Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России
классный час (5 класс) на тему

Суханова Марина Васильевна

 

Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  • Способствовать развитию интереса учащихся к истории страны.
  • Формировать  уважительное отношение к государству и государственной символике
  • Развивать чувство патриотизма, любви к Родине

Оборудование: презентация«Символика России», фонограмма гимна России, медиапроектор, музыкальный центр

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Внеклассное мероприятие для учащихся

5-6 классов

Тема:  Государственные символы России

Цель мероприятия: Развитие у учащихся гражданского самосознания

  Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  2. Способствовать развитию интереса учащихся к истории страны.
  3. Формировать  уважительное отношение к государству и государственной символике
  4. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине

Оборудование: презентация «Символика России», фонограмма гимна России, медиапроектор, музыкальный центр

 

Автор: Суханова Марина Васильевна, воспитатель ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат»

Куртамыш  2011 год

Ход занятия

Слайд 1  Заставка «3 коня»

Ведущий: Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан каждой строчкой

Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?

Откуда в люди вышел ты?

Кто в жизни дал тебе наказом

Неразводимые мосты,

Соединившие навеки

Тебя с отцовскою землею?

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой?!

  Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Наш классный час сегодня посвящен государственным символам России.

-  Для начала мы посмотрим отрывок из мультфильма «Гора самоцветов» Внимание на экран!

Слайд 2 Отрывок из мультфильма «Гора Самоцветов»
 
–  Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали из него? (Ответы учащихся)
Слайд 3 (При нажатии мышкой появляется определённое место территории
России, появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)
.  

–  Как вы думаете о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
–  Что такое Россия? (Ответы учащихся)
Читает учащийся:

Я – россиянин!
Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России – наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!

Нажимаем на слово Россия

Слайд 4 и 5  (Учитель читает текст)
Россия

  1. это 1/9 площади всей суши
  2. это самая большая страна в мире
  3. это более 100 наций и народностей
  4. это страна, победившая во 2-ой мировой войне
  5. это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»
  6. это самые большие запасы газа и нефти в мире
  7. это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
  8. это Пушкин и Толстой
  9. это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись
  10. это русский балет и фигурное катание
  11. это самовары и русская печка
  12. это русские матрешки,
  13. балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»
  14. это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
  15. это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
  16. это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
  17. Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
  18. Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Слайд 6  Родина

  1. Что такое Родина? (Ответы учащихся)
  2. Посмотрите, какие определения слова Родина, я нашла в словарях.

     С чего начинается Родина?

  1. На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.

Слайд 7 Клип к песне «С чего начинается Родина?»

(После окончания клипа нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  1. Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве)

(Дети объясняют свой выбор)

Нажимаем на слово Москва

Слайд 8 

  1. Москва – столица России.

Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.

Слайд 3

  1. Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
  2. Кто является главой нашего государства? (Президент)

Нажимаем на слово Президент.

Слайд 9

  1. Глава Российского государства – президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Слайд 10 Инаугурация  президента – принесение присяги

  1. Штандарт Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
  2. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.
  3. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
  4. После принесения присяги Президентом России штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле.
  5. Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью.
  6. На лицевой стороне креста в центре – накладное изображение Государственного герба России.
  7. На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: «Польза, честь и слава».
  8. Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.
  9. После принесения присяги Президентом России знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.

           (Нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  1. Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов  у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
  2. У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь.
  3. Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
  4. Какие вы знаете символы нашей Родины!
  5. Это герб, флаг и гимн.

Ученик: 

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу окружают.

Нажимаем на слово Герб.

Слайд 11, 12, 13  Герб

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

...Айвенго выехал на арену рыцарского турнира со щитом, на котором был нарисован дуб, вырванный с корнем. Под щитом стояла надпись: «Лишенный наследства». Современники Айвенго сразу же понимали главное: отец рыцаря проклял сына и лишил его наследства. Раньше у каждого рыцаря был свой герб.

У противника Айвенго ~ Бриана де Буагильбера, рыцаря ордена Храма, - на щите изображались два рыцаря, едущие на одной лошади. Деви зом ордена Храма была бедность.

Действие романа «Айвенго» происходит в конце XII века. Но еще в те далекие времена древние народы любили знаки - символы. У готов это был полумесяц, у франков - крест над кругом, датчане избрали для своего знака - символа мудрого ворона, а саксы - сильного льва.

  1. Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
  2. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
  3. Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?
  4. Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

(Нажимаем на печать в нижнем правом углу и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  1. Второй наш символ – это флаг
  2. Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)

Нажимаем на слово Флаг.

Слайд 14 

  1. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
  2. Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
  3. Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
  4. Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
  5. Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
  1. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
  2. Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
  3. Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
  4. Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
  5. Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
  6. В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)

Ученик: 

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нём яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названа у нас

И площадь красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный – это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть ещё цвета,

Что значат ещё цвета два.

Синий – Украины цвет,

Белый – Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рождения есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

(Нажимаем на флаг и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)

Нажимаем на слово Гимн.

Слайд 15, 16, 17 
–  А вы знаете, что такое гимн?

  1. ГИМН - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
  2. Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
  3. При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
  4. Гимн всегда поют и слушают стоя.
  5. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
  6. Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна ».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Мы слышим гимн множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях государства. Гимн должен исполняться в точном соответствии с утверждённым текстом. Кто-нибудь из вас знает гимн наизусть?

А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.

ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (слайд №17)
муз. А. Александрова слова С. Михалкова

(По окончании гимна нажимаем на верхний правый угол и возвращаемся на слайд №3)

Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали, проведем небольшую викторину.

Слайд 18.  Проверь себя

Викторина.

  1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
  2. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
  3. Из каких основных изображений состоит герб?
  4. Какие цвета у Государственного флага России?
  5. Кто  является автором слов и музыки гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
  6. О чём говорится в гимне?
  7. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
  8. Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).  

Итог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб, и про флаг нашего государства.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться»

Ученик: Прежде всего, символика вызывает чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже, сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый рус ский человек гордится, что в его стране есть такая интересная сим волика.

Заключение: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амусина Л.Е. Славься, Отечество!/ж. Последний звонок, №4, 2006.
  2. Засекина Л.Н. Российский флаг/ж. Педсовет, №9, 2004.
  3. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: (для сред. шк. возраста)/А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2005.
  4. О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации//ж. Воспитание школьников, №9, 2003.
  5. Тихонова И. Государственный флаг России/ж. Воспитание школьников, №7, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИМВОЛИКА РОССИИ Классный час

Слайд 3

Гимн Герб Президент Флаг Москва Россия

Слайд 4

Россия это 1/9 площади всей суши это самая большая страна в мире это более 100 наций и народностей это страна, победившая во 2-ой мировой войне это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи» это самые большие запасы газа и нефти в мире это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин) это Пушкин и Толстой

Слайд 5

это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись это русский балет и фигурное катание это самовары и русская печка это русские матрешки балалайки и гармошки, частушки и «Калинка- малинка» это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал РОССИЯ – ЭТО САМАЯ ВЕЛИКАЯ СТРАНА, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОЙ ПРОЖИВАЕТ САМАЯ ВЕЛИКАЯ НАЦИЯ, ГОВОРЯЩАЯ НА САМОМ ВЕЛИКОМ ЯЗЫКЕ! РОССИЯ – МОЯ РОДИНА, Я ГОРЖУСЬ ЕЮ!

Слайд 6

Родина Отечество, отчизна Родной край Родная сторона (сторонка) Страна, в которой человек родился

Слайд 8

Москва-столица России

Слайд 9

Президент России Д.А.Медведев

Слайд 10

Инаугурация Президента Знак президента Штандарт

Слайд 11

Герб России

Слайд 12

Скипетр Двуглавый орёл Святой Георгий Держава

Слайд 14

Флаг России БЛАГОРОДСТВО ЧЕСТНОСТЬ СМЕЛОСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Слайд 15

Музыка А.Александрова Слова С.Михалкова Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Гимн России

Слайд 17

Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твоё достоянье на все времена Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Гимн России

Слайд 18

Проверим себя Прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета Герб Официальная эмблема государства Торжественная песня Флаг Гимн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов, посвященное 200-летию победы России в Отечественой войне 1812 года

Мероприятие проводится в виде игры-соревнования по командам. 4 этапа. В сопровождение презентация. В конце игры личное первенство....

Презентация к открытому внеклассному мероприятию по изобразительному искусству "Путешествие по Золотому кольцу России".

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству  для учащихся 8 классов по теме «Архитектура».«Путешествие по Золотому кольцу России»....

Внеклассное мероприятие по обществознанию в 8-10классах "Мы- граждане России", посвященное 20-летию Конституции РФ

Внеклассное мероприятие в форме познавательной игры.Цель мероприятия : закрепить и расширить знания о Конституции РФ.Игра включает работу с текстом Конституции....

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 класса "Моя Россия"

Интеллектуальная игра "Моя Россия" для учащихся 8-9 классов. Цель - закрепление изученного материала, воспитание чувства патриотизма к своей стране....

Беседа для учащихся 14-17 лет «Государственные символы России»

Беседа "Государственные символы России" проведена с участниками штаба трудовых отрядов старшеклассников Железнодорожного района г. Хабаровска "Новые горизонты" в рамках подготовки к городскому конкурс...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 «Б» класса. Крепостное право в России

Цели:  познакомить учащихся со страницами истории России, с понятием «крепостное право», с творчеством крепостного художника Г.В.Сороки;  развивать навыки общения, публичного выс...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 9-11 классов «Россия – отсталая страна. Нам нечем гордиться. / Россия – великая держава – у нас есть повод для гордости».

Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора ...