Внеклассное мероприятие «Погружение в древность», игра для учащихся 5-х классов «По следам героев Эллады»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему


Ресурс содержит конспект и презентацию внеклассного мероприятия по теме "Древняя Греция", который позволяет через проектную деятельность и игру систематизировать знания учащихся 5-х классов  по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchedrova_po_sledam_geroev_elladi.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Погружение в древность»

Игра для учащихся 5-х классов «По следам героев Эллады»

Основная цель мероприятия:

через проектную деятельность и  игру систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции;
  • показать значение античной культуры для дальнейшего развития европейских стран;
  • формирование умения работать в команде (быть ведомым или лидером);
  • развитие навыков проектной и публичной деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

-формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к рассматриваемому учебному материалу;

-приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества.

Метапредметные:
познавательные:

- самостоятельно находить нужную информацию, работая с учебником, дополнительной исторической литературой, используя ИКТ;

-на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

-применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме;
регулятивные:

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

-планировать пути достижения целей;

коммуникативные:

 - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

-воспроизводить исторические факты,  давать определения терминам; показывать на карте географические объекты.

Оснащение игры:  компьютер, проектор, презентация по теме, историческая карта, карточки. Заранее приготовленные учащимися: рисунки, плакаты, предметы быта изучаемого периода, одежда.

Основные виды деятельности на мероприятии      

  • монологический ответ (выступление по теме);
  • работа с картой;
  • творческая работа.

Предварительная работа:

           Класс делится на три команды: «Афины», «Спарта», болельщики. «Афины», «Спарта» готовят представление команд,  мифы, костюмы.

 

приглашают гостей (родителей, учителей)

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами изучили историю Древней Греции, узнали много интересного об этой замечательной стране. Древнюю Грецию называют колыбелью европейской цивилизации, многие достижения греков оказали большое влияние на последующее развитие человечества. И сегодня мы совершим путешествие по Элладе и  проверим уровень знаний, которые вы получили на уроках по данной теме. Сделаем это в виде соревнования двух команд: «Афины» и «Спарта».

Оценка игры: (слайд 3)

Представление команды: 5 баллов.

За каждый правильный ответ: 1 балл (жетон).

За неправильный ответ: 0 баллов.

За правильный ответ на вопрос команды соперников: 1 балл.

Конкурс капитанов за каждый правильный ответ: 2,5 балла.

Домашнее задание: 10 баллов.

1.Представление команд.

«Афины»  часто,  представляя команду  используют миф о споре Афины с Посейдоном. (слайд 4)

Действующие лица

Автор

Кекроп

Зевс

Афина

Посейдон

Жители

Реквизит: трезубец, копьё, увитое зелёными листьями

Автор. Однажды рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город.

Кекроп. Я расположу его на высоком холме с крутыми обрывистыми склонами.

Афина и Посейдон (вместе). Кто же будет покровителем этого города?

Зевс. Власть над Аттикой получит тот, кто преподнесёт его жителям самый ценный дар.

Афина, Посейдон (вместе). Хорошо! Согласны!

Посейдон. Ну что же, получайте мой подарок! (Ударяет трезубцем)

Жители. Вода, вода! Вот это подарок! Ведь все знают, как мало воды в Аттике! (Пробуют воду). Да что же это за подарок?! Вода-то соленая!

Афина. (копьё в землю) А я дам городу оливковое дерево. Оно будет приносить людям сочные плоды, из них они изготовят оливковое масло. Этот подарок принесёт вам богатство и процветание.

Жители.(ликуют) Этот дар поистине прекрасен. Мы никогда не видели таких деревьев со множеством плодов.

Кекроп. Светлые боги Олимпа! Всюду шумят солёные воды безбрежного моря, но нет нигде оливы, дающей богатые плоды. Афине принадлежит олива, так пусть же ей принадлежит и власть над этим городом.

«Спарта» (слайд 5) в представлении команды обычно использует тему воспитания спартанских мальчиков. Начинают с младенчества, потом игры и занятия в отрядах, ссоры, драки и в итоге становятся храбрыми воинами. Завершают словами Тиртея, с песнями которого спартанцы  шли в бой:

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать, в сече души не щадя.

Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!

Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!

2.Разминка для команд

(участники не только отвечают на вопросы, но и показывают на карте географические объекты, если они упоминаются).

Вопросы: (слайд 6- вопросы  и ответы появляются по щелчку мыши)

  1. Где расположена Греция? (На юге Балканского полуострова)
  2. Какими морями омывается  Греция? (Ионическим и Эгейским)

2.1.С каким островом связан миф о Дедале и Икаре? (о. Крит)

2.2.Как звали легендарного царя о. Крит? ( Минос)

3.1.Как называется холм в Афинах, где находились главные храмы города? (Акрополь)

3.2.Кому посвящен знаменитый храм Парфенон? (Афине)

4.1.Кому в Древней Греции запрещалось заниматься торговлей и ремеслом? (Спартанцам)

4.2.Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран? (Хлеб)

(слайд 7- вопросы  и ответы появляются по щелчку мыши)

5.1.Лучезарный, сияющий сын Зевса и Леты, покровитель музыки, поэзии, бог света и тепла? (Аполлон)

5.2.Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей)

6.1.Имя старого перевозчика душ умерших через реку подземного царства Аида. (Харон)

6.2.Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделяющих от всего живого мрачное царство Аида. (р.Стикс)

3.Конкурс капитанов (5-7 мин.) (слайд 8)

«Жили ли они?»

Задание. Из предложенного здесь списка имен, известных вам из истории Древней Греции, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую колонку имена тех, кто известен вам из мифов (боги, герои). Против каждого имени исторического деятеля коротко записать: когда и где жил, кем был, чем прославился. (Оценка: 1+0,5+0,5+0,5 баллов)

Посейдон, Солон, Геракл, Одиссей, Аристотель, Геродот, Прометей, Перикл, Ксеркс, Ахиллес, Гомер, Фемистокл, Гектор, Фидий.

Ответы. (слайд 10)

Исторические лица:

1.Солон – VI в. до н.э.,  правитель Афин, реформы.

2.Аристотель – IVв. до н.э., Афины, философ, учитель А.Македонского.

3.Геродот – Vв. до н.э., ученый, историк, чудо света.

4.Перикл – Vв. до н.э., Афины, стратег.

5.Ксеркс – Vв. до н.э., царь персов, поход в Грецию.

6.Гомер – VIIIв. До н.э., поэт, «Илиада» и «Одиссея».

7.Фемистокл – Vв. до н.э., Афины, стратег, строительство флота, победа у о.Саламин над персами.

8.Фидий – Vв. до н.э., Афины, скульптор.

Мифические боги, герои:

1.Посейдон

2.Геракл

3.Одиссей

4.Прометей

5.Ахиллес

6.Гектор

4. Задания командам (слайд 11)

Одновременно с конкурсом капитанов команды выполняют задание (5-7 мин.).

Со многими преданиями греков связаны крылатые выражения.

Задание. Какие вы знаете крылатые выражения? С какими преданиями они связаны? Что они означают?  (Написать на выданных листочках)

Ответы. (слайд 12)

1.«Нить Ариадны» - путеводная нить (миф о Тесее).

2. «Авгиевы конюшни» - очень грязное помещение (миф о Геракле).

3. «Яблоко раздора» - причина ссоры, спора (из троянского цикла).

4. «Ахиллесова пята» - слабое, уязвимое место (поэма «Илиада»).

5. «Троянский конь» - дар, подарок, опасный для того, кто его получает (из троянского цикла).

6. «Убить Минотавра» - преодолеть собственный страх (миф   о Тесее).

7. «Находиться межу Сциллой и Харибдой» - подвергаться опасности с разных сторон (поэма «Одиссея»).

8. «Ящик Пандоры» - иносказательно вместилище бед; дар, чреватый бедами (миф о Пандоре).

5.Вопросы болельщикам пока капитаны и команды готовятся (5 мин).

За каждый правильный ответ болельщики приносят 1 балл своей команде.  (слайд 10-11, ответы на слайде 11 появляются по щелчку  все вместе)                          

Вопрос

Ответ

1.Атлант                        

Титан, державший небо

2.Дионис                          

Бог виноделия

3.Оратор                          

Человек, умеющий хорошо говорить

4.Зевс                                

Бог грома и молнии

5.Олимп                            

Гора в северной Греции, жилище богов

6.Пирей                            

Афинский порт

7.Триеры                          

Древнегреческие корабли

8.Верфи                            

Мастерские для постройки и ремонта судов

9.Пошлины                      

Налог на торговлю

10.Мифы                          

Сказания о богах

11.Музы                            

Покровительницы искусства, наук

12.Демократия                  

Власть народа

Команды и капитаны заканчивают работу, сдают листочки с заданиями жюри и проверяют свои ответы.  На экране ответы задания «Жили ли они?» (слайд 12) и крылатые выражения (слайд 13).

Предоставляется слово жюри, которые подводят итоги за представления команд и разминку.

6. Домашнее задание. (слайд 14)

Учащиеся подготовили и разыгрывают мифы. Часто выбирают следующие: «Яблоко раздора», «Тесей и Минотавр», «Деметра и Персефона», «Орфей и Эвридика»

Миф « Яблоко раздора»

Действующие лица

Автор

Зевс

Гера

Афина

Афродита

Эрида

Парис

Реквизит: стол с яствами

Автор. Однажды боги устроили роскошный пир. На него позвали всех, кроме богини ссор и раздоров Эриду. Никто не любил её: вызывала она вражду и войны (за столом сидят боги и пируют).

Однако, эта богиня явилась незваной.

 (Крадётся Эрида и бросает на стол яблоко с надписью « Прекраснейшей». Веселье сразу прекращается)

Афродита. Это моё яблоко! (пытается схватить)

Афина. Нет! Оно моё!

Гера. (возмущенно) Это яблоко должно принадлежать мне!

Гера, Афродита, Афина (одновременно). О великий и всемогущий Зевс! Рассуди, кто из нас «Прекраснейшая».

Автор. Зевс не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита – дочерьми.

Зевс. Отправляйтесь в Илион к троянскому царевичу Парису, пусть он разрешит ваш спор!

Автор. Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом, который пас овец.

Гера. Парис! Присуди это яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина. Если ты присудишь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита. Отдай яблоко мне, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис. ( протягивает яблоко Афродите) Вечно юная богиня красоты и любви, ты прекраснейшая!

Автор. С тех пор Афродита стала во всем помогать Парису, а Гера и Афина возненавидели его и всех троянцев.

Тесей и Минотавр

Действующие лица:

Автор

Тесей

Эгей

Афродита

Афинские девушки

Ариадна

Минос

Минотавр

Посол

Реквизит: корабль; волны (купить ленту); корона Миноса и кольцо; золотой венок; меч; клубок ниток; рога Минотавра; простынь на раме (или двое держат); подсветка прожектора.

Открыта половина занавеса.

 На троне восседает Эгей, рядом стоит Тесей. Входит посол.

Посол.  Плати дань нашему критскому царю Миносу! Семь юношей и девушек должны нынче же отправиться с нами в Кносс, столицу Критского царства Миноса, на съедение Минотавру с туловищем человека и головой быка!

                       Посол уходит, Эгей понурился. Вперед выступает Тесей.

Тесей. Я тоже  отправлюсь на Крит, убью чудовище и прекращу уплату этой ужасной дани!

Эгей (умоляет, плачет, закрывает лицо руками). Я против! Не ходи, сын мой единственный!

Тесей. Я пойду! Я принесу жертву Аполлону, покровителю морских путешествий, и призову на помощь Афродиту. Да помогут мне боги одолеть Минотавра.

Эгей. Ты поплывешь на Крит под черным парусом – символом нашей скорби, но если ты победишь Минотавра и останешься жив, замени черный парус на белый.

Тесей. Обещаю!

Эгей исчезает с троном. На сцену выступает Афродита и ведущий.

Ведущий. Призвав на помощь Афродиту, богиню любви, и принеся ей в жертву, Тесей отправился на Крит.

Афродита. Ступай смело, мой герой, на битву с чудовищем! Ты победишь его! (отходит)

Тесей уходит и возвращается на сцену с кораблем, на котором две девушки

Идет волна (ленточкой)

Ведущий. Корабль счастливо прибыл на остров Крит. Тесея, афинских юношей и девушек встретил царь Минос и его дочь Ариадна.

Входят Минос, Ариадна

Афродита (невидимо подходя к Ариадне). Ты, дочь Миноса Ариадна, влюбишься в Тесея! (Ариадна изображает любовь).

Минос (к девушкам). Ага, вот мы сейчас скормим вас нашему Минотавру!

Тесей (к Миносу). Не смей так говорить! Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но мой предок – великий колебатель Земли, бог моря Посейдон!

Минос. Если ты – потомок Посейдона, то докажи это! Достань кольцо из морской пучины!

Минос бросает кольцо в море. Тесей бросает за ним (уходит за занавес). Тесей возвращается с кольцом и золотым венком на голове.

Тесей. Вот кольцо, а золотой венок мне возложила на голову жена Посейдона Амфитрита!

Минос раздосадованный уходит.

Ариадна. О, мой герой! Вот тебе меч, которым ты сразишь Минотавра, а вот клубок ниток, разматывая который ты найдешь обратный путь из лабиринта.

Тесей. Спасибо, о Ариадна!
Ведущий. Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка            (к кораблю) и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта. (Уходит за простыню, включается свет). На него бросился Минотавр, и начался страшный бой. Несколько раз Минотавр бросался на героя, но тот отражал его нападения. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч (вой Минотавра). Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка выходит из Лабиринта и выводит всех афинских юношей и девушке.
Однако когда он возвращался домой,  забыл заменить черные паруса на белые.
Эгей (выходит). Вижу корабль сына, а паруса на нем -  черные. Значит, погиб мой Тесей! (бросается в ленточки).
Ведущий. Эгей бросился в море и погиб. С тех пор море вокруг Греции в честь него называется Эгейским, выражение “нить Ариадны” означает путеводную нить, а выражение ”убить Минотавра” означает преодолеть собственный страх.

7.Историческая эстафета (слайд 15)

Вопрос задается каждому участнику команды. Если ученик не может ответить, слово дается команде противника.

Команда «Спарта» (слайды 16-18, ответ появляется по щелчку, следом за ним новый вопрос через 1,5 сек)

1.Аттика   -   область, где находятся  Афины.

2.Нимфы   -   низшие божества (девы), населявшие реки.

3.Пан         -    бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов.

4.Алкмена  -    мать Геракла.

5.Фреска     -   живопись красками по сырой штукатурке.

6.Менелай   -   спартанский царь, у которого Парис похитил Елену.

7. «Илиада»  -    поэма Гомера о Троянской войне.

8.Эол            -         бог ветров.

9.Полис        -     город-государство.

10.Фаланга   -  военный строй греков.

11.Скифы      -    соседи греков в Северном Причерноморье.

12.Реформы   -    преобразования.

13.Леонид       -   царь спартанцев (битва у Фермопил 480г. до н.э.).

14.Стиль        -   металлическая или костяная палочка для письма.

15.Портик      -   перекрытие, поддерживаемое колоннадой.

16.Кентавры   -  лесные существа, полулюди-полулошади.  

Команда  «Афины» (слайды 19-22, ответ появляется по щелчку, следом за ним новый вопрос через 1,5 сек)

         

            1.Пелопоннес    -   южная часть Греции.

            2.Сатиры          -     низшие лесные божества.

            3.Гефест            -     бог огня, покровитель кузнецов (изготовил доспехи Ахиллу).

            4.Эврисфей   -   трусливый и глупый царь, под властью которого находился Геракл.

            5.Рельеф          -      выпуклое изображение на плоскости.

            6.Агамемнон   -    царь Микен, возглавил поход против Трои.

            7. «Одиссея»    -   поэма Гомера о возвращении греков из Трои.

            8.Сирены      -   полуженщины-полуптицы, которые своим волшебным пением увлекают мореходов и предают их смерти.

             9.Стратег     -   военачальник.

            10.Колонии    -  поселения греков, основанные в чужих землях.

            11.Варвары    -   так эллины называли все другие народы.

            12.Илоты      -     рабы в Спарте.

            13.Мильтиад  -    афинский стратег, победитель персов на Марафонском поле в 490г. до н.э.

            14.Фронтон    -    треугольное завершение фасада здания, образованное двумя скатами крыши и карнизом.

            15.Пергамент   -  материал для письма из обработанной кожи.

            16.Циклоп     -  мифический одноглазый великан (Полифем).

Подведение итогов, награждение победителей и участников.

Рефлексия: (слайд 23)

Участникам игры предлагают выбрать один из жетонов двух цветов и бросить в чашу. Если игра понравилась – белый, если нет, то – черный.

В ходе игры учащиеся показывают хорошее знание фактического материала, умение быстро ориентироваться в исторических фактах, понятиях и работать в команде. Творческие конкурсы демонстрируют прекрасные актерские способности ребят. Ребята проявляют заинтересованность и в процессе подготовки, и во время самой игры. Первый вопрос после подведения итогов: «Когда снова будем играть?»

Информационные источники: (слайд 24)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра" для учащихся 10-11 кл

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов....

Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра" для учащихся 8-10 классов

Развивающие цели: 1. побуждение учащихся к познавательной деятельности; 2. развитие логического мышления; 3. развитие сообразительности....

Интегрированное внеклассное мероприятие по географии и математике для учащихся 5-6 классов. Интеллектуальная игра « Хочу все знать»

Цель: Интегрировать знания по предметам естественнонаучного циклаЗадачи: 1. Формировать умение работать в группах, развивать личностные, предметные, метапредметные компетенции  способностей учащи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сильное звено». Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Сильное звено».Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.    Подготовилаучитель немецкого языкаМОУ «СОШ с.МироновкаПит...

Разработка внеклассного мероприятия по химии «Своя игра» для учащихся 10 класса по теме: «Углеводороды и их природные источники.

Разработка внеклассного мероприятия по химии «Своя игра»для учащихся 10 класса по теме:«Углеводороды и их природные источники...

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра" для учащихся 5 классов

       Игра проводится среди учащихся 5-6  классов. В игре принимают участие 3 команды. Обе команды имеют название и выбирают капитана. По щелчку мыши учителем на указа...