Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу История 9 класс
    рабочая программа по истории (9 класс) на тему

    Димитров Олег Александрович

    Данная рабочая программа расчитана на 102 часа (включая региональный компонент)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.docx76.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

           Рабочая программа по истории для 9 класса   разработана на основании примерной программы основного общего образования по истории  с учетом авторских программ:  Сороко-Цюпа А.О., Стреловой О.Ю. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в. (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М., Просвещение, 2007) и  Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Россия в XX в. (Программы общеобразовательных учреждений. История.6-11 классы. – М., Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта оcновного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004).

       Рабочая программа ориентирована на использование учебников Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа - М.: «Просвещение», 2012 ); Данилов А.А. История России, XX- начало XXI века. 9 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7 изд. – М.: Просвещение, 2010. ; Цибизова Е.Б. Мой город - Новокузнецк. –  Новокузнецк, 2006.

    Место предмета в учебном плане

        Программа составлена в соответствии с учебным планом и календарным графиком МКОУ «Детский дом-школа №95»  на 2015-2016 гг. и рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю).

         Особенность изучаемого курса состоит в преподавании единого учебного предмета «История» в 9 классе отдельными курсами, последовательно:  сначала изучается Всеобщая история, затем История России интегрировано с краеведением. Так как 1 час учебного плана детского дома-школы представлен компонентом ОУ, 34 часа в год отведено на изучение краеведческого материала, что уменьшает количество часов на изучение истории России по авторской программе, рассчитанной на 2 часа в неделю, с сохранением содержания. Количество часов на Историю России увеличено на 4 часа и составило 38 часов за счет уменьшения на 4 часа Всеобщей истории.

        Предлагаемый  курс не противоречит общим задачам детского дома-школы.  Отбор  фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

        Основными целями настоящего курса является:

    • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
    • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.  

    В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

    • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
    • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
    • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
    • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
    • применение знаний и  представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
    • стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

        Настоящая рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

        Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

    Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, обществознания, географии, МХК.

      Для оценки достижений учеников используются следующие виды  контроля:  текущий, тематический, промежуточный, итоговый ;

     формы контроля – устный опрос, собеседование; зачёт, реферат, тестирование, защита презентации, самостоятельные и контрольные работы.


    Содержание учебного курса

     

    Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI в. ( 30 ч)

    Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

    Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.  

    Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

    Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

    Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

    Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

    Мир в 1920-1930-е гг.

    Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

    Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

    «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

    Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

    Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.    

    Вторая мировая война

    Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

    Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

    Мировое развитие во второй половине ХХ в.

    Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. 

    «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

    Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

    Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. 

    Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

    Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

    Мир на рубеже ХХ-XXI вв.

    Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

    Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

    Культурное наследие ХХ в.

    Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

    Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

    История России XX – начало XXI века» (38 часов)

    Россия в начале ХХ в.

    Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

    Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

    Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

    Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

    Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг.  Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. 

    Российская культура на рубеже XIX-XX вв.  

    Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

    «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.  

    Россия в годы революции и гражданской войны 

    Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

    Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.  

    Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.  Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск.  Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

    Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры.  Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.  

    Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. 

    СССР в 1920-е гг. 

    Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа.  План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

    Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений.  Деятельность Коминтерна.

    Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

    СССР в 1930-е гг. 

    Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

    СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

    Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

    Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 

    СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

    Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

    Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

    СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

    Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

    Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

    Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

    СССР в 1953-1964 гг. 

    Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. 

    Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

    Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

    СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. 

    Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

    Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.  Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.  

    Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.  Афганская война. 

    Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

    Советское общество в 1985-1991 гг.

    Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

    Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

     «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

    Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

    Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

    События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

    В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. 

    Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

    Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

    Краеведение  (34часа)

            Введение (2 ч.).

    Анкетирование с целью выяснения уровня знаний об истории и современности Новокузнецка. Беседа на тему - нужны ли новокузнечанину знания о родном городе. Выполнение письменной работы, размышления на тему «Почему я хочу изучать историю и современность города?». Источники изучения истории и современности города. Составление библиографического списка краеведческой литературы в школьной библиотеке и домашних библиотек школьников. Сбор фотофонда. Цели и задачи нового предмета. Знакомство с пособием «Мой город - Новокузнецк» - структурой и содержанием. Выбор зачетного самостоятельного практического задания.

    Первые страницы истории города Кузнецка (4 ч).

    Поход Ермака. Практическая работа «Причины русского продвижения в Сибирь». Остроги - военно-стратегическая и хозяйственная база для присоединения Западной Сибири. Строительство Кузнецкого острога - самого южного форпоста освоения юга Западной Сибири. Первые жители острога. Сообщение «Особенности службы служилых людей в Кузнецке». Управление острогом. Занятия первых жителей. Начало крестьянской колонизации края. Экскурсия в Новокузнецкий краеведческий музей.

    Сибирский город Кузнецк в ХVIII-ХIХ веках (4 ч.). 

    Группы сибирских городов. Изменение статуса города. Городское управление и самоуправление. Присоединение кузнецких земель к Колывано-Воскресенским заводам. Население города, его занятия. Первые каменные здания. Писатели о Кузнецке. Практическая работа «Анализ фрагментов литературных произведений». Ссылка в Сибирь. Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан. Планировка города, сибирская усадьба. Экскурсия в литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского или филиал Новокузнецкого краеведческого музея.

    Кузнецк в начале XX века (4 ч.). 

    Строительство Сибирской железной дороги и ее значение для экономики края. Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа и его планы по промышленному освоению края. Город Кузнецк на рубеже веков. Практическая работа ««Численный и сословный состав населения Кузнецка в 1912 г.». Занятия жителей. Управление городом. Образование, культурная общественная жизнь. Установление Советской власти в Сибири. Практическая работа «Революционные события в Кузнецке». Экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость». Кузнецкстрой.

    Второе рождение города (4 ч.).

    Первая пятилетка. Роль Сибири в народно-хозяйственных планах. Предыстория Кузнецкого завода. Роль И.П. Бардина в проектировании и строительстве завода. Строительство КМК. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Значение комбината для города, Сибири, страны. Сообщение «Значение строительства КМК». Рождение города. Управление городом. Первые генеральные планы и их перспективы. Архитектура 30-х годов. Деятельность архитекторов-конструктивистов Э. Мая и Г. Козеля. Развитие образования, здравоохранения и культуры города. Экскурсия в научно-технический музей ОАО НКМК.  

    Сталинск в годы Великой Отечественной войны (5ч.).

    Перестройка промышленности на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий в г. Сталинске. Строительство заводов. Угольная промышленность в годы Великой Отечественной войны. Женщины и подростки на предприятиях города. Сообщение «Труд женщин и подростков в годы войны, на предприятиях города». Эвакогоспитали Сталинска. Изменение жизни горожан. Помощь фронту. Военные подразделения, формировавшиеся в Сталинске. Жители края на фронтах Великой Отечественной войны. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности. Строительство города. Экскурсия в музей-мемориал КМК.

    Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-80-х годах (4 ч.).

    Реконструкция и модернизация КМК и ее последствия. Строительство ЗСМК. Развитие черной и цветной металлургии. Угольная промышленность города. Проблемы экстенсивного развития экономики края. Строительство города Новокузнецка по третьему генеральному плану. Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные. Строительство районов. Крупнопанельное домостроение. Образование, здравоохранение и культура города. Практическая работа «Характеристика района города». Экскурсия в любой производственный музей предприятия или учреждения Новокузнецка.

    Современный город Новокузнецк (5 ч.). 

    Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области. Предприятия города. Новокузнецк - центр металлургической промышленности Сибири. Градообразующие предприятия и их роль. Структура городского самоуправления. Практическая работа «Формы осуществления населением Новокузнецка местного самоуправления». Образование, культура города. Составление сообщения (на выбор) «Изменения в образовании Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков» и «Изменения в культурной жизни Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков». Экологическая ситуация в городе. Проблемы города. Практическая работа «Анализ проблем города по материалам средств массовой информации». Мы - жители города.

     Заключение. (2 ч.). 


    Учебно-тематический план

    Название раздела, темы

    Количество

    часов

    Примечание

    Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI века.

    30

    I.

    Новейшая  истории. Первая половина XX в.

    15

    -

    II.

    Новейшая история. Вторая половина XX в.

    15

               Россия в XX- начале XXI века.

    38

    1.

    Россия на рубеже XIX – XX вв.

    7

    Краеведение

    34

    Введение.

    2

    Первые страницы истории города Кузнецка.

    4

    Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках

    4

    2

    Великая российская революция 1917-1921 гг.

    6

    Кузнецк в начале XX века.

    4

    Зачетный урок

    1

    3.

    СССР на путях строительства нового общества

    5

    Кузнецкстрой в 30-е годы

    4

    Контрольный тест

    1

    4.

    Великая Отечественная война.

    5

    Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

    5

    Зачетный урок

    1

    5.

    СССР в 1945-1953 гг.

    2

    6.

    СССР в 1953- середине 6О-х гг.

    2

    7.

    СССР в середине 6О-х -середине 80-х гг.

    2

    8.

    Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

    2

    Зачётный урок

    1

    Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг.

    4

    9.

    Новая Россия в конце XX – начале XXI вв.

    4

    Контрольный тест

    1

    Современный город Новокузнецк.

    5

    Итоговое повторение и обобщение по курсу  « Россия в XX – начале XXI века»

    2

    Всего часов:

    102


                    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения истории ученик должен:

    знать/понимать

    ·        основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

    ·        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

    ·        изученные виды исторических источников;

    уметь

    ·        соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

    ·        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

    ·        показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

    ·        рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ

    ·        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    ·        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ·        понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

    ·        высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

    ·        объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

    ·        использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

    Календарно-тематическое планирование

     

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Дата проведения

               Прим.

    Новейшая история. Первая половина XX в.

    15

    1

    Индустриальное общество в начале XX в.

    1

    2

    Политическое развитие в начале XX в.

    1

    3

    «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

    1

    4

    Первая мировая война 1914-1918 гг.

    1

    5

    Версальско-Вашингтонская система

    1

    6

    Последствия войны: революции и распад империй

    1

    7

    Капиталистический мир в 1920-е годы. США и страны Европы

    1

    8

    Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода.

    1

    9

    США: «новый курс» Ф. Рузвельта

    1

    10

    Демократические страны Европы в 1930-е гг Великобритания, Франция

    1

    11

    Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания

    1

    12

    Восток в первой половине XX в.

    1

    13

    Латинская Америка в первой половине XX в..

    1

    14

    Международные отношения в 1930-е гг.

    1

    15

    Вторая мировая война 1939-1945 гг.

    1

    Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в.

    15

    16

    Послевоенное мирное урегулирование.

    Начало «холодной войны»

    1

    17

    Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг.

    1

    18

    Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

    1

    19

    Политическое развитие

    1

    20

    Гражданское общество. Социальные движения

    1

    21

    Соединённые Штаты Америки

    1

    22

    Великобритания

    1

    23

    Франция

    1

    24

    Италия

    1

    25

    Германия: раскол и объединение

    1

    26

    Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг..

    1

    27

    Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в.

    1

    28

    Страны Азии и Африки в современном мире

    1

    29

    Международные отношения

    1

    30

    Глобализация в конце XX – начале XXI в.

    1

    История России ХХ-ХХI  вв., включая региональный компонент

    72

    Россия на рубеже XIX – XX вв.

    7

    31

    Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.

    1

    32

    Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

    1

    33

    Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

    1

    34

    Первая российская революция.

    Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

    1

    35

    Экономические реформы

    1

    36

    Духовная жизнь Серебряного века

    1

    37

    Россия в Первой мировой войне

    1

    Краеведение

    Введение.

    2

    38

    Нужны ли новокузнечанину знания о родном городе.

    1

    39

    Источники изучения истории и современности города

    1

    Первые страницы истории города Кузнецка

    4

    40

    Поход Ермака. Причины русского продвижения в Сибирь.

    1

    41

    Строительство Кузнецкого острога

    1

    42

    Первые жители острога. Управление острогом.

    1

    43

    Начало крестьянской колонизации края.

    1

    Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках

    4

    44

    Изменение статуса города, городское управление и самоуправление.

    1

    45

    Население города и его занятия.

    1

    46

    Ссылка в Сибирь.

    1

    47

    Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан.

    1

    Великая российская революция 1917-1921 гг.

    4

    48

    Свержение монархии. Россия зимой-летом 1917 г.

    1

    49

    Октябрьская революция. Формирование советской государственности

    1

    50

    Гражданская война

    1

    51

    Экономический и политический кризис. Переход к нэпу

    1

    Кузнецкий край в начале XX века

    4

    52

    Строительство Транссибирской магистрали

    1

    53

    Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа

    1

    54

    Кузнецк в начале XX века

    1

    55

    Установление  советской власти

    1

    56

    Зачётный урок

    1

    СССР на путях строительства нового общества

    5

    57

    Образование Союза Советских Социалистических Республик

    1

    58

    Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.

    1

    59

    Политическая система СССР в 20-30-е гг.

    1

    60

    Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

    1

    61

    Духовная жизнь в 20-30-е.гг.

    1

    Кузнецкстрой в 30-е годы

    4

    62

    Второе рождение города, предыстория Кузнецкого завода.

    1

    63

    Строительство КМК.

    1

    Архитектура 30-х годов.  

    64

    Развитие образования, здравоохранения, культуры в Сталинске в 30-е гг..

    1

    65

    Контрольный тест  

    1

    Великая Отечественная война

    5

    66

    СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны

    1

    67

    Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

    1

    68

    Советский тыл в Великой Отечественной войне

    1

    69

    Коренной перелом в Великой Отечественной войне

    1

    70

    СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

    1

    Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

    5

    71

    Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

    1

    72

    Женщины и подростки на предприятиях города.

    1

    73

    Эвакуированные заводы, госпитали Сталинска. Помощь фронту.

    1

    74

    Жители края на фронтах войны.

    1

    75

    Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности.

    1

    76

    Контрольный тест

    1

    СССР в 1945-1953 гг.

    2

    77

    Экономическое и политическое развитие

    1

    78

    Внешняя политика. Идеология и культура

    1

    СССР в 1953- середине 6О-х гг.

    2

    79

    Изменения в политической и экономической системе

    1

    80

    Внешняя политика. «Оттепель» в духовной жизни

    1

    СССР в середине 6О-х - середине 80-х гг.

    2

    81

    Консервация политического и экономического развития

    1

    82

    Общественное развитие. Политика разрядки

    1

    Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

    2

    83

    Политическая и экономическая реформа

    1

    84

    Внешняя политика СССР. Гласность

    1

    85

    Контрольный тест

    1

    Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг.

    4

    86

    Развитие черной и цветной металлургии

    1

    87

    Угольная промышленность города

    1

    88

    Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные

    1

    89

    Образование, здравоохранение и культура города в 1950-1980-х гг.

    1

    Новая Россия в конце XX – начале XXI в.

    4

    90

    Экономическое развитие России

    1

    91

    Политическое развитие России

    1

    92

    Духовная и повседневная жизнь общества

    1

    93

    Геополитическое положение и  внешняя политика России

    1

    94

    Зачетный урок

    1

    Современный город Новокузнецк

    5

    95

    Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области

    1

    96

    Градообразующие предприятия и их роль

    1

    97

    Структура городского самоуправления

    1

    98

    Образование, культура города сегодня

    1

    99

    Экологическая ситуация в городе

    1

    100

    Итоговая контрольная работа по краеведению

    1

    101

    Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века»

    1

    102

    Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века»

    1


     Список литературы

    Учебно – методический комплект

    1.Данилов А.А. История России,  XX - начало  XXI века. 9 класс [Текст]: учебник для образовательных учреждений  / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

    2.  Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс  [Текст]: учебник для образовательных учреждений  / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока -Цюпа.  - М.: Просвещение, 2012 . –304 с.

    3. Цибизова  Е.Б. Мой город – Новокузнецк [Текст] / Е.Б. Цибизова – Новокузнецк, 2006. – 265 с.

    Литература для учителя:

    1. Баранов П.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс . Проверочные и контрольные работы  [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Просвещение, 2013. –95 с.    

    2. Понамарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сорока-Цюпы, А.О. Сорока –Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» [Текст]  / М.В. Понамарев. - М.: Экзамен, 2011. – 176 с.

    3. Сорока Цюпа А.О., Несмелова М.Л.  Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Поурочные разработки [Текст] / А.О. Сорока Цюпа, М.Л. Несмелова. – М.: Просвещение, 2013. –175 с.

    4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России  XX – начало XXI века. Поурочные разработки [Текст] /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.

    5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. XX – начало XXI века. 9 класс. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  «История России  XX – начало XXI века. 9 класс» [Текст] / Е.В. Симонова. – М.: Издательство, 2013. – 112 с.

    Литература для обучающихся

    1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России [Текст] /А.Я. Аврех.   М.: Политиздат, 1991.—286 с.
    2. Андриянов В. Косыгин [Текст] / В.Косыгин.— М.: РГБС, 2003. – 292 с.
    3. Горинов  М. М. НЭП: поиски путей развития [Текст] / М.М. Горинов.— М.: Знание, 1990. – 62 с.
    4. Иоффе Г 3. Революция и судьба Романовых. [Текст] / Г.З. Иоффе.— М.: Республика, 1992.—351 с.
    5. Павлов Д.Б. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. [Текст]: / Д.Б. Павлов. — М.: Материк, 2004.—464 с.
    6. Политические партии России первой трети XX века: энциклопедия. [Текст]. — М.: РОССПЭН, 1996. –872 с.
    7. Россия нэповская [Текст].— М: Новый хронограф, 2002. –462 с.
    8. Самсонов А. М. Вторая мировая война [Текст] / А.М. Самсонов.— М.: Наука, 1989.—375 с.
    9. Уткин А. И. Вторая мировая война [Текст] /А.И. Уткин. — М: Алгоритм, 2002. –592 с.
    10. Уткин А. И. Первая мировая война [Текст] /А.И. Уткин.— М: Алгоритм, 2002 –864 с.
    11. Шубин А. В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР [Текст] /А.В. Шубин. - М: Вече, 2005. – 477 с.
    12. Эпоха Ельцина: очерки политической истории [Текст] / Ю.И. Батурин, А.Л. Ильин. — М: ВАГРИУС , 2001. –815 с.
    13. Яковлев Н. Н. Последняя война старой России. [Текст] / — М.: Просвещение, 1994. –256 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

    Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

    Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

    Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

    Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

    Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

    Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

    Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

    Рабочие программы по курсу истории в 8 классе: по истории России и по всеобщей истории на 2016-2017 уч.г.

    Составлены на основании новых требований к составлению рабочих программ по истории. Содержат пояснительную записку с указанием используемых пед.технологий, планируемые результаты освоения учебного пре...

    Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

    Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...

    Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс

    Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...