Внеклассное мероприятие для учащихся 5 «Б» класса. Крепостное право в России
классный час (5 класс) на тему

Лежнёв Александр Владимирович

Цели:  познакомить учащихся со страницами истории России, с понятием «крепостное право», с творчеством крепостного художника Г.В.Сороки;  развивать навыки общения, публичного выступления; эстетическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_meropriyatie.docx66.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Лежнёв Александр Владимирович,

                                                                                учитель        русского языка и литературы                                          

                                                   Крепостное право в России

                            (Внеклассное мероприятие для учащихся 5 «Б» класса)

Цели:  познакомить учащихся со страницами истории России, с понятием «крепостное право», с   творчеством крепостного художника Г.В.Сороки;  развивать навыки общения, публичного выступления; эстетическое воспитание детей.

Форма проведения:  беседа с элементами заочного путешествия, выступления учащихся с сообщениями.

Оформление: Автопортрет художника Г.В.Сороки, фотокопии произведений художника,  книжная выставка. Музыка М. И.Глинки,  А.Н.Верстовского, П.И.Чайковского.

Автопортрет

УЧИТЕЛЬ:

     В эти февральские дни 2011 года отмечается 150-летие отмены крепостного права в России. Сегодня нам предстоит поговорить об этом, заглянуть в прошлое страны, понять,  почему так трагично сложилась судьба известного художника Григория Васильевича Сороки, жизнь и творчество которого связаны с Тамбовским краем, с небольшим селом Спасское, которое теперь входит в состав Староюрьевского района Тамбовской области. Итак, в путь, в Киевскую Русь и Новгородскую республику.

   УЧЕНИК:

       В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились на смердов, закупов и холопов. Смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь, но  они владели земельными наделами, которые передавали по наследству сыновьям (если сыновей не было, то надел отходил князю). Штраф за убийство смерда был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской республике большинство смердов были государственными крестьянами (обрабатывали государственную землю), хотя  упоминаются и княжеские, епископские и монастырские смерды. Уходить с земли они не имели права. Закупы оставались в зависимости от феодала, пока не расплачивались за свой долг ему («закуп»), после чего они становились лично свободными. Холопы были рабами.

            В Московском государстве на рубеже XV и XVI веков оформилась поместная система. Государство передавало поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Поместное дворянское войско использовалось в непрерывных войнах, которое вело государство. Крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя, следующая за этим днём. Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.

             Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможность уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Указ говорит только о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое»). И лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение  устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле). Но согласно Соборному Уложению владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»). С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства; 2-я половина XVIII века — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России.

УЧЕНИК:

            Посмотрите на таблицу    «Хронология закрепощения крестьян в России»

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718—1721 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.

УЧЕНИК:

       В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки  рассматривают в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относят также и назревшую революционную ситуацию как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство, во главе с Александром II, пошло на отмену крепостного права. А ведь крепостными были и талантливые мастера, музыканты, поэты (например, Тарас Шевченко), художники. Крепостным художником был и Григорий Сорока.

УЧЕНИК:

      Стихотворение Александра Владимировича Лежнёва « ГРИГОРИЙ СОРОКА» из поэтического сборника «Дарю восход», изданного в Тамбове в 2004 году.

                                      Крепостной художник Г.Сорока

                                  бывал на Тамбовщине и воспел природу

                                 Козловского уезда в пейзажных зарисовках

А истоки того, что является роком,

Отыскать никому не случалось…

И страдает мальчонка Григорий Сорока,

Но лекарство принять запрещалось.

А пока втихомолку рисует мальчишка

Мужиков да красавиц дворовых.

- Хорошо же малюешь. Похоже как, Гришка,-

Удивляются.- Парень толковый.

И помещик в восторге: пусть будет художник,

Для диванных, гостиных рисует,

Да и славу усадьбы, возможно, умножит:

Подобающе живописует.

По-соседски и Венецианов,

Изучивший правдивость портретов подростка,

Изумился: он пишет Иванов

Восхитительно – выпукло, зримо, не плоско.

Повенчают с учёбой и потом

И от Бога талант, и оковы неволи.

А хозяин беснуется:

- Кто ты?!

Захотел казачок  исключительной воли!

Непременно и краски, и кисти

Отобрать – и садовник: восстанье устроил!

 Отыскались в Твери декабристы!

Не сосед ли  тебя на свободу  настроил?!

Постригает газончики Гришка…

А пейзажи пропеты, что иконы для храма…

Да и с чувством полёта парнишка

Завершает портреты. Потрясает и гамма…

… Не на кладбище, а у сирени,

Что в сторонке так бьётся кострами у лета,

Успокоился спившийся гений

С восхищеньем художника, взором поэта.

И теряет Россия без счёта Атлантов –

Музыкантов, артистов, поэтов.

Поединки уносят рекою таланты,

Убивают и словом, советом.

А убитые водочной стопкой у стойки!...

А убитые око за око!..

Но с портрета взирает в сегодня достойно

Живописец Григорий Сорока.

С полотна рассыпается лёгкость тревоги –

Приглушённый укор крепостного.

… Направляется к мукам мужик быстроногий.

… Не хотел бы портрета такого!!!

УЧИТЕЛЬ:

          Григорий Васильевич Сорока   (настоящая фамилия Васи́льев ("Васильев сын"); Сорока - неправильная фамилия, правильная - Сорокин), русский крепостной живописец, родился осенью 1823 года в деревне Покровское Тверской губернии в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение Островки), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в Островки с каким-то заданием от него. Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 года говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина "Гумно" (1843) уже достаточно профессиональна, а "Кабинет дома в Островках" (1844) - одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.

       Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в Островках"  прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), - "Вид на плотину", "Рыбаки", "Вид на озеро Молдино", "Вид в имении Спасское" (все около 1847года) - поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще пейзажи, написанные дома, в Островках, - "Часовня в парке" и "Вид в Островках", - напротив, отличаются камерным  характером. Кроме "Кабинета дома в Островках" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению. В портретной же живописи Сорока был заметно скован - тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.

       Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Любовь к Лидии, дочке помещика, не добавила счастья. Григорию было 28 лет, когда он женился. По меркам того времени брак очень поздний. Почти сразу после этого Лидия выходит замуж. Потом она становится крёстной матерью Сороки. Но крепостной, даже очень талантливый, бесправен. Его жизнь, его быт целиком зависят от помещика, а их отношения складываются не лучшим образом. Сорока вскоре женился  на дворовой женщине. У Григория родились два сына, потом дочь. Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1864 году оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, - Сорока повесился.

       Так трагически погиб ученик Венецианова Григорий Сорока, борясь с помещиком уже не за свою собственную долю, а за права своих односельчан. Погиб выдающийся русский пейзажист, растоптанный деспотическим крепостническим режимом.
      Давно забыты Милюковы, Свечины, погубившие художника, если иногда и вспоминают их имена, то лишь потому, что они были причастны к горькой судьбе Сороки и к его безвременной гибели. Но живет в памяти русского народа имя художника. Чем дальше идут годы, тем известнее и дороже становится оно.
     Произведения Григория Сороки находятся в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее рядом с произведениями его учителя Алексея Гавриловича Венецианова. Есть копии картин Григория Васильевича Сороки и  в Староюрьевском  районном  литературно-музыкальном музее имени Верстовского и в школе села Спасское, где он некоторое  время жил и работал. Кстати, туда проходит один из многочисленных туристических маршрутов  из Староюрьева.

УЧЕНИК:

        Прошли годы. И вот осенью 2006 года  в деревне Поддубье Удомельского района Тверской области  состоялась торжественная церемония открытия памятника знаменитому русскому художнику Григорию Сороке.
    Талантливый пейзажист и портретист XIX века крепостной художник Григорий Сорока родился и провел всю свою жизнь в небольшой тверской деревеньке Поддубье. Многие картины Сороки отражают всю красоту природы, быт и нравы здешних мест. Здесь, среди живописной природы, он создавал свои шедевры, которые сейчас являются ценными экспонатами ведущих музеев России. Без творчества этого художника невозможно дать полного представления о живописи XIX века. Своим мастерством Сорока был во многом обязан своему великому учителю А.Г. Венецианову.
    Судьба Сороки закончилась трагически. По православным канонам самоубийц в то время запрещалось хоронить на общем кладбище, а тем более отпевать. Но обряд отпевания все же был совершен: спустя век духовенство решило, что художник наложил на себя руки в силу душевной болезни.
    Могила Сороки расположена сразу за оградой кладбища. Разговоры об установке памятника велись очень давно. И вот спустя  142 года после смерти художника появился памятный знак в его честь. Причем сразу два. Один памятник расположен прямо у дороги, второй - непосредственно на могиле. Автором памятника выступил скульптор, член Союза художников России Евгений Антонов.
    На церемонии присутствовала и 91-летняя Варвара Григорьевна Царева - правнучка Григория Сороки. Варвара Григорьевна в прошлом артистка балета, танцевала в Большом театре. Была совершена панихида и торжественное возложение цветов к памятнику художнику. Открытие памятника стало значимым событием в жизни области и ознаменовало собой дань памяти потомков талантливому художнику.
http://www.karavan.tver.ru/html/n912/19.jpg

УЧИТЕЛЬ: 

      Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы Сорокина (пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погружённой в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщённость в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира. В своих картинах Сорокин часто изображал воду, но в отличие от Айвазовского, на картинах этого художника вода тихая, спокойная.

Произведения Сороки — «Кабинет в Островках», «Рыбаки. Вид на озеро Молдино», «Портрет E. H. Милюковой», — хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Soroka_VidNaPlotinu.jpg/120px-Soroka_VidNaPlotinu.jpg

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Soroca_peasntboy.jpg/90px-Soroca_peasntboy.jpg

Крестьянский мальчик, 1840-е

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/Soroca_reflection.jpg/96px-Soroca_reflection.jpg

Отражение в зеркале, 1850-е

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Soroca_lydia_milyukov.jpg/95px-Soroca_lydia_milyukov.jpg

Лидия Милюкова

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/Grigorij_Wassiljewitsch_Soroka_001.jpg/120px-Grigorij_Wassiljewitsch_Soroka_001.jpg

Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х

         Давайте полюбуемся произведениями крепостного художника Григория Васильевича Сороки!

                              Примечание:

При подготовке внеклассного мероприятия использованы материалы Интернета.

18 февраля 2011 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...

Химический марафон (внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов)

Цель: через внеклассную работу по предмету способствовать развитию интереса  учащихся к изучению химии....

"Веселые нотки" - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.

Подробный сценарий внеклассного мероприятия "Веселые нотки" для учащихся 1 класса. Выполнила: Корчагина Л.И. - учитель музыки МБОУ Заветинской СОШ№1 Ростовской области....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА НА ТЕМУ: " Пусть не завянут красные тюльпаны!"

Познакомить учащихся и гостей с хроникой боевых действий;  На примерах сражений показать мужество и героизм советских солдат.Воспитывать патриотическое чувство...

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Мобильник – друг или враг?!

Цель данного мероприятия:расширить представление о вредном влиянии мобильного        телефона на организм человека и формировать навыки...

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву «Правовая атака»

Проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся; воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности; формирование умения общаться в группе, высказывать своё...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса, посвященное Конституции Российской Федерации ( в форме заседания клуба «ЗАКОНное ПРАВО»)

Учащимся  предоставляется  прекрасная возможность расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного о том, что обязан знать каждый гражданин великой России. Всё заседание посвящено ...