Рабочая программа по истории 8 класс 2014-2015 уч. год
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Самсонова Лариса Анатольевна

В рабочей программе изложены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.odt36.01 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 604

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании

МО учителей  истории и обществознания

Руководитель МО __Каравай Е.В.

Протокол № _1__

от «___»_августа_2014_г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР ГБОУ СОШ № 604

Кондратенко Е.К.______

«____»___августа__2014г.

«Утверждаю»

Руководитель ГБОУ СОШ № 604

Дерипаска Е.И.._____________

Приказ № ___

от «__»___________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Всеобщей истории. Новейшей истории»  и «Истории России   XIX - начала XXI века »

 ( базовый уровень)

8 « А» класс

        

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 604

Самсонова Лариса Анатольевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»    августа 2014 г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе

по истории 8 класса

2014-2015 учебный год

Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. В ее основе лежит примерные программы основного (общего) образования по периоду новой истории, а так же авторские рабочие программы соответствующие бинарной структуре предмета:

1. Новая история XIX в. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Сб. раб. программ: программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2009 г.;

 2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.

В том числе, методическую основу документа составляют два учебника:

1. Новая история 1800 – 1900 гг. А.Я. Юдовская П.А. Баранов Л.М. Ванюшкина М.: Просвещение, 2014

2. История России XIX в. А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.: Просвещение, 2014

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ № 604. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (8 класс) направлена на реализацию ряда первостепенных задач:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;

 – воспитание у подростков патриотизма - уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности; – овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации; – формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Структура и график прохождения программного материала Объем рабочей программы, разработанной для 8 –го класса, согласно действующим нормам, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом: Всеобщая история. Новая история 1800 – 1900 гг.- 30 ч,  история России XIX в.- 38 ч.

 Общая характеристика предмета

XIX век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями, в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). Это время в истории нашей родины ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 8 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом. Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения: – передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; – проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); – составлять план, тезисы конспекта; – уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи; Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы и средства контроля 

В ходе изучения предмета с целью контроля результативности работы предполагается проведение тестирования, письменных контрольных работ по итогам полугодия; письменных проверочных работ. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

 Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2»- определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

 Нормы оценки тестовых заданий:

оценка «5» - 81-100% выполненных заданий;

«4» - 61- 80%;

«3» - 41-60% соответственно.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Новая история 1800 – 1900 гг.» (30 ч)

 Введение Понятия индустриальное и традиционное общество.

От традиционного общества к обществу индустриальному.

Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Тема 1. Становление индустриального общества.

Индустриальные революции: достижения и проблемы. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Мополистический капитализм или империализм и его черты. Индустриальное общество. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Измения моды, новые развлечения. Наука в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека. Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры. Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал

Тема 2. Строительство новой Европы.

 Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Разгром империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Французская революция 1848 г. и Вторая империя. Германия на пути к единству. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии. Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.

 Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне. Создание Британской империи. Конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки.

США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян. США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899- 1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак. Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.

Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.

 Повторение (1 ч.)

 «История России 1800 – 1900 гг.» ( 42 ч)

 Тема 1. Россия в первой половине XIX века

. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия. Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов. Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма». Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Образование и наука. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигуб-ского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Культура первой половины XIX в. Особенности и основные стили в художественной культуре. Романтизм, классицизм, реализм. Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. Критический реализм. Драматургические произве- дения. Театр. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Тема 2. Россия во второй половине XIX века

 Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис- Меликова. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конс- титуционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио- нальная и религиозная политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Выш- неградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпри- нимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Развитие образования, искусства и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

История Нового времени

1

Становление индустриального общества

8

2

Строительство Новой Европы

8

3

Страны западной Европы на рубеже XIX- XXвв..

5

4

Две Америки

3

5

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма

4

6

Международные отношения: обострение противоречий

2

Итого

30 ч.

История России в XIX веке

1

Россия в первой половине XIX века

19

2

Россия во второй половине XIX века

16

Резерв

3

Итого

38

Итого (весь курс)

68 ч.

Учебно-методическая литература

1.  Рабочая программа. Новая история XIX в. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Сб. раб. программ: программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2009 г.;

2. Рабочая программа. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).

3.  А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени, 1800-1900: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.-303 с.

4.  А.Я.Юдовская,Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России, 19 век: учебник дл 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ,Просвещение, 2014.-287с.

5.  Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.-М.: Просвещение, 2014.

 6.  Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.  Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2014.

7.  Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.Книга для чтения по Новой истории: 1800 – 1913 гг.: Пособие для учащихся: 8 класса. М.: Просвещение, 2013

 8.  Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2014

9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век”. М.: Просвещение, 2014.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  2. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Календарно - тематическое планирование

по истории  8»А» класс

п/п

Тема

урока

Кол

   -во

часов

Тип урока

Форма организации учебной деятельности

Вид контроля

Сроки изучения

   план

факт

Всеобщая история. История Нового времени  (30 ЧАСОВ)

           Глава 1. Становление индустриального общества (8 ч.)

1

Вводный курс

1

ИНМ

Фронтальная

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Решение проблемных вопросов

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Понятийный диктант, таблица

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщения

5

Наука: создание научной картины мира

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа, опрос

6

XIX  век в зеркале художественных исканий. Литература

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщения

7

Искусство XIX века в поисках новой картины мира

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Подготовка рефератов

8

Либералы, консерваторы и социалисты. Какими должны быть общество и государство

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблица, логические задачи

                          Глава 2. Строительство новой Европы (8 ч.)

9

Консульство и образование наполеоновской империи

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Работа с исторической картой, сравнительный  анализ

   10

Разгром империи Напо-леона. Венский конгресс

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Опрос по домашнему заданию

   11

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Решение проблемной задачи: почему чартистское движение не переросло в революцию?

12

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г к новому политическому кризису

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет?

13

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Проверка домашнего задания по вопросам учебника

14

Германия на пути к единству

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданичества?

15

Нужна ли нам единая и неделимая Италия

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Опрос по домашнему заданию

16

Война, изменившая карту Европы. Парижская  коммуна

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Алгоритм военных действий

   Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX -  XX вв..( 5 ч.)

17

Германская империя в конце XIX – начале    XX вв.. Борьба за место под солнцем

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тест, беседа с элементами дискуссии

18

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа, сравнительная таблица

19

Франция: третья республика

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Экспресс- опрос

20

Италия:  время реформ и колониальных захватов

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Взаимопроверка таблиц

21

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Опрос по домашнему заданию

   Глава 4. Две Америки (3 ч.)

22

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщение. беседа

23

США: империализм и вступление в мировую политику

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Работа в малых группах

24

Латинская Америка в XIX- нач.    XX веков: время перемен

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщения

    Глава 5 Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма ( 4 ч.)

25

Япония на пути к модернизации

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тест

26

Китай: традиции против модернизации

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Опрос по домашнему заданию

27

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Проблема: почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации?

28

Африка: континент в эпоху перемен

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Составить план: социально-экономические и политические последствия колониального раздела Африки

    Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий (2 ч.)

29

Международные отношения: дипломатия или войны

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

«Круглый стол»

30

Обобщающее повторение

1

К

Фронтальная

Тест

История России  (38 ЧАСОВ).

        Глава 1. Россия в первой половине XIX века ( 19 ч.)

31

Введение в курс: История России XIX века

1

ИНМ

Фронтальная

Беседа

32

Внутренняя политика Александра I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Понятийный диктант, работа с документом

33

Внешняя политика Александра I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа по вопросам учебника. Работа с документом

34

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблица

35

Отечественная война 1812 года

1

К

 Индивидуальная, групповая

Алгоритм военных действий. Контурная карта

36

Заграничные походы русской армии

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа по вопросам учебника, контурная карта

37

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тест

38

Общественное движение при  Александре  I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

«Мозговой штурм»

39

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Творческое задание

40

Внутренняя политика Николая I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Понятийный диктант

41

Социально-экономическое развитие в 20-50-е годы XIX века

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Составить схему, анализ документа

42

Внешняя политика Николая I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Контурная карта

43

Крымская война 1853-1856 гг..Оборона Севастополя

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Опрос по вопросам учебника. Контурная карта

44

Общественное движение в годы правления Николая I

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Работа в малых группах, работа с документом

45

Образование и наука

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщения

46

Русские первооткрыватели и путешественники

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Творческое задание

47

Художественная культура

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Презентации

48

Быт и обычаи

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Викторина

49

Обобщающее повторение

1

УОП

Фронтальная

Тест

  Глава 2  . Россия во второй половине XIX века ( 16 ч.)

50

Накануне отмены крепостного права

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Эвристическая беседа с элементами ролевой игры

51

Крестьянская  реформа 1861 года

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Составление таблицы

52

Либеральные реформы 60-70 –х гг.. XIX века

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Составление логических цепочек, работа с документом

53

Национальная политика Александра II

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа по вопросам домашнего задания

54

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Обобщающая беседа

55

Общественное движение: либералы, консерваторы, народники

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Таблица. Анализ документа

56

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Алгоритм военных действий, контурная карта

57

Внутренняя политика Александра III

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тест

58

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Составить план

59

Положение основных слоев общества

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беседа по вопросам учебника

60

Общественное движение в 80-90-е гг.. XIX в.

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Работа с документом

61

Внешняя политика Александра III

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Контурная карта, хронологическая таблица

62

Российская наука второй половины XIX века

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сообщения

63

Российская культура второй половины XIX века

1

К

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Презентации

64

Обобщающее повторение

1

УОП

Фронтальная

Тест

65

Итоговое повторение

1

УОП

Фронтальная

Обобщающая беседа

66-68

Резерв

3

 Примечание: К – комбинированный урок, УОП – урок обобщающего повторения, ИНМ – урок изучения нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....