Рабочая программа по курсу История 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Димитров Олег Александрович

Данная рабочая программа расчитана на 102 часа (включая региональный компонент)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по истории для 9 класса   разработана на основании примерной программы основного общего образования по истории  с учетом авторских программ:  Сороко-Цюпа А.О., Стреловой О.Ю. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в. (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М., Просвещение, 2007) и  Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Россия в XX в. (Программы общеобразовательных учреждений. История.6-11 классы. – М., Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта оcновного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004).

   Рабочая программа ориентирована на использование учебников Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа - М.: «Просвещение», 2012 ); Данилов А.А. История России, XX- начало XXI века. 9 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7 изд. – М.: Просвещение, 2010. ; Цибизова Е.Б. Мой город - Новокузнецк. –  Новокузнецк, 2006.

Место предмета в учебном плане

    Программа составлена в соответствии с учебным планом и календарным графиком МКОУ «Детский дом-школа №95»  на 2015-2016 гг. и рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю).

     Особенность изучаемого курса состоит в преподавании единого учебного предмета «История» в 9 классе отдельными курсами, последовательно:  сначала изучается Всеобщая история, затем История России интегрировано с краеведением. Так как 1 час учебного плана детского дома-школы представлен компонентом ОУ, 34 часа в год отведено на изучение краеведческого материала, что уменьшает количество часов на изучение истории России по авторской программе, рассчитанной на 2 часа в неделю, с сохранением содержания. Количество часов на Историю России увеличено на 4 часа и составило 38 часов за счет уменьшения на 4 часа Всеобщей истории.

    Предлагаемый  курс не противоречит общим задачам детского дома-школы.  Отбор  фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

    Основными целями настоящего курса является:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.  

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и  представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
  • стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

    Настоящая рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

    Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, обществознания, географии, МХК.

  Для оценки достижений учеников используются следующие виды  контроля:  текущий, тематический, промежуточный, итоговый ;

 формы контроля – устный опрос, собеседование; зачёт, реферат, тестирование, защита презентации, самостоятельные и контрольные работы.


Содержание учебного курса

 

Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI в. ( 30 ч)

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.  

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Мир в 1920-1930-е гг.

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.    

Вторая мировая война

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Мировое развитие во второй половине ХХ в.

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. 

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. 

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Культурное наследие ХХ в.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

История России XX – начало XXI века» (38 часов)

Россия в начале ХХ в.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг.  Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. 

Российская культура на рубеже XIX-XX вв.  

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.  

Россия в годы революции и гражданской войны 

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.  

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.  Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск.  Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры.  Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.  

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны. 

СССР в 1920-е гг. 

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа.  План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений.  Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

СССР в 1930-е гг. 

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953-1964 гг. 

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. 

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. 

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.  Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.  

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.  Афганская война. 

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

 «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. 

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Краеведение  (34часа)

        Введение (2 ч.).

Анкетирование с целью выяснения уровня знаний об истории и современности Новокузнецка. Беседа на тему - нужны ли новокузнечанину знания о родном городе. Выполнение письменной работы, размышления на тему «Почему я хочу изучать историю и современность города?». Источники изучения истории и современности города. Составление библиографического списка краеведческой литературы в школьной библиотеке и домашних библиотек школьников. Сбор фотофонда. Цели и задачи нового предмета. Знакомство с пособием «Мой город - Новокузнецк» - структурой и содержанием. Выбор зачетного самостоятельного практического задания.

Первые страницы истории города Кузнецка (4 ч).

Поход Ермака. Практическая работа «Причины русского продвижения в Сибирь». Остроги - военно-стратегическая и хозяйственная база для присоединения Западной Сибири. Строительство Кузнецкого острога - самого южного форпоста освоения юга Западной Сибири. Первые жители острога. Сообщение «Особенности службы служилых людей в Кузнецке». Управление острогом. Занятия первых жителей. Начало крестьянской колонизации края. Экскурсия в Новокузнецкий краеведческий музей.

Сибирский город Кузнецк в ХVIII-ХIХ веках (4 ч.). 

Группы сибирских городов. Изменение статуса города. Городское управление и самоуправление. Присоединение кузнецких земель к Колывано-Воскресенским заводам. Население города, его занятия. Первые каменные здания. Писатели о Кузнецке. Практическая работа «Анализ фрагментов литературных произведений». Ссылка в Сибирь. Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан. Планировка города, сибирская усадьба. Экскурсия в литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского или филиал Новокузнецкого краеведческого музея.

Кузнецк в начале XX века (4 ч.). 

Строительство Сибирской железной дороги и ее значение для экономики края. Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа и его планы по промышленному освоению края. Город Кузнецк на рубеже веков. Практическая работа ««Численный и сословный состав населения Кузнецка в 1912 г.». Занятия жителей. Управление городом. Образование, культурная общественная жизнь. Установление Советской власти в Сибири. Практическая работа «Революционные события в Кузнецке». Экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость». Кузнецкстрой.

Второе рождение города (4 ч.).

Первая пятилетка. Роль Сибири в народно-хозяйственных планах. Предыстория Кузнецкого завода. Роль И.П. Бардина в проектировании и строительстве завода. Строительство КМК. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Значение комбината для города, Сибири, страны. Сообщение «Значение строительства КМК». Рождение города. Управление городом. Первые генеральные планы и их перспективы. Архитектура 30-х годов. Деятельность архитекторов-конструктивистов Э. Мая и Г. Козеля. Развитие образования, здравоохранения и культуры города. Экскурсия в научно-технический музей ОАО НКМК.  

Сталинск в годы Великой Отечественной войны (5ч.).

Перестройка промышленности на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий в г. Сталинске. Строительство заводов. Угольная промышленность в годы Великой Отечественной войны. Женщины и подростки на предприятиях города. Сообщение «Труд женщин и подростков в годы войны, на предприятиях города». Эвакогоспитали Сталинска. Изменение жизни горожан. Помощь фронту. Военные подразделения, формировавшиеся в Сталинске. Жители края на фронтах Великой Отечественной войны. Практическая работа «Улицы города рассказывают». Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности. Строительство города. Экскурсия в музей-мемориал КМК.

Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-80-х годах (4 ч.).

Реконструкция и модернизация КМК и ее последствия. Строительство ЗСМК. Развитие черной и цветной металлургии. Угольная промышленность города. Проблемы экстенсивного развития экономики края. Строительство города Новокузнецка по третьему генеральному плану. Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные. Строительство районов. Крупнопанельное домостроение. Образование, здравоохранение и культура города. Практическая работа «Характеристика района города». Экскурсия в любой производственный музей предприятия или учреждения Новокузнецка.

Современный город Новокузнецк (5 ч.). 

Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области. Предприятия города. Новокузнецк - центр металлургической промышленности Сибири. Градообразующие предприятия и их роль. Структура городского самоуправления. Практическая работа «Формы осуществления населением Новокузнецка местного самоуправления». Образование, культура города. Составление сообщения (на выбор) «Изменения в образовании Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков» и «Изменения в культурной жизни Новокузнецка в конце XX - начале XXI веков». Экологическая ситуация в городе. Проблемы города. Практическая работа «Анализ проблем города по материалам средств массовой информации». Мы - жители города.

 Заключение. (2 ч.). 


Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество

часов

Примечание

Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI века.

30

I.

Новейшая  истории. Первая половина XX в.

15

-

II.

Новейшая история. Вторая половина XX в.

15

           Россия в XX- начале XXI века.

38

1.

Россия на рубеже XIX – XX вв.

7

Краеведение

34

Введение.

2

Первые страницы истории города Кузнецка.

4

Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках

4

2

Великая российская революция 1917-1921 гг.

6

Кузнецк в начале XX века.

4

Зачетный урок

1

3.

СССР на путях строительства нового общества

5

Кузнецкстрой в 30-е годы

4

Контрольный тест

1

4.

Великая Отечественная война.

5

Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

5

Зачетный урок

1

5.

СССР в 1945-1953 гг.

2

6.

СССР в 1953- середине 6О-х гг.

2

7.

СССР в середине 6О-х -середине 80-х гг.

2

8.

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

2

Зачётный урок

1

Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг.

4

9.

Новая Россия в конце XX – начале XXI вв.

4

Контрольный тест

1

Современный город Новокузнецк.

5

Итоговое повторение и обобщение по курсу  « Россия в XX – начале XXI века»

2

Всего часов:

102


                Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

·        основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

·        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

·        изученные виды исторических источников;

уметь

·        соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

·        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

·        показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

·        рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ

·        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

·        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

·        высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

·        объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

·        использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

           Прим.

Новейшая история. Первая половина XX в.

15

1

Индустриальное общество в начале XX в.

1

2

Политическое развитие в начале XX в.

1

3

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

1

4

Первая мировая война 1914-1918 гг.

1

5

Версальско-Вашингтонская система

1

6

Последствия войны: революции и распад империй

1

7

Капиталистический мир в 1920-е годы. США и страны Европы

1

8

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода.

1

9

США: «новый курс» Ф. Рузвельта

1

10

Демократические страны Европы в 1930-е гг Великобритания, Франция

1

11

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания

1

12

Восток в первой половине XX в.

1

13

Латинская Америка в первой половине XX в..

1

14

Международные отношения в 1930-е гг.

1

15

Вторая мировая война 1939-1945 гг.

1

Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в.

15

16

Послевоенное мирное урегулирование.

Начало «холодной войны»

1

17

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг.

1

18

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

1

19

Политическое развитие

1

20

Гражданское общество. Социальные движения

1

21

Соединённые Штаты Америки

1

22

Великобритания

1

23

Франция

1

24

Италия

1

25

Германия: раскол и объединение

1

26

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг..

1

27

Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в.

1

28

Страны Азии и Африки в современном мире

1

29

Международные отношения

1

30

Глобализация в конце XX – начале XXI в.

1

История России ХХ-ХХI  вв., включая региональный компонент

72

Россия на рубеже XIX – XX вв.

7

31

Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.

1

32

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

33

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

34

Первая российская революция.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

1

35

Экономические реформы

1

36

Духовная жизнь Серебряного века

1

37

Россия в Первой мировой войне

1

Краеведение

Введение.

2

38

Нужны ли новокузнечанину знания о родном городе.

1

39

Источники изучения истории и современности города

1

Первые страницы истории города Кузнецка

4

40

Поход Ермака. Причины русского продвижения в Сибирь.

1

41

Строительство Кузнецкого острога

1

42

Первые жители острога. Управление острогом.

1

43

Начало крестьянской колонизации края.

1

Сибирский город Кузнецк в XVIII-Х1Х веках

4

44

Изменение статуса города, городское управление и самоуправление.

1

45

Население города и его занятия.

1

46

Ссылка в Сибирь.

1

47

Образование, здравоохранение, культурная, хозяйственная жизнь горожан.

1

Великая российская революция 1917-1921 гг.

4

48

Свержение монархии. Россия зимой-летом 1917 г.

1

49

Октябрьская революция. Формирование советской государственности

1

50

Гражданская война

1

51

Экономический и политический кризис. Переход к нэпу

1

Кузнецкий край в начале XX века

4

52

Строительство Транссибирской магистрали

1

53

Рост населения Сибири. Создание КОПИКУЗа

1

54

Кузнецк в начале XX века

1

55

Установление  советской власти

1

56

Зачётный урок

1

СССР на путях строительства нового общества

5

57

Образование Союза Советских Социалистических Республик

1

58

Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.

1

59

Политическая система СССР в 20-30-е гг.

1

60

Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

1

61

Духовная жизнь в 20-30-е.гг.

1

Кузнецкстрой в 30-е годы

4

62

Второе рождение города, предыстория Кузнецкого завода.

1

63

Строительство КМК.

1

Архитектура 30-х годов.  

64

Развитие образования, здравоохранения, культуры в Сталинске в 30-е гг..

1

65

Контрольный тест  

1

Великая Отечественная война

5

66

СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны

1

67

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

1

68

Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

69

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

70

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

1

Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

5

71

Сталинск в годы Великой Отечественной войны.

1

72

Женщины и подростки на предприятиях города.

1

73

Эвакуированные заводы, госпитали Сталинска. Помощь фронту.

1

74

Жители края на фронтах войны.

1

75

Последствия войны. Послевоенное восстановление промышленности.

1

76

Контрольный тест

1

СССР в 1945-1953 гг.

2

77

Экономическое и политическое развитие

1

78

Внешняя политика. Идеология и культура

1

СССР в 1953- середине 6О-х гг.

2

79

Изменения в политической и экономической системе

1

80

Внешняя политика. «Оттепель» в духовной жизни

1

СССР в середине 6О-х - середине 80-х гг.

2

81

Консервация политического и экономического развития

1

82

Общественное развитие. Политика разрядки

1

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

2

83

Политическая и экономическая реформа

1

84

Внешняя политика СССР. Гласность

1

85

Контрольный тест

1

Новокузнецк в годы индустриального развития Сибири в 1950-1980-х гг.

4

86

Развитие черной и цветной металлургии

1

87

Угольная промышленность города

1

88

Архитектура города, архитекторы и здания ими созданные

1

89

Образование, здравоохранение и культура города в 1950-1980-х гг.

1

Новая Россия в конце XX – начале XXI в.

4

90

Экономическое развитие России

1

91

Политическое развитие России

1

92

Духовная и повседневная жизнь общества

1

93

Геополитическое положение и  внешняя политика России

1

94

Зачетный урок

1

Современный город Новокузнецк

5

95

Новокузнецк - крупнейший город Кемеровской области

1

96

Градообразующие предприятия и их роль

1

97

Структура городского самоуправления

1

98

Образование, культура города сегодня

1

99

Экологическая ситуация в городе

1

100

Итоговая контрольная работа по краеведению

1

101

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века»

1

102

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XX – начале XXI века»

1


 Список литературы

Учебно – методический комплект

1.Данилов А.А. История России,  XX - начало  XXI века. 9 класс [Текст]: учебник для образовательных учреждений  / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

2.  Сорока–Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс  [Текст]: учебник для образовательных учреждений  / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока -Цюпа.  - М.: Просвещение, 2012 . –304 с.

3. Цибизова  Е.Б. Мой город – Новокузнецк [Текст] / Е.Б. Цибизова – Новокузнецк, 2006. – 265 с.

Литература для учителя:

1. Баранов П.А. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс . Проверочные и контрольные работы  [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Просвещение, 2013. –95 с.    

2. Понамарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сорока-Цюпы, А.О. Сорока –Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» [Текст]  / М.В. Понамарев. - М.: Экзамен, 2011. – 176 с.

3. Сорока Цюпа А.О., Несмелова М.Л.  Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Поурочные разработки [Текст] / А.О. Сорока Цюпа, М.Л. Несмелова. – М.: Просвещение, 2013. –175 с.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России  XX – начало XXI века. Поурочные разработки [Текст] /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.

5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. XX – начало XXI века. 9 класс. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  «История России  XX – начало XXI века. 9 класс» [Текст] / Е.В. Симонова. – М.: Издательство, 2013. – 112 с.

Литература для обучающихся

  1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России [Текст] /А.Я. Аврех.   М.: Политиздат, 1991.—286 с.
  2. Андриянов В. Косыгин [Текст] / В.Косыгин.— М.: РГБС, 2003. – 292 с.
  3. Горинов  М. М. НЭП: поиски путей развития [Текст] / М.М. Горинов.— М.: Знание, 1990. – 62 с.
  4. Иоффе Г 3. Революция и судьба Романовых. [Текст] / Г.З. Иоффе.— М.: Республика, 1992.—351 с.
  5. Павлов Д.Б. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. [Текст]: / Д.Б. Павлов. — М.: Материк, 2004.—464 с.
  6. Политические партии России первой трети XX века: энциклопедия. [Текст]. — М.: РОССПЭН, 1996. –872 с.
  7. Россия нэповская [Текст].— М: Новый хронограф, 2002. –462 с.
  8. Самсонов А. М. Вторая мировая война [Текст] / А.М. Самсонов.— М.: Наука, 1989.—375 с.
  9. Уткин А. И. Вторая мировая война [Текст] /А.И. Уткин. — М: Алгоритм, 2002. –592 с.
  10. Уткин А. И. Первая мировая война [Текст] /А.И. Уткин.— М: Алгоритм, 2002 –864 с.
  11. Шубин А. В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР [Текст] /А.В. Шубин. - М: Вече, 2005. – 477 с.
  12. Эпоха Ельцина: очерки политической истории [Текст] / Ю.И. Батурин, А.Л. Ильин. — М: ВАГРИУС , 2001. –815 с.
  13. Яковлев Н. Н. Последняя война старой России. [Текст] / — М.: Просвещение, 1994. –256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 6 класс

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с из...

Рабочая программа интегрированного курса истории России и истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (с изменени...