закон

Предметные: Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. 

Получат возможность научиться: извлекать информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

стр166 (?) №4, №5,

№6 (в конце тетради)

«Подумайте»стр167 №6

стр167 «Вспомните»

Столетняя война

§20

(1час)

 Комбинированный урок

Возвращение французских территорий. Причины и итоги столетней войны. Жанна д Арк.

Научатся определять термины: партизанская война

Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.

стр178 (?) №6

«Подумайте»стр178 №1

стр178 «Вспомните»

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии

§21

(1час)

Комбинированный урок

Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии.

Последствия процесса централизации.

Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.

Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

стр179 (?!) Сочинение описание по рисунку «Обед в доме знатного феодала»

стр184 (?) №7

стр184 «Подумайте» №3, №4

стр 184 «Вспомните»

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

§22

(1час)

Комбинированный урок

Мусульманская Испания. Образование и распад Кордовского халифата

Халифат

Ислам

кортесы

Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе

Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

стр191 «Подумайте» №2, №6 (сообщение «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова»)

стр191 «Вспомните»

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

§23

(1час)

 Комбинированный урок

Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Образование централизованных государств в Германии. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Гор. респ. в Ит.;

Гвельфы и гибелл.;

Правление Медичи во Флор.

Раздробленность

Централизованное государство

Гвельфы Чомпи

Гибеллины Тирания

Научатся определять термины: булла

Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

стр197 (?) №6

стр198 «Подумайте» №4

стр198 (?) №3, №6, №7, №8

стр 200 «Вспомните»

Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках-2 часа

стр 214 Информационный проект «Путешествие по памятным местам гуситского движения»

Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя»

Гуситское движение в Чехии.

§24

(1час)

Комбинированный урок

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение.

Понятия: паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, сейм, гуситское движение

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,  эмпатию,  как понимание чувств других людей и сопереживание им

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Стр207 (?) №7

Стр207 «Подумайте» №5

стр 208 «Вспомните»

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

§25

(1час)

Комбинированный урок

Балк. страны перед завоев.;

Завоевания турок-османов;

Битва на Косовом поле;

Гибель Византии;

Осман. Империя 

Понятия: Турки-османы

Янычары

Подушный налог

Научатся определять термины: турки-османы

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Стр213 (?) №5 (план Константинополя),

Стр213 «Подумайте» №4 (исследование герб рода византийских императоров)

Стр214 (?) №4, №5

стр 214, 224 «Вспомните»

Тема 9. Культура Западной Европы в 11 – 15 веках – 3 часа

стр 251

1) Информационный проект «Непростая история простых предметов»

2) Аналитическое сочинение-диалог

Образование, философиялитература  в  XI-XV вв 

§26, §27

(1час)

Комбинированный урок

Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Архитектура, скульптура, живопись.Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения.

Понятия: Готический и романский стили

Гуманизм

Возрождение

Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика

Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Стр223 (?) №4 (таблица «Знаменитые учёные»),

Стр223 «Подумайте» №1, №4, №5

Стр229 «Подумайте» №2, №3, №4

стр 229 «Вспомните»

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

§28, §29

(1час)

Комбинированный урок

Ант Наследия;

Новое учение о человеке;

Гуманизм;

Искусство раннего Возрождения;

Трубадур

Ваганты

Арка

Свод

Готический стиль

Химеры

Предметные:

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Стр235 (?) №2 + Стр235 «Подумайте»  № 3 (таблица «Романский и готический соборы»),

Стр235 «Подумайте» №5 (сочинение)

Стр243 (?) №6 (таблица «Мыслители и художники раннего Возрождения»)

Стр243 «Подумайте» №2, №4, №5

стр 243 «Вспомните»

Научные открытия и изобретения

§30

(1час)

Развитие науки и техники;

Изобретение книгопечатанья 

Понятия: Ректор

Факультет

Гуманизм

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль

учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

1) Стр247 (?!)  Как назывался прибор для установления местонахождения корабля?

2) Стр247 (?!)  Сравнить каравеллу с кораблями различных народов средневековья.

Стр249 №4 (таблица «Технические открытия и изобретения Средневековья»)

Стр250  «Подумайте»  № 3(сочинение), №4 (презентация технич новинки), №5

Стр251 (?) №3, №4, №5

Стр 252 «Вспомнить»

Тема 10. Народы Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа

стр 276

Информационный проект «Живые традиции Востока»

стр 251

Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари»

Средневековая Азия: Индия,  Китай, Япония 

§31

(1час)

Урок изучения нового материала

Урок - проект

Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Понятия:

Турки – османы касты

брахманизм

буддизм

индуизм

ислам

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Стр264 (?) №3

Стр264  «Подумайте»  № 5 (по выбору), №6 (таблица «Страны средневековой Азии»)

Стр 265 «Вспомнить»

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

§32

(1час)

Неравномерность развития народов Африки. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Освоение Африки европейцами. Доколумбовы цивилизации Америки. Сохранение родо-племенных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры

народов доколумбовой Америки 

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Стр275 «Подумайте»  №3 (сочинение-описание «Предметы культуры народов Америки и Африки»), №4 (таблица «Народы доколумбовой Америки»)

Подготовиться к контрольной работе стр 279

Итоговое повторение

(1час)

Наследие средних веков в истории человечества.

Выходной контроль

Урок обобщения урок - игра

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».

Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

                                   

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Учащиеся должны знать:

  •  хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  •  описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов  составлять описание исторических объектов, памятников.
  •  анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие   явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  •  работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  • применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Уметь:

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; 
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

 

Контроль уровня обучения

       При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учётом специфики содержания курса являются:

  • словарная работа;
  • понятийный (терминологический) диктант;
  • анализ педагогически адаптированных текстов;
  • решение ситуационных задач;
  • творческие задания-задачи;
  • сочинение-миниатюра, эссе;
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
  • простейшие виды публичных выступлений;
  • тесты

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
  •  сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  •  делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
  •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  •  применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
  •  оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно её раскрыл;
  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
  •  не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
  •  дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
  •  дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
  •  делает элементарные выводы;
  •  путается в терминах;
  •  не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
  •  не может аргументировать собственную позицию;
  •  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
  •  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • не увидел проблему, не смог её сформулировать;
  • не раскрыл проблему;
  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
  •  информацию представил не в контексте задания;
  • отказался отвечать.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект

  • Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
  2. Манускрипты и рукописи на латыни: http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm
  3. Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
  2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
  3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
  4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
  5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
  6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001
  7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007. 

Тематическая литература

  1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
  2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
  3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
  5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
  6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
  7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.
  8. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004  

Медиаресурсы:

  1.  http://lesson-history.narod.ru/ 
  2.  http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
  3. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html ( к урокам)
  4.  http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
  5. http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
  6. http://lesson-history.narod.ru/  Презентации

Приложение

Варианты контрольно-измерительных материалов по теме

Контрольная работа по истории средних веков для 6 класса.

I  вариант.

1.Где проживали древние германцы?

а) в Африке;   б) в Европе и на Скандинавском полуострове;   в) в Америке

2. Несколько близких родов – это …

а) племя;      б) соседи;      в) стадо.

3. Какие земледельческие занятия были знакомы древним германцам?

а) садоводство;     б) виноградарство;     в) хлебопашество.

4. Как называлась династия королей, начало которой положил Хлодвиг?

 а) Капетинги;     б) Меровинги;        в) Каролинги.

5. Крупное земельное владение, полученное за военную службу и передаваемое по наследству, называлось

 а) участком;         б) феодом;         в) наделом.

6.  Карл Великий возглавил  Франкское королевство

 а)   в 768г.      б) в  656г.      в) в 1011г.

7. Дополните ряд.  После раздела империи Карла Великого образовались государства: Франция, __________, Италия.

8. Особым слоем населения у франков стали служители церкви, их называли:

  а) слуги господа;     б) духовенство;          в) те, кто молится.

9.) Основными занятиями рыцарей были:

  а) защита своего господина;    б) земледелие;    в) ремесло.

10. Славянские племена делились на три ветви : западную, южную и __________.

11. Какова была численность средних городов Европы XIII – XIV веков?

      а) до 3 тысяч;        б) 10-15 тысяч;    в) не менее 30 тысяч.

12. Какой европейский город был самым крупным в XIV веке?

      а) Париж; б) Милан; в) Брюгге.

13.  Основным видом занятий для горожан было:

      а) земледелие;        б) ремесло;        в) охота.

14. Хозяином мастерской считался :

      а) подмастерье;     б) феодал;          в) мастер.

15. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран, назывались:

      а) магазином;         б) ярмаркой;     в) базаром.

16. Христианская церковь разделилась на западную и восточную в

      а) 1054г.    б) 998г.    в) 1198г.

17. Католическая церковь собирала особый налог на содержание духовенства и храмов,

который назывался церковной ___________.

18. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передаваемые по наследству назывались:

     А) родственники;    б) сословия ;    в) сородичи.

19. Соотнесите понятия:

      А) рыцарь                          1) работает

      Б)  монах                             2) воюет

      В) крестьянин                    3) молится

20.  Первый крестовый поход за освобождение гроба господнего начался

       а) в X веке;    б) в конце XI века;  в) в начале XII века.

21.  Оброк – это ….

Контрольная работа по тексту администрации по истории для 6 класса.

II  вариант.

1. Где селились древние германцы?

    а) по берегам рек;   б) в горах;   в) на равнинах.

2. Родственники нескольких  поколений объединялись  

    а) в племя;         б) в родовую общину;      в) в соседскую общину.

3. Что считалось для германцев самым большим богатством?

     А) земля;       б) золото;     в) скот.

4.  Как называлась королевская династия, основателем которой стал Карл Великий?

     а) Каролинги;   б) Меровинги;   в) Капетинги.

5. Феодал получал крупное земельное владение

     А) за деньги;     б) за несение военной службы сеньору;  в) в подарок.

 6. Карл Великий стал Римским императором

     а) в 768г.   б) в 800г.  в) в 1011г.

7. В каком городе внуки Карла Великого заключили договор о разделе Империи

    А) в Париже ;  б) в Вердене;  в) в Лондоне.

8.Специальным поселением монахов считались:

    а) города;    б) деревни;    в) монастыри.

9. Основным занятием зависимых крестьян было

    а) молиться;   б) защищать своего господина;   в) трудиться.

10. Восточные славяне были предками русских, украинцев и ___________.

11. Какой город не входил во владение французского короля

     а) Париж;    б) Берлин;    в) Орлеан.

12.  Ширина главных улиц европейских городов не превышала

     а) 2-3  м;      б) 12-15  м;   в) 7-8   м.

13. Чтобы стать мастером подмастерье обязан выполнить

      а) шедевр;    б) обещание хранить тайну мастерства; в) клятву верности хозяину.

14.  Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял

      а) король;   б) Римский Папа;  в) Карл Мартелл.

15. Объединение европейских купцов называлось

      а) сообществом;   б) Ганзой;  в) договором.

16. Какое название получила Западная христианская церковь после ее раздела с Восточной

        а) англиканская;  б) православная;  в) католическая.

17. Идульгенция – это

        а) грамота на прощение грехов; б) церковный налог; в) церковный праздник.

18. Дополните сословный ряд: духовенство, дворянство, _________________.

19. Соотнесите понятия

      А) Хлодвиг                     1)основатель династии Капетингов

      Б) Артур                          2) король франков

      В) Гуго Капета                3) рыцарь Круглого стола

20. Крестоносцы дошли до стен Иерусалима

      а) в 1095г.    б) в 1099г.    в) в 1096г.

21.  Барщина – это ….

Ключи к контрольной работе для 6 класса по истории Средних веков.

1 вариант.

1-б;    2-а;   3-в;   4-б;   5-б;   6-а;   7- Германия;   8-б;   9- а;  10- восточную;

11-б;   12- а;   13-б; 14-в;   15 –б;    16- а;   17- десятиной; 18-б; 19 а-2 б-3 в-1;

 20-б;   21 – доля продуктов своего хозяйства.

2 вариант.

1-а ;  2-б;  3-в; 4-а;  5-б;   6-б;   7-б;   8 –в;   9-в;   10-белорусов;

11-б;  12-в; 13-а; 14-б; 15- б; 16-в; 17-а; 18-третье сословие (крестьяне, ремесленники)

19 а-2   б-3  в-1; 20-б; 21- даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.