Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)
классный час (7 класс) по теме

Филиппова Елена Владимировна

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами у ребят возникает интерес и уважение к старшим, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению отечества.
     Урок-мужества "Бросок в бессмертие" (подвиг Александра Матросова) направлен на патриотическое воспитание учащихся. Память о трагических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

V Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку 

по патриотическому воспитанию

Номинация

«Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»

Урок мужества «Бросок в бессмертие»

(внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

                                       Составитель

                                                                          Филиппова Елена Владимировна,

                                                            заведующая библиотекой  

                                                                      I квалификационной категории

                                           Адрес: 652561

                                                        Кемеровская область,

                                          г. Полысаево,

                                                ул. Панферова,20

      Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

     Школа одна из ведущих организаций, призванная воспитывать достойных граждан России.  В нашей школе работа по патриотическому воспитанию ведется в системе. Центром является школьный музей боевой и трудовой  славы «Память».

     Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами у ребят возникает интерес и уважение к старшим, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению отечества.

      Данное мероприятие направлено на патриотическое воспитание учащихся. Память о трагических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение.

Цель:

    способствовать воспитанию патриотизма у учащихся на примере подвигов советских воинов;

    формировать уважительное отношение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;

    воспитывать духовно-нравственные качества.

    Задачи:

    закрепить и углубить исторические познания по теме «Великая Отечественная война. Героические подвиги»;

    формировать умение выразить собственное представление о войне;

    повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату

Злорадно поставить на взвод,

Всадить ее,

Врезать как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

…Прожить бы мне эти полмига.

А там я сто лет проживу!

                                                 П.Шубин

Библиотекарь  Дорогие ребята.

Сегодня мы с вами перелистаем ещё одну страничку нашей истории – поговорим  о людях, совершивших беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны. Александр Матросов.…Это имя слышал, наверное, каждый россиянин. Почему? Кто такой Александр Матросов?

Ведущий 2.   Алекса́ндр Матве́евич Матро́сов — Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Известен благодаря самопожертвенному подвигу, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Его подвиг получил широчайшую огласку в советских СМИ и стал в русском языке устойчивым выражением. Родился в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С ранних лет остался без родителей, воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. После окончания 7 классов работал помощником воспитателя в Уфимской трудовой колонии.

Ведущий 1. По другой версии, настоящее имя Матросова — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а родился он в деревне Кунакбаево в Башкирии. Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при попадании в детский дом. При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.

В сентябре 1942 года начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище, но уже в январе 1943 года оно было отправлено на Калининский фронт. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт).

Ведущий 1.  27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области).

Как только советские солдаты прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда, согласно официально принятой версии событий, Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Ведущий 2.  Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

19 июня 1943 года Александру Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Так же он был награждён орденом Ленина.

 Памятники Александру Матросову установлены в городах:

  1. Харьков
  2. Днепропетровск
  3. Уфа
  4. Великие Луки
  5. Ульяновск
  6. Красноярск
  7. Санкт-Петербург (в Московском парке Победы и на улице Александра Матросова).
  8. Ишимбай — в центральном городском парке культуры и отдыха им. А. Матросова
  9. Коряжма
  10. пос. Бекши Резекненского р-на Латвийской ССР (к/з им. Матросова), бюст.
  11. Именем Александра Матросова названы улицы и парки во многих городах России.

Ведущий 1.    Более 400 человек совершило в Великой Отечественной войне подвиг, который носит название подвига Александра Матросова.  Это люди разных национальностей, совершившие этот подвиг в разные периоды Великой Отечественной войны. Уникальность этого самоотверженного подвига в том, что только представители нашей страны были способны на такое самопожертвование ради жизни своих товарищей по оружию. И в основном это были молодые люди от 20 до 30 лет. Когда жизнь в самом расцвете сил. Были и такие герои, которые по два человека одновременно ложились на дула вражеского пулемета, извергавшего смертоносный огонь из дзотов. И даже среди них были и женщины.  А 8 человек остались живы после этого, несмотря на ужасные раны.

Далеко не все получили звание Героя Советского Союза. Да и память об этих людях стала забываться. А этого допустить нельзя!  Первым же, кто совершил данный подвиг, был – Александр Константинович Панкратов. Было это в самом начале войны – 25 августа при обороне Великого Новгорода. Новгородцы свято чтят это событие и самого героя. При въезде в город, на месте, где проходило сражение с фашистами, в котором проявил себя бессмертным героем Александр Панкратов, стоит мемориальная стела в память об этом подвиге. На момент совершения подвига Александру Панкратову было 24 года. К большому сожалению, об этом подвиге и о самом герое, основная масса населения нашей страны, и особенно представители молодого поколения, знают очень мало.

Ведущий 2.     27 декабря 1941 года Яков Падерин грудью закрыл амбразуру дзота у деревни Рябиниха Тверской области.

     29 января 1942 года в бою под Новгородом, спасая жизни товарищей, своими телами закрыли вражеские амбразуры сразу три человека: И. С. Герасименко, А. С. Красилов и Л. А. Черемнов. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза. Этому подвигу посвящена «Баллада о трёх коммунистах» Николая Тихонова.

     22 февраля 1942 года во время боёв в селе Жигарево под Москвой закрыл своим телом амбразуру дзота Абрам Исаакович Левин. Никакой известности и награды не получил.

Ведущий 1. 6 августа 1942 года в бою в районе села Селявное Лискинского района Воронежской области стрелок 363-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта Чолпонбай Тулебердиев переплыл реку Дон, поднялся на скалу и после неудачных попыток уничтожить вражеский дзот гранатами, закрыл амбразуру своим телом.

     19 июля 1943 года во время проведения разведки боем в районе Синявинских высот Владимир Ермак закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, чем обеспечил группе разведчиков выполнение боевого задания. 21 февраля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

4 января 1944 года в бою близ селения Овсище, в районе Великих Лук, подобно Матросову, закрыл своей грудью вражеский дзот Газинур Гафиатуллович Гафиатуллин.

15 января 1944 года в бою в районе деревни Рехколово (Ленинградского горсовета) закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота младший лейтенант Александр Иванович Волков.

18 января 1944 года своим телом закрыл амбразуру вражеского дота Александр Фёдорович Типанов.

Библиотекарь

Я постоянно над вопросом мучаюсь
И все никак не нахожу ответ,
Но почему от нас уходит лучшие?
Уходят в мир потерь и страшных бед.
Жестокого безумия полна
И верить так не хочется, что где-то,
Еще гуляет по земле война,
Что где-то беспощадно убивают.
Стреляют из засады и в упор,
Для тех ребят, что жить лишь начинают,
Уже подписан смертный приговор.
Не терпят души и тела пробоин —
Ведь это так не тяжело понять!
А как бывает бесконечно больно
Родных и близких навсегда терять…
Опомнитесь же люди! Умоляю!
Безвременная смерть нам не нужна!
Но снова к гробу головы склоняют
Седая мать и дети, и жена…
Но горю должен наступить конец
И победит добро! Я в это верю.
Жаль, что погибших судеб и сердец
Уже никто не возместит потерю!

    Дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорили о героях Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за мир и счастье на Земле, за то чтобы вы могли родиться и жить в мире. Это лишь крохотная страничка нашей с вами истории, истории, которую надо знать и помнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Классный час «ПОДВИГ ДОБЛЕСТИ И ЧЕСТИ» (внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов)

Классный час предназначен для учащихся 10-11 классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Способствует развитию познавательного интереса учащихся к культурному и историческому н...

Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"

Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...

Методические разработки уроков литературы, классных часов и внеклассных мероприятий, работ учащихся

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  По произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Вороб...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов Урок занимательной геометрии.

Пробудить интерес к геометрии; показать, как использовать приобретенные геометрические  знания на практике в затруднительных жизненных ситуациях; научить видеть знакомые геометрические отношения ...

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"...