Нашествие с Востока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Козюрина Ольга Геннадьевна

Урок истории в 6 классе. «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»

Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Нашествие  с Востока

ФИО учителя: Козюрина Ольга Геннадьевна

Место работы: МБОУ  СОШ  № 24 города Белово

Должность: учитель

Предмет: история

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»

Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». М.:«Просвещение»,2014

Цель  урока:

Сформировать представление о завоевании Руси монголами

Развивать навыки работы с исторической картой и источниками

Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами             

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

Задачи:

Узнать об  устройстве Монгольского государства.

Выдвинуть гипотезу о причинах завоевания русской земли монголо-татарами

Изучить ход  завоевания Руси  

Сравнить тактику и вооружение монголо-татарского и русского войска и сделать вывод о причинах завоевания русских городов

Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут давать определение понятий, как Чингисхан, Калка, Батый, нойон, тумен,  и др.; показывать на карте продвижение завоевателей,  места сражений, даты событий;  формировать умения работать систорическими источниками, документами;  самостоятельно находить проблему в дискуссии и составлять план по изучению материала; самостоятельно искать проблему, исследовать существующую тему,  выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; решить проблемные вопросы урока и дать оценку  трагическому нашествию; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, составлять опорный конспект

Тип урока: уроки «открытия» нового знания

Формы работы : групповая работа с документами, диалог

Технология РКМЧП  (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация, исторические источники, карта «Русь в 12-13 веках»

План:

Держава Чингисхана, сражение на реке Калке.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

а) Вторжение на Рязанскую землю.

б) Разгром Владимирского княжества

в) Поход на Новгород.

Структура и ход урока :

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия

этап выявления места и причины затруднения;

этап построения проекта выхода из затруднения;

этап реализации построенного проекта;

первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

этап включения в систему знаний и повторения;

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

        

Приветствует  учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность на основе работы чтения слов  летописи «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты…Всем ты преисполнена! И в те дни обрушилась беда на христиан

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." при чтении демонстрирую рисунки детей на тему быта

Какую трагедию нам поведал  этот исторический источник?

О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Для того, чтобы назвать тему урока самим, вы сейчас поработаете с картой учебника и выполните задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”.

Рассмотрите карты. Что общего и различного увидели на картах

Приветствуют учителя. Выражают осознанное речевое высказывание

О том,  как понимают смысл слов летописи

Определяют  тему урока

Ответы учащихся

Разорение, нашествие

Прослеживают линию сравнения Руси в источнике: красота Руси и ее разорение

Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников.

Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.  

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству

 Выявлять главное. Обобщать.

Развивать мотивы и интерес познавательной деятельности

Уметь получать информацию из разных  источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия.

        

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению  задания

• Что такое феодальная раздробленность? Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?

•        Кто воспользовался слабостью Руси?

Отвечают на поставленные вопросы.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Выработка умений работать с учебной информацией

Решение познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;

3.Выявление места и причины затруднения.

        

 Подводит учащихся к значимости изучения  событий темы урока вопросами: Нужно ли потомкам знать более глубоко развитие событий? Что нам нужно знать?

Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход  действий, почему?...

Формирование нравственных чувств

Формирование представления о событиях

Определять цель, проблемув учебной деятельности.

Выдвигать версии

4.Построение проекта выхода из затруднения.

        

Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа их реализации:

«Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью».

Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения  цели? Если у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ.  

Проблемная ситуация

Обдумывают проект будущих учебных действий (цели, способы реализации цели, план):

-Ставят цель:

-Составляют в тетради план  достижения цели: 1.новый враг 2.причины вторжения

2. Нашествия на Русь

3. Ответ на  вопрос

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

 Планировать деятельность в учебной ситуации.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации;

–слушать и понимать других;
– работать в группах.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5. Реализация построенного проекта.

        

1.Организует работу с видеофрагментом и отвечают на предложенные вопросы

Разделить в соответствии с символами

2.Организует работу по группам

1 группа: исследователи

31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.

Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение?

Почему  именно в то время монголы-татары приступили к окончательному нападению на Русь?

2 группа энциклопедисты

Предлагает сформулировать с записью в тетради определения слов: «нойон», «тумен», «темник», «нукер»…

Проверяет ответы по заготовке на слайде.

3 группа военные историки Перед вами – два воина: русский дружинник и монгольский всадник. Опишите их вооружение и сравните скорость передвижения. Кто из них предназначен для ведения ближнего боя, а кто – дальнего? На чьей стороне преимущество?

4 группа (работа с картой) картографы

       «1.Рассмотрите карту к п. 12

         2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений.

         3. Пользуясь легендой карты, исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами.

 (работа с текстом учебника 3абз. обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

3.направляет на завершение и уточнение общего характера нового знания, фиксирует возникшие затруднения, способствует к подведению итогов исследования.

Осуществляют реализацию построенного проекта:

1)Смотрят видео и отвечают на вопросы Вопросы к видеофрагменту .

 Расскажите о происхождении татаро-монголов?

1.Охарактеризуйте хозяйство монголов.

2.В каком веке у монголов сложилось государство?

3.Какую роль в этом процессе сыграл Чингисхан? 4.Вспомните, в каком веке образовалось государство Киевская Русь? Сравните уровень развития Киевской Руси и Монголии.

5.Почему после образования государства монголы сразу преступили к завоеваниям? В чем причина их успеха?

Какое государство было завоевано первым?

6.Как вели себя монголы с покоренными народами?

2)работают в группе и проводят исследование:

а)причин поражения на Калке

б)причины вторжения

Определение терминам группа энциклопедисты

Какое войско имело преимущество в бою и почему?

в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой)

в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

3)уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Способствовать эмоциональному восприятию материала.  

Формирование навыков переработки информации и понимания текста;

Находить на карте и устно комментировать события;

Определять причины и прогнозировать следствия;

Определять по датам век, этапы, место события

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

Определять цель, проблемув учебной деятельности.

 Работать по плану, сверяясь с целью.

 Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

 Формироватьготовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

Развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.  

Формировать смысловое чтение.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

        

После смерти Чингизхана монголов возглавил его внук  Батый 1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана. Против Руси выступало около 130 тыс.  Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.

Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.

Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля.

О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете из работы

5 группа мудрецы: (Рязань). Заполните пропуски в тексте

6 группа журналисты  (работа с историческим документом:  1.Прочитайте  исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем»  и  продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе.

Индивидуальные задания. Составьте рассказ по опорным словам:

Крепость, 7 недель, князь Василько, злой город, Батый, весна,сопротивление, мужество.

Крепость, 2 месяца, ловушка, злой город, штурм, бегство, Батый, весна, сопротивление,

Учащиеся в форме коммуникации ( в группах) выполняют  логические задания: а)обсуждение и подбор нужной информации в тексте б) чтение и анализ документа, дискуссия на проблемные вопросы  документа. Возможные варианты дискуссионных вопросов предлагаемые учащимися:

•         почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?

•        почему выделили именно его среди защитников русских земель?

•        какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата и других воинов?

В) озвучивают варианты ответов по опорным словам

        

Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности .

Формировать логические рассуждения, умозаключения

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Создавать устные и письменные тексты.

Развивать умение работать в паре, в группе, умение выдвигать гипотезы при решении задач, проблем.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

        

2.Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта

3.Создает, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирует его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Подводем  итоги  исследования, т.е. Причины поражения Руси.

Учащиеся самостоятельно выполняют  индивидуальные  задания в тетради и затем осуществляют их самопроверку,  сравнивая с эталоном в учебнике

Подводят итоги  исследования, т.е. Причины поражения Руси.

А) сильные стороны монголо-татар:

·Численное превосходство

·Железная дисциплина

·Военно-тактическое превосходство

Б)Слабые стороны Руси:

·Феодальная раздробленность

·Отсутствие единой армии

·Техническая отсталость русских дружин

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общенияделать выводы из сформулированных посылок.

8. Включение в систему знаний повторения.

        

Выявляет применимость новых знаний.

Читает вновь слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…»,

предлагает на основе полученных знаний на уроке и знаний всемирной истории доказать справедливость слов Пушкина.

Дополняет аргументы детей словами

Чаадаева:«необозримые равнины» Киевской Руси «поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока…» при наличии времени решить кроссворд

Аргументируют слова Пушкина на основе новых полученных знаний и знаний из курса всемирной истории.

Отвечают на вопрос:Почему дойдя до Адриатического моря м-т повернули назад?

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий, аргументировать;

Связывать исторические факты и понятия в целостную картину

Доказывают точку зрения автора аргументами, фактами.

9. Рефлексия в учебной деятельности.

        

Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Домашнее задание.

Подготовить опорный конспект по теме  

Завершают фразы предложенные учителем

 Выявлять главное. Обобщать. Делать выводы.



Предварительный просмотр:

Группа военные историки   Перед вами – два воина: русский дружинник и монгольский всадник. Опишите их вооружение и сравните скорость передвижения. Кто из них предназначен для ведения ближнего боя, а кто – дальнего? На чьей стороне преимущество?

http://uchebnikionline.com/image/image033-75.jpghttp://swordmaster.org/uploads/posts/2012-08/1344625027_526_030_1.jpg

Армия монголо-татар  делилась на десятки ,сотни , тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Во время вторжения на Русь армия состояла из 150 000 человек. Войско монголо-татар состояло из легкой и тяжелой конницы, они не подковывали коней, поэтому их шаг был, тих и неслышен. Легкие всадники имели кривую саблю, топор, аркан, копье и 2 лука. У каждого воина 2 колчана по 30 стрел.

Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивали противника под удар главных сил. У каждого воина было не менее трех лошадей. Чингисхан установил в монгольском войске железную дисциплину. В случае, если воин бежал с поля боя, казнили весь десяток, к которому он принадлежал, если же бежал десяток, то казнили всю сотню.  

Русское войско сильно отличалось от монгольского. Во главе войска стоял князь со своей дружиной и было феодальное ополчение - бояр-землевладельцев.  Дружины  были разбросаны по огромной территории и слабо связаны друг с другом и, как правило, не превышали численности 30- 40 тысяч человек , были мало пригодны к действиям под единым командованием .

 Крестьяне не привлекались к военным действиям. Да и дружина не могла иметь по нескольку лошадей. Из оружия можно выделить щит, меч, копье, секиру.

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

Способы графического изображения

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие

соответствующую динамику, направленность,

напряженность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

Русская армия

                    Монгольская армия



Предварительный просмотр:

http://st.depositphotos.com/1833233/2496/i/950/depositphotos_24966885-Girl-woman-journalist-microphone-character-cartoon-style-vector-illustration-white-background-isolated-cut.jpg

Группа журналисты

1.Прочитайте  исторический документ «Повесть о разорении Рязани Батыем»  и  продумайте проблемные вопросы, поднимаемые в документе.

2.Прочитайте п. «Разгром Владимирского княжества» и п. «Нашествие на Юго-Западную Русь…», «Суздальскую летопись о монгольском нашествии» (в конце параграфа 12) и расскажите о подвигах  защитников Владимирского и Киевского  княжеств.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»  

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский воевода Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия  Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам. И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им". 

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

Спо  графическое изображение

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие соответствующую

динамику, направленность, напряженность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

Защитники земли русской

 Воевода Евпатий Коловрат, воевода Филипп Нянька, воевода Петр Ослядюкович, воевода Дмитрий



Предварительный просмотр:

http://slav-seti.ru/wp-content/uploads/2013/03/Granici-Drevnei-Rusi-13vek.gif

Группа картографы

1.Рассмотрите карту в учебнике к п. «Нашествие на восток».

 2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений.

 3. Пользуясь легендой карты и тектом учебника «Нашествие на Восток» (читать выборочно) исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами.

4 .Найдите обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

  (работа с текстом учебника «Поход на Новгород»,3абз.

5.Обьяснить значение термина «фураж»

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

Спо  графическое изображение

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие соответствующую

динамику, направленность, напряженность

Отношения

Сопоставленность, соотнесенность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

Поход монголов на Русь в 1223 г.

Завоевательные походы хана Батыя и его полководцев в 1236-1242 гг.

Фураж-



Предварительный просмотр:

http://www.forum.u-samovara.ru/index.php?act=attach&type=post&id=54513

Группа мудрецы

О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

1.Прочитайте учебник «Нашествие на Восток» п. «Вторжение в Рязанскую землю» и  «Разгром Владимирского княжества»

2.Заполните пропуски в тексте и исправьте ошибки.

3.Обьяснить  термин  «стан»

 Текст

 «Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Игоревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. ______ дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством ________________________еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля ______года подошел к __________При штурме города применялись пушки и огнеметы. Монголы ворвались в город __ февраля.   Жители города попытались укрыться в _____________   соборе, но были сожжены заживо. Юрий ___________  попытался собрать войско на реке _______ , но недооценил противника и был разбит в марте ______ года».

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

Спо  графическое изображение

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие соответствующую

динамику, направленность, напряженность

Отношения

Сопоставленность, соотнесенность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

Вторжение в Рязанскую землю

Разгром Владимирского княжества

Стан-



Предварительный просмотр:

http://drako.ru/shared/images/u/IP/new/tracker2.png

Группа следопыты

  1. Где и когда произошло первое военное столкновение русских воинов и татаро-монголов ? Найдите на карте
  2. Перечислите князей-участников сражения? Использовать учебник пункт «Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке».
  3. Чем закончилось сражение? В чем видит причину поражения летописец?

БИТВА НА КАЛКЕ, 1223 г. (По Галицко-Волынской летописи)

В год 6732 (1223).Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую… И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много.

Все князья со своими дружинами пошли в половецкую степь. Перешли Днепр, встретили татары русские полки. Русские стрелки победили их, и гнали далеко в степь, избивая, и захватили их скот, и со стадами ушли, так что все воины обогатились скотом.

Татары отъехали; около самой реки Калки 31 мая встретились татары с русскими и половецкими полками.

Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.

Ожидая покаяния христиан, бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую ( Байкальские земли) и иные страны.

Памятники литературы Древней Руси. XIII век/Пер. О.П. Лихачевой. М., 1981. С. 257-261.

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

Способы графической изображения

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие соответствующую динамику, направленность, напряженность

Отношения

Сопоставленность, соотнесенность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

Битва на реке Калке 31 мая 1223 г.



Предварительный просмотр:

http://cs320325.vk.me/v320325353/1ee6/Og-dQycgLo0.jpg

Группа энциклопедисты

1.Пользуясь справочной литературой определить исторические персоны

Чингисхан, хан Батый.

2.Сформулировать определения терминов: курултай, нукер,  тумен, темник, стан, фураж.

3.Термины записать и изобразить графически.

Ответы на вопросы изобразить в виде опорного конспекта

Памятка для составления опорного конспекта

Содержание понятия

графическое изображение

Лица, персонажи, авторы

Атрибуты, фигуры

Предметы

Очертания, контуры

Действия

Стрелки, выражающие соответствующую

динамику, направленность, напряженность

Отношения

Сопоставленность, соотнесенность

Связи

Взаиморасположение

Качества

Особенности изображения, цвет, окраска

Опорный конспект

«курултай»

 

 «тумен»,

«темник»,

«нукер»

 

Стан -      

Фураж-



Предварительный просмотр:

http://drako.ru/shared/images/u/IP/new/tracker2.png http://www.forum.u-samovara.ru/index.php?act=attach&type=post&id=54513 http://uchebnikionline.com/image/image033-75.jpghttp://st.depositphotos.com/1833233/2496/i/950/depositphotos_24966885-Girl-woman-journalist-microphone-character-cartoon-style-vector-illustration-white-background-isolated-cut.jpghttp://slav-seti.ru/wp-content/uploads/2013/03/Granici-Drevnei-Rusi-13vek.gif 

http://cs320325.vk.me/v320325353/1ee6/Og-dQycgLo0.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документам...

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...

Нашествие с Востока

1)      Познакомить  с ходом монгольского нашествия на Русь;2)      Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...

"Нашествие с Востока"

Разработка учебного занятия  по истории России в 6 классе....

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)

Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...