РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по истории (6 класс)

Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса: 

Обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала,  практические  работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
  • обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой;

Развития:

  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

_________ /Д.И. Костылева

Протокол № _____

«____»______2019

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

___________/ А.В. Первых

«____»______2019

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/ О.Н. Гуржеева

Приказ  №  ________

от «__» _______2019

                                     

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «История Средних веков» в 6-х классах

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

учитель истории и обществознания

Ваделова З.А.

Всего часов на учебный год: _35_

Количество часов в неделю: _1

Рабочая программа  составлена  в соответствии с учебным планом школы, утверждённым решением педагогического совета от  _______________.

г. Покачи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Рабочая программа   учебного курса история Средних веков  для 6  класса составлена  на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Примерная программа (основного общего образования) по истории  (История. Программы общеобразовательных учреждений. 5 -9 классы / авт.-сост. М.Ю. Брандта   (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2012 г.)

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории средних веков.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Учебник  Е.В. Агибалова, Г. М. Донской  «История средних веков».-  М.: «Дрофа», 2012
  2. О.В. Давыдова. Тематической и поурочное планирование по истории Средних веков-.:  Москва, «Экзамен», 2012
  3. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.- М.: «Вако», 2012.
  4. Атлас и контурные карты по истории средних веков. 6 класс, М., «Дрофа», ДИК, 2012 г.

Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:  

Обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала,  практические  работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
  • обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой;

Развития:

  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результата:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом (период до XV в.);

— изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

— проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

— уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

— навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

— следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

— обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

— расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

—  собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

— использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

—  привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

— ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

— определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

—  логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

—  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

—  использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

—  планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

—  определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты:

—  определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

—  установление синхронистических связей истории стран Европы и Азии;

—  составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

—  определение и использование исторических понятий и терминов;

—  использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

—  изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

—  описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

—  понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

—  высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

—  поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

—  использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

—  понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Живое Средневековье

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи: географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Глава I. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)      Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом. Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папской области. Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв. Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.      

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Глава III. Арабский мир в VI—ХI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Глава IV. Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов. Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовнорыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.).     

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века.     

 Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоёв населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Глава X.  Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Сроки

план

факт

1

Введение. Живое Средневековье.

1

Глава I. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)      

2

Образование варварских королевств. Государство франков.

1

3

Христианская церковь в VI–VIII вв.

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX–XI веках.

1

6

Англия в раннее Средневековье.

1

Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

8

Культура Византии.

1

9

Образование славянских государств.

1

Глава III. Арабский мир в VI—ХI вв.

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

11

Культура стран халифата.

1

Глава IV. Феодалы и крестьяне.

12

Средневековая деревня и её обитатели.

1

13

В рыцарском замке.

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

14

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Городское ремесло.

1

15

Торговля в Средние века.

1

Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

17

Крестовые походы.

1

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе  (XI- XV века)

18

Как происходило объединение Франции.

1

19

Что англичане считают началом своих свобод.

1

20

Столетняя война.

1

21

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв.

1

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

24

Гуситское движение в Чехии.

1

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века

26

Образование и философия. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

27

Средневековая литература. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

28

Средневековое искусство.  Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

29

Культура раннего Возрождения в Италии. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

30

Научные открытия и изобретения. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

Глава X.  Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

31

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

32

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

33

Творческие работы и проекты. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

34

Наследие Средних веков в истории человечества. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.  

1

35

ПОУ к курсу "История Средних веков".

1

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВАРИАНТ I

1) Как называется «главный» над вассалом, его покровитель

а) король;   б) сеньор   в) феодал

2) Взятие Константинополя турками-османами произошло в:

а) 1352 г.   б)1386 г.   в) 1453 г.    г) 1445 г.

3) В крестовые походы отправлялись:

а) римские священники для обращения германцев-язычников в христианство;

б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи;

в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли.

4. Карл Великий был:

а) императором Франкского государства;   б) королём Англии;

в) императором Западной Римской империи.

5. Церковный суд, созданный папой в 13 век назывался 

а)Аутодафе    б)индульгенция    в)инквизиция

6. Парламент – это

а) Собрание представителей рыцарей и городов

б) Собрание представителей крестьян и ремесленников

в) Собрание представителей духовенства, дворян и богатых горожан

7. Банкир – это…

а)  Человек, который давал деньги под проценты    

б) человек, который обменивал деньги разных стран      

в) Человек, который брал деньги на хранение

8. Принудительные обязанности зависимых крестьян, которые они несли за пользование землёй:

а) повинности      б) штрафы      в)налоги        г) взносы

9.  Строгие правила изображения и размещения библейских сцен:

а) закон       б) указ       в) кодекс      г) канон

10. Лучший образец изделия мастера назывался:

а) товар      б) оригинал      в) шедевр       г) раритет

11. Характерные черты романского стиля:

 1. высокие узкие башни

 2.большие окна с витражами

 3. многочисленные полукруглые арки внутри храма и на его фасаде

 4. толстые колонны, поддерживающие свод

12. Установите соответствие:

а)  Юстиниан                                

1) французский король, при    котором впервые были созваны Генеральные штаты

б) Мухаммед                                

2)  изобретатель книгопечатания

в) Филипп IV  Красивый            

3) император Византии                                

г) Гильом Каль                          

4) вождь французской Жакерии

д) Иоганн  Гуттенберг                  

5) создатель религии ислам                                                          

13.Установите соответствие:

а) 1265 г.

1) империя Карла Великого

б) 1453 г.

2) Поход Вильгельма Завоевателя на Англию

в) 800 г.  

3) первый парламент в Англии

г) 1066

4) падение Константинополя

д) 1389  

14. Завершите фразу:

1) человек, принявший ислам….

2) работа крестьян на феодала…..

3) специальный церковный суд……

4) деление феодального государства на ряд самостоятельных областей    при слабой центральной власти…..

15. Расположите в хронологической последовательности:

 а) казнь Жанны д’Арк

 б) Верденский договор

 в) окончание четвертого крестового похода

 г) первые Генеральные штаты во Франции

16. Дайте определения:

а) майордом         б) Каролингское возрождение       в)сословно-представительная монархия

17. Соотнесите понятие и определение:

а) барщина;

1. Группа людей, обладающих закреплёнными  законом  и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

б) натуральное хозяйство

2. Человек, который был противником господствующего  вероучения  церкви

в) сословие

3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

г) еретик

4. Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

д) сословная монархия.

5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся  не для продажи, а для собственного потребления

18. Назовите событие

     а) 476     б) 1453    в) 1077    г) 1066

19. Альтернативные тесты (отвечать нужно «да» или «нет»).

1. По повелению Юстиниана юристы создали «Свод гражданского права» - наиболее полный из сборников Римской империи.

2. Раскол христианской церкви произошел в 1054г.

3. Мусульманское право называется рамазан.

4. «Салическая правда» - это свод законов франков, составленный по указу Хлодвига.

5. Викинги – это жители Византии.

20. Исторический портрет

  а)   Юстиниан     б) Хлодвиг

1.  «В  13  лет  девочка  начала  слышать  голоса  святых:  Екатерины,  Маргариты  и  Михаила  Архангела,  они  поведали  ей  о  том,  что  она  должна  принести  мир  Франции.  В  неё  поверили  сотни  тысяч  людей.  Назовите  её  имя».

2.  «Жадным  они  давали  возможность  разбогатеть;  непоседливым – участвовать  в  интересном  приключении;  короли  и  бароны  могли  заработать  славу  и  престиж;  безземельные  могли  надеяться  на  то.  Что  мечом  добудут  себе  богатство, в  котором  было  отказано  на  родине».  О  каком  событии  идёт  речь?

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ВАРИАНТ II

1. Объединение ремесленников в средневековых городах Европы называлось:

а) гильдией     б) орденом   в) цехом.

2. Верденский договор закрепил:

а) принятие франками христианства;    б) создание Франкской империи;

в) распад Франкской империи.

3. Священная книга мусульман:

      а) Кааба      б) Коран        в) Мекка       г)имам

4. Юстиниан   был:

а) императором Франкского государства;

б) королём Англии;    в) императором Византийской империи.

5. Кого в Западной Европе называли викингами?

          а)Франков      б)норманнов    в)арабов

6. Хозяйство крестьян в средние века называлось натуральным, так как

  а)Продукты производились для продажи

   б)Продукты производились вручную из натурального сырья

    в)Продукты  производились в основном для личного потребления

7. Кто давал обет отказаться от личного имущества, не иметь семьи, подчиняться руководителю монастыря:

            а) миряне      б) воины       в) монахи      г)графы

8. Укажите полуостров, на котором жили норманны:

      а) Апеннинский     б)Скандинавский       в) Балканский       г)Пиренейский

9.Главное занятие рыцаря:

      а)земледелие      б)научные занятия         в)военное дело      

10.  Какие  страны  принимали  участие  в  Столетней  войне?

 а) Англия и Фландрия     б) Франция и Испания   г) Франция и Англия  

11.  Характерные черта готического стиля:

 а) высокие узкие башни   б) большие окна с витражами

в) многочисленные полукруглые арки внутри храма и на его фасаде

 г) тонкие колонны, расположенные в несколько рядов

12. Установите соответствие:

а) Филипп IV                                

1) английский король, подписавший под давлением баронов Великую хартию вольностей

б) Уот Тайлер

2) французский король, успешно завершивший Столетнюю войну

в) Иоанн   Безземельный

3) император франков, прославившийся завоевательными походами

г) Карл VII  

4) вождь крестьянского восстания в Англии

д) Карл Великий    

5) французский король, добившийся  серьёзных успехов в                                                          создании сословно- представительной монархии

е) Иоганн Гуттенберг  

6)создатель  книгопечатания

13. Установите соответствие:

 а) 1415 г.                                    

 б) 1302 г.                                     1) подписание Верденского договора

 в) 1099                                        2) завершение Столетней войны

 г) 843 г..                                     3) первые Генеральные штаты во Франции                                                                                                                          

 д) 1453 г.                                   4) взятие крестоносцами Иерусалима

14. Установите последовательность событий.

 а) Осада Константинополя крестоносцами

 б) Верденский договор

 в) Правление императора Юстиниана

 г)  начало Первого крестового похода

15. Соотнесите понятие и определение:

а) раздробленность

1. Передававшаяся по наследству должность королевского слуги, ведавшего казной и управляющего Франкским государством при последних Меровингах;

б) майордом

2.Период в истории средневекового  государства, когда оно делилось на разобщённые владения, а стоящие во главе их сеньоры мало считались с королём;

В) сословие

3.Платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами

Г) инквизиция

4. Группа людей, обладающих закреплёнными  законом  и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

Д) оброк

5. Суд католической церкви, занимавшейся преследованием еретиков

16. Завершите фразу.

 а) «главный» над вассалом, его покровитель….

 б) вся работа крестьян на феодала…..

 в) картины или узоры из кусков цветного стекла…..

 г) грамота о прощении грехов….        

17. Дайте определение:

 1). Феодализм              2).Инквизиция.     3). Реконкиста

18. Назовите события

 а)732   б)1099   в)1356  г)843

19. Альтернативные тесты (отвечать нужно «да» или «нет»).

  1. Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» существовал только во Франции.
  2. Крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общины.
  3. Освобождение гроба господня и христианских святынь – причина крестовых походов.
  4. Еретиками называли приверженцев неправильного, с точки зрения церкви, учения.
  5. История средних веков – часть всемирной истории.

20. Исторический портрет

            а) Генрих 2 Плантагенет    б) Карл Великий

1.  Кому  принадлежит  высказывание:  «Горе  мне,  что  нет  у  меня  никого  родных,  которые  могли  бы  мне  чем-либо  помочь  в  минуту  опасности».

2. Летописец  писал:  «… приходится  ходить  по  улице  города  на  ходулях  или  в деревянных  башмаках;  и  почти  все  члены  городской  думы  ходили  в  думу  в деревянных  башмаках.  А  когда  сидели  в  зале  советов,  деревянные  башмаки  стояли за  дверью:  тут  же  можно  было  сосчитать,  сколько  человек  явилось  на  заседание». Чем  объяснялась  такая  мода  горожан:  носить  деревянную  обувь  или  ходить  на ходулях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «История средних веков» 6 класс

      Рабочая программа составлена на основе:-              федерального государственного образовательного станда...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа по математике для 5,6,7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по математике для 5,6,7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для  8 класса составлена на основе нормативных документов:   Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся ...

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии учащихся 9 класса на 2019-2020 уч.год , количество часов 34.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личнос...

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии» (уровень: основное общее образование) 2019-2020

Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии»(уровень: основное общее образование)...