дни славы и бессмертия
учебно-методический материал по истории на тему

Юрченко Михаил Григорьевич

Урок памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dni_slavy_i_bessmertiya1.docx25.25 КБ
Microsoft Office document icon uchis_uchitsya_istoriya1.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дни славы и бессмертия»

(урок по истории для учащихся 8 – 9 классов о герое Великой Отечественной войны – И.С.Полбине.)

               Цели:

            1.Обучающие:

  • Формирование знаний о событиях Великой Отечественной войны на материале школьного музея;

2.Развивающие:

  • Способствовать развитию культуры общения, умения применить свои знания в жизни, красочно излагать материал, говорить, задавать вопросы, оценивать ответы.

3. Воспитательные

  • Способствовать воспитанию чувства гордости за героизм, стойкость советских людей в войне, чувства гражданина ответственного за судьбу своей Родины, уважение к личностным качествам И.С.Полбина; интереса учащихся к самостоятельному более глубокому изучению истории родного села.

Тип: повторительно – обобщающий урок.

Методы: объяснительно – иллюстративный проблемного изложения, урок с элементами игры (урок – экскурсия).

Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Подготовка к уроку:

Каждый учащийся повторяет тему «Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г.» с использованием дополнительной литературы и материалов музея, например:

1.Вторая мировая война. Итоги и уроки. – М.: Воениздат, 1985.

2.Полководцы Великой Отечественной. Сост. А.М.Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.

3.Воспоминания однополчан о дважды Герое Советского Союза И.С.Полбине.

4. Вырезки из газет и журналов.

Учитель, исходя из задач урока, продумывает:

  1. Этапы урока (название, содержание, порядок их подготовки и проведения);

б)   Правила игры;

                 в)   Оформление и оборудование к уроку (вместе с учащимися);

                 г)    Деление на группы с распределением ролей (вместе с учащимися);

                 д)   Проводит консультацию учащихся;

                 е)   Систему оценивания знаний и умений на этом уроке.

Оборудование к уроку:

Экспонаты музея; табличка на стол («Делегаты») и табличка для каждого участника («Экскурсовод Ф.И.»); музыкальное оформление: «Священная война».

Методическая литература для учащихся (см. приложение).

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня у нас уникальная возможность, перенестись почти на 60 лет назад и поучаствовать в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Вместе с Советской армией мы пройдём от Москвы до Берлина, посмотрим глазами очевидцев на начальные события и вместе со всем Советским народом разделим радость победы над врагом. Но на этом трудном пути вам предстоит проявить все свои знания и умения.

        Для участия во всех действиях мы разбиваемся на группы (по 5 – 7 человек): «экскурсоводов», «Делегатов» и «Музееведов – экспертов».

Итак, тема нашего урока «Дни славы и бессмертия» (о Герое ВОВ – И.С.Полбине). Участвуем в событиях давно минувших лет на этапах (называется план урока).

  1. И.С.Полбин – как человек, командир, лётчик.
  2. Начало войны.
  3. И снова в бой………..
  4. Полбин – выдающийся тактик – новатор.
  5. Гибель комкора.

Ваше участие в событиях – это полные и точные знания, хорошие умения. За них я, как ведущий, вручаю «Знаки отличия» (ордена):

  • Орден  I  степени – особо отличившемуся;
  • Орден  II  степени – хорошо справившемуся с задачей;
  • Орден  III  степени  - непосредственное участие в работе.

 В оценивании ваших знаний и умений мне поможет группа «музееведов – экспертов».

Внимание группы! Приступим к 1 этапу.

1 экскурсовод:

Большая часть экспозиции посвящена гвардии генерал – майору авиации дважды Герою Советского Союза Ивану Семёновичу Полбину.

«Полбин был  очень храбрым, я бы даже сказал, безумно храбрым человеком. Причём эта храбрость у него сочеталась с высокими командирскими и организаторскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнении боевых задач, особенно когда это были задачи крупные, ответственные или особо опасные», - так писал в своих воспоминаниях маршал Советского Союза И.С.Конев.

Вот как вспоминает об Иване Семёновиче гвардии – майор авиации  в отставке Г.И.Новиков: «Полбин был для нас идеалом как человек, командир, лётчик. Как человек он всегда был в кругу своих питомцев, на равных беседовал, шутил, смеялся. Как командир Иван Семёнович не терпел недисциплинированности, разболтанности, неряшливости. Как лётчик он был непревзойдённым мастером или точнее ассом……..».

    Л.В.Жолудев отзывается о комкоре: «Иван Семёнович летал не просто хорошо, а художественно. Он мог выполнить полёт с такой чистотой, что повторить его могли единицы лётчиков во всех ВВС».

Ведущий:

А теперь уважаемые «Делегаты», прошу Вас – задаём  свои вопросы.

1 делегат:………………………..

2 делегат:………………………..

3 делегат:………………………..

Ведущий:

Уважаемые «делегаты»,спасибо Вам за ваши вопросы.

Итак, перейдём ко 2 этапу нашей экскурсии. Звучит музыка («Священная война»). Она постепенно стихает и начинает свой рассказ – 2 экскурсовод.

2 экскурсовод:

В начале войны Полбин командовал полком особого назначения. Полбинцы принимают участие в боях под Москвой, Сталинградом. На станции Морозовская находился огромный склад фашистов, насчитывающий тысячи литров горючего. Это задерживало продвижение наших войск, т.к. на Морозовской заправлялась вся рвущаяся к Волге группировка фашистов.

Иван Семёнович принимает смелое рискованное решение: уничтожить склад двумя экипажами. Командир считал, что два случайно оказавшихся в небе самолёта не могут привлечь внимание фашистов. Задача была выполнена.

23 ноября 1942 года Ивану Семёновичу Полбину присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий:

Уважаемые «делегаты». Прошу задавайте интересующие Вас вопросы.

                 4 делегат: .. .. .. ..

                 5 делегат: .. .. .. ..

                 6 делегат: .. .. .. ..                                    

        Спасибо вам за вопросы. А теперь перейдём к следующему этапу. Послушаем рассказ третьего экскурсовода.

                3 экскурсовод:

         С первого апреля 1943 года Полбин командует корпусом. Корпус участвовал в шестнадцати стратегических операциях на восьми фронтах в восьми Воздушных Армиях. Это были бои за Великие Луки, Ленинград, на Курской Дуге, за Днепр, Украину, Польшу, Чехословакию, бои за Берлин и освобождение Праги.

         Под руководством Полбина все части и соединения стали гвардейскими,  получили наименования и дважды отличились высокими правительственными наградами.

                Ведущий:

                Уважаемые делегаты, прошу, задайте интересующие вас вопросы.

               7 делегат: .. .. .. ..

               8 делегат: .. .. .. ..

               9 делегат: .. .. .. ..

              10 делегат: .. .. .. ..

        Уважаемые "делегаты", спасибо вам за ваши вопросы. А теперь перейдём к 4 этапу нашей экскурсии и послушаем рассказ о Полбине - выдающимся тактике-новаторе.

          4 экскурсовод:

         И.С. Полбин разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков ("вертушку").

Генерал постоянно искал новые способы нанесения бомбовых ударов, эффективные маневры  и атак, способ ночной охоты.

           

         Как  настоящий  учёный он шёл к истине подлинно научном путём : на основе накопленных знаний сначала разрабатывал теорию  нового приёма или способа с математическим  выкладками ,    затем сам пробивал на полигоне и в боевых условиях , после чего внедрял в практику . Причём  всегда подробно объяснил лётчикам , что и как следует делать ,  затем показывал новый приём в воздухе .

Опыт  Полбина   широко распространялся в частях ВВС

Ведущий :

Уважаемые  делегаты , прошу , задавайте интересующие вам вопросы .

             1 делегат: …………

             3 делегат  :  …………

             5 делегат : …………

Спасибо вам за ваши вопросы . А теперь перейдём к следующему этапу и послушаем рассказ о героической гибели нашего земляка .

5 экскурсовод :

11 февраля 1945 года возглавляя группы  пикирующих  бомбардировщиков , вылетевшего  для нанесения удара по фашистскому бастиону в Бреслау  , Полбин погиб. Его самолёт был подбит и он спикировал на идущий эшелон .

… Он мог бы отдать приказ другим ,но …

Вряд ли стоит сейчас рассуждать, надо ли было ему лететь самому . Война есть война . «… ОН не мог поступить иначе», - так пишет во вступительной статье к книге Ивана Дынина  « Генерал Полбин »  Герой Советского Союза маршал авиации С. А . Красовский .

А теперь уважаемые « делегаты », прошу вас – задаём свои вопросы.

                  2 делегат: …………

                  4 делегат: …………

                  7 делегат : …………

Ведущий:

    Уважаемые «делегаты», спасибо вам за ваши интересные вопросы и за то, что посетили наш музей.

Отдельная благодарность нашим « экскурсоводом» за проделанную ими работу.

А теперь я попрошу «делегатов» заполнить книгу отзывов.

Старший делегат: озвучивает запись в книге отзывов.

Ведущий:

А теперь подведем  итоги экскурсии по количеству и качеству наших знаний и умений. Вот этом мне поможет группа «музееведов-экспертов».

«Музееведы-эксперты»:

  Называют группы, которые особо отличались: кто хорошо выполнил задание, кто чуть поотстал  от групп. Происходит награждение, и выставляются отметки.

Следует коллективный анализ:

  1. За что сказать спасибо каждому участнику урока?
  2. Что нового узнали сегодня на уроке?
  3. Что было поучительно? И т.п.  

Приложения к уроку

Памятка- алгоритм для работы с документами.

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изученного документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Достоверна ли информация текста?
  7. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Требования к речи.

  1. Никогда не вступай, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
  2. Если хочешь, чтобы тебе верили, говори убедительно и только с тем, что сам понял и в чём убеждён.
  3. Когда говоришь, постоянно углубляй и раскрывай тему своего выступления.
  4. Отбрасывай всё лишнее, второстепенное. Помни, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
  5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
  6. Выступая, всегда следи за слушателями; если тебя перестали слушать, измени ход мыслей, приведи интересный факт, задай риторический вопрос, но никогда не стремись перекричать аудиторию.
  7. Никогда не говори слишком долго, это утомит и тебя и слушателей.
  8. Привыкай владеть своим голосом. Не кричи, но и не говори слишком тихо, это в одинаковой форме раздражает.
  9. Следи за речью: избегай просторечных, вульгарных, слов – паразитов и т.д. Тщательно строй фразу.
  10. Помни, что по твоей речи судят и о тебе самом, о твоей культуре.

Памятка – алгоритм для правильного заполнения книги отзывов.

  1. Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.



Предварительный просмотр:

МЫ УЧИМСЯ ДОКАЗЫВАТЬ

  1. Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
  3. Определите вывод, который будете доказывать.
  4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
  6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
  7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

  1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
  2. Определите черты сходства и различия.
  3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
  4. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
  5. Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.


ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложение, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

МЫ ИЗУЧАЕМ ВОЙНЫ

  1. Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне;

подготовка к войне, соотношение сил;

планы сторон.

  1. Ход войны (основные этапы):

повод к войне и ее начало;

основные этапы и главные сражения;

окончание войны, условия мира, итоги.

  1. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.


ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ

  1. Причина революции.
  2. Задачи революции («зеркально» причинам).
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
  4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
  7. Итоги революции.
  8. Значение: а) международное, б) внутреннее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Урок - мужества "Из юности в бессмертие"

Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""

Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...

Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"

Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...

Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"

Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...

Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...