АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_7_klass_2017-2018.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР            

ГКОУ ЦИО «Южный»

_________И.В. Звонова

«___» августа 2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

                                                  На заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

            Директор ГКОУ ЦИО«Южный»

_________ О.В. Бурлакина

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ  1)

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

7 КЛАСС

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программу разработала

Учитель истории

Акацевич Н.В.,

высшая квалификационная категория

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи учебного предмета

3.

Место учебного предмета в учебном плане

4.

Структура и содержание учебного предмета

5.

Результаты изучения учебного предмета

6.

 Целевая ориентация рабочей программы в практике ГКОУ ЦИО «Южный»

7.

Календарное планирование

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программы

  • В.В.Воронкова. История России. 7-9 классы. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011г.

Учебник

  • Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 7 класса.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014г.

Методическое пособие

  • Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе  специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 7 КЛАССЕ

      Данная рабочая программа ставит следующие цели и задачи:

- изучение исторического материала,

- овладение знаниями и умениями,

-  коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

-  формирование личностных качеств  гражданина.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

-  усвоить важнейшие факты истории;

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

- овладеть умением применять знания по истории в жизни;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

- гражданское воспитание учащихся;

- патриотическое воспитание;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- формирование мировоззрения учащихся.

-  развитие и  коррекция  памяти, мышления, речи, восприятия, внимания, воображения,, эмоционально – волевой сферы.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       Программой на изучение истории в 7-9 классах выделяется 204 ч. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели). С учетом специфики образовательного учреждения реализуется программа по истории (автор  Бородина О.И., Мозговой В.М., Сековец Л.С.2011г.)

        В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических приемов и средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено календарное планирование в табличной форме.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 РАЗДЕЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Россия - наша Родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.    Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Киевская Русь

Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»

Владимире-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями    

Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.

Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
  • Воспитание уважительного отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;
  • Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Владение навыками коммуникации и        принятыми нормами социального взаимодействия;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
  • Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • Проявление готовности к самостоятельной жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

-  знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов

- знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;

- знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий;

- знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;

-        установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»;

- составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий;

- описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;

- знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;

- нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;

- формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;

- объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.

- понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»;        

- знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;

- сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.

6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   В ПРАКТИКЕ ГКОУ ЦИО «Южный»

          Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам.

       На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне

ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

  • соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
  • обращаться за помощью и принимать помощь
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком
  • ориентироваться в пространстве класса
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • работать с учебными принадлежностями  и организовывать рабочее место
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • выделять существенные, общие отличительные свойства предметов
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном доступном вербальном материале на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

  1. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Количество учебных недель

Количество часов

по плану

по факту

I триместр

11

22

22

22

II триместр

11

22

22

20

III триместр

12

23

23

23

За год

34

68

67

65


                  Календарно-тематическое планирование по истории, 7 класс

Тема

Дата

Цель

Основные знания

Коррекционная и контролирующая работа

1 триместр – 22 часа

Раздел 1. Введение в историю – 7 часов

1. История – наука о прошлом.

01.09.

04.09.

Дать представление об истории как науке.

История – рассказ о прошлом. М.С.Соловьев – известный русский историк.

Умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника

2. Исторические памятники.

06.09.

06.09.

Дать сведения о различных источниках с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Исторические источники: письменные, вещественные, устные.

Тест, задание на классификацию

3. Наша Родина – Россия.

08.09.

11.09.

Закрепить и расширить общественно – историческое представление о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека.

Россия – страна, где мы живем, Москва – столица.

Тест, составление рассказа  по плану

4. Моя родословная.

13.09.

13.09.

Дать элементарные сведения о родословной человека.

Генеалогия – родословная.

Тест, составление рассказа  по плану

5. Счет лет в истории.

15.09.

18.09.

Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Дата – обозначение числа, месяца, года события; век – 100 лет, лента времени.

Перфокарта, задания с  «Лентой времени», соотношение года с  веком.

6. Историческая карта.

20.09.

20.09.

Научить пользоваться (читать) историческую карту

Историческая карта – географическое изображение государства в разные периоды времени.

Перфокарта, тренировочные задания по «чтению» исторической карты.

7. Повторительно – обобщающий урок

22.09.

25.09.

Обобщить и закрепить пройденный материал

Контрольный тест, собеседование

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода – 11 часов

8. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

27.09.

27.09.

Дать понятие о восточных славянах, показать сущность единства этих народов в современном обществе.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Логическая цепочка составлениетекста - описания

9. Роды и племена восточных славян и их старейшины.

29.09.

09.10.

Как возникли и из кого состояли племена; подчеркнуть что в 6-8 веках у восточных славян  возникло неравенство.

Роды и племена восточных славян, их старейшины.

Тест, логическая цепочка, составление полных ответов на вопросы с помощью текста.

10. Славянский поселок.

11.10.

11.10.

Познакомить с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства.

Поселение – место, где селились славяне; жилище восточных славян, хозяйственные постройки.

Соотношение иллюстраций с текстом.

11.Занятия восточных славян.

13.10.

16.10.

Познакомить с условиями жизни и труда восточных славян, выяснить почему земледелие считалось основным занятием славян; обратить внимание на трудолюбие восточных славян.

Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, бортничество, собирательство,

Задание «Собери пары». Логическая цепочка

Творческое задание (создание брошюры о занятиях восточных славян)

12. Ремесла восточных славян.

18.10.

18.10.

Познакомить с ремеслами восточных славян, обратить внимание на трудолюбие восточных славян.

Бондарь, ладейщик, кузнец, гончар.

Выполнение теста, составление текста=описания..

13. Обычаи восточных славян

20.10.

23.10.

Формировать представление о традициях, обычаях восточных славян

Обычаи, традиции.

Составление текста-описания

14. Верования восточных славян

25.10.

25.10.

Сформировать представление о религии восточных славян.

Язычество – вера во многих богов.

Умение правильно употреблять исторические термины, понятия

15. Соседи восточных славян.

27.10.

30.10.

Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян; рассказать о различных взаимоотношениях с соседями.

Соседние племена: финны, половцы, литовцы, болгары.

Тест, выделение главной мысли с помощью вопроса

16. Славянские воины и богатыри

01.11.

01.11.

Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; обогащать словарный запас.

Вооружение славян, военное искусство.

Анализ письменного источника – былины

17. Объединение восточных славян под властью Рюрика.

03.11.

13.11.

Дать представление об объединении восточных славян под началом Рюрика.

9 век – объединение восточных славян, Рюрик – первый русский князь.

Умение составлять вопросы по тексту.

18. Повторительно- обобщающий урок.

15.11.

15.11.

Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны.

Контрольный тест, беседа.

Раздел 3. Киевская Русь – 16 часов

19. Образование государства восточных славян– Киевской Руси.

17.11.

20.11.

Дать представление об образовании древнерусского государства.

9 век – образование древнерусского государства. Полюдье – дань с людей.

Составление рассказа по рисунку.

20. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

22.11.

22.11.

Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внешней и внутренней политики на Руси.

Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга.

Тест, рассказ – описание исторической личности, оценка деятельности  

21. Укрепление власти князя.

24.11.

27.11.

Дать представление об укреплении власти князя.

Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина.

Тест, умение самостоятельно работать с текстом

22. Оборона Руси от врагов.

29.11.

29.11.

Дать представление об обороне Руси от врагов.

Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев.

Задания на анализ информации

2 триместр – 22 часа

1. Крещение Руси при князе Владимире.

01.12.

04.12.

Дать представление о крещении Руси при князе Владимире.

988 г.- крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа, заповеди Христа.

Тест, анализ христианских заповедей

2. Былины – источник знаний о Киевской Руси.

06.12.

06.12.

Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси.

Былина – источник знаний о Киевской Руси.

Умение самостоятельно работать с информацией

3.Культура и искусство Киевской Руси.

08.12.

11.12.

Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси.

Храм – центр культуры Киевской Руси.

Задание на сравнение

4. Княжеское и боярское подворье.

13.12.

13.12.

Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр.

Князь – верховный правитель страны.

Тест описание по рисунку, сравнение

5. Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

15.12.

18.12.

Дать общее представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси.

Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни.

Контрольный тест, умение применить имеющиеся знания на практике – при выполнении творческого задания

6.Правление Ярослава Мудрого.

20.12.

20.12.

Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в 12 веке.

Князь Ярослав Мудрый, «Русская Правда» - первый русский сборник законов.

Анализ текста с опорой на вопрос

7.Образование и грамотность на Руси. Старинная рукописная книга.

22.12.

25.12.

Дать преставление о распространении грамотности и образования на Руси

Кирилл и Мефодий, славянская азбука, книжное дело, школа, рукописные книги.

Рассказ описание, установление причинно-следственных связей

8. Летописи и летописцы.

27.12.

27.12.

Дать представление о древних записях – летописях.

Летопись – описание событий из года в год, Нестор – первый летописец.

Тест, задание на установление причинно-следственных связей

9. Киевский князь Владимир Мономах.

29.12.

15.01.

Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси.

В.Мономах – внук византийского императора Константина Мономаха. Временное укрепление единства власти на Руси.

Анализ деятельности  исторического деятеля

10. Рост и укрепление древнерусских городов.

12.01.

17.01.

Дать общее представление о древнерусских городах.

Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.

Составление ответа на вопрос с помощью рисунка и текста, умение дополнять ответ ученика.

11. Повторительно – обобщающий урок по  разделу «Киевская Русь»

17.01.

22.01.

Обобщить и систематизировать знания о Киевской Руси.

Контрольный тест, собеседованиис учащимися

Раздел 4. Распад Киевской Руси - 11 часов.

12. Причины распада Киевской Руси.

19.01.

24.01.

Выявить причины ослабления княжеств.

Причины распада Киевской Руси.

Выделение главной мысли после предварительного анализа текста

13.Образование самостоятельных княжеств.

24.01.

29.01.

Дать представление о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси.

12 век – образование самостоятельных княжеств.

Тест, задание на сравнение

14. Киевское княжество в XII веке.

26.01.

31.01.

Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздробленности.

Ослабление власти Киевского князя.

Тест, умение делать вывод с опорой на факты

15-16. Владимиро – Суздальское княжество.

31.01.

02.02.

05.02.

Углубить знания об образовании самостоятельных княжеств.

1147 г – первые сведения о Москве; Ю.Долгорукий – основатель Москвы.

Тест.умение делать вывод с опорой на факты

17-18. Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли.

07.02.

09.02.

07.02.

12.02.

Формировать представление о Великом Новгороде.

Новгород – важнейший торговый путь. 859 г. – первое упоминание о Новгороде.

Тест.умение делать вывод с опорой на факты

19. Новгородское вече

14.02.

14.02.

Дать сведения о политической жизни Новгорода.

Новгородское вече – народное собрание; правители Новгорода.

 умение делать вывод с опорой на факты

20. Русская культура в XII-XIII веках.

16.02.

26.02.

Раскрыть отличительные черты культуры 12-13 века.

Культура – достижение деятельности людей.

Умение работать самостоятельно с текстом.

21. Повторительно – обобщающий урок по разделу «Распад К.Р.»

28.02.

28.02.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII  века.

Контрольный тест, собеседование

3 триместр – 23 ч.

Раздел 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями – 10 часов.

1. Монголо – татары.

02.03.

05.03.

Дать сведения о жизни и быте монголо – татар.

Монголо – татары – кочевой народ.

Составление рассказа по опорным словам и фразам

2-3. Нашествие монголо – татар на Русь.

07.03. 09.03.

07.03.

12.03.

Формировать представление о нашествии монголо-татар на Русь.

1223 г. – первая встреча русских с монголо-татарами. 1237 г.- нашествие на Русь.

Пересказ  близко к тексту.

Умение работать в парах.

4. Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

14.03.

14.03.

Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами.

Героическое сопротивление остановили монголо-татар от нашествия на Европу.

Тест, оценивание фактов, умение доказывать предложенную позицию.

5. Русь под монголо- татарским игом.

16.03.

19.03.

Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов.

Установление господства монголо-татар на Руси.

Тест, умение делать вывод с опорой на факты.

6. Рыцари – крестоносцы.

21.03.

21.03.

Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев.

Рыцари – крестоносцы, цели завоевателей.

Задание на сравнение

7. А. Невский и новгородская дружина.

23.03.

26.03.

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца.

Князь А.Невский – новгородский князь.

Составление  характеристики  исторического деятеля.

8. Невская битва.

28.03.

28.03.

Рассказать о борьбе русского народа со шведами в 1240 г.

1240 г. – Невская битва. Русский полководец А. Невский.

Анализ картины

9. Ледовое побоище.

30.03.

02.04.

Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями.

1242 г. – Ледовое побоище.

Тест, составление рассказа по иллюстрации.

10. Повторение раздела «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

04.04.

04.04.

Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в 13 веке.

Контрольный тест, собеседование

Раздел 6. Начало объединения Русских земель – 10 часов.

11. Возвышение Москвы.

06.04.

16.04.

Раскрыть причины возвышения Москвы.

Данил Александрович – первый московский князь.

Логическая цепочка,  тест, задание на анализ текста.

12. Московский князь Иван Калита, его успехи.

18.04.

18.04.

Рассказать о деятельности московского князя.

И.Калита – собиратель русских земель.

Характеристика исторического деятеля, оценка конкретных примеров.

13. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

20.04.

23.04.

Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.

Возрождение и развитие сельского хозяйства – условие для объединения страны.

Тест, анализ текста с помощью вопросов.

14. Московско – Владимирская Русь при Д. Донском.

25.04.

25.04.

Дать характеристику московскому князю, его деятельности перед Куликовской битвой.

Объединение русских земель для освобождения от власти Золотой Орды.

Оценка исторического события, установление причинно-следственных связей.

15. Сергий Радонежский

27.04.

30.04.

Дать характеристику исторической личности, его деятельности.

С.Радонежский – основатель Троице – Сергиевого монастыря.

Оценка поступков исторического деятеля.

16. Битва на Куликовом поле.

02.05.

02.05.

Рассказать о борьбе русского народа за независимость.

8 сен. 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Тест, выборочное чтение

17. Значение Куликовской битвы для русского народа.

04.05.

07.05.

Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие страны.

Значение Куликовской битвы.

Анализ текста по вопросам.

18. Иван III. Освобождение от иноземного ига.

11.05.

14.05.

Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига.

1480 г. свержение м.-т. ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие.

Тест, установление причинно-следственных связей.оценка события

19. Укрепление Московского государства.

16.05.

16.05.

Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского государства.

Русь – Российское государство, символы государства – скипетр, держава, венец.

Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах,  дополнять ответ ученика.

20. Повторительно-обощающий урок по теме: »Начало объединения русских земель». Контрольный тест.

18.05.

21.05.

Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа за независимость, начале объединения русских земель вокруг Москвы.

Контрольный тест, собеседование

Раздел 7. Повторение – 3 часа.

21. Повторение. История нашей страны древнейшего периода.

23.05.

23.05.

Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны.

Контрольный тест, собеседование

22. Повторение. Распад Киевской Руси.

25.05.

28.05.

Обобщить и систематизировать знания о Киевской Руси.

Контрольный тест, собеседование

23. Повторение. Борьба с иноземными завоевателями.

30.05.

30.05.

Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в 13 веке.

Контрольный тест, собеседование

Итого за 3 триместр – 23 ч.

Итого за год – 68  ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Природоведение", 5 класс

Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентиро...

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...