Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов Урок занимательной геометрии.
материал по геометрии (6, 7 класс) на тему

Егорова Елена Павловна

Пробудить интерес к геометрии; показать, как использовать приобретенные геометрические  знания на практике в затруднительных жизненных ситуациях; научить видеть знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений; научить видеть и ценить красоту  природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchihsya_7_klassov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов

Урок занимательной геометрии.

                                                                                          «Природа говорит языком  

                                                                                            математики:  буквы этого языка -  

                                                                                            круги, треугольники и иные

                                                                                            математические фигуры »

                                                                                                                             Галилей.

Цель урока: пробудить интерес к геометрии; показать, как использовать приобретенные геометрические  знания на практике в затруднительных жизненных ситуациях; научить видеть знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений; научить видеть и ценить красоту  природы.

Оформление и оборудование: репродукции картин; мультимедийная установка; для каждой команды набор цветной бумаги, ножницы, нитки; жетончики.

Класс разделен на команды по 5 человек. За правильное решение задач команда получает жетончик.

Ход урока

Учитель: Впереди лето. И мы с вами решили отправиться в поход Впереди нас ждет много интересного, неизвестного.(на протяжении всего урока звучат записи с голосами птиц)

Ученик: «… Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы… Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, глубже в лес… Лес глохнет. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны…» (отрывок из произведения «Лес и степь» И.С.Тургенева)

Учитель: И вот мы подошли с вами к озеру, которое имеет практически круглую форму, а в центре – островок (на экране появляется изображение озера). Он так красив, что, что нам захотелось перебраться туда, посидеть, отдохнуть, поиграть. Но оказалось что никто не может плавать. Что же делать?

Задача 1. В рюкзаке оказалась веревка, длина которой немного больше 100 м. А по карте мы определили, что диаметр озера приблизительно равен 100 м. Как использовать веревку, чтобы перебраться на берег?

   Учитель:  Благополучно, добравшись до островка, мы почувствовали голод.

Задача 2. На какое самое большое число частей можно разделить блин тремя разрезами? Сколько частей может получиться при трех разрезах каравая? (учащиеся свой ответ демонстрируют наглядно, используя бумагу и ножницы)

  Учитель:  Время пришло посидеть у костра и послушать что-нибудь интересное (на экране появляется фотография сидящих у костра детей).

 Выступления учащихся:  1. Как определить расстояние до корабля в море (И. Депман «Мир чисел»)

2. Несколько способов определения ширины реки (ПерельманЯ.И.)

3. Определение глубины пруда (ПерельманЯ.И.)

4. Танаграм (краткая история появления)

Задача 3. Сложить на время несколько фигур, используя части квадрата (у каждого ученика есть набор фигур и рисунки).

Задача 4. Пользуясь только перегибанием листа бумаги, постройте:

                а) биссектрису угла;

                б) прямоугольник;

                в) квадрат.

Объяснить свой ответ.

Задача 5. Дан отрезок АВ, расположенный на самом краю листа бумаги. Требуется к этому отрезку через его середину провести перпендикуляр. Как это сделать?

 Учитель: Ребята перед вами прямоугольник со сторонами 10 см и 16 см. Отрежьте от него квадрат со сторонами 10 см. Останется прямоугольник, со сторонами 6 см и 10 см, т.е. одна сторона больше другой приблизительно в 1,6 раза. Затем отрежьте квадрат со стороной 6 см. Во сколько раз одна сторона прямоугольника будет больше другой?

Ученик: Этот процесс можно продолжить и дальше. На прямоугольники, в которых стороны относятся приблизительно как 1,6: 1, обратили внимание давно. Тому подтверждение храм Парфенон в Афинах. Даже сейчас это одно из самых красивых сооружений мира. Он построен в эпоху расцвета древнегреческой математики. И его красота основана на строгих математических законах. Опишем около фасада Парфенон прямоугольник (рисунок), то окажется, что длина его больше ширины примерно в 1,6 раза. Такой прямоугольник назвали золотым прямоугольником. Говорят, что его стороны образуют золотое сечение. Золотое сечение – это такое деление целого на 2 неравные части, при котором большая часть относиться к целому, как меньшая к большей. Число 1,6 лишь приближенно (с точностью до 0,1) представляет величину золотого сечения.

     Учащиеся строят золотой прямоугольник с помощью циркуля и линейки.

Учитель: Назовите предметы, имеющую форму золотого прямоугольника. Где применяется золотое сечение? Ответы на эти вопросы мы получим на следующем уроки.

Домашнее задание: найти ответы на поставленные вопросы, оформить в виде реферата.

Время нашего путешествия подходит к концу, подведем итоги (подведение итогов, награждение команд)

Интеллектуальная игра для учащихся 8-11 классов.

Вступительное слово. Игра! Сколько значений, оттенков, смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно пренебрежительно: «Что наша жизнь? Игра…» Философский словарь определяет игру как непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе». Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Все это говорит о том, что игра свойственна, прежде всего, детям. Но всем известно, что люди взрослые тоже нередко играют, и отнюдь не только для забавы(например «деловые игры»). Не случайно же Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет».

В последнее десятилетия в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальные игры». Поэтому игра все же имеет познавательный эффект. Вспомните, сколько интересных и полезных знаний вы впервые почерпнули из программы «Что? Где? Когда?» или из Брейн-ринга.

Разминка(игры на командную согласованность).Из каждой команды выбираются по два контролера.

1.Ведущий называет число и по свистку в команде должны встать столько человек, сколько назовет ведущий. Например: встает один, но не капитан; двое, кто не вставал в предыдущий раз; трое: одна девочка и двое мальчиков и т.д.

2. –Внимание! Подняли руку к плечу, палец вверх. Надо выкинуть руку, показать на кого-то в группе. Где будет большее число рук, показывающих на одного? (повторяется несколько раз).

3. –Внимание! Подняли руку, сжатую в кулак. Сейчас по свистку вам надо будет выкинуть какое-то количество пальцев! В какой команде большее число людей выкинет одинаковое количество пальцев? (повторяется несколько раз).

4. –Внимание! Подняли руку, палец вверх. Сейчас каждый выкинет руку и покажет на какого-то человека в группе. В какой группе будет большее число взаимных выборов, когда вы показали на человека, а он показал на вас?

После разминки объявляются условия игры, представляется жюри.

Вопросы командам: 

  1. В 1206 году на собрании войск ханом монголов был избран Тэмуджин, получивший титул Чингис-хана. Он провел многочисленные реформы с целью создания боеспособной армии. Одной из таких реформ стало введение законодательства Ясы. Примерно три четверти законов Ясы направлены на наказание одного преступления. Что же это за преступление, за которое предусматривалась казнь, а в лучшем случае ссылка в Сибирь?

                          а) неоказание помощи товарищу;

                          б) измена Родине;

                          в) оскорбление человека.

                                                                                       

  1. Эта система просуществовала 12 лет. В этот период в ходу были понятия: виноградный, туманный, морозный, снежный, дождливый, ветреный, жатвенный, жаркий, плодовый. Назовите систему.

             

                                                                                         

  1. В допетровской России орденов не было, но людей награждали, не выходя из комнаты. Наградите ведущего одной из высших наград того времени:

                                    а) назвать по имени отчеству;

                                    б) пожать руку;

                                    в) произнести хвалебную речь.

                                                                                             

  1. Арабские купцы , путешествовавшие по свету, строили укрепленные торговые дворы, окруженные высокими гладкими стенами. Такой торговый двор был построен и в Москве. Память об этом сохранилась в названии одной из Московских улиц. Назовите эту улицу.    

                                                                                         

  1. Эпоха Великой Французской революции. По городу в каретах разъезжают роскошно одетые знатные дамы. Но почему они едут в карете стоя на коленях?

                                                                                               

  1. В каких случаях в военной переписке начала 19 века дата на письме указывалась вверху, а в каких-внизу?

                            а) начальник, писавший письмо, ставил дату вверху, подчиненный-внизу;

                            б) принять срочные меры-вверху, во всех остальных внизу;

                            в) адресату-вверху, отвечающему-внизу.

7. А.Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновенье…», а А.Осиповой-«Я Вас люблю, хоть я бешусь…» Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил А.Яковлевой?

8. По народным преданиям, на создание письменности и выбор существующих ныне иероглифов в Японии оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они?

                           а) куры с их отпечатком лапок;

                           б) утки с их отпечатком лапок;

                           в) кошки с их отпечатком лапок.

9. В последнее время в нашем языке используется слово «тинэйджер».Молодых людей какого возраста так называют?

10. Какую деталь костюма 19 века на день пришивали, а на ночь отпаривали?

                         а) жабо;

                         б) воротник;

                         в) рукава.

11. Назовите цветок, у которого всего один лепесток?

12. Во все времена люди пытались обезопасить свои жилища от нежелательных гостей, например, заводя собаку, предупреждающую об их появлении. А кого для этого заводили японцы?

                        а) попугаев;

                        б) сверчков;

                        в) крыс.

                                   

Подведение итогов игры, награждение команд. Показ номеров художественной самодеяиельности.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов «Занимательная физика»

Мероприятие проводится с целью формирования у учащихся 5-6 классов познавательного интереса к предмету...

ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ БОТАНИКИ. Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов.

ЦЕЛЬ: формирование познавательной активности, эстетического вкуса у учащихся;              развитие интереса к изучаемому предмету, а т...

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"...